Личностные и групповые ценности

Аксиология - особый раздел философии, предметом которого являются ценности(от греч. axios -ценности, logos -знание: наука о ценностях). Ценности имеют большое мировоззренческое значение. Понятие ценностей раскрывает особый аспект отношений человека к миру. Они позволяют глубже понять специфику человеческой деятельности, общества, культуры. Совокупность ценностных ориентаций имеет фундаментальное значение в жизнедеятельности личности. Ценности являются важнейшим фактором консолидации людей, интеграции их в сообщества. Наличие общих ценностных ориентаций обеспечивает общественное согласие граждан, социальных общностей и групп. А утрата ценностных ориентиров или отказ от сложившейся системы ценностей неизбежно оборачивается угрозой распада и дезинтеграции общества. Ценности - важнейший системообразующий фактор культуры. По содержанию ценностей можно судить об обществе в целом.

Понятие ценности

Со времен античности и до наших дней в философииведутся споры между представителями различных философских школ и направлений по вопросу о том, является ли ценность атрибутом некоторой вещи, или же она результат оценивания, продиктованного потребностями личностии общества.В первом случае ценность трактуется как нечто объективное, существующее независимо от человека. Во втором - понятие ценности сводится к субъективным оценочным суждениям произвольного характера. Сущность ценностей выводится не из объектов, а из потребностей человека. Обе эти крайние точки зрения отражают некоторые особенности понятия ценности, но не дают его адекватного определения.

Если согласиться с тем, что ценность лишь свойство реальности, т.е. явлений природы, общества или культуры, то неизбежно отождествление истиныи ценности.

 Однако уже Сократ, первым сформулировавший основной вопрос аксиологии: «Что есть благо?», продемонстрировал существенные различия между ними. Знаниеявляется важным, но не единственным условием достижения блага. Это объясняется тем, что предметы и явления природы и общества обладают свойствами, осознание которых может осуществляться либо в форме знания о том, что есть, реально существует, либо в форме представления о том, какой должна быть эта реальность, как должен вести себя человек в отношении к природе и другим людям. В первом случае знание о предмете характеризуется с точки зрения его истинности или ложности, во втором - с точки зрения ценности предмета, т.е. его значимости для человека.

Ценность,как и истина, является не свойством, а отношением между мыслью и действительностью. (Отношение - не вещь и не свойство, но то, посредством чего свойства какой-либо вещи получают свою видимость. Понятие об отношении возникает как результат сравнения любых двух предметов (называемых субъектами или членами отношения) по выбранному (или заданному) основанию сравнения (признаку). Например, сравнение по величине порождает понятие об размерных отношениях, по времени возникновения и исчезновения - о временных отношениях, по участию в производстве и распределении - об экономических и т.п. Отношение вещей и явлений друг к другу бесконечно многообразны: пространственные и временные, причинно-следственные, О. части и целого, формы и содержания, внешнего и внутреннего и др. Особый тип составляют общественные отношения.) Основываясь на своем индивидуальном опыте,человек осознает наличие связи между значимым для него объектом и своими потребностями и интересами (пример из романа М.А Булгакова «Мастер и Маргарита», беседа Понтия Пилата и Га-Ноцри).

Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самого по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь.

Бытиеценности постигается не столько в интеллектуальном, сколько в эмоциональном акте. Очевидно, что между субъективно желаемым и ценностью могут возникать противоречия.

Например, такой значимый для человека культурный феномен, как игра,считается многими бесцельной и бесполезной деятельностью, простительной лишь в детском возрасте. Шиллер, напротив, подчеркивая значимость игры для человека, писал: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» (пример из Детской психологии о развивающем значении игры в дошкольном возрасте: формирование социального поведения, самоутверждение человека).

Ценности не статичны. Динамику ценностей можно  увидеть в сопоставлении норм, характерных для различных цивилизаций. Так, для античной Греции высшей ценностью было гармоническое проявление всей полноты человеческой жизни, а для Египта - культ смерти, подготовке к которой подчинялась вся человеческая жизнь (пример об эпохе Возрождения, сравнении ее с эпохой Средневековья).

Ценности надындивидуальны, они могут осознаваться или не осознаваться либо осознаваться неадекватно.

Ценности занимают господствующее положение в сфере искусстваи религии, моралии права,политической и культурной жизни. Они не переводимы на язык научных понятий и зачастую облекаются в художественно-образную мифологическую или сакрализованно-религиозную форму.

Существенная особенность ценностного суждения состоит в том, что оно есть оценка или побуждение к действию через внутреннее состояние, и прежде всего через эмоциональное переживание ценности. Если научное познание призвано максимально приблизиться к полному адекватному знанию, то ценностное отношение погружает нас в «царство смысла», мир значимостей.

Потребности и ценности(можно пропустить)

Что же значимо для человека? И тождественен ли мир значимостей миру ценностей? Первоисточником и движущей силой человеческой деятельности являются потребности. Потребности человека возникают как выражение необходимости сохранения или изменения его жизни - в самом широком смысле этого слова: физической, интеллектуальной, нравственной, производственной, семейной и т. д.

Все многообразие связей (связь - взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени. Связи классифицируют по объектам познания, по формам детерминизма (однозначные, вероятностные и корреляционные), по их силе (жесткие и корпускулярные), по характеру результата, который дает связь (связь порождения, связь преобразования), по направлению действия (прямые и обратные), по типу процессов, которые определяет данная связь (связь функционирования, связь развития, связь управления), по содержанию, которое является предметом связи (связь, обеспечивающая перенос вещества, энергии или информации). и отношений, благоприятных либо неблагоприятных, так или иначе порождают соответствующие потребности, которые могут либо осознаваться человеком, либо не осознаваться, либо осознаваться неадекватно. Но в любом случае потребности побуждают человека к деятельности, которая может быть успешной или нет, продуманной либо спонтанной и хаотичной (очень важно для нас, как людей влияющих на окружающих через трансляцию педагогического и своего личного  опыта).

Потребности осознаются как нужда в предметах и условиях внешней среды либо в достижении внутренней, духовной гармонии. Проявляясь в конкретных отношениях с внешним миром, потребности характеризуют и объекты, наличное бытие,на которое они направлены, и сущностные качества субъекта, их носителя. Потребности получают свое развитие в установках, мотивах,интересах, направляющих деятельность человека на их реализацию. Именно потребности являются оценочной призмой человеческого сознания, фундаментом его стремлений, интересов, вкусов, идеалов.

Потребности человека текучи, подвижны, взаимосвязаны и взаимозаменяемы. Некоторые из них возникают, другие гаснут, одни актуализируются, другие отходят на второй план. Человеческие потребности безграничны по качеству и способны к расширению, ибо их формирование отражает множественность и интенсивность социальных связей индивидов друг с другом и обществом. Усложнение и дифференциация общественной жизни, всей совокупности общественных отношений, развитие материальной и духовной культуры с ее нормами и ценностями, динамизм духовной жизни самого человека - все это обусловливает изменение и развитие его потребностей (все то, на что мы, как педагоги, можем повлиять).

    Значительная роль в формировании ценностных суждений принадлежит нормам, которые придают потребностямчеловека социальную форму. Под нормойпонимается общепризнанное правило, образец действия или поведения. Нормы оказывают влияние на потребности личности, которая не может удовлетворять их вне нормативно-культурного процесса.

 Нормы - одна из форм осознания потребностей и поэтому относятся к сфере ценностей. Но между нормами и ценностями существует некоторое функциональное различие. Ценности, поскольку они порождены потребностями, определяют цели деятельности, нормы относятся к средствам достижения цели.

Нормы жестко детерминируют деятельность, в то время как ценности предоставляют личности большую свободу. Нормы не имеют градаций: нет и не бывает большего или меньшего, высшего или низшего уровней соответствия поступкаи нормы: ей либо следуют, либо нет.

 Ценности же имеют некоторую иерархию, и в каждый момент человек может свободно определить, какое место в этой иерархии занимает та или иная ценность (десять заповедей Божьих на русском языке гласят что нужно:

  1. верить в единого Господа Бога;
  2. не создавать для себя кумиров;
  3. не произносить имя Господа Бога напрасно;
  4. всегда помнить о дне субботнем (седьмом, посвящённом Богу);
  5. почитать и уважать родителей;
  6. не убивать;
  7. не прелюбодействовать;
  8. не воровать;
  9. не лгать;
  10. не завидовать.

 – это норма или ценность? какая из них в приоритете?).

 Нормы стандартизируют поведение личности, определяя те границы, в рамках которых личность может свободно действовать, и нарушение норм влечет за собой разнообразные санкциисо стороны общества.

Ценности же относятся к области смысложизненных ориентиров, определяющих жизнь личности в целом, это идеал, к которому стремится человек. И поскольку идеал - это представление о некотором абсолютном совершенстве, постольку он недостижим в эмпирически конкретных условиях жизни личности. Тем не менее идеал выступает как высшая ценность, одухотворяющая жизнь личности, дающая ей смысл.

Ценности  отражают реальную связь человека и мира природных и социальных явлений, имеющих положительную социальную значимость для жизнедеятельности обществаи личности (очень важно и ответственно для тех, облечен властью, и для нас также, в Пошехонье меня знают если не все, то многие, каждый мой поступок, слово, вид анализируются, разбираются, критикуются, одобряются или не одобряются, это не мания величия и не шизофрения)))).

Виды ценностей(можно пропустить, уже говорила Влада и Вадим)

Многообразие потребностей и интересов личностии обществавыражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям.

По содержанию различаются ценности, соответствующие представлениям о подсистемах общества: материальные (экономические), политические, социальные и духовные. Каждая из подсистем распадается на элементы, предполагающие собственную классификацию. Так, материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные), (например, профессиональная этика, тема по дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда»), ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и т.п. идеи, представления, знания.

        Ценности имеют конкретно-исторический характер, они соответствуют тому или иному этапу развития общества либо представляют ценности различных демографических групп (молодежь, старшее поколение), а также профессиональных, классовых, религиозных, политических и иных объединений.

Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентаций. В этом смысле ценности суть предметная форма существования социальных отношений.

По форме бытияразличаются предметные и идеальные (духовные) ценности.

Предметные ценности

Предметные ценности- это естественные блага, потребительная стоимость продуктов труда, социальные блага, содержащиеся в общественных явлениях, исторические события (что благо, а что нет, понимаем, спустя 50,100 лет, почему граф Толстой стал описывать не отмену крепостного права, события разворачивались на его глазах, зрелый муж, мог бы адекватно оценить, а войну 1812??!), культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, отвечающие критериям красоты, предметы религиозного культа или воплощенные в знаковой форме религиозные идеи и т.п. Предметные ценности существуют не в сознании, а в мире конкретных вещей, явлений, функционирующих в жизнедеятельности людей.

Главная сфера предметных ценностей - продукты целесообразной деятельности человека, воплощающей представления личности и общества о совершенстве. При этом в качестве предметно воплощенной ценности может выступать как результат деятельности, так и сама деятельность.

Духовные ценности

К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и неправомерном, о смысле истории и предназначении человека и т. д. Если предметные ценности выступают как объекты потребностейи интересов человека, то ценности сознания выполняют двоякую функцию: они суть самостоятельная сфера ценностей и основание, критерий оценки предметных ценностей.

Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, о должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений. Представления о совершенстве могут реализоваться либо в конкретно-чувственной, наглядной форме некоего эталона, стандарта, идеала(например, в эстетической деятельности), либо воплощаться средствами языка.

Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, жестко программирующих цели и способы деятельности. Это стандарты, правила, каноны, эталоны. Более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности - нормы, вкусы, идеалы, служащие в качестве алгоритма культуры. Норма есть представление об оптимальности и целесообразности деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями. Нормы включают в себя: форму единообразия поступков(инвариант); запрет на другие варианты поведения; оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец); оценку поведения отдельных лиц (иногда в форме некоторых санкций), предостерегающую от возможных отклонений от нормы.

 Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека.

Условием реализации социальных норм является система их подкрепления, которая предполагает общественное одобрение или осуждение поступка, те или иные санкции к лицу, долженствующему выполнять норму в своей деятельности. Таким образом, наряду с осознанием потребностей (которое, как мы уже отмечали, может быть адекватным или неадекватным) существует осознание их связи с социальными нормами.

Хотя нормы и возникают как средство закрепления апробированных общественной практикой, выверенных жизнью способов деятельности, они могут отставать от нее, быть носителями запретов и предписаний, которые уже устарели и препятствуют свободной самореализации личности, тормозят общественный прогресс.

Например, традиционное для России общинное землепользование, бывшее на ранних этапах истории нашей страны экономически и социально оправданным, потеряло свою экономическую целесообразностьи является препятствием для развития аграрных отношений на современном этапе. Тем не менее оно сохраняется в сознании определенной части нашего общества(например, казачества) как некоторая незыблемая ценность.

Идеал - представление о высшей норме совершенства, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы,человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию, он служит вектором, позволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь. Возможно ли достижение идеала в действительности? Многие мыслители отвечали на этот вопрос отрицательно: идеал как образ совершенства и завершенности не имеет аналога в эмпирически наблюдаемой действительности, он предстает в сознании как символ трансцендентального, потустороннего. Тем не менее идеал является концентрированным выражением духовных ценностей.

Личностные и групповые ценности

По субъекту -носителю ценностного отношения различают ценности:

· надындивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие);

· субъективно-личностные.

Личностные ценности формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опытаиндивида. Надындивидуальные ценности - результат развития общества и культуры.

Личностные и общественные (надындивидуальные) ценности неразрывно связаны между собой. Для философии существенное значение имеет вопрос: каково отношение между ними, какие ценности являются приоритетными -индивидуальные или общественные, формируются ли индивидуальные ценности под влиянием общественных или, напротив, общественные ценности возникают в результате согласования потребностей и интересов индивидов (вспомним нашу историю: что лучше – единообразие, единомыслие, одна партия, или как сейчас – плюрализм мнений?)

Фрейд и экзистенциалисты признают влияние надындивидуальных ценностей, но оценивают его негативно, полагая, что давление социальных ценностей приводит к конфликту с индивидуальными и подавляет их. По мнению Фрейда, социальный контроль приводит к дезадаптации личности,порождая всевозможные формы неврозов.

Фрейд усматривал наличие конфликта между областью психики индивида, в которой сосредоточены его бессознательные желания, и культурой, вытесняющей из его сознанияидеи, идущие вразрез с требованиями общества. Антагонизм природного начала и ценностей культуры приводит к уменьшению человеческого счастья, усилению чувства вины перед обществом, связанной с неспособностью индивида ограничить свои природные желания.

Экзистенциализмтакже подчеркивает, что социальные требования противостоят индивидуальной мотивации,подавляют личностные проявления. Тирания общественных ценностейтаит угрозу дезинтеграции и деиндивидуализации личности.

Конформистское сознание, формирующееся в результате бездумного принятия господствующих ценностей, заведенного порядка вещей, препятствует расширению границ индивидуального «Я».

 Экзистенциализм обрушивается также и на официальное право, мораль. Безумной жажде власти он противопоставляет идеи неотчуждаемости свободыодного индивида наряду с собственной свободой другого, чтобы акт его выбора был выбором для всех. Но этот выбор ценностей индивид обязан осуществлять вопреки и в противовес тому выбору и тем ценностям, которые навязывает ему общество.

Иерархия ценностей

Выбор индивидуальных ценностей,ответ на вопрос о смысле своей жизни подчас оборачивается для личности мучительными поисками выбора приоритетов.

Русский религиозный мыслитель С. Трубецкой (1862 -1905) в статье «Смысл жизни» писал, что искание смысла оборачивается жестокими страданиями от окружающей нас бессмыслицы. Бессмысленность нашей жизни осознается особенно остро, когда жизнь представляется в виде замкнутого в себе порочного круга, или в связи с недостигнутой целью, или при ограничении смысла своей жизни сохранением ее любой ценой, когда человек отдает свой дух в рабство биологическим потребностям. Трубецкой видит выход из ценностного вакуума в необходимости сознательного отношения к жизни, когда при беспощадном свете мысли человек начинает видеть бессмыслицу жизни и это побуждает его искать пути, помогающие ему вырваться из этой бессмыслицы. Мыслящее существо подвержено сомнению, которое является внутренним двигателем, подталкивающим нас к интуиции безусловного смысла, подчеркивает С. Трубецкой.

Человек сам является творцом собственной жизни, осознает ее смысл и созидает ее в соответствии с собственными ценностными приоритетами, сознательно или бессознательно он осуществляет собственный выбор. С самого раннего детства он задумывается над вопросом: кем я буду? Пятилетний мальчик, просмотрев фильм о знаменитом конструкторе Королеве, сказал: «Папа, я решил, кем я буду. Я буду конструктором. А то умрешь, и ничего после тебя не останется...» Но задача профессионального самоопределения не так проста, как она представляется ребенку. Она предполагает ответ на вопросы: какие у меня способности, что я могу делать, каким я должен и хочу быть? А единственно возможный ответ - быть самим собой. Смысл жизни каждого человека -реализация своей самобытности, воплощение лучшего, что в нем есть (просто наша тема, как родителей, учителей, воспитателей). И путь к пониманию смысла своей жизни - пристальное внимание к движениям своей души, успехам и просчетам, способностям и предпочтениям. Привычка к углубленному самоанализу позволяет человеку открыть в себе истоки собственной оригинальности и самобытности, а оставаться самим собой - важное условие осмысленности жизни.

Универсальность смысла жизни человека состоит в воплощении высшей человечности своего бытия: любви, красоты, сострадания, добра, мудрости. Только в сообществе с другими людьми, заботе о ближнем и ответственности за него человек обретает смысл своего существования. Никому ненужный человек несчастен. Тот, кто ограничивается кругом эгоистических устремлений, замкнут на собственных интересах, как правило, терпит крушение (есть масса примеров в жизни и литературе).

Главными фигурами фрайбургской (баденской) школы неокантианства были влиятельные философы В. Вильденбанд и Г. Риккерт. Фрайбуржцы строили свою концепцию, особо ориентируясь на "Критику способности суждения" Канта. Интерпретировали его как целостное и более удачное, чем в других работах, изложение учения Канта как такового. Стремились к критическому переосмыслению кантианства. Центральными для фрайбургской интерпретации оказались понятия "значимость" и "ценность". Фрайбургское неокантианство в значительной части является учением о ценностях.  Философия трактуется как критическое учение о ценностях.

Центральным вопросом в работе данной школы стало изучение теории ценностей.

Предмет философии, согласно Риккерту, составляет мир как целое; он распадается на «Я» (субъект) и «мир» (объект). Последний как таковой изучается частными науками объективно (абстрагируясь от субъекта) и предстает как физическая и психическая действительность.

Философское же познание, преодолевающее односторонность как объективизма, так и субъективизма, упирается в проблему ценностей.

Решение ее Риккерт видит в признании ценностей в качестве особой составляющей мирового целого наряду с миром субъектов и объектов («действительностью»). Ценности (то, что имеет значение, нужно, важно для людей) присутствуют в действительности в качестве благ (в объекте) и в качестве оценки (в субъекте). Они не существуют подобно им, они значат. Сфера ценностей, таким образом, трансцендентна.

Ценность – это «смысл, лежащий над всяким бытием». Связь ценностей с действительностью осуществляется посредством смысла, который принадлежит обеим сферам. Итак, ценности придают смысл акту оценки, создающему блага. Совокупность всех благ образует сферу культуры. Культура, таким образом, есть часть действительности, соединенная с ценностями. Исходя из первостепенной значимости ценностей в культуре, такой подход в культурологии может быть определен как аксиологический.


   Именно понятие «ценностей» дает возможность отличить культурные процессы от явлений природы. Понятие культуры выступает для Риккерта тем моментом, который определяет предмет и метод исторической науки. Культура – это некая целостность, в которой историческое познание отделяет существенное от несущественного. Риккерт считает, что только история является подлинной наукой, так как лишь она имеет дело с действительностью. Он полагает, что в исторической науке предмет познания и метод познания наиболее адекватно соответствуют друг другу.

 

Один из ведущих философов XX столетия Карл Поппер, разработавший концепцию «открытого общества», исследовал проблему «ценностной нейтральности» в социальном познании, а также рассмотрел принципы логики социальных наук.

В своих трудах «Открытое общество и его враги» и «Нищета историцизма»(ИСТОРИЦИЗМ — воззрение, согласно которому задачей науки истории (и более широко — наук об обществе) является открытие законов человеческой истории, позволяющих предсказывать будущее развитие общества) ученый делит социальную организацию на два типа: «открытые» (либеральные и демократические общества) и «закрытые» (все виды тирании: от античной до фашистской, включая советское общество).

«Закрытое» общество, согласно Попперу, идеологизирует все, даже естественные, науки, вводит цензуру в области искусства, религии, претендует на истину в последней инстанции во всех сферах интеллектуальной и обыденной жизни, определяя какие науки следует развивать, а, следовательно, финансировать, а какие «закрыть», какие виды и жанры искусства «полезны», а какие вредны и пр. (как нам это знакомо!!!)

На разных примерах, прежде всего учениях Платона и К.Маркса, Поппер демонстрирует ложность и методологическую несостоятельность теорий «закрытых» обществ.

В частности, тремя главными пороками марксизма (и любого социально-гуманитарного знания, использующего методологию марксизма), с его точки зрения, являются:

(1) «эссенциализм» (от лат. essentia — сущность) - претензия на постижение сущности мира, истории и ее законов в рамках некой теории;

(2) «холизм» (от греч. holos — целое) - представление о том, что в каждой части общества отражаются свойства целого;

(3) «профетизм» (пророчество) - учение о возможности предсказать будущее состояние общества.

Пристрастие к пророчествам Поппер называет «историцизмом», понимая под ним методологический принцип исследования, согласно которому возможно на основе неких, якобы существующих, неумолимых законов истории, постигаемых общественными науками, предсказать движение истории и общества в целом. Не принимая принцип «историцизма», Поппер пишет: «...Теоретическая история невозможна; иначе говоря, невозможна историческая социальность, наука, похожая на теоретическую физику. Невозможна теория исторического развития, основываясь на которой можно было бы заниматься историческим предсказанием».

Это не значит, что Поппер не признает за социально-гуманитарными науками функцию предсказания.

Он считает, что невозможно предсказать будущее общественное устройство в целом, тогда как отдельные процессы развития общества - экономические, политические, правовые и др. вполне предсказуемы.

Нельзя изменить все общество сразу, на основе какой-либо доктрины или учения. Поппер выдвигает идею «постепенной социальной инженерии», предполагающую политику постепенных шагов. Делать изменения в обществе надо постепенно, шаг за шагом, используя при этом данные наук при выдвижении и реализации поставленных целей (какой молодец!).

Достигать цели следует уже испытанными средствами, корректируя планы изменения общества по мере продвижения по пути реализации цели. Следует научиться прогнозировать изменения общества, а не предсказывать их. Те, кто стремится изменить в обществе все и сразу, - утописты (от греч. и — не, нет + topos — место, букв, место, которого нет), превращающие социальные науки или в псевдонауку, что произошло в СССР, или примитивную мифологию, что и произошло в фашистской Германии. Социальная мифология и псевдонаука — характерные черты «закрытого общества», в котором невозможны свободное обсуждение социальных проблем, публичные научные дискуссии и научная свобода. «Попытка создать рай на земле неизбежно приводит к созданию преисподней. Она вызывает нетерпимость. Она вызывает религиозные войны и спасение душ посредством инквизиции», — писал Поппер.

Социальные исследования возможны, считал он, если они опираются на опыт, если выдвигаемые гипотезы подчинены «принципу фальсификации» (от лат. falsifico — подделываю; научная процедура, устанавливающая ложность теории или подтверждающая ее истинность в результате проверки), если обсуждение социальных теорий происходит открыто и свободно, если нет «единственно верной» и «единственно ценной теории». Социальные исследования являются ложными и малоценными, если в них допускается абсолютизация принципов «эссенциализма» (от лат. essentia — сущность), «холизма», «историцизма».

Государство является постоян­ной опасностью, поскольку таит в себе возможности злоупотребления властью. Эта опасность никогда полностью не может быть устранена. Но нет другой силы в обществе, которая бы могла более эффектив­но осуществлять права всех.

Итог: государство — зло, но необходимое зло. Поппер утверждает: существуют два вида государственных учреж­дений - те, которые допускают смену правительства без кровопроли­тия, и те, которые этого не допускают. Но если правительство нельзя сменить без кровопролития, то в большинстве случаев его вообще невозможно сменить. «Лично я предпочитаю называть правление, ко­торое можно изменить без насилия, «демократией», а другое - «тира­нией», — утверждает Поппер.

 Поппер подчеркивает: демократия сама по себе не может наделить граждан всеми благами, она вообще ничего не может сделать — действовать могут только сво­бодные граждане демократического государства, а демократия лишь создает рамки, в которых граждане могут действовать более или менее организованным и последовательным образом.

Принцип критического рационализма позволяет Попперу дать взвещенную оценку не только государству, но и общественному мне­нию. Мы являемся демократами не потому, что большинство всегда право, а потому, что демократические традиции являются наимень­шим злом из того, что нам известно. Если большинство (или обще­ственное мнение) примет решение в пользу тирании, демократ вовсе не обязан считать, что в его воззрениях вскрылась какая-то фатальная ошибка. Скорее он придет к выводу, что в его стране демократическая традиция еще недостаточно сильна. Поппер предостерегает от пере­оценки институтов, представляющих видимость демократических, но не являющихся таковыми.

Иными словами, наличие партий, про­ведение выборов и т. п. не могут служить доказательством утвержде­ния принципов демократизма. Одних институтов недостаточно, если их деятельность не регулируется традицией и не обеспечена правом.

Учреждения всегда амбивалентны в том смысле, что в отсутствие сильной традиции они способны служить не тем целям, для которых были предназначены. Поэтому осуществление либеральной утопии, т. е. рационально построенного государства на tabula rasa, лишенной традиции, невозможно.

Принципы либерализма можно истолковать как принципы оценки и, если необходимо, модификации и измене­ния существующих институтов, но не их замены. Кредо либерализма - эволюция, а не революция.

К числу наиболее важных традиций принадлежит та, которую можно назвать «нравственной структурой» (которая соответствует институциональной правовой структуре) об­щества. Она воплощает в себе традиционное чувство справедливости или степень развития нравственного общественного чувства.

Ее разру­шение в конечном итоге приводит к цинизму и нигилизму, т. е. к раз­мыванию и исчезновению всех человеческих ценностей. Поппер под­вергает критической оценке общественное мнение.

Он убежден, что общественное мнение является реальной политической силой даже в недемократических государствах. Но общественное мнение целе­направленно формируется властью, оно может ошибаться и в то же время быть мудрее своих правителей.

Благодаря своей анонимности общественное мнение является неответственной формой власти и, следовательно, представляет некоторую опасность. Однако серьезной проблемой является не только ограничение власти, но и необходи­мость защиты мнения индивида от диктатуры общественного мнения.

Как видим, рассуждения Поппера содержат своеобразный сплав науч­ного мышления, философских принципов и представлений здравого смысла в анализе социальных процессов. Он последовательно прово­дит принцип критического рационализма как регулятивный принцип познания вообще, социального познания — в особенности.

Разумеется, позиция Поппера не является истиной в последней инстанции по ряду моментов. Так, его оценка учений Платона и Маркса опровергалась известными мыслителями А.Н. Бердяевым, Д. Льюисом и другими.

Но не подлежит сомнению гуманистическое значение концепции Поппера, который писал, что «не существует общего закона прогресса, все зависит от нас», что «человек способен сломать любой порядок, любую власть, любые законы, поскольку реальная история есть история людей и зависит от людей, от их выбора, от их свободы (интересно, а как он относился к мнению Л.Н. Толстого об отрицании роли великой личности в истории?). Обладание свободой делает человека ответственным за свой выбор. Свобода не есть вседозволенность, свобода есть ответственность человека и за настоящее, и за будущее». Гуманистический пафос учения Поппера актуален по сей день.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1311; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!