Порядок расположения вариаций.



Вопросы к экзамену: 1.Предмет и задачи дисциплины «Анализ музыкальных произведений». 2.Что такое музыкальная форма? Принципы организации и развития. 3.Жанры в музыке. Принципы жанровой классификации. 4.Сущность целостного анализа. 5.Музыкальный стиль как понятие. 6.Понятие музыкальной стилистики. Разнообразие полистилистических приемов. 7.Сущность музыкальной темы. Типы музыкального тематизма, его эволюция. 8.Средства музыкальной выразительности (общий обзор). 9.Масштабно-тематические структуры в музыке. 10.Ритм и его музыкально-драматургические особенности. 11.Музыкальный синтаксис и его структура. 12.Период и его разновидности. 13.Простая 2-х частная форма. 14.Простая 3-х частная форма. 15.Сложная 2-х ч. форма. 16.Сложная 3-х частная форма. 17.Рондо, его эволюция. 18.Вариационные циклы и их разновидности. 19.Сонатная форма. Общая характеристика. Вступление. Экспозиция. 20.Сонатная форма. Разработка. Реприза. Кода. 21.Свободные формы в эпоху романтизма. 22.Циклические формы. 23.Контрастно-составные формы. 24.Концентрические формы. 25.Формообразование в опере. Проявления музыкальной драматургии. 26.Принципы формообразования в балете. 27.Эволюция классических форм в ХХ в.  

Предмет и задачи дисциплины «Анализ музыкальных произведений».

Что такое музыкальная форма? Принципы организации и развития.

Музыкальной формой называется строение музыкального произведения. Форма

определяется содержанием каждого отдельного произведения, создается в единстве

с содержанием и характеризуется взаимодействием всех отдельных звуковых элементов, распределенных во времени.

 

Вариационные циклы и их разновидности.

Темой с вариациями называется форма, состоящая из первоначального изложения те-

мы и нескольких ее повторений в измененном виде, называемых вариациями. Так как число ва-

риаций не ограничено, то схема данной формы может иметь лишь очень общий вид: А+А1+А2+А3…

В вариационной форме метод варьирования играет роль основы формообразования, так как без него получилось бы простое повторение темы подряд, котopoe не воспринимается как развитие, особенно в инструментальной музыке. Наиболее давние образцы вариаций непосредственно связаны с танцевальной музыкой, именно она послужила непосредственным источником и поводом для возникновения вариационной формы.

Вариации на basso ostinato.

В XVII столетии появились вариации, построенные на сплошном повторении в басу одного и того же мелодического оборота. Такой бас, состоящий из многократного повторения одной мелодической фигуры, называется basso ostinato (упорный бас). Первоначальная связь этого приема с танцем проявляется в названиях пьес, построенных таким образом, пассакалья и чакона. И то и другое — медленные танцы в трехдольном размере. Танцевальное происхождение пассакальи и чаконы сказывается в строении темы, которая представляет собой предложение или период в 4 или 8 тактов. В некоторых случаях вариации описываемого вида не имеют названия, указывающего их строение.

Остинатная мелодия, как правило, повторяется в басу; но иногда ее временно переносят, для разнообразия, в верхний или средний голос, а также подвергают некоторой орнаментации

При неизменности остинатного баса, вариационное развитие выпадает на долю верхних голосов. Во-первых, в разных вариациях возможно различное их количество, дающее ту или иную степень сгущенности гармоний, которую можно регулировать в целях нарастания интереса. Во-вторых, при неизменном басе, мелодика хотя бы одного верхнего голоса должна изменяться, чтобы преодолеть монотонность. Следовательно, уже соотношение одних крайних голосов в какой-то мере полифонично. Остальные голоса тоже часто развиваются, полифонизируя всю музыкальную ткань.

Гармоническое строение вариаций на basso ostinato в каждом цикле более или менее однородно, так как не меняющийся фундамент гармонии — бас — допускает ограниченное количество вариантов в гармонии. Каденции встречаются преимущественно полные в конце повторяющихся фигур; иногда доминанта последнего такта фигуры образует вместе с начальной тоникой следующей такой же фигуры вторгающуюся каденцию. На грани двух вариаций возможны и прерванные каденции .

Структура вариаций, вследствие повторения остинатного четырехили восьмитакта, в общем единообразна, и известная маскировка периодичности возможна лишь на почве вторгающихся каденций, а также и при помощи полифонических наложений концов и начал.

Вариации на basso ostinato, возникнув приблизительно в начале XVII века, получили большое распространение к его концу и в первой поло-вине XVIII века. После этого они уступают место более свободным формам варьирования и встречаются довольно редко.

Строгие вариации.

В XVIII столетии, сформировался новый тип вариационной формы — вариации строгие (классические), иногда называемые орнаментальными. Их прототип можно видеть в следовании за одним из танцев старинной сюиты вариаций на него, снабженных многочисленными мелкими украшениями, без сколько-нибудь значительных изменений всех основных элементов (так называемые Doubles.

С мелодической стороны тема — простая, легкоузнаваемая, заключает в себе типичные обороты. В то же время слишком индивидуализированные обороты отсутствуют, так как они труднее поддаются варьированию, а повторение их было бы назойливым. Контрасты незначительны, но есть элементы, могущие быть развитыми самостоятельно.

Темп темы умеренный, благоприятствует ее запоминанию.

С гармонической стороны тема тонально замкнута, внутреннее строение ее типично и просто, равно как и мелодика. Фактура также не содержит в себе сколько-нибудь сложных фигурационных узоров гармонических или мелодических.

В строении темы прежде всего важна ее длина.Для темы классических вариаций наиболее характерна двухчастная форма с репризой; реже встречается трехчастная. Особенно редко встречается тема, состоящая из одного периода.

Методы варьирования.

Орнаментальное варьирование в целом дает более или менее постоянную близость к тем е.

Главные способы варьирования:

1)Мелодия (иногда бас) подвергается фигурационной обработке. Мелодия в подлинном или измененном виде может быть помещена и в другой голос. с фигурацией мелодии связаны ритмические изменения, преимущественно ускорение движения.

2)Гармония, в общем, изменяется мало и часто является наиболее удобоузнаваемым элементом.

Варьирование сопровождения гармонической фигурацией очень распространено. Тональность на протяжении всего цикла вариаций остается одна и та же. Но, отчасти в начале XVIII века, а в вариациях классиков сплошь и рядом, вносится ладовый контраст. В маленьких циклах одна, а в больших иногда и несколько вариаций сочиняются в тональности одноименной к главной (minore в мажорных циклах, maggiore — в минорных).

3) Форма темы до классиков и у них, как правило, вовсе или почти не изменяется, что, в свою очередь способствует ее узнаваемости.

Многие методы варьирования, изобретенные в доклассическом искусстве, были восприняты классиками, и к тому же значительно развиты ими. Но ими же были введены и новые приемы, усовершенствовавшие вариационную форму:

1) Вносится некоторый контраст внутри отдельных вариаций.

2) Вариации в большей мере, чем прежде, контрастируют по характеру друг с другом.

3) Становится обычным контраст темпов.

4) Последняя (финальная) вариация несколько напоминает по характеру заключительные части других циклов (своим новым темпом, метром и т. д.).

5) Вводятся коды, пространность которых зависит от общей длины цикла. В кодах встречаются дополнительные вариации (без №), иногда разработочные моменты, но, в особенности, приемы, обычные для заключительного изложения (дополнительные каденции). Обобщающий смысл коды нередко сказывается в появлении оборотов, близких теме, отдельным вариациям;  иногда же, вместо коды, полностью проводится тема.

Порядок расположения вариаций.

Раздельность и замкнутость частей вариационного цикла порождает опасность размельчения формы на изолированные единицы. Уже в ранних образцах вариаций намечается стремление преодолеть такую опасность посредством объединения вариаций в группы по какому-нибудь признаку. Часто ряд соседних вариаций, различаясь в деталях, имеет сходный характер. Особенно распространено накопление движения, посредством введения более мелких длительностей. Но чем крупнее вся форма, тем меньше возможность единой непрерывающейся линии восхождения к максимуму движения.

Свободные вариации.

В XIX столетии наряду со многими образцами вариационной формы, в которых отчетливо

Основные черты:

1) Тема или ее элементы изменяются таким образом, что каждой вариации придается индивидуальный, очень самостоятельный характер. Вариациям начинает придаваться программный смысл.

2) Благодаря самостоятельности характера вариаций весь цикл превращается в нечто подобное сюите. Иногда появляются связки между вариациями.

3) Возможность смены тональностей внутри цикла, оказалась очень уместной для подчеркивания самостоятельности вариаций посредством разницы в тональном колорите.

4) Вариации цикла, в ряде отношений, строятся независимо от структуры темы:

а) меняются тональные отношения внутри вариации;

б) вводятся новые гармонии, часто совершенно изменяющие колорит темы;

в) теме придается иная форма;

г) вариации настолько удаляются от мелодико-ритмического рисунка темы, что представляют собой пьесы, лишь построенные на отдельных ее мотивах, развитых совсем иначе.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 395; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!