Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П.



Лекция 4

Комплексные способы коррекции заикания младших школьников и подростков (психотерапия, массаж, рефлексотерапия, гештальттерапия, дыхательные упражнения

Современный традиционный способ реабилитации заикающихся предполагает комплексный, дифференцированный  подход, поскольку нарушение плавности речи обусловлено причинами как биологического, так и психологического характера. Комплексный, дифференцированный подход к преодолению заикания включает в себя два аспекта.

Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, на воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.

Во-вторых, это система четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов – врача, логопеда, психолога, воспитателя, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Круг специалистов, участвующих в реабилитационном процессе, может быть и более широким.

Воздействие на заикающегося должно перевоспитывать самого заикающегося и его речь методами, соответствующими возрасту, развитию и психическим особенностям; учитывать все стороны речи: содержание, различные виды, правильное оформление с точки зрения употребления слов и. речевых оборотов, выразительности, звукопроизношения, неторопливого темпа и плавности ее, свободного речевого контакта с окружающими.

Комплексное воздействие на заикающегося складывается из:

- воздействия врача и логопеда;

- воздействия окружающих на личность заикающегося, на его эмоционально-волевую сферу, его движения, на его взаимоотношения со средой и на его речь.

Основными средствами комплексного воздействия являются:

- медицинские средства воздействия;

- психотерапия;

- логопедическая работа.

Медицинские средства воздействия (медикаментозное воздействие и различные виды физиотерапии) способствуют нормализации функций нервной системы и создают благоприятный фон для психотерапии и для активной логопедической работы.

Психотерапевтические средства воздействия направлены на перестройку всей личности заикающегося и его отношений с окружающей социальной средой.

Очень важным моментом психотерапевтического воздействия является проведение всей работы не индивидуально, а в группе, в коллективе заикающихся, причем коллектив сам по себе играет роль воспитывающего и психотерапевтического фактора.

Логопедическое воздействие направлено на коррекцию речевых навыков, на формирование навыка плавной речи.

Итак. Комплексный подход предполагает одновременное решение трех задач:

1. Формирование навыка плавной речи.

2. Воздействие на личность заикающегося. Общая, рациональная, суггестивная(аутотренинг),

3. Профилактика рецидивов и хронификации заикания

Формирование навыка плавной речи.

1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов.

2. Регуляцию эмоционального состояния.

3. Формирование речевого дыхания.

4. Формирование навыков рациональнойголосоподачи и голосоведения.

5. Развитие просодической стороны речи.

6. Развитие координации и ритмизации движений.

7. Развитие планирующей функции речи.

 Эту работу  выполняет логопед на логопедических и логоритмических занятиях.

Торможение патологических речедвигательных стереотипов

 Судороги мышц речевого аппарата сами становятся генератором последующих судорог. Наличие данного механизма диктует необходимость проведения специальных речевых режимов, направленных на исключение тех видов речи из общения, в которых наиболее часто проявляются судорожные запинки.

 К таким мероприятиям относятся “режим молчания”, “режим ограничения речи”, “щадящий речевой режим”, “специальный охранительный режим” и т.д.

Организация и длительность этих режимов существенно зависит от возраста заикающихся.

 Оптимальным временем его проведения является 10-14 дней. Режим ограничения речи может плавно переходить в щадящий речевой режим, во время которого речевая активность ребенка постепенно увеличивается. Его длительность может быть индивидуальной. Организация режима ограничения речи и щадящего речевого режима наиболее полно представлена в работах В.И. Селиверстова, 1979,1994 и И.Г. Выгодской и др., 1993 и др.

У подростков и взрослых заикающихся режим ограничения речи может протекать в виде полного молчания.

 В этой возрастной группе очень важным является сочетание “режима молчания” с интенсивным психотерапевтическим воздействием, направленным на эмоциональную перестройку и перестройку личностных установок.

В период ограничения речи как дети, так и взрослые заикающиеся, активно используют техники невербального общения, которые общения способствует снижению эмоционального напряжения.

В этот же период начинается работа по овладению навыками

мышечной релаксации и формированию речевого дыхания.

Регуляция эмоционального состояния

 

Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П.

Как помочь заикающимся школьникам: Кн. для логопеда.— М.: Просвещение, 1995.— 176 с: ил.—ISBN 5-09-004455-4.

Как известно, главным условием для естественной речи являются спокойное состояние нервной системы и мышечная расслабленность. И поскольку заикание — это расстройство не только речи, но и нервной системы, то при его устранении необходимо научить школьников освобождаться от мышечного и нервного напряжения.

 При обучении школьников приемов релаксации чаще используют методику последовательного расслабления мышц по контрасту с напряжением этих же мышц, предложенную Е. Джекобсоном, а также классическую схему аутотренинга, разработанную И. Шульцем.

Обучение по представленному комплексу упражнений начинается с воспитания «чувства мышцы», т. е. с умения определять и выделять данную группу мышц среди других. Этот путь школьникам более доступен по сравнению с прямым аутотренингом, когда расслабление вызывается только самовнушением.

Предлагаемый комплекс упражнений начинается с расслабления наиболее крупных и знакомых групп мышц (рук, ног, .корпуса, шеи и др.). При этом необходимо показывать, как неудобно и неприятно состояние напряжения по сравнению с расслаблением мышц, которое обеспечивает свободу любых движений и речи.

Лучше почувствовать релаксацию помогают различные образные представления, которые использует логопед,, разъясняя и показывая упражнение. Так, школьникам предлагают представить себе, что они несут тяжелую вазу с большим букетом цветов. При этом руки должны быть вытянуты вперед, мышцы напряжены. В таком положении руки удерживаются 2—3 секунды. Вазу нужно донести и поставить, затем медленно опустить руки, одновременно расслабляя соответствующие мышцы. Выполнивший это упражнение ощущает свои руки тяжелыми и теплыми.

Вызвать расслабление корпуса можно, предложив детям предста­вить увядший цветок, который забыли полить. Дети изображают цветок следующим образом: голова, плечи и руки безвольно опущены, корпус и мышцы расслаблены, руки становятся теплыми и расслаб­ленными.

Результаты мышечной релаксации закрепляются формулами внушения.

В основу обучения заикающихся самовнушению положены формулы аутотренинга по И. Шульцу, которые вызывают состояние покоя, а также ощущения тяжести и тепла. Однако выяснилось, что при устранении заикания у подростков в схему Шульца целесо­образно внести некоторые изменения. Так, проще вызывать расслабление обеих рук (или ног) .не раздельно, а одновременно. При этом, чтобы не усиливать ощущение тяжести, формула «руки тяжелые» заменяется формулой «руки расслаблены». Это вызвано тем, что подростки нередко воспринимают «тяжесть» как напряжение, скованность.

В отличие от методики И. Шульца также добавляются формулы расслабления мышц речевого аппарата, психотерапевтические формулы уверенности, правильной, красивой речи и др.

 Усвоив формулы внушения на сеансах релаксации, заикающиеся смогут пользоваться ими на уроках и в урок и легко говорю». Другой перед разговором по телефону внушал себе: «Смелее, смелее! Телефон не кусается»-.

Наиболее успешно подростки овладевают методикой релаксации на групповых занятиях. В этих условиях осуществляется коллектив­ная психотерапия: успехи овладевших саморегуляцией положительно влияют на тех, кто еще не достиг этого.

Формирование речевого дыхания

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

2) Формирование длительного фонационного выдоха.

3) Формирование речевого выдоха.

Формирование навыков рациональнойголосоподачи и голосоведения

Практические логопеды знают, что уже в дошкольном возрасте голос заикающихся может отличаться от нормы по своим качественным признакам.

При определении нормы голоса подразумевают достаточную его силу для речевой практики, включая динамический диапазон, высоту голоса (частота основного тона) с частотным диапазоном, соответствующим полу и возрасту.

У заикающихся нередко наблюдаются локальные напряжения мышц голосового аппарата (“зажимы”), что ухудшает характеристики голоса. Встречаются также дисфонические расстройства.

В задачу работы над голосом входит:

1) развитие силы и динамического диапазона голоса;

2) формирование навыков рациональнойголосоподачи и голосоведения;

3) развитие мелодических характеристик голоса.

Начальные этапы работы над голосом могут быть включены в период “щадящего речевого режима” или “режима молчания”. Работа начинается с изолированного произнесения гласных звуков.

Точное, четкое, ясное и полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. За счет изменения звучания гласных возможно в дальнейшем применение других техник: замедление темпа речи; выравнивание послогового ритма; использование “полного стиля” произношения. В основном за счет гласных звуковвозможно интонационно окрасить речь и, главное, достичь ее слитного и плавного произнесения.

Работу над голосом можно проводить в следующей последовательности:

Занимающимся предлагается сделать диафрагмальный вдох и на выдохе произнести длительно, растягивая на весь выдох, звук “а”. Звук должен произноситься легко и свободно, при средней степени звучания голоса. Рот должен быть широко открыт, при этом звук “посылается” вперед. Следует следить за тем, чтобы заикающиеся не произносили звук на “остаточном” выдохе, т.е. чтобы начало выдоха и фонации совпадали во времени.

Затем таким же образом предлагается протянуть гласный “о”. Для объяснения рациональной артикуляции гласного “о” можно использовать образ: “пинг-понговый шарик во рту”.

При произнесении гласного “у” обращают внимание на то, что губы вытянуты вперед, при “и” — губы растянуты в улыбку, при звуке “э” — рот слегка полуоткрыт и т.д.

В развитии речевого голоса у заикающихся учитывают атаку звука и регистр голоса.

Под атакой звука понимают начало звука, т.е. включение в работу голосовых складок. Атака звука зависит от плотности смыкания голосовых складок и силы выдоха. Существуют три вида атаки звука: твердая, мягкая и придыхательная. Припридыхательной атаке звука сначала слышится легкий шум выдоха, а затем слышится звук, похожий на “Х-А-А-А”. При мягкой атаке момент смыкания голосовых складок и момент начала выдоха совпадают. Звук получается мягкий. При твердой атаке сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. Звук получается твердый, часто резкий.

Заикающиеся обучаются начинать произнесение каждого гласного с “мягкой” голосоподачи, или атаки. Логопед дает образец “твердой” атаки, т.е. резкого начала гласного звука и “мягкой” атаки, или мягкого “вплывания” в звук. После чего заикающиеся упражняются в подаче звука на мягкой атаке, произнося гласные и их сочетания, а затем слова и фразы, начинающиеся с гласного звука.

В речевом голосе принято выделять три регистра:

— грудной, или нижний регистр, в котором преобладает грудноерезонирование;

— смешанный или средний регистр;

— головной или верхний регистр, в котором преобладает головноерезонирование.

При работе над голосом заикающихся учат добиваться плавного перехода из регистра в регистр.

В самом начале работы над голосом заикающиеся обучаются использовать грудной резонатор, так как это снижает напряжение голосовых складок.

При обучении использованию грудного резонатора гласные звуки даются в следующей последовательности: А, О, У, И, Э. Такая последовательность связана с тем, что звук А содержит в себе резонирование как высоких, так и низких тонов; звуки О, У относятся к резонаторам низких тонов, звуки И, Э — к резонаторам высоких тонов.

У взрослых для ощущения звука в грудном резонаторе можно предложить произнести гласный А низким голосом, при этом ладонь приложить к грудине, слегка постукивая по ней. Заикающийся должен ощутить легкую вибрацию в области груди. Постановка диафрагмального дыхания и включение в звучание голоса нижних резонаторов позволяют поставить голос на “опору”. Эта снимает излишнее напряжение голосовых складок, стенок гортани и глотки, т.е. способствует снятию “зажимов”.

При постановке голоса очень важно вызвать у заикающегося ощущение “открытой глотки”, которое закрепляется при произнесении гласных звуков. Важно, чтобы нижняя челюсть была расслаблена.

Использование диафрагмального дыхания, использование нижнего резонатора, ощущение “открытой глотки” и расслабленной нижней челюсти позволяет литься голосу свободно и легко. На этом этапе начинается работа над развитием интонационно-мелодических характеристик.

Перед заикающимися ставится задача, используя ряд гласных звуков, менять высоту голоса, придавать ему речевые интонации вопроса, ответа, удивления; передавать голосом различные эмоциональные состояния радости, печали и пр. Работа над голосом продолжается затем на материале автоматизированных рядов, слов, словосочетаний и фраз. (См. Приложение 5).

Таким образом, формирование рациональной голосоподачи плавно переходит в развитие просодической стороны речи.

Заикающиеся обучаются слитно произносить длинный ряд гласных (АоуиАоуиАоуиАоуи) при непрерывном артикулировании на одном речевом выдохе. Такое слитное произнесение обеспечивается непрерывным голосоведением. Оно должно обязательно сопровождаться интонационным модулированием голоса. Этот навык в дальнейшем переносится на слитное произнесение синтагмы.

Работа над голосом должна быть систематической, регулярной, длительной и проходить на всех этапах коррекционной работы. Объем работы над голосом и методические приемы зависят от возраста заикающегося. Чем младше ребенок, тем в большей степени работа над голосом должна идти по принципу подражания. Это указывает на большое значение состояния голоса у родителей, воспитателей и, тем более, логопеда.

Приемы постановки голоса описаны во многих руководствах (Н.П. Вербовая и др., 1977; М.И. Буянов, 1989; Э.М. Чарели, 1991; Л.3.Арутюнян, 1993 и др.).

Развитие просодической стороны речи

Речь заикающихся имеет значительные отклонения от нормы по интонационным характеристикам: интонационная незавершенность окончания фразы, нарушения синтагматического ударения внутри фразы, отсутствие паузы в конце синтагм и фраз. В целом речь заикающихся интонационно обеднена. Нормализация просодической стороны речи включает в себя следующие задачи:

1. Развитие навыка интонационного оформления синтагм (языковой знак, составленный из слов или морфем, соединенных определенным типом связи) .и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).

2. Нормализация процесса речевого паузирования.

3. Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз. На первых этапах коррекционного воздействия уже в период “щадящего речевого режима” заикающиеся обучаются передавать основные виды интонации с помощью невербальных средств общения, активно использутся пантомимику.

На следующем этапе заикающиеся обучаются передавать основные виды интонаций (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты, которые определенным образом помогают заикающимся осмыслить различные виды интонации. Начинают обучение с вопросительной интонации. Голосовые упражнения сопровождаются плавными движениями руки, что позволяет лучше контролировать изменения голоса по высоте. Для вопросительной интонации характерно повышение основного тона голоса. Рука совершает круговое движение и резко идет вверх на завершающей фазе голосоподачи. Восклицательная интонация сопровождается резким, сильным взмахом руки вверх, а незавершенности — плавным, полукруговым движением руки вверх. Интонация завершенности сопровождается плавным движением руки вниз. Полученные навыки интонирования постепенно вводятся в слог, слово, фразу и в спонтанную речь.

У детей такие формы работы проводятся в процессе игровых ситуаций и на основе образцов, которые дает логопед. Одним из видов обучения интонационной выразительности является использование междометий в передаче интонаций радости (Ax!Ox!), печали (о-о), сожаления (ох-ох) и т.п.

На уровне синтагмы начинается работа по обучению выделения значимого слова. Оно должно быть выделено силой голоса, или так называемым логическим ударением. Выделение синтагмы, как единого интонационно-смыслового образования связано с обучением процессу паузирования.

Для устной речи так же, как и для чтения вслух характерны лингвистические паузы, которые разделяют между собой синтагмы и связаны с тем или иным видом интонации. При обучении заикающихся интонационному оформлению высказывания следует добиваться, чтобы то или иное интонационное оформление синтагмы маркировалось паузой. Таким образом, у заикающихся формируется навык посинтагматического произнесения фраз.

Работу над процессом паузирования хорошо начинать на материале стихов, где конец строки всегда совпадает с окончанием речевого выдоха и оформлением паузы. Затем используются фразы диалогической речи, чтение, пересказ, и постепенно переходят к спонтанному высказыванию.

Работа над интонацией начинается с формирования голосовых модуляций. Такая тренировка на первом этапе проводится на материале эталона гласных. Обучение вначале происходит по образцу, который дает логопед. Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи

ударения, например: “А-`о-у-и”. Выделение ударных элементов гласного ряда должно сочетаться с интонационным модулированием голоса или интонационным оформлением данного ряда гласных. Такие упражнения начинаются с произнесения одного эталона гласных, постепенно наращивая их количество (до 4, 6, 8 эталонов гласных произносятся слитно). Это могут быть интонации вопроса, ответа, завершенности, незавершенности.

Например:

Аоуи?Аоуи!

Аоуи-аоуи-аоуи-аоуи?

Аоуи-аоуи-аоуи-аоуи!

Данный навык переносится на слитное произнесение коротких синтагм.

Затем проводится работа над интонационным членением текста. Для детей дошкольного возраста следует проводить эту работу на материале стихотворных текстов с короткой строфой и прозаических текстов, состоящих из коротких фраз.

Интонационное членение тесно связано с ритмом моторной реализации высказывания, т.е. по существу оно является ритмо-интонационным членением.

Ритмо-интонационное членение речевого потока в свою очередь тесно связано с организацией речевого дыхания.

Таким образом, развитие речевого дыхания и ритмо-интонационного членения высказывания способствует формированию артикуляторно-дыхательных циклов в соответствии с синтагматическим делением текста.

При неврозоподобном заикании необходима длительная тренировка и различные виды контроля как за интонационным оформлением синтагмы, так и за ее акустической завершенностью паузой.

При невротической форме заикания фиксация внимания на просодической стороне речи значительно улучшает плавность речи.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 658; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!