Примерный перечень фольклорных жанров
Методические рекомендации по записи фольклорных произведений
Запись несказочной прозы
(предания, былички, легенды, устные рассказы)
1. Все записи произведений несказочной прозы осуществлять толькос голоса и только на диктофон или видеокамеру, ведя параллельную запись в рабочей тетради.
2. Все пропуски в записи, непонятные слова, выражения восстанавливать, уточнять только после завершения рассказывания, ни в коем случае не перебивая исполнителя.
3. Необходимо фиксировать отношение рассказчика к тексту (верит/не верит; документ/художественное произведение).
4. Необходимо фиксировать источник получения информации (сам видел; слышал от участника события; слышал от человека, не участвовавшего в событии).
Запись сказок
1. Необходимо зафиксировать, от кого и при каких обстоятельствах собиратель получил сведения об исполнителе, как его характеризуют односельчане.
2. Все записи сказок осуществлять толькос голоса и только на диктофон или видеокамеру, ведя параллельную запись в рабочей тетради.
3. Все пропуски в записи сказки, непонятные слова, выражения восстанавливать, уточнять только после завершения рассказывания, ни в коем случае не перебивая исполнителя.
4. После записи каждой сказки необходимо установить:
· от кого исполнитель перенял данную сказку и какова (по оценке самого исполнителя) степень его точности в передаче сюжета;
|
|
· каково отношение исполнителя к данной сказке, почему он ее запомнил.
Запись обрядово-ритуальных форм
1. Установить название обряда и толкование термина информантом.
2. Установить его назначение.
3. Запишите с указанием названий, которые дают сами информанты, последовательную цепочку всех составляющих обряд действий-актов всех участников, точно фиксируя при этом:
a) Время его проведения:
· В какое время года (указать дату, если есть) или в какой период жизни данной группы проводился обряд и почему?
· В какое время суток и почему?
· Если исполнение обряда приурочивалось к определенному виду трудовой деятельности (например, прядение, ткачество, работа со льном и др.) то установить, к какому и почему?
· В какие годы (примерно) прекратилось регулярное исполнение обрядов?
· К какому времени (временам) относится обряд, рассказ о котором записан?
b) Пространство его проведения:
· Внешний мир: лес, поле, дорога, луг, холм, низина, река, озеро и т.д.
· Дом: положение относительно матицы, печи, красного угла, порога, окна, кровати, стола и др.
· Хозяйственные постройки: овин, гумно, баня, внутренний двор, хлев и т.д.
· Связано ли было совершение обряда с движением? Если да, то с каким (какими)?
|
|
c) Предметы, которые использовались в обряде:
· Специально-обрядовые: маски, одежда и др.
· Хозяйственные: утварь, орудия труда, средства передвижения, продукты питания, животные, растения т др.; описать с указанием названий, даваемых информантами, зафиксировать и описать операции, совершаемые с этими предметами, назначение (функции) этих предметов в быту и в обряде.
d) Все половозрастные группы, которые участвуют в обряде:
· Дети.
· Подростки.
· Юноши и девушки.
· Взрослые (семейные).
· Старики.
· Смешанные группы.
· Количественный состав.
· Наличие или отсутствие слушателей/зрителей.
· Степень и формы включения их в обряд.
e) Песни, исполняемые в обряде:
· Точно укажите тот момент обряда, в который данная песня исполняется.
Запись песен
1. При записи обрядовых песен обязательно устанавливать конкретный момент обряда, к которому приурочивается исполнение каждой песни.
2. Все записи песен осуществлять толькос голоса и только на диктофон или видеокамеру, ведя параллельную запись на бумаге.
3. Все пропуски в записи песен, непонятные слова, выражения восстанавливать, уточнять только после завершения исполнения, ни в коем случае не перебивая певца (певцов).
|
|
4. Наиболее яркие диалектные особенности необходимо фиксировать уже в черновой записи, выделяя звуки, ударения.
5. Если песня сопровождалась движением (танцем, переплясом, хороводом, игрой) необходимо просить исполнителя (исполнителей) воспроизвести эти движения и подробно зарисовать, или сфотографировать, или сделать видеозапись их.
6. Столь же тщательно фиксируются все замечания исполнителей о песнях, их отношение к ним, оценки традиционной и современной манеры исполнения народных песен.
7. При записи произведений музыкально-песенного и прозаического фольклора на диктофон или видеокамеру от одного исполнителя или группы (коллектива) необходимо представить их, т.е. сообщить следующую информацию: место записи, дата записи, ФИО и место жительства исполнителя, ФИО того, кто произвел запись а также дать название каждому записываемому произведению (дается по первой строке песни, например, «Ты не радуйся дуб зелёный…» или по персонажу, например «О Степане Разине», «О происхождении названия села»);
Например:
«15 августа 2008 года, село Ивановка Петровского района Ульяновской области; исполнители: Петрова Антонина Ивановна, Сидорова Николай Петрович, Семенова Анна Максимовна, Иванов Леонид Петрович. Запевает Семенова Анна Максимовна. Песня «Летал голубь, летал сизый…» (свадебная, величальная мужчине).
|
|
Запись частушек
1. В процессе беседы с исполнителями, нужно выяснять, был ли обязателен аккомпанемент при исполнении частушек (всех типов напева: «семеновна», «подгорная», «дробь», «страдания» и др.) и какие музыкальные инструменты, бытовые предметы, орудия труда могли быть использованы в этих целях.
2. Обязательно необходимо узнавать, сочиняет ли частушки сам исполнитель.
3. Учитывая особенности бытования частушек, необходимо попытаться собрать вместе несколько частушечников, аккомпаниатора и слушателей.
4. Все записи частушек осуществлять толькос голоса и только на диктофон или видеокамеру, ведя параллельную запись в рабочей тетради.
5. Все пропуски в записи частушек, непонятные слова, выражения восстанавливать, уточнять только после завершения исполнения, ни в коем случае не перебивая певца (певцов).
6. Наиболее яркие диалектные особенности необходимо фиксировать уже в черновой записи, выделяя звуки, ударения.
Примерный перечень фольклорных жанров
- Прозаические жанры
Сказки – волшебные, о животных, бытовые
Предания – об исторических лицах и событиях локальной (местной) истории, в том числе семейные (о предках)
Былички – о духах природы (леший, русалка, водяной, и др.), о домашних духах (домовой и др.), о нечистой силе (о черте, о возвращающимся мертвеце (летун, огненный шар)), о людях, наделенных сверхъестественными способностями (колдун, ведьма, оборотень и др.)
Легенды – христианские (о явлении иконы, о святом месте, о наказании за преступление против церкви и веры, о святых и др.), мирские (о кладе, о Степане Разине или другом разбойнике, наделенном сверхъестественным даром и др.).
Устные рассказы – о сновидениях, о Великой Отечественной войне, о локальных войнах, об избавлении от смерти и о др. выдающихся, с точки зрения рассказчика, событиях его жизни.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!