ФУНКЦИИ И ДИСФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.



 

 Функция (лат.functio – исполнение) – это назначение и роль, которые выполняет институт, та польза, которую он приносит обществу.

Представители институциональной школы в социологии(С.Липсет, Д.Ландберг и др.) выделили четыре основных функции:

1)воспроизводство членов общества. Главный институт, выполняющий эту функцию – семья, но к ней причастны и другие социальные институты (например, государство);

2)социализация – передача индивидам установленных в данном обществе норм, правил, образцов поведения и способов деятельности. Её реализуют институты семьи, образования, религии и др.;

3)производство и распределение. Обеспечиваются экономико-социальными институтами и органами власти;

4)функции управления и контроля. Осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д.;

В другой системе координат на первое место ставится

--экономическая - как главная и основополагающая функция социальных институтов, обеспечивающая выживание общества. Но вместе с тем важны и функции воспроизводства людей, их воспитание, гарантирование стабильности и порядка, получение новых знаний и опыта и передача их новым поколениям и др.;

-функция социализации – воспитание людей, усвоение ими необходимых знаний, умений, навыков, норм и правил, по которым живет общество, освоение для этого социальных ролей;

-функция социального контроля - предупреждение, регулирование социальных противоречий и конфликтов, а также межличностных противоречий, создание условий для созидательной деятельности;

-функция регулирования властных отношений также направлена на стабилизацию существующей в обществе социальной структуры при помощи политических институтов, которые обеспечивают их воспроизводство и сохранение;

-функция коммуникации состоит в регулировании на основе принятых норм поведения, порядка и способов взаимного общения, регламентации методов передачи и обмена информацией, приветствия, обращения.

Ряд социальных институтов выполняет несколько функций одновременно. Например, семья выполняет функции воспроизводства человека, его социализации, социального контроля, коммуникации. В то же время, одна очень важная функция может выполняться несколькими институтами, например, функцию социализации подрастающего поколения выполняет не только семья (она в первую и главную очередь), но и школа, церковь, СМИ, государство.

С развитием общества функции социальных институтов могут перераспределяться частично или полностью от одних институтов к другим. Так, на ранних этапах существования института семьи, она выполняла производственно-экономическую функцию (внутрисемейное производство товаров и услуг). Производственная часть этой функции перестала быть всеобщей. Функция заботы о престарелых сохранилась ныне только частично, а в значительной степени перейдя к обществу и государству (благотворительные фонды, пенсии, хосписы и др.). Воспитанием наряду с семьей занимается школа и т.д.

Количество выполняемых отдельными институтами функций может значительно возрастать вместе с прогрессом общества. Так, в ранних государствах главной функцией было обеспечение внутренней и внешней безопасности, для чего взимались с населения материальные и финансовые средства. Современное государство, кроме сохранения этой задачи и взимания за это налогов, планирует и регулирует экономику, занимается широким спектром социальных проблем, среди которых социальное обеспечение и социальная помощь малоимущим, здравоохранение, образование, информация и идеологическая деятельность и др. Ранняя христианская церковь «катакомбного» периода имела задачей утешение страждущих и выработку высших моральных принципов на основе нового для того времени мировоззрения: равенства всех перед Богом, всеобщей любви, в том числе к врагам. В настоящее время она занимается и экономической деятельностью (монастырское хозяйство, магазины), издательской деятельностью, сохранением и передачей знаний (религиозные воскресные школы, семинарии и академии), а также стремится распространить образовательную деятельность на государственную общеобразовательную школу, филантропическая деятельность и т.д.

Функции социальных институтов могут быть:

-явными, если они записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом, не только вполне очевидны, но и декларированы. Такие функции более подконтрольны обществу, поскольку всегда провозглашены и опираются на старые традиции и процедуры (венчание в церкви или регистрация брака в ЗАГСе, армейская присяга, принятие законов о браке и семье или о воинской службе, здравоохранении, пенсиях и т.д.);

- латентными,если они не совпадают с заявленными целями и правилами, скрыты или остаются неосознанными для участников социального взаимодействия. Чаще всего латентные функции – непреднамеренный результат деятельности социальных институтов, но всегда это показатель потенциальной нестабильности общества, в котором формальная и неформальная структуры существенно различаются. Примеры:

1) демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х гг. создало новые институты власти, заявило о стремлении улучшить жизнь народа, сделать всех собственниками национального богатства, создать в обществе цивилизованные отношения, воспитать у граждан уважение к закону.

Это явные (эксплицитные), заявленные цели и задачи. Реально же в стране выросла преступность, в том числе появились такие её новые, ранее у нас неизвестные, формы как рэкет, рейдерский захват успешного бизнеса, подкуп криминалом правоохранительных органов и др., а уровень жизни у большей части населения упал. То, что получилось в реальности - это латентная характеристика усилий социальных институтов власти.

2)Религия имеет как явные функции, так и латентные, связанные с преувеличенным значением влияния традиций. 

3)Латентные функции конфликтов заключаются в их воздействии на повышение сплоченности группы и т.д.

Социальные институты не всегда приносят обществу пользу. Если полследствия деятельности некоторых социальных институтов препятствуют другой социальной деятельности, оказывают негативное влияние на поддержание эффективной деятельности социальной системы, такое действие называют дисфункцией. И наоборот, деятельность социальных институтов рассматривается как функциональная, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Пример превращения функции в дисфункцию дает современная система российского образования. Институт образования призван обеспечивать экономику необходимым количеством специалистов высокого качества. Сегодня он не справляется со своей задачей - экономика не получает от него достаточного количества высокообразованных специалистов владеющих современными технологиями, и имеющих достаточной практической подготовки. Только за последние четверть века экономика недополучала сотни тысяч нужных ей специалистов, что привело и продолжает приводить к громадным экономическим потерям. Кроме того, поколения специалистов, подготовленные на старых традициях, занимают сейчас ключевые позиции в обществе и управляют страной тоже не всегда грамотно, не всегда с позиций современных требований. Урон же от непродуманных государственных решений вообще подсчету не поддается.

Каждое общество имеет определенную совокупность социальных институтов и отношений координации и субординации между ними. Чем более дифференцирована система социальных институтов и выше степень координации и субординации их деятельности, тем выше и качество жизни граждан. Следовательно, социальные институты – важнейшие элементы социальной структуры общества, координирующие множество индивидуальных действий людей.

В силу длительности возникновения и выращивания социальных институтов их необходимо беречь от социальных революций, во- время реформировать. Если же реформы в силу некомпетентности, корысти и безответственности его политической элиты задерживаются, то происходит революционная замена старых институтов на новые. В результате, вместо выращенных историей социальных институтов поспешно создаются новые, которые очень редко выдерживают проверку временем. Страна, не берегущая свои социальные институты, обречена на постоянную нестабильность, перманентное отставание и догоняющую модернизацию, а значит будет настии громадные материальные затраты и людские потери.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И САНКЦИИ.

 

Деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих в обществе норм. Слово «норма» - латинского происхождения и буквально означает «руководящее начало, правило, образец». Нормы вырабатывают общество и социальные группы, которые входят в него, для обеспечения устойчивости этого общества и групп. Социальные нормы направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. В нормах люди видят эталоны, модели, стандарты поведения. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми и различными организациями, с обществом в целом. Итак,  социальные нормы – это установленные в обществе правила ,образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь, определяющие границы допустимого поведения людей.

Все нормы, используемые людьми, делятся на две группы:

-несоциальные, которые регулируют отношения человека к природе, технике, материальным объектам. Это климатические (откуда чаще дует ветер, зимой бывает снег), сельскохозяйственные (когда сеять, а когда убирать), биологические (жизнь, рост, смерть), химические (металлы окисляются), технические (техника безопасности), физиологические (сон, еда и т.д.), санитарно-гигиенические (чистить зубы, умываться) и др. Несоблюдение, неучет таких норм порождает ответные негативные последствия со стороны природы и техники.

социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Это образцы, стандарты, масштабы поведения одного человека по отношению к другим людям. Социальные нормы отражают интересы социальных групп и ими создаются, хотя существует немало общечеловеческих норм (например «10 заповедей»).

Общие признаки социальных норм:

1) регулируют не отдельный случай, а типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном месте, отношение к старшим и т.п.)

2) рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма начинает действовать вновь, если возникнет аналогичная ситуация.

3) рассчитаны на многих или всех.

4) направлены на упорядочение общественных отношений и обладают той или иной степенью обязательности.

Нормы различаются масштабом:

– нормы малых групп, таких как семья, друзья, студенческая группа, спортивная команда, производственная бригада и т.д. называются «групповыми привычками». Например, в отделении клиники медсестры демонстративно почтительно относятся к врачам и снисходительно и покровительственно к пациентам.

– нормы, возникающие и существующие в больших группах или в обществе в целом, называются «общими правилами». Это ритуалы, обряды, обычаи, традиции, правовые, религиозные и другие социальные нормы,

Социальные нормы бывают:

-писаными, т.е. формально зафиксированными в Конституции, уголовном или другом виде права и других нормативных правовых актах, соблюдение которых гарантируется государством; 

-неписаными – это неформальные нормы и правила поведения, которые закреплены лишь обычаями, традициями, этикетом, т.е. рядом некоторых договоренностей по умолчанию о том, что считать должным, правильным поведением.

Среди социальных норм выделяют:

ритуалы - правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения. Ритуал – это порядок обрядовых действий, церемония, демонстрация чего-то, например, исполнение гимна на торжественном собрании, отдание чести старшему по званию военному;

обряды – тоже символические действия, но такие, которые глубже проникают в психологию человека и преследуют воспитательные, идеологические цели – обряд захоронения, заключения брака, посвящения в студенты и т.п.;

мифы- образные примеры (сказки, былины), которые учат людей тому, что следует делать, а что делать нельзя;

обычаи - это правила поведения, сложившиеся на протяжении длительного времени в результате многократного повторения, как действие, дающее положительный результат. Обычай – это стереотип поведения. Он прочно входит в сознание людей потому, что выражает какую-то жизненную закономерность: передача имущества умершего близким родственникам, воспитание малолетних детей матерью, кровная месть;

традиции – это механизм воспроизводства и передачи из поколения в поколение обычаев, символов, манер, этикета, языка, законов, нравов, т.е. того, что составляет культуру определенного общества. Другими словами, обряды и обычаи – это горизонтальный срез культуры, а традиция показывает вертикальную ось времени – то, что существовало в прошлом, существует в настоящем и, вероятнее всего сохранится в будущем. Всё ценное в культуре – это то, что, переходя из прошлого в настоящее и будущее, становится традиционным;

мораль - это нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Реализация этих норм обеспечивается внутренним убеждением людей, либо силой общественного мнения. Их нарушение встречает общественное осуждение;

эстетические нормы - система ценностей и правил поведения, регулирующих отношение к прекрасному и безобразному в художественном творчестве и в поведении людей. Иногда конкретны (украшать жильё цветами, картинами), чаще не содержат определенных моделей поведения, очень субъективны, Однако, в целом в обществе существует идеал красоты, составляющий основу социальной нормы, а отклонение от идеала бросает тень на человека, говорит об отсутствии вкуса;

этические нормы- установленные правила и порядок поведения, принятые в обществе правила учтивости, обхождения, формы обращения и приветствия, манеры, одежда, умение вести себя за столом и т.д.

религиозные нормы- это правила поведения, регулирующие отношение к божественному, содержащиеся в священных книгах или установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них сходны с нормами морали, совпадают с нормами права, закрепляют обычаи и традиции. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи – отступление от этих норм: епитимия, анафема, страшный суд, ад;

правовые нормы- это правила поведения, являющиеся обязательными и охраняемые от нарушений силой государственного принуждения. Правовые (юридические) нормы регулируют наиболее важные общественные отношения:

- структуру и осуществление государственной власти, взимание налогов,       

- привлечение к ответственности за совершение общественно опасных деяний и др.;

деловые обыкновения - это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Они фиксируют заведенный порядок: студенты встают, когда входит преподаватель; посещая больного на дому, врач перед осмотром моет руки; на многих предприятиях и в учреждениях рабочий день начинается с «планерки».

Таким образом, действующие в обществе многочисленные социальные нормы составляют правила человеческого общежития. Все они обусловлены, в конечном счете, экономическими, политическими, социальными и другими условиями общества.

Социальные нормы можно также классифицировать по степени обязательности их исполнения. За нарушение одних норм следует мягкое наказание – неодобрение словесное или выраженное осуждающим взглядом и жестом. За нарушение других санкции могут быть очень жестокими, вплоть до тюремного заключения или смертной казни. Если расположить нормы по степени наказания за их нарушение, то самым мягким будет наказание за нарушение обычая, ритуала или этикета. Далее следуют традиции, групповые привычки и мораль, в том числе, религиозная. Самые суровые санкции следуют за нарушение правовых норм и табу.

В обыденном сознании под санкциями понимают прежде всего наказания за неисполнение норм. Но санкциями являются и поощрения за примерное их соблюдение. Выделяют четыре типа санкций:

1) формальные позитивные– публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительственные награды, государственные премии, почетные звания и титулы, ученые степени, высокие должности и т.д.; 

2) неформальные позитивные – публичное одобрение исходящее не от официальных организаций: комплименты, аплодисменты, дружеская похвала, лестный отзыв, признание лидерских или экспертных качеств и т.д.;

 3) формальные негативные - наказания, предусмотренные законами, правительственными указами и распоряжениями, должностными инструкциями: штраф, лишение премии, понижение в должности, увольнение, арест, конфискация имущества, тюремное заключение, смертная казнь; 

4) неформальные негативные санкции от неофициальных инстанций: порицание, замечание, насмешка, отказ общаться, распускание слухов, клевета и др.

 

 

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.

 

Социальный контрольэто особый механизм социальной регуляции поведения индивидов и социальных групп, способ поддержания общественного порядка, фундамент стабильности общества. Его отсутствие или ослабление ведут к анархии, беспорядкам, смуте, социальной дезинтеграции. Даже небольшая группа людей, случайно собравшихся вместе (например, очередь на прием в поликлинике) вырабатывает собственные механизмы контроля.

В любом человеческом обществе всегда действует несколько видов социального контроля. Идеального контроля не бывает и как только один из них оказывается неэффективным, приходится вводить в действие другой вид социального контроля. Основным, а значит и самым эффективным является контроль через социализацию.Это такой вид социального контроля, при котором у членов общества вырабатывается стремление соблюдать социальные нормы и требования роли. Такой контроль осуществляется через воспитание, обучение, в ходе которого индивид не только воспринимает существующие нормативные требования, но и принимает их. Если человек применяет санкции по отношению к самому себе, такой вид контроля называют самоконтролем, т.е. внутренним контролем, важнейшим проявлением которого является совесть. Примерно на две трети разумное социальное поведение человека регулируется за счет самоконтроля.

В случае неэффективного самоконтроля вследствие недостаточной социализации или по другим причинам, общество или социальная группа прибегает к внешнему контролю. Это неформальный вид контроля черезгрупповое давление на основе межличностных отношений в малой группе, что побуждает индивида к выполнению моральных и других норм.

Внешний формальный контроль - осуществляется в основномчерез принуждение.Такой контроль формализован на основе установленных правил и осуществляется через социальные институты. В соответствии с институциональными нормами и законами осуществляется применение набора негативных санкций по отношению к индивидам, которые нарушают принятые в данном обществе правила и нормы. Это контроль со стороны профессиональной системы в рамках экономических институтов, в которые включен индивид; контроль институтов охраняющих общественную мораль, а также политико-юридический контроль со стороны государства и его институтов.

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

 

6. Дайте определение понятия «социальный институт».

7. Назовите виды социальных институтов.

8. Назовите специфические черты социальных институтов.

9. Дайте характеристику системы социальных институтов.

10. В чем проявляется динамика социальных институтов?

11. Каковы последствия эволюции социальных институтов?

12. Перечислите основные функции социальных институтов.

13. Что такое дисфункция социального института? Как она проявляется?

14. Как понимать «латентность» функции социального института?

15. Дайте определение понятия «социальная организация».

16. Чем обусловлено появление формальных и неформальных организаций? Приведите примеры тех и других.

17. Что такое «социальный контроль»?

18. Приведите примеры к каждому из определений отдельных типов социальных институтов:

а) комплекс юридических, религиозных, нравственных и др. норм, регулирующих социальные отношения индивидов и групп людей;

б) совокупность лиц, находящихся в определенных структурах и наделенных средствами управления для выполнения общественной функции;

в) совокупность учреждений, удовлетворяющих групповые потребности;

г) некоторые социальные роли, особенно важные для жизни людей.

19. Расположите нормы в порядке возрастания тяжести санкций за их нарушение: 1) обычай, 2) обряд, 3) закон, 4) привычка, 5) табу, 6) этикет, 7) религиозный завет (заповедь), 8) ритуал, 9) традиция.

 20.Пациент просит врача прописать ему сильное обезболивающее, но врач опасается привыкания и побочных последствий лекарства и предлагает ему безвредное успокоительное, а также ежедневные прогулки и другие общеоздоровительные мероприятия. Является ли данное предписание нормой? Выполняет ли врач свой профессиональный долг, действуя таким образом? Следует ли врач норме, если дает неугодное пациенту предписание?

21.Проявлением какого рода отношений является возможность для чиновников высокого ранга нарушать правила дорожного движения и даже не нести ответственности за причинение вреда здоровью других участников движения? Какие еще проявления такого рода отношений вы можете назвать из собственного опыта? Есть ли способы борьбы с такими явлениями? Предложите ваш вариант норм и санкций

22. О чем говорят следующие символы:

 - серп и молот, - двуглавый орел, - пионерский галстук, - красный крест, - боевая раскраска индейского вождя, - герб рыцарского рода,

 - публичное и массовое исполнение молодыми мужчинами известной

 национальности танца «лезгинка», - черный пиратский флаг с изображением черепа и костей – «Веселый Роджер»? Приведите еще примеры символов.

23. Как вы думаете, возможно ли общество, в котором бы вообще отсутствовал социальный контроль? Какой тип социального контроля характерен для тоталитарного общества? Для демократического? Для современного российского общества? Аргументируйте свое мнение.

24. Проанализируйте содержание рекламы на основных телеканалах. Является ли реклама средством социального контроля? Если да, то почему и как реклама выполняет эту функцию? Аргументируйте свое мнение.

25. Вспомните рассказ А.П.Чехова «Хамелеон». Какие факторы влияли на изменение мнения полицейского о вине собачки? Приведите другие примеры изменения мнения людей под влиянием извне, а не по рационально обоснованному внутреннему убеждению.

26.Что такое социальный институт? Назовите типы социальных институтов и приведите пример каждого типа. Рассмотрите подробно один из политических или экономических институтов. Выявите историю его возникновения, его функции, связанные с ним роли и статусы. Как происходят изменения в системе социальных институтов?

27.Чем отличаются социальные институты современного общества от

  институтов традиционного общества? Проиллюстрируйте ваш ответ на

 примере институтов религии, образования, культуры.

 

 

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

 

1.Социальные институты – это:

а) совокупность больших социальных групп, расположенных в иерархическом порядке

б) устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей

в) совокупность людей и организаций, выполняющих одну из важнейших социальных функций

г) совокупность средств и методов, используемых для оказания давления на индивидов и регулирования их поведения

 

2.Какой из социальных институтов возник раньше других?

а) религия                    д) рынок

б) семья                        е) армия

в) государство                      ж) культура

г) собственность          з) образование

 

3.Укажите соответствие:

а) социальные нормы  1) правила поведения людей по отношению к

материальным объектам

б) несоциальные нормы 2) средства поощрения и наказания, стимули-

рующие людей соблюдать нормы

б) санкции               3) образцы, стандарты общественно одобряе-

мого поведения людей по отношению к

другим людям

 

 

4.Социальный институт – это:

а) устойчивый комплекс юридических, гражданских, нравственных и других норм, регулирующих социальные отношения индивидов и групп

б) положение в системе социальной стратификации

в) совокупность средств и методов, используемых для оказания давления на индивидов и регулирования их поведения

г) совокупность лиц, находящихся в определенных структурах и наделенных средствами управления для выполнения общественной функции

 

5.Социальный контроль – это:

а) субъективная оценка позиции индивида или группы в обществе

б) устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности

в) совокупность средств, используемых для оказания давления на индивидов и регулирования их поведения

г) положение индивидов и групп в системе социальной стратификации

 

6.Какая из этих норм является социальной?

а) ритуал чистки зубов

б) обычай поминовения умерших

в) обычай вывозить мусор на свалку, а не хранить в доме

г) привычка не браться рукой за оголенный электрический провод

д) всероссийская традиция «похорон картошки» (весенней посадки картофеля)

 

7.Реакция общества на соблюдение и несоблюдение социальных норм:

а) социальный контроль

б) социальная санкция

в) социальная мобильность

г) социальная роль

д) социализация

 

8.Мораль – это совокупность норм, соблюдение которых обеспечивается:

а) решениями судебных органов

б) угрозой уголовного наказания

в) силой государственного принуждения

г) совестью человека и силой общественного мнения

 

 

Глава 7. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ.

 

    1. Объект и предмет этносоциологии.

    2. Этногенез.

    3. Межнациональные отношения.

    4. Межнациональные конфликты.

    5. Национальная политика в Российской Федерации.

 

Основные понятия: этнос, род, племя, народ, нация, национальность, субэтнос и суперэтнос, пассионарность, патриотизм, космополитизм, интернационализм, национализм, шовинизм, расизм, ассимиляция и консолидация, плюрализм.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 788; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!