Развитие выразительности языка цвета в XIX - XX века. Импрессионизм.



Лекция № 4

ДЕСОКРАЛИЗАЦИЯ СВЕТА И ЦВЕТОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ В ИСКУССТВЕ

Вопросы:

1. Десокрализация света и цветовых значений в искусстве. Семнадцатый век как антитеза содержательности и натуральности. Европа. XVII-XIX века.

2. Развитие выразительности языка цвета в XIX - XX века. Импрессионизм.

3. Русский авангард. Постмодернизм

 

Десокрализация света и цветовых значений в искусстве. Семнадцатый век как антитеза содержательности и натуральности.Европа. XVII-XIX века.

В XVII в. Ньютон вводит естественнонаучную (физическую) основу классификации цветов, а именно спектр белого света, в котором выделяются семь «простых» спектральных цветов и один — пурпурный, образованный смешением крайних цветов спектра. Пытаясь систематизировать полученные результаты, Ньютон схематично расположил основные цвета на цветовом круге. Был построен цветовой круг, оказавшийся очень удобной системой для технических и научных целей. Феномен цвета обрел физическую почву, но утратил непосредственную связь с космизм и мифологизм восприятия.

Эпоха Просвещения практически лишает цвет его прежней магической и религиозно-мистической миссии в традиционной картине мира, что, в первую очередь, связано с достижениями физики и оптики, изложенными И. Ньютоном в «Лекциях по оптике», где постулируется тот факт, что уже упоминавшаяся ранее связь света и цвета с высшим, сверхъестественным, божественным миром является лишь более или менее удачной метафорой.Открытия Ньютона были посвящены физической природе света и цвета, их природным свойствам, имеющим определенное постоянство вне зависимости от нюансов, возникающих при их восприятии конкретным человеком что стало основанием естественнонаучной классификации цветов.

В XVII веке в Европе господствует два стиля: 1)Барокко‑ восхваляется эстетическое превосходство цвета.Цветовая символика отличается особой изысканностью и утонченностью 2)Классицизм. Ценятся оттенки цветов, основа ‑ приглушенные цвета. Символизм формы первичен и предметов несущих определенную символическую нагрузку, значение цвета рационализировано.В XVIII веке барокко превращается в рококо. Появляется тяготение к асимметрии композиции, декору, мягкойдеталировки форм, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом.

В конце XVIII в. Гётесоздает «Учение о цвете» и предлагает новый способ классификации цветов по физиологическому принципу, приближенному к естественному их восприятию в мире(рис.2)Исследуя цвета, Гете пытался прислушиваться не только к доводам своего разума, но и к эмоциональному ощущению, которое в нем рождал цвет.

Гете - поэт и мыслитель, воплощение цельности чувственного и умственного начала. Его концепция состоит в том, что высшее трудно постичь в теории, но нужно узреть его в природе.

Рисунок ‑2Цвета: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Синий, Фиолетовый.Треугольник показывает три основных цвета, которыми пользуются художники. Остальные цвета (Оранжевый, Зеленый, Фиолетовый) получаются путем смешивания основных.

 

Цвет, как определил его Гете, есть элементарное явление природы, которое раскрывается чувству зрения. В своем учении, Гете рассматривает цвета в трех аспектах: физиологические цвета, которые принадлежат глазу и основаны на его действии и противодействии; физические цвета, которые обнаружены в бесцветных средах или с помощью них; и химические цвета, как свойственные самим предметам. Физиологические цвета образуют основу учения Гете.

Построенный им цветовой круг состоит из трех пар контрастных цветов. Основой круга служит треугольник главных цветов, но это не цвета спектра, а самые употребительные краски художников — красная, синяя и желтая. Таким образом, в систематике цвета Гёте исходит отчасти из естественнонаучных наблюдений (явление цветовой индукции), отчасти из обобщения практических операций живописцев (смешение красок).

В XIX веке в Европе возникает романтизм.

После французской революции и под влиянием немецкого идеализма (Шопенгауэр, Конт, Уайльд, Золя, Флобер) сформировалось философское течение - позитивизм, согласно которому эстетика, должна исследовать конкретные факты, искусство должно быть не сопереживающим, а отстраненным от жизни, исследующим с равным интересом все факты реальности, в искусстве необходимо самопроизвольное и прямое развитие. Интеллектуальность и стремление к свободе, возможно, явились причинами расцвета романтизма в середине XIX века, представители которого наполняли свои произведения избытком фантазии, экспрессии.

Романтическое искусство XIX в. постепенно повышает содержательную ценность цвета — от знака и аллегории к символу и от образа к мифу. В последствии, его возникновение приводит к появлению двух противоположным направлениям: натурализму (дотошная передача всех цветовых оттенков и логики их распространения в пространстве, цвет жестко принадлежит предмету) и импрессионизму (передача образов цветом).

В это же время, современник Гете, Филипп Отто Рунгеразработал свою систему классификации цветов используя принцип глобуса или шара. Благодаря трудам Филиппа Отто Рунге цветовая система приобрела третье измерение и вышла в пространство. Немецкий художник построил «цветовой шар», в котором соединились спектральные и ахроматические цвета, разбеленные, зачерненные и ломаные. Цвет образовал свою автономную и замкнутую «вселенную», самоценный мир красок, такой же шарообразный, как Солнце или Земля. Может быть, это было последним проявлением мифологизма в теории цвета. Как структура цветовой шар представлял собой следующее ‑ вокруг экватора размещен двеннадцатицветный круг чистых цветов, верхний полюс покрыт белым, нижний - черным цветом. Между чистыми цветами экватора и ахроматическими полюсами находятся смеси из соответственно чистой краски с белым цветом  или с черным к нижнему полюсу.

Каждый пункт на этом цветном глобусе может быть обусловлен долготой и широтой, что делает возможным определение названия цвета посредствомсоответствующей системы исчисления.

Кроме этого, можно отметить следующих ученых, которые внесли свой вклад в классификацию цвета: Шеврёль (полусфера), Адамс, Бецольд, Гельмгольц.

В XIX в. Г. Гельмголъц уточняетвопрос об основных цветах ими оказались красный, зеленый и синий, дающие в слагательных смесях все остальные цвета спектра в любой насыщенности. Физиологическая оптика приняла эту триаду в качестве основной. Эти же цвета оказались основными во всех случаях, где имеет место слагательное смешение цветов: в полиграфии, пуантиллистической живописи, ткачестве, позже в цветном кино, телевидении, театрально-декоративном освещении. Но не утратила своего значения и триада основных красок — красной, желтой и синей. Они составили основу цветового круга, которым продолжали пользоваться живописцы, полиграфисты и все те, кто получает цвет путем смешения красок. Цветовые системы дифференцировались и специализировались применительно к каждой отрасли науки или производства.

В XX в. продолжается процесс дифференциации и специализации наук и производства. Появляются все новые и новые цветовые системы, пространственные тела в виде двойного конуса (Оствальд, Рабкин), спиралевидной фигуры (Манселл), многогранников со скругленными и острыми ребрами (Юстова, Кюпперс). Строятся различные цветовые круги, разрабатыва­ются атласы цветов. Подобно тому как слово в литературе оторвалось от своей вещественной сути и обрело самоценность, так же и цвет в науке и технике порой теряет визуальные качества и превращается в систему чисел: современная колориметрия не «смотрит» на цвет, она его вычисляет. Подразделение на главные и второстепенные цвета почти всюду потеряло актуальность. Лишь в некоторых областях деятельности, где требуется быстрая и безошибочная узнаваемость цвета (геральдика, сигнализация, кодирование), главные цвета сохранили свои позиции.Происходит десокрализация света и цветовых значений в искусстве.

Развитие выразительности языка цвета в XIX - XX века. Импрессионизм.

Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Истоки. В эпоху Возрождения живописцы венецианской школы пытались передать живую реальность, используя яркие краски и промежуточные тона. Их опытами воспользовались испанцы, наиболее отчётливо это выражено у таких художников как Эль Греко, Веласкес и Гойя, чьё творчество впоследствии оказало серьёзное влияние на Э.Мане и О.Ренуара.

В это же время Рубенс делает тени на своих полотнах цветными, используя прозрачные промежуточные оттенки. По наблюдению Делакруа, Рубенс отображал свет при помощи тонких, изысканных тонов, а тени — более теплыми и насыщенными цветами, передавая эффект светотени. Рубенс не использовал чёрный цвет, что позднее станет одним из основных принципов живописи импрессионистов.

На Эдуарда Мане влияние оказал нидерландский художник Франс Халс, писавший резкими мазками и любивший контраст ярких красок и чёрного цвета.

Переход живописи к импрессионизму также подготовили английские живописцы. Во время франко-прусской войны (1870—1871) Клод Моне, Сислей и Писсарро отправились в Лондон, чтобы там иметь возможность изучить великих пейзажистов — Констебла, Бонингтона и Тёрнера. Что же касается последнего, то уже в его поздних работах заметно как исчезает связь с реальным изображением мира и уход в индивидуальную передачу впечатлений.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 422; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!