О  происхождении фамилии и его носителях



Nbsp;

Крестьянское

Родословие

 

Сведения о ижемских крестьянах рода Терентьевых

                        с 1799 по 1919 год

      и крестьянах-оленеводах Усинского прихода

                         начала ХХ века

 

 

ББК 63.214 (2 Рос. Коми)

Т 35

 

 

          Терентьев С.К.

Т 35     Крестьянское родословие. Сведения о ижемских крестьянах рода Терентьевых с 1799 по 1919 год и крестьянах-оленеводах Усинского прихода начала ХХ века. – Сыктывкар. ООО «Коми республиканская типография», 2017. – 424 с.

 

   Книга посвящена 450-летию села Ижма, основанного в 1567 году. В ней приведены имена и даты рождения более 2300 потомков Терентьева, одного из основателей села, с указанием родителей и восприемников, и сведения о 507 бракосочетавшихся и их поручителях. Даны также имена и даты рождения около 200 ненцев и 250 крестьян-оленеводов других фамилий. По этим записям можно составить родословия, а по указанным в книге сведениям об усопших – проследить болезни и эпидемии, посещавшие население Ижемского края и Большеземельской тундры в течение 120 лет.

 

     

  Выражаю искреннюю признательность за помощь и отзывчивость при создании этой книги методисту Ижемского районного историко-краеведческого музея Александре Александровне Терентьевой, сотрудникам Национального архива Республики Коми Зинаиде Михайловне Старцевой и Марине Евгеньевне Помылевой. Отдельная благодарность  спонсорам: И.С.Кустышеву, Н.С.Борковской, Л.И.Морозовой, А.Ф.Терентьевой, Т.В.Кустышевой (Рочевой), Ю.А.Терентьеву, Ю.В.Попову и В.В.Попову.                                                                                    

 

ISBN 978-5-7934-0612-3

 

                                                                           @ Терентьев С.К., 2017

 

 

Крестьянское родословие.

Сведения о ижемских крестьянах рода Терентьевых с 1799 по 1919 год и крестьянах-оленеводах Усинского прихода начала ХХ века..

  Летом 2016 года творческие работники столичного «Изьва керка» предложили поехать на автобусе в село Ижма на праздник «Луд». Туда же  приехали племянница с дочерью из Инты. Мы с интересом обошли ярмарку и посмотрели выступления артистов, а затем посетили историко-краеведческий музей, который, несмотря на праздничный день, был открыт для гостей. В современном мире в отличие от старины, когда люди знали свой род до седьмого колена,  редко кто помнит  свои корни, потому нашей целью было хоть малую толику узнать  о своих  дедах, родившихся и живших на Ижемской земле в местечке Варыш села Бакур. Затем поиски продолжились в Национальном архиве Республики Коми.

     Углубляясь в толщу десятилетий прошедших веков, открывая имена своих предков, обозначилась закономерность, что роды и семьи, проживавшие на берегах Ижмы, тесно переплетались родственными узами и свойством при крещении детей. И это подтолкнуло на мысль -  исследовать древние корни не только своих предков, но  всех Ижемских крестьян из рода Терентьевых, с конечной целью – найти «праотца»,  первопоселенца Терентьева.  Однако в Республиканском архиве, куда  всю зиму ходил как на работу, кроме церковных Метрических книг ХIХ века  более старинных документов не оказалось. К тому же они оказались не полные, не все года и не у всех церквей. В частности: даты были известны, но так и не смог найти и уточнить год и дни рождения родителей (1906 г. и 1908г.) и у двух сестер отца (1883 г. и 1888 г.).  И если бы не бесценная помощь А.А. Терентьевой из села Ижма, методиста районного краеведческого музея, то от затеи пришлось бы отказаться.  Предоставленные Александрой Александровной  материалы позволили соединить разрозненные архивные данные под одну обложку и в итоге, хоть «праотец» так и не был найден, кое-что всё же удалось сделать, что и предлагается вниманию читателя.

 По сведениям ученых-археологов следы пребывания людей на Ижме можно наблюдать с VIII-III веков до нашей эры. Село Ижма возникло в 1567-1576 годах. Его основателями были коми, переселившиеся сюда с Выми и верхней Мезени. Слободка быстро росла. В 1638 году в Ижме насчитывалось 37 крестьянских дворов, а 1646 году – уже 65. Более подробные сведения о населении Ижмы относятся к 1679 году. Ижемцы носили следующие фамилии: Сметанин, Филиппов, Истомин, Хозяинов, Терентьев, Кучкасов, Канев, Анофриев, Вокуев, Дуркин, Витязев, Артемьев, Родионов, Беляев, Загибалов, Пигалин, Поздеев, Нечаев, Кучеев и другие.

     Большинство населения составляли коми, но жили здесь и представители иных народов. Так, русскими по происхождению были Константин Маркович и его племянник Федот Петрович Рочевы, получившие свою фамилию от местных коми жителей («роч» - «русский»). В середине ХVII века из Усть-Цильмы в Ижму переселился Г.А. Чупров с сыновьями Кириллом и Проней. С Пинеги пришел крестьянин Пантелей Иванович /фамилия не известна/, а из Пустозерска – Т.М. Кожевин и Л.А. Голубков. В слободке поселилось и несколько ненцев.

      В метрических книгах Ижемского прихода за 1799 – 1820 годы в Ижме упоминаются 15 семей Терентьевых, в Красноборе – 22 семьи, в Сизябске – 25, в Щельяюре – 3, в Кычкаре – 7 семей, в Мошьюге и Картаелье по одной семье.  В 1905 г. В Ижме имелось 277 дворов и 2746 жителей. В 1921 году коми составляли 97,4% человек, русские – 1,4%, ненцы – 1,2%.

        Ижемцы сеяли рожь и ячмень, но в неурожайные годы своего хлеба не хватало, что приводило к голоду и запустению крестьянских дворов. В 1679 году в  Ижемской слободке имелось 5 дворов церковнослужителей, 52 крестьянских и 6 нищих дворов, к которым вскоре добавилось ещё 10.  Бескормица заставляла крестьян и охотников трогаться с насиженных мест в поисках куска хлеба в Сибирь, в Кевролу (на Пинегу) и в Пермь Великую. С увеличением населения сократились охотничьи и сельскохозяйственные угодья. В шестидесятые годы ХVIII века стали образовываться поселения   вниз по реке до устья Ижмы,  строились вверх  до впадения  реки Ухта и к  началу ХХ века ижемцы обжили таёжную землю до деревни Бызовая на реке Печора, а многие охотники-рыбаки и оленеводы стали селиться  и  в верховьях его полноводного правого притока реки Уса.

     Кроме земледелия ижемские крестьяне занимались рыбной ловлей, охотой на пушных зверей и дичь. Промышляли соболя, песца, горностая, белку. Охотились они как в угодьях на Ижме, так и на Печоре и в Зауралье. Московские купцы специально приезжали в Ижемскую слободку за мехами. Позднее сами ижемцы стали ездить на ярмарки в Москву, Петербург, Новгород и другие города, что в наши дни кажется фантастическим преданием.  Из Устюга они завезли молочный скот и на его основе вывели очень удачную новую породу. А с ХVIII века стали заниматься оленеводством.  В публикации 1865 года говорится, что в Ижме «редкий хозяин не имеет от 500 до 1000 голов оленей». В 1882 году у ижемцев было 194 650 голов оленей. Животные сильно вытаптывали ягельники, и их не стало хватать. Кроме того пастбища восточно-европейских тундр были заражены сибирской язвой, часто вспыхивали эпизоотии (широкое распространение инфекционной болезни животных), которые губили десятки тысяч оленей. Массовый падеж животных разорял сотни оленеводческих семей.  В поисках новых пастбищ к концу ХVIII века многие расселились по Средней Печоре, в бассейне реки Усы, перешли за Урал в Западную Сибирь, где в бассейне реки Оби осело около 7 тысяч коми оленеводов, в том числе и из рода Терентьевых.  Несколько семей ижемцев с 10-15 тысячами оленей переселились на Кольский полуостров.

       По вышеуказанным причинам, а также из-за войн и революций поменялись профессии и образ жизни носителей фамилии рода. Ныне Терентьевы распространены по всем необъятным просторам нашей страны. Но абсолютному большинству их предков Малой родиной является село Ижма. По первой Всероссийской переписи населения в 1894 году только коми в этом районе насчитывалось 21 947 человек. И среди них, как видим, в деревнях Варыш, Бакур, Сизябск, Краснобор и других при ижемских старинных поселениях  проживали не одна тысяча внуков-правнуков, потомков одного из основателей Ижемской слободки. Можно смело утверждать, что почти все Терентьевы являются братьями  по крови, имеют общие гены. Потому людям, вышедшим из одной колыбели, следует жить, дружить и помогать друг другу во всех уголках земного шара.

   Данные для настоящего Справочника взяты из Метрических книг православных церквей.  Первая деревянная церковь «во имя Преображения господня, с приделом Ильи пророка» была построена в Ижме в 1678 году. Она не раз сгорала при пожарах и возрождалась вновь. Каменная Преображенская церковь была построена в 1807-1828 годах. Метрические книги церквей являются самым бесценным источником и самым доступным историческим документом для людей, стремящихся воссоздать свою родословную. В него вносили записи о дате рождения и крещении младенца, фиксировалось венчание новобрачных, а также дата завершения земной жизни и отпевания усопшего. По лаконичным записям метрических книг можно проследить не только основные вехи биографии человека. За скупыми строчками актовых записей «сокрыты» его печали, радости, горести. Знание своей родословной дает возможность заметить характерные родовые черты и наклонности, которые могут проявляться в потомках до шестого поколения включительно. Живущие на земле всегда будут признательны священнослужителям за их благородный труд. 

         Кроме рода Терентьевых в первом разделе книги даны сведения о некоторых людях других фамилий. Это сделано для расширения познания  современного читателя в области торговых, исторических и бытовых связей ижемцев, и для знакомства со своеобразными должностями и профессиями тех времён.  Во второй части помещены данные о Терентьевых и  крестьянах-оленеводах всех других фамилий, обосновавшихся на реке Уса в начале ХХ века. В третьем  разделе приведены сведения о живущих рядом и имеющих с коми  родственные связи оседлых и кочующих самоединах-ненцах, приписанных к Усинскому приходу.

         В  сборнике оставлены преобладающее до 1917 года старинное написание имени и отчества людей, а также названия поселений. Даты крещения младенцев обычно не указываются, так как оно производилось сразу на второй или третий день после появления ребёнка на свет. Однако ижемские крестьяне, занимающиеся оленеводством и находящиеся за сотни верст от церквей, не могли уложиться в это время, и крещение родившихся производилось в более поздние сроки. Потому в записях пишутся обе эти даты, - даты рождения и крещения. Такие же двойные записи по отношению к усопшим.  Все даты приведены по старому стилю.

  Сбор материалов для родословной был сопряжен с печалями и радостями. Встреча на страницах Метрических книг с каждым из предков сопровождалась шквалом волнений и неописуемой радостью. Вместе с тем душу переполняли сострадание и горечь при виде кончины младенцев рода-племени. Из среды рода Терентьевых вышло много замечательных  людей. Ими и нынче полна наша великая Родина. И потому  очень прискорбно было узнать, что уже в ХIХ-ом столетии трое из нашего племени были «любителями» крепких напитков. Однако, несмотря на эту досадную черту в характере предков, душу переполняют гордость за силу духа, стойкость и великий труд, вложенные ижемскими крестьянами   из рода Терентьевых в обживание суровых просторов Севера. Плодами их труда, в частности – деликатесной олениной, мы гордимся и кормимся по сей день. Земной поклон им за это из века в век!

 

 

О  происхождении фамилии и его носителях

       Фамилия «Терентьев» образовалось, видимо, от имени «Терентий», что в свою очередь произошло от ласкового названия  широко распространенной в старину таёжной птицы тетерев («тетеря», «тереня», «терентий»),  и имеет древние корни.  Человек с именем Терентий  был одним из сотников Великого князя Дмитрия Донского в день сражения на Куликовом поле с ордой хана Мамая 8 сентября 1380 года.

    Без фамилии сегодня невозможно представить нашу жизнь. Однако до середины ХIХ века она была скорее исключением из правил. Население Руси обходилось именами и прозвищами. Первыми фамилии приобрели граждане Великого Новгорода, о чем упоминается в летописях ХIII века, и крестьяне северной России, где не было крепостного права. В ХIV-ХV веках появились родовые имена у князей и бояр. А массовое присваивание фамилий началось после падения крепостного права в 1861 году. Полностью фамилии прижились только к 30-ым годам ХХ века.

     В старину новорожденных называли  по  именам святых из церковного календаря. Однако, как и сейчас, родители часто называли  своих младенцев именами отцов-дедов, друзей и родственников. У множества носителей других фамилий, как из приижемских сел, так и среди кочующего населения, в рассматриваемых Метрических книгах  часто встречаются имя  «Терентий» и  «Терентий Терентиев». Это говорит о том, что у людей того времени это имя пользовалось определенной симпатией. В наши дни фамилия «Терентьев» часто указывает на регион, откуда родом если не персонально его носящий человек, то его далекий предок. Можно сказать, что фамилия  является брендом Ижемского района.

   В книге прилагаются фото и краткие биографии представителей  рода Терентьевых, славной жизнью и трудовыми  успехами которых гордится древняя  Ижемская земля, а также имена и фото людей, упоминаемых в приведенных здесь Метрических книгах, и некоторых их потомков.

  Множество славных и героических воинских подвигов совершали Терентьевы и в годы Великой Отечественной войны. Вечная им слава и земной поклон!  А в заключительном слове о носителях фамилии  хочется напомнить молодому поколению ещё о   людях, которыми гордились жители великой страны – Советского Союза, а ныне продолжает чтить их и Россия. Это киноактриса Нонна Николаевна  Терентьева (15.II.1942 - 08.III.1996)  и Герой Советского Союза Борис Иванович Терентьев (08.V.1923 - 12.Х.1981).

    Нонна Николаевна, дочь военного, снималась в фильмах «Бухта Елены», «Однажды в городе С», «Транссибирский экспресс», «Крах инженера Гарина»  и другие.  Выделялась изяществом, гармоничностью, статью. Чувственная и утончённая женщина мало походила на большинство советских актрис, её называли второй Мерилин Монро и первой красавицей Советского Союза. Девичья фамилия Нонны Николаевны – Новосядлова. Она три раза выходила замуж,  но до конца жизни не расставалась с фамилией первого мужа Терентьева, жителя Украинской ССР.

       В год рождения Нонны Терентьевой, 26 ноября 1942 года, участвуя в окружении фашистских войск в междуречье Дона и Волги, в бою за господствующую высоту у хутора Бахмутский пулемётчик 619-го стрелкового полка 3-ей гвардейской Армии Юго-Западного фронта Борис Иванович Терентьев в течение дня отразил 6 вражеских атак. Был тяжело ранен, но не ушёл с поля боя. Когда бой завершился, 18-ти летний красноармеец  привязал к здоровой ноге двухпудовый, общим весом все 35 килограммов, пулемёт Максим  и  ползком доставил его в расположение своей части, оставляя кровавый след на снегу. Б.Н.Терентьев был родом с города Сальск Ростовской области, русский, токарь завода.

Есть среди рода Терентьевых и человек, совершивший трудовой подвиг. Это Алексей Иванович Терентьев. Уроженец деревни Аким Ижемского /ныне Сосногорского/ района с 1957 по 1966 годы работал на вывозке древесины водителем и по итогам семилетнего плана присвоено звание Героя Социалистического Труда.

      Желаю всем носящим фамилию Терентьев добра и здоровья, успехов в трудовой, творческой и воинской деятельности на благо и процветание Республики Коми и Российской Федерации.

                                                                                                  

                                                                                         Семён Терентьев

 

       


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1928; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!