Происхождение и строения мира

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ)


Факультет архитектуры и дизайна

Кафедра культурологии

Дисциплина «Культурная антропология»

РЕФЕРАТ

 

на тему  ____________ Мифы и мировоззрение традиционной культуры майя_________

 

Выполнил

студент_____________            Туманов Илья Иванович____________________________

(фамилия, имя, отчество)

Руководитель

работы студентак.п.н, доц. ___________                                                   Р. Р. Вахитова

(уч. степень, должность, подпись, дата, и.о. фамилия)

 

 

Автор работы

студентка группы №_______КЛ 1.16_____ .                        ___ ___________

(№ группы, дата, подпись)

 

 

 

Нижний Новгород — 2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………...……3

Глава 1. Мифы народа майя………………………………………………………5

Глава 2. Мировоззрение майя………………………………………………...…10

  2.1Образование и строение мира……………………………………….….10

  2.2 Религиозные обряды………………………………………………...…..12

Заключение………………………………………………………………...……..16

Список литературы……………………………………………………..………..17

 

Введение

Майя до прихода европейцев были одним из самых крупных народов Америки. Языковая макросемья майя-соке была распространена от центральной Мексики и до западного Гондураса и Сальвадора, а по мнению некоторых исследователей, достигала Панамы. Сами же майя жили на пространстве от современных штатов Верокруза и Тобаско до западного Гондураса. Сегодня потомки майя живут в южной Мексике, Гватемале, Белизе, Сальвадоре и Гондурасе, их общая численность составляет порядка 7 миллионов человек.

Великое прошлое этого народа открывается нам через неповторимую архитектуру, развитую письменность, точнейшие расчёты в математике и астрономии, а также через интереснейшую мифологию, повлиявшую на становление духовных ценностей во всей Месоамерике и, одновременно помогшая европейцам разрушить мир древней Мексики.

Актуальность данной проблемы в наши дни достаточно велика. Это связано с тем, что знания о мифологии майя недостаточно полны. Поэтому данную тему нужно изучать, для того, чтобы знания о мифологии данного народа были полны и каждый желающий мог узнать чуть больше о этом интересном народе.

Объектом данной работы является традиционная культура майя

Предмет – мифология и мировоззрение майя

Целью данной работы – рассмотреть мифологию и мировоззрения народа майя.

Задачи для достижения этой цели:

1. Рассмотреть сюжеты мифов данного народа.

2. Рассмотреть мировоззрение майя.

3. Сделать выводы.

 

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

Глава 1. Мифы народа майя

На сегодняшний день, несмотря на усилия многих ученых в области исследований народа майя, мы очень мало знаем о их мифологии и мифах. Долгое время единственным письменным источником была работа францисканца Диего де Ланда «Сообщение о делах в Юкатане». В книге рассказывается о религиозных верованиях майя, письме, календарной системе, общественной жизни, истории и мифологии. Тем не менее, книга описывает жизнь майя в доколониальный и колониальный период и не рассматривает жизнь майя классического периода. Еще одна ошибка, которую сделала Ланда, - это то, что он сжег коды майя, которые, возможно, сегодня рассказали бы нам о более ранней истории майя. Несмотря на то, что эта книга Ланды помогла Ю.В. Кнорозов расшифровывает письмо майя и тексты остальных кодов и надписей на стенах, демонстрирует картину прошлого этих людей. Сам Кнорозов, благодаря текстам кодексов, и погребальных сосудов смог раскрыть секрет религиозных представлений классического майянского периода.

Еще одним источником мифологии майя является летопись Какчикеля. В этой книге рассказывается о событиях в истории народа от мифологического начала народа до последних правителей и лидеров уже в колониальный период.

Религиозные представления народов Юкатана раскрывают цикл книг-пророчеств «Шалам-Балам», названный так по имени великого предсказателя. Книга была написана уже в колониальный период, но некоторые ее части, возможно, были написаны в постклассический период и позднее были переписаны на латыни.

Самым важным источником мифологии майя является эпос Пополь-Вух. Он содержит рассказы о происхождении Вселенной и человека. А также эпос описывает приключения божественных близнецов - главных культурных героев мифологии майя.

В майской народной книге «Пополь Вух» содержится несколько мифологических циклов. Они различаются по происхождению, в том числе разные и время их создания. Большинство мифов имеют самое древнее происхождение и рассказывают о божественных близнецах, Хун-Ахпу и Шбаланке и их героических поступках. «Пополь Вух» описывает необычное рождение этих близнецов. Их отец со своим братом пошли играть в мяч с владыками Шибалбы (мир мертвых). Там их предательски убили. Голова их отца (Хунг-Хун-Ахпу) была повешана на дереве. Дочь господина подземного мира Шкик подошла к этому дереву. Голова плюнула ей в ладонь, и она забеременела. Из-за этого Шкик была изгнана из подземного мира. Она нашла приют и родила двух близнецов. Когда Хунг-Ахпу и Шбалянке стали взрослыми и узнали о том, что случилось с их отцом и дядей, они решили отомстить за них. Они подверглись различным испытаниям, понесли временную смерть, но все же победили владык подземного мира - они уничтожили их. После этого близнецы стали Солнцем и Луной. Братья совершили много других полезных и замечательных поступков.

Сохранился поздний миф майя о сотворении мира. Боги Кукумац, Хуракан и богиня Тепев создали землю, долины и горы, животных и растения. Они пытались сделать человека из глины, но им не понравился результат. Такой человек не мог двигаться, разваливался на части. Боги уничтожили его и попытались создать человека из дерева. Люди были непослушными и непокорными. Боги послали на них наводнение. После него почти все люди погибли, а выжившие превратились в обезьян. Тогда боги создали четырех человек из кукурузы. Эти люди были слишком умны и изобретательны и догадливы. Это совсем не нравилось богам, и они затмевали их глаза туманом. С этого момента для людей в мире существует много тайн и загадок. Пока первые люди спали, боги создали для них четырех женщин.Таким образом появились первые предки майя.

Майя были уверены, что их предки пришли из далеких северных пещер. В разных легендах часто упоминается название этих мест - Тулан. Вход в него охранялся летучей мышью. Она была на страже между миром живых и миром мертвых. В легенде сказано о летучей мыши, что это промежуточное творение между птицами и животным, и поэтому ему угрожает смерть. В этой работе майя раскрывают свои идеи о Зодиакальном круге, который разделен на две равные части Млечным Путем. Одна половина этого круга живая. На нем есть млекопитающие. Вторая сторона круга зодиака мертва. На нем насекомые, птицы и рептилии. Последние занимают место привязки между половинами зодиакального круга. Летучая мышь охраняет вход в ад, который находится на границе живого и мертвого пространства.

Далее - один из мифов майя, в котором рассказывается об уничтожении мира.

Миф о потопе

В мифологии майя-юкатек есть интересный миф, рассказывающий о небывалом потопе. Этот миф был сохранен Юкатеками по сей день и передаться устной формой, поскольку, к сожалению, нет никаких письменных источников, рассказывающих об этом.

В книге Диего де Ланды «Сообщение о делах в Юкатане», написанной в XVI веке, упоминается потоп в связи с четырьмя Бакабами.

Среди многих богов, которым поклонялись майя, было четыре бога, которые носили одно и то же имя - Бакаб. Это четыре брата, которых боги поставили в четырех углах созданного ими мира, чтобы они поддерживали небо, не позволяя ему упасть на землю.

Возможно, поддерживающие небо братья Бакаба являются одним из воплощений более древнего бога майя Павахтуна. В искусстве майя этот старый бог, который существовал в четырех ипостасях, часто изображался как поддерживающий мир и мог олицетворять горы, на которых, согласно майянским предклассическим идеям, небо держалось в четырех углах мира.

Наводнение в книгах «Чилам-Балам» колониального периода можно интерпретировать как акт творения, поскольку это привело к появлению современного мира. Основными противниками этого мифа являются Ах-Музенкаб - бог-пчела, один из правителей подземного мира, Ошлахун-Ти-Ку и Болон-Ти-Ку. Причиной для наводнения было то, что Балон-Ти-Ку вместе с Ах-Музенкабом атаковали Ошлахун-Ти-Ку и украли у них посохи власти, после чего Бакабы были высланы, а небо «рухнуло» на землю. Вот как это описано в книге «Девять богов ночи»:

«Наступление дождей, будут дожди тогда при лишении скипетра Ошлахун-Ти-Ку. Рухнут небеса, рухнут на землю, когда четыре бога, четыре Бакаба ее разрушат».

Потоп уничтожил более древнюю, неразумную человеческую расу, однако в текстах майя-юкатеков не уточняется, из какого материала были сделаны эти люди.

В рукописях Мани и Тисимина также говорится об убийстве гигантского каймана по имени Ицам-Каб-Айн, который был отождествлен с землей и потопом. В обоих источниках сообщается, что Болон-Ти-Ку убил Каймана.

Этот эпизод удивительно похож на ацтекский миф, в котором рассказывается о создании земли у убитого гигантского каймана Тлальтекутли, но, возможно, это более поздняя вставка мифов Центральной Мексики, относящихся к позднему постклассическому периоду. В городе Маяпан была найдена статуя этой эпохи с изображением ацтековТлальтекутли. Рядом находятся две змеи, связанные с эпизодом, описанным в «Истории Мексики», где Тецкатлипока и Кетцалькоатль разрывают Тлальтекутли на куски и превращаются в змей

Сразу после потопа в четырех уголках мира и в центре были посажены деревья, которые должны были поддерживать небо. Вот как это событие описано в книге «Чилам Балам» из Чумайеля:

«Когда закончилось разрушение мира, тогда были помещены деревья. Тогда поднялось Красное Имиш Че на востоке. Поднялся небесный столб, знак разрушения мира, там поместилась желтая иволга. Тогда поднялось Белое Имиш Че на севере, там села птица Сак Чик. Поднялся небесный столб, знак разрушения мира… Тогда поднялось Зеленое Имиш Че в середине земли в память о разрушении мира.»

 

Глава 2. Мировоззрение майя

Происхождение и строения мира

Основным источником происхождения человека и вселенной является эпос майя-кичея «Пополь-Вух», который часто называют «индейской Библией». Текст был переписан латиницой из источника в середине XVI века неизвестным индейцем киче. По-видимому, текст был первоначально написан индейскими иероглифами, но оригинал был потерян.

Книга разделена на три части. Первая часть - введение, в котором перечислены основные персонажи и их эпитеты. во второй части мы говорится о создании мира, людей, пяти солнц и главных божеств пантеона Киче. Третья часть - рассказ о двух близнецах и их приключениях в загробной жизни. В этой теме нас интересует вторая часть творения мира и человека.

Миф о творении в «Пополь-Вух» начинается со слов о том, что создание Земли было только бесконечное и неподвижное небо и море: «Не было ни человека, ни животного, ни птиц, ни рыбы, ни крабов, ни деревьев, ни камней, ни пещер, ни ущелий, травы, леса не было, было только небо. Поверхность земли еще не появилась. Было только холодное море и великое небо. Не было ничего связанного, ничто не могло шуметь, не было ничего, что могло бы двигаться, дрожать или шуметь в небе».

В толще воды, скрывающейся под сверкающими зелеными и синими перьями, лежал пернатый змей Кукумац. В небе в форме трех был Бог Сердец Небес, также известный как Хуракан. Сердце Небес и Кукумац нарушили вечную тишину и стали говорить друг с другом, обсуждая создание мира, первый рассвет, создание человека и пищу для него. Из за этих слов земля и горы поднялись из воды, и образованная земля была покрыта кипарисами и сосновыми лесами.

Желая заселить новорожденную землю, боги-создатели создали оленей, ягуаров, змей - обитателей горных лесов. Позаботившись о местах обитания и пище для животных, творцы попросили восславить своих создателей. Но животные не умели говорить.

Поскольку у животных не было языка, и они не могли молиться богам, создатели решили, что им не будут предоставлены владения на земле - животные должны оставаться в лесах и служить пищей людям, которые будут поклоняться и молиться богам.

Теперь создатели попытались создать людей из глины. Получившееся существо смогло умело говорить, но не имело ума, а его тело было слабым и хрупким и вскоре начало рушиться и растворяться в воде. Понимая, что эти люди не могут жить или воспроизводить себе подобных, боги уничтожили их.

После этого Боги создали людей из дерева. Они научились говорить, строить дома и воспроизводить. Но у деревянных людей не было души, не уважали богов и не поклонялись им. Поэтому боги решили, что эта раса должна быть уничтожена, и они устроили великое наводнение и дождь из горящей смолы. Потомки этих людей - обезьяны, которые вечно обречены быть на деревьях.

После всех этих попыток сами боги спускаются с небес, из них есть два близнеца, которые должны получить материал, чтобы создать людей, приемлемых для богов. В конце концов, Боги создают людей из  кукурузы. У этих людей есть душа, они создают города и произведения искусства для славы Богов. Эти люди являются предками первых майя.

Эта интерпретация происхождения человека распространена повсюду в Мезоамерике. Однако в этом мифе может произойти реальное событие, произошедшее в Мексике до рождения цивилизации майя. В тексте говорится, что боги уничтожили древесных людей, проливая смолы на них с небес. Параллельно это можно понимать как извержение вулкана. Влияние вулканов в Мексике и горной Гватемале не вызывает сомнений. Например, жители Теотиуакана прибыли из бывшего культурного центра Киукиулько, который был разрушен во 2-м веке нашей эры. История Киукиуилько может быть передана как миф и послужила основой космологии Мезоамерики. Или, например, город Чальчуапа в горной Гватемале, который стоит в более древнем поселении, которое было разрушено извержением вулкана во II тысячелетии до нашей эры. Жители горных районов, которые позже поселились в низинах Петена, передавали легенду о извержении древнего вулкана, что и легло в основу мифа

Строение мира

Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя стороны света — востоку соответствовало красное дерево, югу — желтое, западу — черное и северу — белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Майя часто сажали деревья сейба в центре поселения, которые символизировали эту связь. В некоторых поселениях найдены и другие деревья, которые отвечали всем четырём направлениям.

 

Религиозные обряды

В отличие от ацтеков, хрецы майя не придерживались целибата. Сыновья последовали своим отцам в должности жреца, хотя иногда жрецами становились вторые сыновья правителей. Титул жреца, Ах-Кин (Ah Kin — «он от солнца»), говорит о связи с календарём и астрономией, и в их обязанности включались не только проведения ритуалов, но и образование.Они также проводили расчеты календаря, астрономических событий, управляемых священных мест, церемоний и праздников, предоставляли пророчества, занимались лечениес больных, обучали письмомучеников и формировали генеалогию важных лиц.

Майя верили в цикличность времени. Ритуалы и обряды были тесно связаны с различными звездными и земными циклами, которые они наблюдали и записывали в виде своеобразных календарей. Жрецы майя выполняли интерпретацию этих циклов и выдавали предсказания будущего или прошлого основываясь на отношениях разных календарей.  Если интерпретация жрецов была дарована в трудное время, для утешения богов совершались жертвы. Жертвами могли быть мелкие животные, «кровопролитие» высокопоставленных чиновников и, очень редко, человеческие жертвы.

При принесении человеческой жертвы, жрецу помогали четыре старика, так называемых чака, по имени бога дождя (отклик священной роли бога Чака классического периода), которые держали руки жертвы, пока грудь вскрывалась другим человеком, называвшимся Накум (Nakom, подобно богу войны). Другим участником церемонии был чилам (Chilam), своего рода шаман, который получал сообщение от богов при впадении в транс, и его пророчества интерпретировались жрецами.

Каждый ритуал майя был продиктован календарем, наиболее важным циклом которого было 260 дней. Даты и символы были наполнены символическими значениями. Например, часто были цифры 4, 9, 13 и направления цвета. Перед и во время проведения ритуалов был суровый пост, с запретом многих продуктов питания и сексуальной активности, а также, принимающие участие в ритуалах проводили членовредительства своего тела, протыкая иглой уши, щёки, губы, язык и пенис, а истекающая кровь использовалась для смазки идолов. Накануне испанского завоевания такие идолы воскуривали благовониями и каучуком, и ритуально кормились. В жертву приносились рабы и внебрачные дети или сироты. Однако, до тольтекской эры человеческие жертвы редко встречались, вместо этого использовались животные: индейки, собаки, белки, перепела и игуаны.

Самой большой церемонией постклассических майя было торжественное празднование Нового Года. Эта церемония проходила в каждом обществе майя в ближайшие пять безымянных и несчастливых дней в конце прошлого года, и предполагала сооружение специальной дороги (вероятно, подобной «тротуарам» классического периода) к идолу, размещённому в одном из четырёх направлений, сразу за городской чертой; ежегодно выбиралось новое направление, с циклом в четыре года и в направлении против часовой стрелки. За год происходили разные происшествия и осуществлялись разные пророчества, плохие и хорошие, но плохие были нейтрализованы с помощью специальных обрядов, например, известна церемония хождения по огню, где жрецы босиком бежали по слою горячего, ещё красного, угля.

Кроме того, в течение года проводились сельскохозяйственные ретуалы для охотников, пчеловодов, рыбаков и ремесленников. Вероятно, поставленные в зависимость от дат 260-дневного цикла, как мы можеми судить по данным Мадридского кодекса, который преимущественно посвящён таким вопросам.Увеличение охотничьего производства, производство меда и воска и т. д. были целью этих действий, зачастую принимали форму «аналогичного волшебства», например, выливание воды в огонь, чтобы вызвать дождь.

В отличие от распространенного мнения о том, что классические общества майя были организованы как теократия, то есть государства, возглавляемые жрецами, нет свидетельств самого существования жрецов в классический период. Кажется, что жрецы появились в ранний постклассический период влияния тольтеков. Однако важную роль в обществе классического периода играли художники, писатели и скульпторы, которые занимают следующий ранг после правителей государств. Главным писцом, который ответил визирю на судах Старого Света, был так называемый Ах-Кутун (Ах Кутун, «он из священных книг»), то есть государственный библиотекарь.

Представители элиты классического периода были одержимы кровью, как собственной, так и кровью врагов. Кровь, пролитая правителями и членами их семьи, имела важное ритуальное значение. Кровь проливалась по важным датам календаря, чаще всего это была кровь из языка женщины или члена полового органа мужчины. Игла, используемая для этого, была острой костью, являлась очень ценной вещью. Изображения на стелах, которые раньше считались изображением воды, вытекающей из опущенных рук правителей, как теперь известно, представляют собой кровь. Эта кровь, как и в Европе, символизировала царское происхождение.

 

 

Заключение

Мифы являются не только священными текста, которые рассказывают о сотворении мира, но также это уроки правильного поведения в том или ином обществе. Мифы майя затрагивают не только учения о том, что лучше не делать, ибо то или неправильно действие может привести к катастрофе, но также они затрагивают тему о смысле человеческого существования.

Мировоззрение народа полностью основывается на мифах. Наверное, самое жестокое в древней религии майя, да и всей Мезоамерики, это идея человеческих жертвоприношений, это основано на том, что люди ответственны за поддержание равновесия во вселенной.

В заключении хотелось бы сказать, что несмотря на то, что мифология майя изучена не совсем в полной мере, мы смогли рассмотреть поставленную перед нами тему.

 

 

Список литературы

1.Льюис Спенс. Мифология инков и майя. — М.: Центрполиграф, 2005.

2.Диего де Ланда. Сообщение о делах в Юкатане. —М.: АН СССР, 1955.

3.Альберто Рус «Народ майя.—М.:Мысль, 1986.

4.Майкл Ко. Загадки цивилизации майя.—М.: Центрполиграф, 2007.

5.Г. Ершова. История Месоамерики. — М.: Алетейя, 2004.

6.М. Соди. Мифы Ацтеков и майя. — М.: Фаир-Пресс, 2005.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!