Создание государственных гимнов России в XIX веке. «Молитва русских» - первый официальный государственный гимн (1816г.).



В начале XIX века у России еще не было своего национального гимна. Процесс создания гимна страны начался именно в начале XIX века. И это неслучайно. Для возникновения государственного гимна в то время в нашей стране сложились соответствующие объективные условия: во-первых, французские войска потерпели разгромное поражение в результате Отечественной войны 1812 года, а победы, одержанные русским народом в этой войне, «…пробудили к новой жизни русскую нацию» (Н. Г. Чернышевский), во-вторых, русские войска победоносно прошли по Европе до Парижа и взяли его, за что вся освобожденная Европа была благодарна России, в-третьих, в стране наблюдался высочайший подъем патриотических настроений всего русского народа. Все это стало могучим толчком для развития русской культуры и повышения национального самосознания русского народа. Сложившаяся в стране обстановка настоятельно требовала иметь собственный российский государственный гимн. Начался тщательный поиск своего, русского музыкального символа, который отвечал бы самобытному духу и характеру русского народа. В этой связи в начале XIX века в стране появилось множество стихов, прославляющих Александра I и отечество.

В 1813 году в Петербурге вышла в свет «Песнь русскому царю», слова А. Х. Востокова (1781-1864гг.) «на голос» английской песни «God, savetheKing» («Боже, храни короля») – мелодии антинаполеоновской коалиции, которая стала привычной.

А в 1815 году В. А. Жуковский в «Сыне Отечества» опубликовал стихотворение «Молитва русских».

Вариант текста В. А. Жуковского 1815 г. на музыку английского гимна «God, savetheKing»:

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!

Гордых смирителю,

Слабых хранителю

Все ниспошли!

Это был текст русского гимна, а мелодия известного английского гимна.

В 1816 году «Молитва русских» была исполнена на параде в Варшаве при встрече Александра I. 19 сентября того же года ее пели при праздновании годовщины Царскосельского лицея с двумя дополнительными куплетами, сочиненными А.С. Пушкиным. Тогда же Александр I издал указ исполнять это произведение полковым оркестрам всегда при встрече императора. В период с 1816 года по 1833 год, в течение почти 20 лет, «Молитва русских» стала официальным государственным гимном России. Это время существования «Священного союза», заключенного в 1815 году между Австрией, Пруссией и Россией.

 

Боже, царя храни» - второй официальный государственный гимн России (1833г.)

Для России, победительницы войск Наполеона и освободительницы Европы, дальнейшее использование мелодии английского гимна было неприемлемым, а потому было необходимо сочинить свой, российский гимн. Второй официальный государственный гимн «Боже, Царя храни» был создан по инициативе императора Николая I композитором Львовым Алексеем Федоровичем (1798-1870гг.), который считался высококультурным и высокообразованным человеком. Слова к готовой мелодии пишет Жуковский Василий Андреевич (1783-1852гг.) – близкий и преданный царской семье человек, воспитатель будущего наследника русского престола - Александра II.

Львов Алексей Федорович родился в семье директора придворной певческой капеллы. Он получил отличное музыкальное образование и приобрел международную известность как скрипач-виртуоз, композитор и дирижер.

А.Ф. Львов в 1818 году окончил Институт Корпуса путей сообщения, затем 8 лет конструировал и строил мосты и другие сооружения (не оставляя при этом занятий музыкой). Отличился в сражениях с турками при Шумле 8, 9 и 16 июля 1828 года, за что был награжден бантом на Владимирский крест и орденом Святой Анны на шею. В 1829 году Львов стал заведовать делами императорского дома, сопровождал Николая во всех его путешествиях внутри страны и за границей, а также получил командование над Собственным Его Императорского Величества конвоем – Горским Кавказским полуэскадроном в 138 человек.

Он был близок к царской семье: аккомпанировал на скрипке при пении великой княжны Ольги Николаевны, писал музыкальные пьесы для домашних концертов царской семьи (Николай играл на трубе, императрица Александра Федоровна - на фортепьяно, а все семейство любило петь молитвы). Сам Николай I часто посещал дом Львова, был посаженным отцом на его свадьбе в 1838 году и крестным отцом его троих детей: Федора, Прасковьи и Александра.

В 1833 году после сопровождения царя в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали мелодией «Боже, храни короля», Николай I поручил Львову, как наиболее близкому ему музыканту-композитору, сочинить новый гимн.

Сам А. Ф. Львов так писал об этом: «В 1833 году граф Бенкендорф сказал мне, что Государь, сожалея, что мы не имеем своего народного гимна и скучая слушать музыку английскую, столько лет употребляемую, поручает мне попробовать написать гимн русский. Задача эта показалась мне весьма трудною, когда я вспоминал о величественном гимне английском, об оригинальном гимне французов и умилительном гимне австрийском. Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувственный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа – от ученого до невежи. Все эти условия пугали меня, и я ничего написать не мог. В один вечер, возвратясь домой поздно, я сел к столу и в несколько минут гимн был написан. Написав эту мелодию, я пошел к Жуковскому, который сочинил слова…».

Боже, царя храни!

Сильный державный,

Царствуй на славу, на славу нам!

Царствуй на страх врагам,

Царь православный,

Боже, царя, царя храни!

Гимн Львова-Жуковского «Боже, царя храни» отличался силой идеи и простотой формы. Он был самым кратким в мире: всего 6 строк и 16 тактов, рассчитанные на троекратный куплетный припев, легко западали в душу, без особого труда запоминались абсолютно всеми.

Несложную хоральную мелодию Львова называли одной из красивейших в мире. Иностранцы писали, что «… величавые звуки несли неотразимое обаяние». Она звучала «величественно и твердо» - именно так было написано на автографе ее создателя.

Гимн надлежало обязательно исполнять на всех парадах, на разводах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах в русской армии, встречах императорской четы войсками, во время принятия присяги, при посещении императорской четой театров и т.п.

Первое публичное исполнение состоялось в Москве, в Большом театре. Московская газета «Молва» написала об этом событии. «…Своды огромного здания сотрясло единогласное «ура!». Гром рукоплесканий спорил с громом оркестра. То был клич Москвы, клич России!». В своей книге Н. Бернштейн приводит оценку гимна Львова «Боже, царя храни» директора Московских императорских театров М.П. Загоскина, который присутствовал на первом прослушивании этого гимна: «Сначала - пишет он – слова были пропеты одним актером Бантышевым, потом повторены всем хором. Не могу вам описать впечатление, которое произвела на зрителей эта национальная песня, и мужчины, и дамы слушали ее стоя, сначала «ура», а потом «форо» загремели в театре, когда ее пропели. Разумеется, она была повторена».

9 сентября 1835 года состоялось одно из первых грандиозных исполнений этого гимна в армии под Калишем во время русско-прусских маневров. Хор и оркестр из 2400 музыкантов вызвали всеобщее восхищение двух армий и публики. Даже иностранцы подхватывали слова на русском языке.

Гимн Львова магически воздействовал на слушающих его. Вот именно об этом писал В.С. Трубецкой в своих «Записках»: «Секунда – и старый литаврщик энергичным движением разом опустил руку… во все усиливающемся человеческом вопле вдруг с новой силой и торжеством родились воинственные звуки наших полковых труб, запевших гимн, полный величия. К горлу подступил какой-то лишний, мешающий комок, усилилось ощущение бегающих мурашек в спине. Да, что и говорить, хорошо был сочинен старый Российский гимн! Что вдохновило господина Львова – не знаю, но в строгие гармонии этого небольшого хорала ему удалось вложить огромную идею силы величия»».

25 декабря 1833 года на праздновании 21-й годовщины освобождения России от наполеоновского нашествия, проходившем в Зимнем дворце, гимн еще раз «опробовали» среди военных.

Всюду и всеми присутствовавшими гимн был воспринят с восторгом. После этого Николай I принял решение утвердить гимн А.Ф. Львова.

Этот гимн просуществовал до 2 марта 1917 года – трагической даты в жизни Российской империи - дня отречения Николая II от престола.

Авторство композитора Львова в создании этого великолепного гимна принесло ему огромную славу. Первые слова гимна: «Боже, царя храни!» - превратились в девиз державы.

В 1867 году А.Ф. Львов окончательно прекратил заниматься музыкой из-за глухоты. Жил он в семье дочери в своем Ковенском (Ковно – нынешней Каунас) имении Ромны и умер здесь же 16 декабря 1870 года и погребен в Пожейльском монастыре.

Старинный дворянский род Львовых был многочисленным и тесно связанным с русской историей и культурой, его представители честно служили России.

 

Вопросы и задания

1.    Каково происхождение слова «гимн»? Что оно означало в исходном языке?

2.    Дайте определение гимна как символа государства.

3.    Когда и где возникли первые известия о гимнах? Какова была тогда их функция?

4.    Почему первые гимны (предгимны) вначале появились в религиозной среде?

5.    Когда и в связи с какими обстоятельствами возникли светские гимны? Назовите эти гимны и осветите историю их создания.

6.    Какова роль Петра I в развитии музыкального искусства?

7.    Расскажите историю гимна – марша Преображенского полка.

8.    Осветите историю гимнов «Гром победы, раздавайся!», «Коль славен наш господь в Сионе». Какова их дальнейшая судьба?

9.    Назовите и охарактеризуйте официальные и неофициальные гимны России в первой трети XIX века.

10.  Чем было вызвано появление официального гимна России – «Боже, царя храни!»? Кто автор музыки и текста этого гимна? Расскажите его историю.

11.  Расскажите о жизни и творчестве автора музыки гимна «Боже, царя храни!» А.Ф. Львова».

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 689; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!