Рабочая концепция одаренности



Эта концепция одаренности направлена в первую очередь на осмысление феномена одаренности и условий ее развития. В её рамках одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Важной особенностью современного понимания одаренности является то, что она рассматривается как динамическая характеристика, т.е. зависящая не только от потенциала личности, но и от факторов среды.

В концепции отмечается, что уровень одаренности — это всегда результат взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного активностью самого человека, особенностями его обучения, детского опыта, взаимодействием с окружающими людьми, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Также выделяется важность детского возраста как важнейшего периода становления способностей и личности. Таким образом, говоря об одаренной молодежи, мы неизбежно затрагиваем вопросы детской одаренности, так именно в детстве закладываются основные компоненты одаренности и продуктивности личности.

 

Концепция творческой одаренности А.М.Матюшкина

Более подробно с этой концепцией можно ознакомиться в Хрестоматии.

А.М. Матюшкин считает, что «психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Внешние проявления творческого развития многообразны. Наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности, составляющие психологическую основу доминантности познавательной мотивации по сравнению с другими типами мотивации».

В подростковом и юношеском возрасте исследовательская активность начинает проявляться в стремлении найти решение проблемы, выявить скрытые неявные взаимосвязи между явлениями. Важным структурным компонентом одаренности, по мнению автора, становится оригинальность – умение преодолевать стереотипы, открывать новое путем преодоления готовых решений. Оригинальность рождается из преодоления «правильного».

Основные структурные компоненты одаренности как общей психологической предпосылки творческого развития и становления творческой личности:

- доминирующая роль познавательной мотивации,

- исследовательская творческая активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем,

- возможности достижения оригинальных решений,

- возможности прогнозирования и предвосхищения,

- способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки,

Всё это, согласно данной концепции, составляет единую интегративную структуру одаренности, проявляющуюся на всех уровнях индивидуального развития.

 

Концепция эстетического отношения как основы художественных способностей и одаренности А.А. Мелик- Пашаева и З.Н. Новлянской

По мнению Мелик-Пашаева, «единым», общим основанием является эстетическое отношение к действительности, присущее в той или иной степени всем людям, но особенно развитое и являющееся доминантой духовной жизни у художественно одаренных людей. Психологическое содержание эстетического отношения к действительности раскрыть достаточно сложно из-за целостности, неделимости этого переживания. Основа художественного творчества не определяется набором способностей, а представляет собой особое состояние личности, это особый опыт, который захватывает всю личность, способ видения мира. Можно выделить основные черты, присущие такому отношению к окружающему миру:

- переживание единства с миром, отсутствие противопоставления себя и окружающих объектов. Художник (в широком смысле слова - человек, занимающийся искусством) видит и открывает в объекте родственную ему внутреннюю жизнь.

- внешняя форма вещи служит выражением внутренней сущности, определенного характера, настроения.

- эстетическое отношение неутилитарно, оно изымает предмет из практической, житейской плоскости.

- творчество переживается как выход за границы обыденного сознания, художник хочет сохранить пережитый опыт, сделать его доступным восприятию других людей.

В этом заключается мотивирующий аспект эстетического отношения - открывшееся художнику переживание иного облика предметов, иной жизни должно быть сохранено, что приводит к созданию художественного образа.

 

Теория множественности интеллекта Х.Гарднера.

Возникают новые концепции, описывающие взаимодействие различных видов одаренности. Одной из получивших признание является теория множественности видов интеллекта американского психолога Ховарда Гарднера. Согласно его теории существует, по крайней мере, 7 различных видов интеллекта. Они относительно независимы друг от друга, функционируют как отдельные системы:

Лингвистический интеллект – способность использовать язык для того, чтобы создавать художественные произведения, находить оптимальную форму выражения информации и передавать ее. Лингвистическим интеллектом обладают поэты, писатели, редакторы, журналисты.

Музыкальный интеллект – способность исполнять, сочинять музыку, получать от нее удовольствие, им обладают музыкальные исполнители, композиторы.

Логико-математический интеллект – способность человека исследовать абстрактные категории и взаимоотношения между ними путем манипулирования символами, знаками. Таким интеллектом обладают математики, ученые разных областей.

Пространственный интеллект – способность представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме, воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции, им обладают чаще всего архитекторы, инженеры, дизайнеры и хирурги.

Телесно-кинестезический интеллект – способность формировать и использовать двигательные навыки в спорте, в исполнительском искусстве, в ручном труде. Таким интеллектом обладают спортсмены, танцовщицы, механики.

Личностный интеллект – имеет две стороны, которые могут раскрываться отдельно:

- интраличностный интеллект, который характеризует умение налаживать взаимоотношения с другими людьми, анализировать их поведение, предвидеть логику развития ситуаций взаимодействия между людьми;

- интерличностный интеллект – способность человека глубоко и точно разбираться в собственных душевных переживаниях, тонко понимать особенности психической раельности.

Виды одаренности сопоставимы с видами интеллекта по Гарднеру (они почти совпадают). Полное совпадение наблюдается между психомоторной одаренностью и кинестетическим интеллектом, этот вид одаренности хорошо известен и исследуется отдельно (психология спорта).

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 636; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!