В каком отношении находится гештальт-психология и гештальт-терапия.



Гештальт-психология – это научная школа психологии, немецкая по своему происхождению, которая возникла в связи с исследованиями восприятия и открытиями в этой области. (Макс Вертгеймер). Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, состоящие из психического поля, разрабатывая новейшие экспериментальные методы. Гештальт-психологи исследовали законы устройства гештальтов, процессы формирования и разрушения гештальтов, факторы и закономерности этих процессов.

           Гештальт-терапия – это одно из современных и довольно распространённых сейчас в мире направлений психотерапии. То есть это практико-ориентированный подход в психологии и вытекающий из него метод оказания психологической (психотерапевтической) помощи. (Фридрих Перлз)

           Гештальт-терапия, конечно же, связана с гештальт-психологией. Но не является её прямым потомком. Открытия, идеи гештальт-психологов явились одним из оснований для гештальт-терапии. В качестве других оснований можно выделить феноменологию (направление философии 20-го века), идеи восточной философии, психоанализ. Гештальт-терапия не сразу обрела такое своё название. В качестве альтернатив, как говорят, были «Терапия сосредоточением» и «Экспериментальная терапия» (от слова «experience» - переживание, чувство).

Социокультуральный и научный контекст возникновения психоанализа.

Основатель Зигмунд Фрейд высказал предположение, что человечество испытало 3 удара по своему коллективному Эго. Первый удар нанесен астрономом Н. Коперником, доказавшим, что Земля не является центром Вселенной. Вторым откровением стало учение Ч.Дарвина, показавшее, что человек не является уникальным, отличным от всего живого видом и не может претендовать на какое-то особое место в мире. Третий удар нанес сам Фрейд, утверждая, что человек не может полностью контролировать свою жизнь при помощи своего разума.

           Корни психоанализа “произрастают” как из естественных наук, так и из философии и поэзии.    С другой стороны, интересы Фрейда касались литературы и искусства, его восхищала археология, он проявлял глубокий интерес к философии самопознания.

           Научные источники психоанализа. На развитие психоаналитического движения существенное влияние оказали два основных источника: а) философские концепции бессознательных психических феноменов; б) работы в сфере психопатологии и психотерапии.

           Психотерапия стала полем экспериментального исследования лишь в конце XVIII в. с появлением работ доктора медицины Венского университета Франца Антона Месмера. Месмер использовал гипноз для улучшения состояния больных.

           Надо упомянуть сильное влияние, которое испытал Фрейд со стороны работ Ч. Дарвина. Именно Дарвин высказал несколько идей, легших впоследствии в основу психоанализа. Это, прежде всего, представления о бессознательных психических процессах и конфликтах, о роли сновидения и скрытом символизме некоторых поведенческих симптомов, а также о значении сексуальности в человеческой жизни.

           Таким образом, развитие творческой мысли Фрейда находилось под влиянием множества разнообразных течений, как теоретического, так и практического плана.

Становление отечественной психотерапи

Актуальность темы. Начало XXI века, в особенности нового тысячелетия, импли-цитно подразумевает подведение итогов и определение перспектив дальнейшего развития медицинских дисциплин с учетом накопленного исторического опыта. Это справедливо и для психотерапии, которая, сформировавшись как самостоятельная область медицинской теории и практики во второй половине прошлого века, уже успела пройти исторический путь, больший иных медицинских специальностей. То же относится и к заболеваемости и патоморфозу пограничных нервно-психических расстройств (Абабков В. А., 1992, Чуркин А. А, 1989), пониманию их этиологии и патогенеза, испытавших на себе значительное влияние методов лечения, прежде всего психотерапии. В рассматриваемый период в медицине возникла новая биопсихосоциальная парадигма, что сыграло важнейшую роль в признании психотерапии в качестве самостоятельной общемедицинской специальности и ее интеграции в соматическую медицину. Новая парадигма в медицине означает и соответствующий иной подход к изучению, пониманию и интерпретации как самих эмпирических данных, так и уже накопленных теоретических знаний о них.

В развитии медицинских знаний момент новизны тесно связан с преемственно-стью. Новое (понятие, теория, парадигма) возникает лишь на основе старого (всей сово-купности прежних знаний) как познавательно более глубокая, содержательная и адекват-ная форма постижения и понимания здоровья и болезни. Новая парадигма не перечерки-вает прежнюю и соответствующие ей теории, а сохраняет научно значимые результаты предшествующей медицинской мысли на более высоком уровне знания, развивая теоре-тические позиции в более широком и адекватном смысловом поле и контексте.

Многомерное историческое исследование позволяет переработать и с определен-ной внутренней дистанцией осмыслить и, отбросив сиюминутные искажения, ин-тернализировать накопленный опыт с целью его успешного использования в дальнейшем, в том числе и в практической деятельности.
           В современных условиях велика роль прогностической функции исторического подхода, которая позволяет наметить пути дальнейшего развития психотерапии как само-стоятельной дисциплины, общей ее структуры и компетенции. Особое место прогностическая функция исторического исследования занимает в плане совершенствования и законодательного регулирования психотерапевтической деятельности, связанных с развитием и усложнением общественных отношений, в том числе и в области медицины.
Массивный экспорт методов мировой психотерапии разного уровня качества в отечественную медицину в новый исторический период способствовал развитию дисциплины, требующему ее регулирования с учетом особенностей здравоохранения, актуальной социально-экономической ситуации, общественного сознания населения с опорой на традиции отечественной философии и психологии и активного использования наследия отечественных психотерапевтических школ (Карвасарский Б.Д., 1995; Менделе-вия В.Д. 2000; Leder S., 1995).  

Психотерапия, относительно молодая с исторической точки зрения медицинская дисциплина, имеет свою теорию и методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию (Александров А. А., 1997; Абабков В. А., 2000, Карвасарский Б. Д, 2000) Однако особенности развития с непрерывным появлением новых, а чаще квазиновых на-правлений и течений, школ и методов психотерапии, множества терминов, основанных на различных теоретических подходах, приводят к тому, что сегодня не существует даже единого определения психотерапии. Многосторонний исторический анализ уже пройденного пути позволяет прогнози-ровать дальнейшее развитие российской психотерапии. Можно говорить о все возрастаю-щих полипрагматических, синтетических, транстеоретических, мультимо-дальных тен-денциях, что во многом совпадает с ситуацией в психотерапии в мире (Luborsky L., 1975; Lazarus А. А., 1976; Prochaska J., 1984; Kratochvil S., 1995,).

Анализ сформировавшихся отечественных традиций и школ в психотерапии и изучение их содержательного соотно-шения с накопленным мировым опытом может способствовать развитию столь необходи-мых интегративных моделей психотерапии, в противовес исторически более привычным эклектическим, что предполагает, прежде всего, концептуальный синтез разных теорети-ческих систем психотерапии. Тщательное историческое исследование необходимо также для выделения общего знаменателя различных теоретических моделей посредством сравнения их основных по-нятий, с попыткой выделения общего семантического поля, что делает возможным как их перевод на общепринятую терминологию, так и доступное описание психотерапевтиче-ского процесса с позиций разных направлений (Леонтьев А.Н., 1966; Платонов К.К., 1979; Leder S., 1995).

Изучение накопленного опыта необходимо и для создания программ обучения, ко-торые бы не просто отрывочно знакомили слушателей с различными методами, но спо-собствовали формированию клинического мышления и мировоззрения специалиста в рамках отечественных школ, что, как это не парадоксально, является залогом успешного органичного использования приемов и методов и из других направлений. Исторический анализ позволяет также определить перспективы дальнейшего раз-вития российской психотерапии в соответствии с условиями и требованиями актуальной ситуации, одновременно обеспечивая ее преемственность и глубину.

Техники в гештальт-терапии

Принципы и технические процедуры, используемые в гештальткоррекции, связаны с настоящим.

Основные принципы гештальткоррекции

1. Принцип«здесьисейчас».Это функциональная концепция того, что делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого является частью «сейчас», а то, что происходило несколько минут назад, не является «сейчас». «Живи сейчас, пусть тебя заботит настоящее, а не прошлое или будущее».

Гештальткоррекция исходит из того, что люди тратят свою энергию на сожаление о прошлом или на тревоги и опасения, связанные с будущим, вместо использования энергии для решения насущных задач. «Здесь и сейчас» выступает существеннейшим моментом психологического процесса, когда психолог побуждает клиента оставаться в потоке актуальных переживаний, не выходя из него и тем самым научаясь соотносить свое переживание ситуации с самой ситуацией

2. Принцип«Я-ты»выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены коррекционной группы направляют не по адресу, не конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасение и нежелание говорить прямо и однозначно.

Психолог побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует аффект и живость переживания.

3. Принципсубъективизациивысказываний.Психолог предлагает клиенту заменять объективизированные формы типа: «Что-то давит у меня в груди», на субъективизированные: «Я подавляю себя». Это помогает клиенту рассматривать себя как активного субъекта, а не как пассивный объект, с которым делаются разные вещи.

4. «Континуумсознания»является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализации и интерпретации. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!