Нарисуйте психологический портрет Мцыри, используя его монологи.

Билет № 18

Тема, идея, проблематика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Комедия Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы XIX века. “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века.

Тема - чиновничество как воплощение лицемерия, двуличности, пошлости, зависти, взяточничества, невежества.

Идея - чиновники и известные деятели большей частью ведут себя неподобающе (например, берут взятки) и лишь с приездом высокопоставленного лица начинают прикрывать свои грешки. Главная идея "Ревизора" - мысль о неизбежном духовном возмездии, которого должен ожидать каждый человек. Как основную мысль можно взять цитату: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива".

В пьесе Гоголь нарисовал страшную картину: большинством людей в жизни руководит материальная выгода. Люди утратили представление о подлинном смысле жизни. Можно грешить, надо лишь исправно, подобно городничему, посещать церковь. Чиновники всячески пытаются прикрыть свои действия. Так, Ляпкин-Тяпкин берёт взятки борзыми щенками и говорит, что «это совсем иное дело». В больницах люди «выздоравливают как мухи» и т.д.

Истинные человеческие ценности заменяются представлениями о чине. Так, смотритель училищ Хлопов говорит, что у него «и души нет, и язык как в грязь завязнул», если он разговаривает с кем-нибудь чином выше. Благоговейный страх перед «чином» заставляет чиновников поверить во все то вранье, что им преподносит Хлестаков.

 В комедии показана жизнь всей России. Мир, нарисованный Гоголем, отражает всю Россию: суд, народное образование, больницы, почта, полиция.

Даны 2 конфликта: внешний (между Хлестаковым и чиновниками) и внутренний (между бюрократической верхушкой и народом). Этот глубинный конфликт определяет основное содержание пьесы.

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь с большой обличительной силой обнажает пороки общества времен царской России. В центре его внимания находятся представители чиновничества. Умение не пропускать то, что само плывет в руки, является, по их мнению, проявлением ума и предприимчивости.

Впроизведении на первый план выходят социально-психологические и нравственные проблемы. Социально-психологические связаны с образом чиновников и Хлестакова, нравственно-психологические – с «хлестаковщиной».Среди актуальных проблем, затронутых автором, можно выделить следующие: чинушество (вымогательство), взяточничество, казнокрадство, мошенничество, самоуправство и беззаконие местной власти, обывательщина, корыстолюбие, пошлость, невежество.

Прочитав это произведение, невольно примеряешь его к настоящему времени, и, к сожалению, никаких кардинальных изменений за такое большое количество лет не произошло.

Составьте сравнительную характеристику образов Ровены и Ревекки в романе В. Скотта «Айвенго».

В романе В. Скотта «Айвенго» введены два образа прекрасных девушек — Ровены и Ребекки. Обе они молодые, очень красивые, умные, воспитывались без матерей. Их постоянно окружала любовь и ласка ближних, большая роскошь.

Но социальное состояние, и характеры у них разные. По-разному они ведут себя в критических ситуациях, по-разному сложилась и их судьба.

Ровена — знатная саксонка, ее опекал СедрикРотервудский. Опекун боготворит ее, ни в чем ей не отказывает и связывает с ней свои надежды на возобновление власти саксов. Из-за этого он даже выгоняет своего сына и лишает его наследства. Однако Ровена решительно противостоит браку без любви с потомком княжеского рода Альтестаном. Попав в плен, девушка, которая привыкла к общему поклонению, теряет свою волю, плачет. Только счастливый случай спасает ее, а затем судьба опять улыбается ей и она становится женой любимого рыцаря Айвенго.

Ребекка — дочь богатого еврея Исаака. Ее племя постоянно испытывало гонения и унижения. И хотя девушка выросла, не зная ни в чем отказа, все же поняла, что ей нужна большая сила воли, знания, «чтобы выжить в этом жестком мире».

Она научилась лечить, помогала всем, кто в этом нуждался. В критические минуты искала выхода, и, не найдя его, отдала преимущество смерти, а не бесчестью. Это очень сильная натура. Не найдя ответ на свои сердечные чувства, Ребекка решает заняться доброчинными делами: лечить, помогать страждущим. Она и дальше будет поддерживать честь и достоинство своего народа, оберегать веру предков.

Эти женские образы играют значительную композиционную роль, помогают глубже раскрыть характеры главных героев и отобразить историческую эпоху. Их красота, ум и доброта облагораживали этот жестокий мир.

Нарисуйте психологический портрет Мцыри, используя его монологи.

Поэма “Мцыри” — одно из вершинных произведений русской романтической поэзии. Ее герой — человек, у которого, по определению В.Г.Белинского, “огненная душа”, “могучий дух”, “исполинская(исполинский -необычайный по своему значению, размаху, гигантский) натура”. Мцыри относится к тем мятежным героям Лермонтова, которые бросают вызов судьбе и остаются непобежденными, даже падая под ее ударами.

Мцыри — романтически обобщенный образ. О его прошлом говорится в общих чертах, облик героя не индивидуализирован, у него нет даже имени (в рукописи поэма была озаглавлена “Бэри”, что по-грузински — монах). Лермонтов стремился не к созданию образа отдельного человека, а к поэтизации силы человеческого духа, стремления к свободе. В этом отношении образ Мцыри является блестящим достижением романтической поэзии.

Он попал в этот монастырь не по своей воле – его, пленного мальчика, оставил здесь русский генерал. Уже тогда Мцыри отличался странным нравом – он был «пуглив и дик», кроме того, очень слаб физически. Однако у этого мальчика была огромная сила духа и чувство внутреннего достоинства:

…даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал.

Выхоженный монахом, герой остался в монастыре. Однако он не был счастлив там ни минуты – всей душой Мцыри рвался домой, «на восток», в страну предков. Поэтому монастырские стены с самого детства герой воспринимал как стены тюрьмы, как преграду, которая мешает исполнению его мечты.
И вот однажды юноша исчез из монастыря. А через три дня его нашли около монастырских стен, истощенного, раненого, больного. Выздоровление не приходило к герою – казалось, будто он после возвращения потерял что-то важное и ему остается лишь одно - умереть.

Чувствуя это, Мцыри исповедуется своему наставнику. Исповедь героя открывает нам его внутренний мир, помогает понять загадочный характер и смысл жизни этого человека.

Дитя гор, Мцыри страстно мечтал о жизни, «полной тревог». В ней он видел воплощение своего идеала – свободы, слияния с природой, постоянного испытания собственных сил и возможностей:

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

И Мцыри решился исполнить свою мечту – «Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной». Герой стремился попасть к себе на родину, чтобы больше не быть «рабом и сиротой», а стать полноценным человеком, имеющим собственное имя и свои корни.

Он признается, что три дня вне стен монастыря стали для него лучшими днями жизни:

… и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Герой понял, что значит быть свободным и рассчитывать лишь на собственные силы. На воле он почувствовал себя частью природа, частью огромного мира, который не проникал за стены монастыря: «И было сердцу моему Легко, не знаю почему». В общении с природой Мцыри начал вспоминать обретать себя – вспоминать свое прошлое, из раба превращаться в свободного человека.

Мцыри остается лишь одно – умереть с мыслями о родной земле, о той вольной жизни, которая могла бы стать его судьбой. На прощание герой просит монаха похоронить его во дворе монастыря, там, откуда будет виден его родной Кавказ.

Характер Мцыри - отклик Лермонтова на современное ему положение вещей, на ту атмосферу подавления вольной мысли, страха и регресса, что царила в обществе. На примере своего героя поэт показал, с одной стороны, свой идеал человека-бойца, а с другой - то, к чему может привести существующий порядок вещей – к гибели общества.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 782; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!