Ритуал как налагаемая извне социальная форма (Сюнь-цзы)



Содержание

1. Введение

2. До Конфуция

3. Конфуций

4. Внутренний аспект: моральное качество человека

5. Внешний аспект: налагаемая извне социальная форма

6. Неоконфуцианство

7. Нападки со стороны других философий

8. Заключение

9. Библиографический список

Введение

 

До Конфуция

Этимологическое значение иероглифа ли (禮) - «культовое действие с сосудом». 2.

Изначально основным значением ритуала ли был религиозный ритуал, то есть правила, по которым должно было поступать.

В древних памятниках, таких как Шу цзин и Ши цзин, ритуал осмысливался просто как тот или иной обряд, символ единства мира. Или, например, как правила, которым должен был следовать вышестоящий чиновник в обращении с нижестоящим, правитель – с народом и наоборот.

Конфуций

 

Ритуал как внутреннее моральное качество человека (Мэн Кэ)

Конфуций много говорил о том, что человек должен следовать гуманности жэнь, выполнять ритуал ли, но причины, которые должны его, человека, побудить на это не называл 1, глава 7, 91. Первым теорию о причинах должного поведения выдвинул Мэн Кэ или Мэн-цзы, основатель идеалистического направления в конфуцианстве, который учился у внука Конфуция Цзы-сы. Также как Кун-цзы он путешествовал по разным княжествам, желая донести до правителей свои мысли, однако хотя мудреца везде принимали с почётом, выказывали уважение, советам его следовать не спешили 5, глава 9.

Отчасти это было вызвано тем, что Мэн Кэ по натуре своей был человеком довольно высокомерным. Даже подарки он принимал так, чтобы показать, будто делает одолжение своему дарителю. Но основной причиной такой непопулярности его идей было то, что на время Мэн-цзы (4-3 века до нашей эры) пришёлся расцвет главного противника конфуцианства – легизма. Представители этой школы были прагматиками, добравшись до власти, они довольно эффективно решали проблемы государства, чем и снискали себе большую популярность. В таких условиях никто из государей особенно не желал прислушиваться к почтенному старцу, толкующему о добродетели и ритуале. 5, глава 9.

Однако Мэн-цзы всё равно продолжал придерживаться собственных идей и преподавать их другим. Очень важной идеей в его учении стало «не выносящее страданий сердце». 1, глава 7, 98. Мэн Кэ говорил, что человеческая природа изначально добра и может испортиться, превратиться в злую только под влиянием внешних сил. В качестве аргумента он приводил ныне знаменитый пример об упавшем в колодец ребенке. По мнению Мэн-цзы, в человеке уже заранее заложены добрые качества, всё, что нужно для развития в себе «сострадательного сердца», гуманности жэнь. Именно это «всё, что нужно» и является ли, в данном случае, я считаю, более уместно перевести его, как этика или благопристойность.

Несмотря на то, что Мэн-цзы считал ли чем-то с рождения заложенным в природу человека, он также говорил, что «не выносящее страданий сердце» можно утратить. Так он открытым текстом заявлял о том, что правителя, утратившего нужные моральные качества, можно и должно свергнуть. Потому как без необходимых нравственных характеристик правитель перестаёт быть правителем и становится «всего лишь человеком». Об этом было сказано ещё в конфуцианской теории исправления имен. Нужно заметить, что Мэн-цзы вообще считал человека, лишенного добрых моральных качеств, уподобившимся животному, то есть уже не человеку вовсе. «То, чем человек отличается от птиц и зверей, незначительно. Многие отбрасывают  это, но благородный человек сохраняет» («Мэн-цзы», ГХ b, 19).

Для Мэн-цзы, всё-таки, главным в государстве был простой народ, о чём он и заявляет в своём трактате «Мэн-цзы»: Народ — самое важное [в государстве]; духи земли и зерна — второе, а правитель — последнее» («Мэн-цзы», Vllb, 14). В этих его словах можно увидеть подтверждение тому, что он считал государя, как бы, слугой народа. Видел его обязанным в первую очередь заботиться о народе, воспитывая в себе «сострадающее сердце» ко всем своим подданным.

Отсюда можно сделать вывод, что для Мэн-цзы ритуал ли, в качестве этических норм, благопристойности, этики, вставал во главу угла. Именно он заставлял человека выбирать путь «не переносящего страдания сердца» и следовать жэнь, при чем заставлял не извне, а изнутри. Изначальная доброта человеческой природы и была этическими нормами, то есть ли (禮).

Ритуал как налагаемая извне социальная форма (Сюнь-цзы)

Основное отличие реалистического направления конфуцианства, основанного Сюнь-цзы, от идеалистического – это учение о природе человека. В то время как Мэн-цзы утверждал, что человек изначально добр, Сюнь-цзы говорил, что человеческая природа изначально зла и человеку в течение жизни приходится противостоять собственным низменным инстинктам и порокам.

Поэтому, как говорит Сюнь-цзы, мудрые правители древности и придумали ритуал, который делает возможным для человека удержание своей злой природы в рамках, воспитание себя и контроль своих желаний. Без ритуала все низменное, алчное в человеке выбралось бы наружу и «в Поднебесной воцарился бы хаос». 5

«Искусство обуздывать свои ци и тренировать ум сводится к следующему: если у вас буйный нрав, смягчите его гармонией; если ваш ум скрытен, измените его искренностью; если вы чересчур энергичны, компенсируйте это обходительностью; если вы слишком торопливы, действуйте с осторожностью; если ваш ум ограничен, расширяйте свой кругозор; если вы вульгарны, сонливы и жадны, воспитывайте в себе высокие устремления; если скучны и посредственны, прибегайте к помощи учителя и друзей; если вы ленивы и небрежны, подталкивайте себя мыслью о возможных бедствиях; если излишне искренни и прямы, умеряйте свои ци ритуалом и музыкой. В умении воспитывать свои ци и свой ум нет более важного, чем соблюдать ритуал-ли ... Это и называется искусством обуздывать свои ци и тренировать ум [Сюнь-цзы, с. 15-16] (см. также [Феоктистов, 1976, с. 183-184; Dubs, 1928, с. 46-47; Hstin Tzu, 1963, с. 26-27]).

 

Неоконфуцианство

                                                


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!