Сюжеты хроникальные и концентрические
Сюжеты с преобладанием чисто временных связей между событиями называются хроникальными. Сюжеты с преобладанием причинно-следственных связей между событиями называют сюжетами единого действия, или концентрическими.
Каждый из этих двух типов организации сюжета обладает особыми художественными возможностями. Хроникальное сюжетосложение позволяет писателю осваивать жизнь в пространстве и времени с максимальной свободой. Поэтому оно широко используется в эпических произведениях большой формы.
Хроникальные сюжеты выполняют разные художественные функции. Во-первых, они могут представлять собой сочетание решительных, инициативных действий героев, поворотных событий, всевозможных приключений. Такие сюжеты называют авантюрными. Во-вторых, хроникальные сюжеты могут служить изображению социально-бытового уклада жизни и внутреннего мира персонажей. Такие сюжеты как бы обозревают внешне не связанные между собою события и факты, имеющие вместе с тем для главного героя глубокий внутренний смысл («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева).
Произведение с концентрическим сюжетом строится на одной сюжетной линии. Единство действия дает возможность тщательно исследовать какую-то одну конфликтную ситуацию (конфликт показан в его устремленности к разрешению и исчезновению: от завязки действия к развязке).
Концентрическое сюжетосложение преобладает в драматических произведениях, для которых характерно единство действия. Эпические произведения малой формы (особенно новеллы) тоже тяготеют к сюжетам с единым узлом событий. Концентрическое начало может присутствовать также в эпопеях, романах, больших повестях.
|
|
В то же время нельзя не отметить, что в эпических произведениях большой формы (а также в пьесах последних столетий) хроникальные и концентрические начала сюжетосложения нередко сосуществуют: писатели отступают от главной линии действия и изображают события, связанные с ней лишь косвенно. Особенно сложны соотношения между концентрическими и хроникальными началами в сюжетах многолинейных, где прослеживается несколько одновременно возникающих «узлов» событий («Война и мир» Л. Толстого) В таких сюжетах нередко развертывается параллельно друг другу несколько самостоятельных, лишь время от времени соприкасающихся друг с другом сюжетных линий.
Основные элементы сюжета
В сюжетах (особенно концентрических) отчетливо вырисовываются стадии действия и лежащего в его основе конфликта. Они обозначаются такими терминами как экспозиция, завязка, развитие действия (включающее перипетии) кульминация, развязка.
|
|
Выделение элементов сюжета – не просто вопрос теории. От того, насколько верно будет определен тот или иной элемент, зависит понимание сущности конфликта, а значит – и всего произведения в целом. Так, например, только поняв суть конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», можно правильно ответить на вопрос о том, что хотел сказать писатель: показать столкновение персонажей, составивших традиционный «любовных треугольник» или борьбу «века нынешнего» с «веком минувшим».
Экспозиция (от лат. expositio – изложение, объяснение) – изображение жизни персонажей в период, непосредственно предшествующий завязке. В экспозиции происходит показ условий и обстоятельств, в которых в дальнейшем возникнет конфликт и развернуться те действия, которые составляют предмет повествования в данном произведении.
Экспозиция мотивирует действие, которое развернется впоследствии. Нередко в ней даются первые представления о характерах, которые уже сформировались в определенных социальных и бытовых условиях. Иными словами, в экспозиции дается обрисовка жизни персонажей до того времени, с которого начинается непосредственный показ развития взаимоотношений.
Экспозиция лишь «вводит» читателей в сюжет, но отнюдь не предопределяет его характер и направленность развития (пока еще неизвестно, какой конфликт в дальнейшем будет развернут).
|
|
Завязка может обнаруживать и обострять уже имевшиеся ранее противоречия в жизни героев или же сама создавать («завязывать») какие-либо конфликты. В последнем случае ее можно назвать завязкой конфликта и отметить, что она представляет собой первое столкновение персонажей, которое поставит их судьбу в зависимость от решения какого-либо жизненного вопроса.
В больших эпических произведениях момент завязки не всегда можно выделить так однозначно, как в большинстве драматических. Нередко завязка здесь как бы «растянута» и включает в себя не одно, а несколько событий (Татьяна полюбила Онегина и написала ему письмо («Евгений Онегин» А.С. Пушкина)).
Завязавшееся действие обычно не стоит на месте, конфликт становится все более определенным, обостряется. В процессе развития действия перед читателями в наибольшей полнотой раскрываются характеры персонажей во всей их многогранности и неповторимости.
В отличие от завязки, которая может быть «одномоментной», развитие действия предполагает изображение ряда событий, охватывающих более значительный, иногда – достаточно длительный промежуток времени.
|
|
Наивысшую точку развития конфликта, момент максимальной напряженности, предельного обострения противоречий в жизни героев называют кульминацией (лат. culmen – вершина).
Кульминация, как правило, непосредственно предшествует развязке действия – моменту, завершающему течение событий, кладущему ему конец (немая сцена в «Ревизоре» Н.В. Гоголя).
Развязка далеко не всегда всецело исчерпывает, снимает, и разрешает изображенный конфликт. Завершение действия (развязка) может и не устранять конфликтных положений. В финалах многих произведений противоречия в жизни персонажей остаются предельно острыми. Такова, например, развязка комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, которая свидетельствует о сохранении непримиримых противоречий между представителями двух противоборствующих общественных лагерей.
Завязка, кульминация и развязка даже в произведениях с концентрическими сюжетами иногда недостаточно отчетливо выражены, а то и вовсе отсутствуют. Нередко случается (особенно в драмах), что завязка остается в отдаленном прошлом и действие изображается не с самого начала, а с момента, близкого к кульминации.
Сколько-нибудь отчетливо выраженная кульминация действия также не является необходимой. В большинстве хроникальных произведений кульминация отсутствует. Порой ее нет и в концентрически построенных сюжетах.
Развязка играет ответственную роль в произведениях с сюжетными конфликтами, замкнутыми в пространстве и времени. В подобных случаях именно к ней устремлено внимание читателя. Он ждет, чемзавершится воспроизводимая цепь событий. Вместе с тем действие может и не иметь развязки, конфликт остается неразрешенным (в таком случае принято говорить об «открытом финале»). Это характерно главным образом для произведений, в основе которых – устойчивые конфликтные положения.
В эпоху расцвета реализма развязки стали играть более скромную роль, чем раньше. «Мы думаем, – писал Белинский, – что есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки» (Сочинения Александра Пушкина. Полн. собр. соч. в 10-ти тт. Т.8 – М., 1956, с.469). Отсутствие развязки в целом ряде произведений мотивируется тем, что ее наличие несовместимо с раскрытием глубоких жизненных противоречий.
Сюжет и фабула
В настоящее время существует несколько трактовок понятий «фабула» и «сюжет», согласно которым их соотношение определяется по-разному.
Существует несколько способов разграничения фабулы и сюжета. Наиболее распространенными из них считаются следующие:
- Событие (цепь событий)
Фабула: в жизни (источник – биографический опыт автора, традиция) или «как в жизни» («естественная» последовательность событий) | Сюжет: ряд событий в произведении («нарушенная» последовательность) |
Ряд событий многие исследователи считают фабулой, а сюжетом – обработку фабулы, созданную тем или иным автором. В таких случаях фабульному «материалу» противополагают авторскую «комбинацию» его элементов.
- Действие (цепь действий)
Фабула: «событийная основа» действий, совокупность «связанных» элементов действий или «краткая схема» действий (в пересказе) | Сюжет: действие «во всей полноте», в сочетаний «связанных» и «свободных» элементов |
Термин «сюжет» считают обозначением динамического аспекта произведения, последовательности всего, что в нем происходит, включая любое, самое незначительное происшествие, а также душевные движения, жесты и мимику персонажей. При этом выделяется особо чисто событийная основа происходящего (действия), представляющая собой нечто вроде его каркаса. Пересказ всегда и ограничивается воспроизведением этого каркаса, к которому и относят и относят термин «фабула».
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1763; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!