Методика работы над спектаклем



Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по народным и авторским сказкам, можно провести беседу о жизни и быте людей того времени (во что одевались, чем питались, как общались, какие обычаи соблюдали). Прослушивание музыки, художественные иллюстрации. Можно просматривать фильмы, они помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. И это расширяет кругозор. Активизирует познавательный интерес.

Полезно, для развития воображения, умения фантазировать, предложить детям сочинить жизнь героев до начала пьесы (т.е. фрагмент жизни), помогая разнообразными, наводящими вопросами. Таким образом, ненавязчиво подводим детей к умению анализировать и поиску образа персонажа.

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды (куски). Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и придумывают название.

Третий этап - это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками становятся самые активные дети, но надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. С начала детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет ведение диалога, но чувствуя поддержку (подсказку) педагога, дети начинают действовать более естественно и уверено, и их речь становиться разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап - поиск образа, работа строится сначала как беседа; обсуждение характера героя, манера говорить, двигаться, Выслушиваем все варианты, кто как думает? Почему? Зачем? и т.д.

В обсуждении принимают участие все дети, но задача педагога, непринужденно, подвести именно к верному решению, объясняя почему и как. Далее придумываем пластические этюды (походка, манера) и демонстрируем. На этом этапе приходится много говорить о работе актера и о роли. О том, что нет плохих ролей. Очень часто дети не хотят играть отрицательных героев, поэтому нужно объяснить детям, что задача актера показать эти отрицательные черты характера, поведения героя в нравственных целях. И еще один прием, которым можно воспользоваться, это в отрицательном герое ищем положительные качества, а в положительном отрицательные.

Пятый этап - поиск мизансцен. Создание эскизов декорации и костюмов.

Мизансцена - это размещение актеров, вещей, различных вещей (реквизит, элементы декорации) на сценической площадке в отдельные моменты спектакля. На этом этапе, юные (уже) актеры учатся действовать. Задача педагога помочь найти нужный (по логике действия) жест, движения, действие и подвести к этому действию ребенка, чтобы он действительно смог прожить какой то момент, что бы движение, действие было живым о оправданным, а не навязанным взрослым. Мы подводим ребенка к этому, основываясь именно на его жизненном опыте, анализируя его жизненные ситуации, а чтобы ты сделал..., если бы.…? а как бы ты сказала…, если бы …?). Итак, как видите на этом этапе дети сталкиваются с "магическим: если бы …"Станиславского, а это ведет к умению перевоплощаться.

Также на этом этапе проходит знакомство детей с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле. А яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение, сначала они просто импровизируют под музыку, затем двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж.

Одновременно учатся создавать эскизы, делают рисунки отдельных картин, образов по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

Шестой этап - это постепенный переход к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями и много раз, что позволяет детям быстро выучить практически все роли. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где? когда? в какое время? почему? зачем?) о подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?)

Седьмой этап начинается работа над ролью. Уже зная, что основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, ребенок вспоминает ситуацию своей жизни, когда переживал чувства похожие на ощущения героев пьесы. Не навязывайте юным актерам логику действия другого человека. Дети могут предлагать самые удачные на их взгляд придуманные мизансцены и их закрепляем.

На этом этапе добиваться выразительности и четкости речи, выявлять речевые характеристики героев. У каждого своя манера (плавно, растягивая слова, другой - очень быстро, эмоционально, третий - медленно, уверенно и т.д.)

Восьмой этап - репетиция по картинам в разных составах. Во время репетиции следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонации других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Учить размещаться по сцене (логически), не сбиваясь, не перекрывая друг друга (закон сцены). Всякую находку, новое удачное решение отмечать и поощрять, учить не бояться, а умело работать с реквизитом, обыгрывать декорацию, т.к., главное на сцене действие.

Девятый этап - самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого на репетициях некоторые декорации и реквизит были условными, то теперь используем подготовленный для спектакля реквизит, декорации, а также костюмы, которые помогают в создании образа.

Репетиции идут с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля, затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканость. Закреплять обязанности в подготовке реквизита и смене декораций.

Десятый этап - премьера спектакля, является одновременно и генеральной репетицией т.к. на премьеру приходит первый зритель.

Премьера - это всегда волнение, суета, ну и конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя (реквизитора, звукооператора, бутафора, костюмера и т.д.) зависит успех спектакля. Аплодисменты!

Обсуждение не имеет смысла проводить сразу после выступления. Юные актеры еще слишком возбуждены и не смогут оценить свои успехи и неудачи. Но на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре отвечая на вопросы, что было хорошо, а что - нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость на сцене, отмечать выразительность и находчивость поведения на сцене, отмечая выразительность и находчивость отдельных исполнителей.

А задача педагога направить беседу в нужное русло своими вопросами, стараясь указать на основные промахи и недостатки, но в тоже время похвалить и отметить удачные и интересные моменты выступления.

И, заключительный этап - это повторные показы спектакля. Утверждение, о том, что детям надоедает играть одно и тоже, неверное. Это надоест, если в спектакле все запрограммированно и юные актеры только слепо выполняют волю режиссера. А если дети понимают, что они должны делать на сцене, то пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. А это для педагога, как для руководителя театрального коллектива - самое дорогое, т.е. задача, которую ставила перед собой выполнена - раскрыть творческую индивидуальность (научить искать свои выразительные средства, а не подражать другим), способную подлинно, органически действовать в условиях публичности (сцена).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С самого раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

Проанализировав литературу известных педагогов-психологов, а также

на основе своего небольшого педагогического опыта, мы пришли к выводу, что нужнообратить внимание на использование театрализованной деятельности в развивающей деятельности дошкольников, для развития их музыкальных способностей. Выделив теорию структуры музыкальных способностей Б.М.Теплова (комплекс из трёх направлений: ладовое чувство, звуковысотный слух и чувство ритма), определили её как наиболее приемлемую для дальнейшей практической работы (диагностический этап исследования).

Далее мы рассмотрели возрастные особенности музыкального развития дошкольного возраста и выявили взаимосвязь между музыкально-театральной деятельностью и развитием музыкальных способностей детей.

В завершении мы проанализировали наиболее эффективные способы и методы в организации детского музыкального театра. И пришли к выводам о том, что музыкально-театральная деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, его творческих и музыкальных способностей; укрепляет и развивает эмоциональную сферу, познавательный процесс, формирует эстетический вкус и мировозрение.

Таким образом, задачи исследования решены, цель работы достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. N 1155 г.).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)

3. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе [Текст] / Ю.Б. Алиев. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 352 с.

4. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. – М.: Владос, 2004

5. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991.

6. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребёнка/ – М. : Просвещение, 1963. – 415 с.

7. Ветлугина, Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение,2009. - 79 с.

8. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. – М.:Просвещение, 1991. – 93 с.

9. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. Собр. Соч. под. Ред. В.В. Давыдова. – М.: Наука, 1982.

10. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов на Дону, «Феникс». – 2008. 428 с.

11. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2005

12. Гончарова О. В., Богачинская Ю. С.. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / Гончарова О. В., Богачинская Ю. С. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 256 с.

13. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми седьмого года жизни. – М.: Росмен,2006

14. Казанцева, Л. П. Основы теории музыкального содержания: учеб.пособие / Л. П. Казанцева. - Астрахань: ИПЦ «Факел» - ООО «Астраханьгазпром», 2001. - 368 с.

15. Коленчук И.В. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность // Искусство в школе.- 2007.- N 11.- С. 64-66.

16. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И., Воспитание ребенка-дошкольника: РОСИНКА: В мире прекрасного: Програм.-метод. Пособие- 2005-368с

17. Логинова В.И., Бабаева Т.И, Ноткина Н.А. и др, «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду / - СПб.:Детство- Пресс, 2006

18. Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., Институт повышения квалификации работников образования, 1995.

19. Опарина Н.А. Фольклорно-игровые традиции в организации детского театрализованного досуга: Монография. – М.: МПГУ, 2010. – 180 с..

20. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. – М., 2001. – 94 с..

21. Шацкая, В. Н. Воспитание музыкального вкуса / В. Н. Шацкая.- М.: АПН СССР, 1947. - 75 с..

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1571; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!