Ближний и средний Восток, Япония, Китай.

Лекция № 2

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ИСКУССТВЕ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Вопросы:

1. Систематика и классификация цветов в истории культуры. Древний мир.

2. Греко-римская античность.

3. Средние века.

3.1 Средневековая Европа и ее колористические идеалы, символика цвета.

3.2 Ближний и средний Восток, Япония, Китай.

 

Систематика и классификация цветовв истории культуры.Древний мир.

История классификации цвета, как упоминалось ранее, подразделяется на два больших периода: первый — с доисторических времен по XVI в. и второй — от XVII в. до наших дней.

В культуре первобытных и нынешних «не цивилизованных» народов, цвета отождествляют с наиболее ценными для них веществами и жизненно важными (по их понятиям) стихиями. Таковыми являются кровь, молоко, огонь, земля. Им соответствуют красный, белый и черный цвета. Эта триада в народной культуре надолго сохраняет значение основной.

В первый период древности, когда основным источником материальных благ было земледелие и скотоводство, а главными богами — солнце (или небо), а также земля и произрастающие на ней растения, к этой триаде присоединились желтый цвет земли (у греков и китайцев), зеленый цвет растительности (у всех народов) и синий цвет неба (у китайцев и египтян).Иными словами, у древних народов вопрос о классификации цветов решался в тесной связи с вопросом об устройстве космоса, мира богов и людей. Все самое ценное изначимое в этом мире отмечалось каким-либо цветом, и эти цвета считались основными.

Древний Восток. Китай. Основным космообразующим числом было 5 (четыре стороны света и центр земли). Особенности колорита китайской культуры древности: сочетание искусственности и натуральности, красочность и многоцветие.

Белый цвет в древнем Китае и Японии символизирует сбор риса, смерть, траур. Красный цвет предназначался для высшего сословия; черный и желтый ‑ для простого люда. При этом колорит императорских дворцов отличался многообразием: здесь можно видеть и яркие, насыщенные цвета, и утонченные изящные серые, древесные, терракотовые с яркими включениями.

Красочность и многоцветиев последствиипод влиянием учения Дао («Дао дэ цзин») трансформировалось в аскетизм по отношению к цвету.Красочность и полноцветие уступают место монохромии и ахроматической живописи тушью («пять цветов притупляют зрение»), четкость сменяется туманностью, бесформенностью («великое совершенство похоже на несовершенство»).

Древний Восток. Индия. В древней Индии было 2 цветовые системы:

1) Архаическая или троичная. Цвета: Красный, Белый, Черный.

2) Ведичная, ‑система основанная на Ведах. Следующие цвета: Красный (восточные лучи Солнца), Белый (южные лучи), Черный (западные лучи), очень черный (северные лучи), Невидимый (центр).Ведичная философия и буддизм отрицали роскошь и излишества, богатство и красочность одежд и украшений. Быть «одетыми воздухом» ‑ в белых одеждах – норма и единственно правильный выбор.«Аскетизм» монахов и отшельников не оказал большого влияния на изобразительное искусство, он лишь оттенял и подчеркивал роскошь и блеск индийской культуры.

Убранство дворцов выполнялось в трех основных цветах: Белый, Красный, Золото (иногда добавлялись Синий и Голубой)

Традиционные основные цвета в древней Индии: Белый, Красный, Черный, Желтый и Синий. (Картины Рериха наиболее точно передают традиционный колорит древней Индии)

Ближний и Средний Восток - родина первых цивилизаций, источник культуры Европы и Азии. В культуре народов региона сложилась устойчивая символика цветов.Белый ‑ это везде божественный цвет. Ближайший к белому золотой – символ сиянияи нетленности, подобен солнцу.Священным также был красный. У персов, саков (скифов) и других народов красный цвет почитался как цвет плодородия и любви.Черный цвет символизирует тьму, зло и грех, является цветом дьявола.

На Ближнем Востоке и Древний Египтек числу основных любимых цветов относится синий (или голубой). Синий и голубой были цветами неба, обиталища верховного бога ‑ Солнца. Отношение к цвету зависит от того, на сколько он солнечный.

Основными являются – голубой, золотистая охра, красная охра, белый, черный.

Особенно почитался красный лотос ‑символ крови, пролитой Осирисом во имя процветания Египта.Не менее ценился и зеленый ‑ цвет Осириса, бога-злака, умирающего и воскрешающего каждый год.

 

2. Греко-римская античность

В эллинистическую пору античной культуры, ‑мифологизм мышления понемногу изживает себя, наука начинает вытеснять религию и общественные отношения становятся все более сложными, появляются другие основания классификации цветов и их сочетаний. Наряду с сохраняющимся отношением к цвету, как религиозно-мистическому, магическому символу, возникает также и естественнонаучное отношение. Античные ученые классифицируют цвета еще на основе мифологической традиции (по цветам стихий, света и тьмы) или вовсе не касаются этой проблемы (например, Лукреций).Промежуточным вариантом между этими формами отношения можно считать попытки ряда видных древнегреческих философов создать цветовую систематику стихий, но уже не мистических, а природных.Усложнение культуры и утрата единства способа мышления в античном обществе привели к усложнению проблемы классификации цвета.

В этот период основной метод оценки цвета ‑ его визуальная характеристика.Цвета делят на благородные и низкие, культурные и варварские, темные (austeri) и яркие (floridi); вводится также деление на цвета архитектурной полихромии и цвета живописи.

В 5 в. до н.э. Эмпедокл утверждает, что вселенная состоит из: воды (черный), воздуха (белый), огня (красный), и земли (желтый, охра). А все остальное получается путем смешения этих четырех стихий.

Планид в своей "Натуральной истории" выделил 4 основных цвета: Красный, Белый, Желтый и Черный.

Аристотель выделял 3 основных цвета: Белый (вода, воздух, земля), Желтый (огонь), Черный (разрушение, состояние перехода).

Если Эмпедокл и Планид, определяя цвета стихий, опирался на зрительные впечатления, то Аристотель, желая установить их «истинный» цвет, использовал экспериментальный метод. По Аристотелю «основных» цветов — три: белому (бесцветному) соответствует вода, воздух и земля; желтый — цвет огня, а черный — цвет разрушения или переходного состояния. Отнесение стихии «земля» к группе белого, объясняется результатами экспериментов Аристотеля по прокаливанию почвы, которая, в конце концов, становилась белой. Внимательно разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно скорее желтое, чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал мистический ореол цветов, низводил их до обычных явлений физического мира.

Традиционная роль цвета как символа сверхчувственных, магических сил, в гораздо большей степени сохранилась в философской школе пифагорейцев, много почерпнувших из знаний Вавилонских и Египетских жрецов и магов. Несмотря на попытки к естественнонаучному изучению цветовых феноменов, отношение к цвету как мистическому символу преобладало у Платона. Белый и золотой (желтый) считались божественными цветами (в том числе и мирового разума — Логоса), выражали благо, истину, счастье, добро, познание, гармонию. Темные и особенно черный цвет являлись символами зла, бедствий, сил, враждебных человеку и т.д.

Следует также отметить, что отношение к цветам в Древней Греции, во многом, определялось не только его значениями как религиозного или философского символа, но и эстетическими канонами и представлениями о прекрасном. Поэтому излишество, отсутствие меры в использовании даже самого «благородного» цвета могло считаться «безобразным». (Сходное отношение, опосредованное принципами даосизма, характерно и для Китая, где слишком яркие цвета являлись символом суетности жизни).

Цветовая символика в Древнем Риме не выходит за пределы традиционных канонов. Также наиболее любимыми и почитаемыми цветами были белый, желтый, красный и пурпурный. Синий считался атрибутом Юпитера и Юноны как богов неба и означал религиозное чувство, преданность и невинность; зеленый — цвет Венеры и Природы символизировал плодородие полей, симпатию и приспособляемость; фиолетовый соответствовал ностальгии и памяти; желтый (атрибут Аполлона, бога солнца) выражал великодушие, интуицию и интеллект; оранжевый — гордость и амбицию; красный (цвет Марса) — страсть, чувственность и животворные силы;розовый — чувствительность и эмоции (A.Teillard — 1951; O. Wirth — 1927). Сочетание белого с красным являлось символом аристократического, знатного происхождения. Пурпур считался цветом императоров и членов царского дома, означая власть, духовность, величие. Когда римский полководец праздновал свой триумф, он выезжал на колеснице, запряженной четырьмя белыми лошадьми, покрытыми позолоченными попонами, в одеяниях красного цвета.

Средние века.

3.1В средневековой Европе этот вопрос классификации цвета упрощается, так как появляется единое основание для его решения — христианская религия, ее догмы и каноны. Цвета подразделяются на «божественные» и «богопротивные». Конечно, первые — это главные, почитаемые и прекрасные, остальные — второстепенны или вовсе презираемы (например, серый и коричневый). Подобная классификация распространена и в странах Ближнего Востока, принявших ислам.

 

Рис.1

На рис.1Белый цвет символизирует Христа, Бога, ангелов, является чистым непорочным цветом. Желтый цвет - символ просвещения, действия Духа Святого. Красный - огонь, солнце, кровь Христа. Синий - цвет неба, обители Господа. Зеленый - цвет пищи, растительности, земной путь Христа. Черный - подземный цвет, цвет зла, Антихриста. Фиолетовый - цвет противоречий.

Белый цвет - символ света, святости, чистоты... В иконографии белый — это цвет одежд святых, апостолов, ангелов (позднее ангелы изображались голубыми). Белый саван умерших‑ это знак приобщения человека к божественному чину.

Красный или огненный символизирует божественную энергию, животворное тепло, кровь Христа, любовь Бога к человечеству, любовь верующих. В одеждах красный обычно сочетается с синим или белым.

Символические значения красного и пурпурного близки, однако красный считается более «земным»; в пурпурном к красному добавляется синее (т.е. божественное, трансцендентное), что делает его более «небесным», изысканным, сложным.

Золото и желтый - это «застывший солнечный свет»; золото также знак богатства и власти. Упомянутые цвета использовались в иконографии в основном для писания фонов, света, нимбов. Примечательно, что с XII в. желтый трактуется как цвет измены, лжи, продажности, бесстыдства, дурных намерений (Иуда одет в желтое).

Синий‑ самый «трансцендентный», нематериальный, мистический цвет, символ непостижимой тайны, вечной божественной истины, неба как обиталища горних сил. В христианской цветовой символике синий лишен амбивалентности.

Зеленый‑ символ земной жизни Христа, Его гуманной миссии (в древних культах символизирует воскресение, весеннее обновление), противостоит «царственным» - пурпурному, золотому, голубому. Однако зеленый цвет имеет и негативные моменты: это цвет глаз дьявола и его чешуи.

Из упомянутых ранее основных цветов самым непопулярным является черный цвет - противоположность свету, символ мрака, смерти и ада, неверия и греха, «знак скорби» (зачастую заменялся темно-синим и темно-коричневым). В то же время черный символизирует умерщвление плоти, знак смирения и отказа от мирских радостей, цвет одежд духовенства и монашества (прелаты Римской церкви облачены в фиолетовое).

Полностью негативными являются серый и коричневый цвета. Серый ‑ это цвет нищенского рубища, символ отверженности от христианского мира, не цвет, а его отсутствие. Коричневый трактуется богословами как «самый отвратительный цвет». В сером и коричневом нет ни божественности, ни антибожественности (как в черном).

Культура средневековья в целом антиномична, построена на противопоставлениях и контрастах. В средневековой живописи часто цвета «берутся попарно»: золото с синим, красный с зеленым, красный с синим, белый с черным.

Так же достаточно интересна антисистема цветов, куда входили "погасшие" цвета, т.е. любой цвет в сочетании с коричневым.

Ближний и средний Восток, Япония, Китай.

Средневековая культура на Ближнем и Среднем Востоке развивается под знаком ислама, введенного арабами в начале VII в. В главной книге ислама Коране изложены не только догматы веры, но и начала философии, этики и эстетики, отражены взгляды на свет и цвет, их место и значение в жизни.

С VII века ценятся те же цвета, что и в Западной Европе, только выделяется зеленый: это цвет райского сада. Любимый тип цветовой композиции ‑ многоцветие или полихромия.

На арабском Востоке мышление правоверного мусульманина целостно, не имеет четких антиномий (кроме «верующий» - «неверующий»), в Коране не разделяется земное и небесное, материальное и духовное. Свет в Коране рассматривается как творение единого бога Аллаха и вместе с тем как его зримое воплощение и символ.

О цветовых предпочтениях народов Ближнего Востока свидетельствуют многочисленные описания рая. Рай - идеал и конечная цель мусульманина, награда за труды и тяготы земной жизни. Ни христианский, ни буддийский рай не обладают такой четкой «планировкой», такой конкретной наглядностью и пластичностью. Там скорее радуется дух какими-то потусторонними радостями, здесь же ублажаются тело и органы чувств. Райская жизнь для мусульманина не многим отличается от «роскошной» жизни на земле. Арабы не редко создавали большие и маленькие модели -подобия рая; можно сказать: все, что создала их культура, ориентируется на образец - райский сад - и воспроизводит все его существенные признаки.

Люди в раю одеты в шелковые одежды: «украсившись... браслетами из золота и жемчугом», они возлежат на ложах, «подкладка которых из парчи». Четыре темно-зеленых райских сада орошаются двумя источниками, праведники и райские гурии возлежат на прекрасных коврах и зеленых подушках.

Ковер ‑ это метафора райского сада. Ковровость‑ универсальная и вездесущая категория мусульманского искусства, а цветистость и узорчатость ‑ основной признак ковровости. Этот признак можно видеть в полихромии Каабы (главного храма Мекки), в затейливо орнаментированных страницах Корана, в металлических кувшинах и тканях.

Белый цвет ‑ знак божественности, чистоты, духовности; в то же время седина - символ приближения смерти, цвет савана умершего человека, цвет проказы и лишаев, бельма на глазу.

Золото символизирует свет, блеск, солнце, нетление, жизнь и здоровье (первой жертвой Аллаха была желтая корова); вместе с тем желтая - «страдающая от колик», ржавчина на меди, пища с дерева заккум (мифическое адское дерево, раскаленными плодами которого кормят грешников).

Красный ‑ цвет солнца и огня, цвет крови, а значит жизни. Сам Бог является пророку Мусе из огня на горе Тур (Синай). Святой Ибрагим был «крещен» в огне. Он вошел в пылающий костер, который тут же превратился в цветущий алыми розами сад.

Белый, красный и желтый‑ это священные цвета, причастные к свету. Но и тьма, сотворенная Аллахом, - благо; поэтому на Востоке ценимы и любимы цвета тени: синий, голубой, фиолетовый.

Синий ‑ это цвет ночи, «когда она густеет»; синий дает отдых зрению после яркого солнечного дня, скрывает в себе тайну божественной небесной субстанции. Восточный человек готов помещать «синее в синее и снова синее в игре синевы, с тонкими ритмическими узорами выявляющими божественный цвет повсюду, на всех поверхностях стен» (Ф. Райт). Синий и голубой цвета ценились за эффект их успокаивающего действия на психику (повесть К. Петрова-Водкина «Самаркандия»).

Фиолетовый цвет - более мистический, чем синий, близок к концу спектра, свет в нем вот-вот готов погаснуть; в фиолетовом цвете соединяются две противоположности - синева и краснота, это самый сложный и «двусмысленный» цвет.

Черный - цвет самой земли, «первой из планет», «в числе достоинств черноты то, что из нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха». В средние века на Востоке черный цвет ценили гораздо выше, чем в Европе. Черный имеет негативные оттенки, если связан со злыми делами, с грехом.

Зеленый цвет находится посередине спектра, в нем нет яркости света, глубины мрака, жизненного жара и смертного холода, он как бы промежуточный, срединный (зеленые растения корнями уходят в землю, а листьями - в небо). Зеленый цвет в культуре ислама не имеет негативных значений.

Полностью негативными на Востоке являются серый и коричневый цвета; представляют собой заглушение и затемнение соответтственно белого и желтого. Счастливый мир для мусульманина ассоциируется с зеленым, несчастливый ‑ с серым цветом. Коричневый цвет в Коране ‑ цвет гибели и распада (Аллах «вывел пастбище», а затем «сделал его коричневым сором»).

В отношении цветовой культуры особое место среди других стран средневекового Востока занимает Япония. Основные и самые значимые цвета в Японии - белый, красный, зеленый, пурпурный, фиолетовый, черный. В ритуальной одежде, культовой архитектуре и утвари они берутся в относительно чистом виде, но в светской придворной культуре усложняются и приглушаются.

Примечательно, что в колористике средневековой японской культуры мало синих и голубых цветов. Несмотря на то, что в соседнем Китае издавна любили и почитали синий цвет (цвет мужского начала янь), японцы любовь к синему не переняли.

Только начиная с XVII века в японской живописи появляются насыщенные синие краски (в XIX в. Хокусай как бы берет реванш за тысячу лет воздержания и вводит очень много синего в свою графику). В театре Кабуки, возникшем в XVII в., синий ‑ это цвет злодеев, призраков и дьяволиц.

Вопросы для контроля знаний.

1. Назовите основные черты живописи древнего мира, античной эпохи. Каково было ее назначение?

2. Расскажите о содержании средневековой живописи.Каково было ее назначение?

3. Цветовые предпочтения средневековья в Европе.

4. Цветовые предпочтения средневековья в Азиатских странах.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 700; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!