Шестнадцатеричная система счисления



Главное неудобство двоичной системы счисления - это размеры чисел, с которыми приходится обращаться. На практике с двоичными числами работают, только если необходимо следить за значениями отдельных бит, а когда размеры переменных превышают хотя бы четыре бита, используется шестнадцатеричная система. Эта система хороша тем, что она гораздо более компактна, компактнее десятичной, и тем, что перевод в двоичную систему и обратно происходит очень легко. В шестнадцатеричной системе используется 16 «цифр»: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С. D, E, F, и номер позиции цифры в числе соответствует степени, в которую надо возвести число 16, так что:

96h = 9 * 16 + 6 = 150

Перевод в двоичную систему и обратно осуществляется крайне просто - вместо каждой шестнадцатеричной цифры подставляют соответствующее четырехзначное двоичное число:

9h = 1001b, 6h = 0110b, 96h = 10010110b

В ассемблерных программах при записи чисел, начинающихся с А, В, С, D, E, F, в начале приписывается цифра 0, чтобы нельзя было спутать такое число с названием переменной или другим идентификатором. После шестнадцатеричных чисел ставится буква «h» (см. табл. 3).

Таблица 3. Двоичные и шестнадцатеричные числа

 

Десятичное Двоичное Шестнадцатиричное
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 0000b 0001b 0010b 0011b 0100b 0101b 0110b 0111b 1000b 1001b 1010b 1011b 1100b 1101b 1110b 1111b 10000b 00h 01h 02h 03h 04h 05h 06h 07h 08h 09h 0Ah 0Bh 0Ch 0Dh 0Eh 0Fh 10h

 

Числа со знаком

Легко использовать байты, слова или двойные слова для представления целых положительных чисел - от 0 до 255, 65 535 или 4 294 967 295 соответственно. Чтобы использовать те же самые байты или слова для представления отрицательных чисел, существует специальная операция, известная как дополнение до двух. Для изменения знака числа выполняют инверсию, то есть заменяют в двоичном представлении числа все единицы нулями и нули единицами, а затем прибавляют 1. Например, пусть используются переменные типа слова:

150 = 0096h = 0000 0000 1001 0110b

инверсия дает: 1111 1111 0110 1001b

+1 = 1111 1111 0110 1010b = 0FF6Ah

Проверим, что полученное число на самом деле -150: сумма с +150 должна, быть равна нулю:

+150 + (-150) = 0096h + FF6Ah = 10000h ;

Единица в l6-м разряде не помещается в слово, и значит, мы действительно получили 0. В этом формате старший (7-й, 15-й, 31-й для байта, слова, двойного слова соответственно) бит всегда соответствует знаку числа 0 — для положительных и 1 — для отрицательных. Таким образом, схема с использованием дополнения до двух выделяет для положительных и отрицательных чисел равные диапазоны: -128 — +127 — для байта, -32 768 — +32 767 — для слов, -2 147 483 648 — +2 147 483 647 — для двойных слов.

Логические операции

Один из широко распространенных вариантов значений, которые может принимать один бит, -это значения «правда» и «ложь», используемые в логике, откуда происходят так называемые «логические операции» над битами. Так, если объединить «правду» и «правду» — получится «правда», а если объединить «правду» и «ложь» — «правды» не получится. В ассемблере нам встретятся четыре основные операции — И (AND), ИЛИ (OR), исключающее ИЛИ (XOR) и отрицание (NOT), действие которых приводится в таблице 4.

Таблица 4. Логические операции

 

И ИЛИ ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ НЕ
0 AND 0 = 0 0 AND 1 = 0 1 AND 0 = 0 1 AND 1 = 1 0 OR 0 = 0 0 OR 1 = 1 1 OR 0 = 1 1 OR 1 = 1 0 XOR 0 = 0 0 XOR 1 = 1 1 XOR 0 = 1 1 XOR 1 = 0 NOT 0 = 1 NOT 1 = 0

 

 

Все эти операции побитовые, поэтому, чтобы выполнить логическую операцию над числом, надо перевести его в двоичный формат и выполнить операцию над каждым битом, например:

96h AND 0Fh = 10010110b AND 00001111b = 00000110b = 06h

Коды символов

Для представления всех букв, цифр и знаков, появляющихся на экране компьютера, обычно используется всего один байт. Символы, соответствующие значениям от 0 до 127, то есть первой половине всех возможных значений байта, были стандартизованы и названы символами ASCII (хотя часто кодами ASCII называют всю таблицу из 256 символов). Сюда входят некоторые управляющие коды (символ с кодом 0Dh — конец строки), знаки препинания, цифры (символы с кодами 30h – 39h), большие (41h – 5Ah) и маленькие (61h – 7Ah) латинские буквы. Вторая половина символьных кодов используется для алфавитов других языков и псевдографики, и набор и порядок символов в ней различаются в разных странах и даже в пределах одной страны. Например, для букв одного только русского языка существует пять разных вариантов размещения во второй половине таблицы символов ASCII. Существует также стандарт, использующий слова для хранения кодов символов, известный как UNICODE или UCS-2. 

Организация памяти

Память с точки зрения процессора представляет собой последовательность байт, каждому из которых присвоен уникальный адрес. Он может принимать значения от 0 до 232-1 (4 гигабайта). Программы же могут работать с памятью как с одним непрерывным массивом (модель памяти flat) или как с несколькими массивами (сегментированные модели памяти). Во втором случае для задания адреса любого байта требуется два числа — адрес начала массива и адрес искомого байта внутри массива. Помимо основной памяти программы могут использовать регистры — специальные ячейки памяти, расположенные физически внутри процессора, доступ к которым осуществляется не по адресам, а по именам.  


 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!