БИОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ



Социология – наука об обществе. Само общество есть результат взаимной деятельности и связи людей, а человек не только основной элемент общества, но и продукт общества и его законов. Именно объединение людей делает общество таким, какое оно есть.

Дать определение человеку, открыть законы его существования очень не просто. Философия, к примеру, пытается это сделать уже два с лишним тысячелетия и таких определений-попыток существует достаточно много: «человек разумный» (homo sapiens), «человек делающий» (homo faber), «человек играющий» (homo ludens). К.Маркс определял человека как животное, производящее орудия труда; Г.Гегель – как млекопитающее с мягкой мочкой уха (в шутку конечно); Ф.Ницше – как животное, умеющее обещать и т.д. и т.п.

Первая трудность в определении – двойственная природа человека, имеющего и свои особые социальные качества, и такие, которые объединяют его с другими живыми существами. Прежде всего, человек есть существо биологическое, продукт длительной эволюции.

Большинство антропологов считает, опираясь, в том числе и на данные археологических и палеонтологических раскопок, что около трех миллионов лет назад от австралопитековых приматов-гоминидов отделилась ветвь предков человека, наиболее древним из которых был homo erectus – человек выпрямленный. Около двух миллионов лет назад его сменил homo habilis – человек умелый, изготавливавший первые примитивные каменные орудия. Дальнейшая эволюция приводит к появлению примерно 300-200 тысяч лет назад прогрессивной ветви древних людей – неандертальцев, которые как вид исчерпали себя, исчезнув, возможно не без помощи другой прогрессивной ветви – кроманьонцев, примерно 20 тысяч лет назад. Из общего инкубатора человечества Африки, примерно 40 тысяч лет тому вышли наши предки, европейские сапиенсы- кроманьонцы. Они создали богатую культуру позднего палеолита и мезолита – уникальные произведения наскальной и пещерной живописи, они осуществили неолитическую революцию, перейдя от бродячего образа жизни охотников и собирателей к оседлому образу жизни земледельцев и животноводов. Таким образом, параллельно с прогрессом биологической организации, возникает и совершенствуется культура и социальная организация. Что же послужило основой резкого эволюционного скачка?

Несомненно, первым толчком было прямохождение и освобождение кисти верхних конечностей. Расширение функций кисти стимулировало возникновение и развитие больших полушарий головного мозга. Важным условием прогрессивной эволюции человека явился коллективный образ жизни и отсутствие узкой природной специализации. Среди млекопитающих человек – наименее специализированный вид и по этой причине он оказался тотипотентным( лат. totus – весь и potential – сила, способность реализовывать многие возможности).

Индивидуальная приспосабливаемость не только за счет внутренних биологических потенций предопределили его видовую эволюцию. Соревнуясь с другими видами, человек стал использовать не только свои биологические возможности, но и внешние элементы изменяемой им среды обитания. Чтобы быстрее передвигаться использовал сначала других животных (лошадь, осла, верблюда, слона), а потом изобрел машины (автомобиль, самолет, корабль). Слабое зрение компенсировал очками и микроскопом и т.д. Труд ограничил морфологические возможности в биологической специализации и видовой дифференциации и выделил человека в отдельную группу. Это позволяет говорить, что человек есть существо биосоциальное или социобиологическое.

Как биоорганизм человек представляет собой метаболическую систему, способом существования которой является обмен веществ между организмом и природной средой. При этом, человек и среда влияют друг на друга. Как биоорганизм человек имеет способность адаптации к среде обитания, но и приспособление, изменение этой среды. Человек создает практически новую среду обитания. Все биоорганизмы проявляют активность, но у человека и этот признак имеет социальный характер и проявляется через деятельностьвид активности, направленной на такое изменение внешней среды, чтобы получился продукт (материальный или духовный). Общениекоммуникация, обмен идеями, эмоциями и материальными предметами. Поведениеактивность, направленная на изменение состояния субъекта, его позиции в обществе и к обществу.

Индивид рождается человеком только по биологическому строению , а не по поведению, психологическим и умственным способностям. О том, что человек есть существо биологическое, лишний раз подтверждает существование медицины – практического раздела биологии. Сегодня уже доказано, что, например, дополнительная хромосома (21) вызывает синдром Дауна, а отсутствие Х-хромосомы – болезнь Шерешевского-Тернера и т.д. Любое нарушение структуры хромосом приводит к появлению различных патологий, а мутации отдельных генов ответственны за ряд болезней. Индивид подчиняется во всем своем существовании и развитии законам органической формы движения материи: рождение, метаболизм, размножение, смерть. Генетически запрограммированы: долгожительство, темперамент, особенности строения органов чувств. Генетика человека предопределяет и индивидуальное поведение, проявляясь через врожденные инстинкты, безусловные и условные рефлексы.

Собственно, это и есть тот небольшой природный багаж, с которым рождается слабое, физиологически недоразвитое, совершенно неприспособленное к агрессивной внешней среде человеческое существо. Человеческий детеныш рождается с большим объемом головы, неспособным к передвижению, самозащите и обеспечению себя пищей. Свойственные человеку рефлексы и инстинкты, биологические потребности (голод, жажда и т.д.), удовлетворяются  социальным способом. Большинство человеческих особей обладает потенциалом социальности - включения в жизнь общества, который реализуется только в особой культурной среде – общности. То есть, человек может стать человеком только в обществе людей. Бионачало устанавливает общие рамки для человеческого естества, но в их пределах люди обладают высокой приспособленностью: они усваивают такие образцы поведения и создают такие социальные институты, которые либо позволяют биологическим силам управлять человеком (семья), либо подавляют их (религия), либо помогают найти компромиссный вариант (образование).

В целом, соотношение биологического и социального – вопрос давних и неоконченных дискуссий – чего больше в человеке и какое начало господствует, но в предлагаемом материале будем исходить из предположения о некоем равновесии двух начал.

Человек – существо общественное. Он стремится к общению с себе подобными. Человеческий детеныш может выжить только под патронажем взрослых и в обычных условиях , несвободен от них до 16 – 18 лет. Включение его в социум и сам процесс «очеловечения» носит исключительно искусственный характер, его личность формируется только в среде других людей.

Человек – существо абстрактно и рационально мыслящее. Обладая фантазией и ассоциативностью мышления, он умеет выстраивать логические мыслительные цепи, что определяет еще одну его особенность – способность к творчеству. Но все эти исключительные качества не даны ему изначально. Реализовать эту возможность должен сам человек в рамках общества и при помощи общества.

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЕЁ АГЕНТЫ.

 

Процесс включения человека в общество и усвоение им всех уже накопленных обществом ценностей, называется социализацией.

Этот процесс начинается с момента рождения в форме навязывания социальных ценностей: кормление по часам, пеленание, обучение пользованию ложкой (хотя ребенку это тяжело и неприятно – легче руками или лицом в тарелку). В конце концов, мы обязательно научим его есть так аккуратно, чтобы нам оставалось вымыть лишь минимум посуды. Еще большие испытания ждут ребенка, когда он пойдет в детский сад, потому что ему придется научиться очень рано вставать, делать вместе со всеми зарядку, завтракать без маминых или бабушкиных уговоров, уметь играть с другими детьми, спать после обеда и многое другое. В эти дни и месяцы ребенок научается самому главному в жизни – жить в обществе с другими, чужими для себя людьми. Ему в этом помогают агенты социализациисоциальные субъекты (индивиды и институты), осуществляющие процесс социализации новых поколений. Агентами первичной социализации являются родители, воспитатели, потом учителя, друзья, одноклассники. В детстве усваиваются базовые понятия, во многом определяющие будущие возможности индивида.

На втором этапе – подростково - юношеском – к ближнему кругу общения добавляются агенты вторичной социализации - социальные институты и организации: образование, средства массовой информации, армия, полиция, суд, церковь и другие. На этом этапе, на основе критически переосмысленной и усвоенной информации формируются убеждения и мотивации социального поведения.

Третий этап – взрослая жизнь – еще больше расширяет круг общения. Важное влияние на индивида оказывают коллеги по трудовой деятельности из отделения больницы или поликлиники, производственной бригады и многие другие из ближнего и дальнего круга общения. Но продолжают оказывать влияние на процесс социализации не только конкретные личности, а и социальные институты как целое – семья, образовательные структуры, средства массовой информации, государственные структуры вроде полиции или городской администрации, с которыми индивиду приходится взаимодействовать.       

Таким образом, социализация как процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей, сопровождает человека от рождения до смерти. Она превращает новорожденное биологическое существо (с генетической потенцией стать человеком) в человека-личность. Эта потенция не реализуется, если ребенка изолировать от общества. В медицинской и научно-популярной литературе описано множество случаев, когда находили детей в чуланах, чердаках, даже просто в сундуках, не говоря уже о детях воспитанных волками (синдром «Маугли»).

Лишенные человеческого общения, эти дети не умели говорить, одеваться, правильно ходить, не умели смеяться и даже улыбаться. Чем позже находили таких детей, тем меньше оставалось шансов сделать их полноценными людьми. Психологи и педиатры говорят о критическом для таких ситуаций возрасте – 4 года. Детей, выросших в социальной изоляции, называют феральными людьми.

Феральные люди практически никогда не становятся полноценными членами общества, потому что социализация для них началась слишком поздно.

 

ЛИЧНОСТЬ.

 

Возвращаясь к исходному моменту темы, напомним основные понятия:

- человек – понятие скорее философское, видовое, отмечающее качественные отличия людей от животных. Это единица от человечества, включающая биологическую, социальную и ментальную его природу;

- индивид –единичный представитель той или иной социальной общности (рабочий, фермер, врач, фармацевт и т.д.), единичный представитель целого (рода, расы, профессии, другой общности);

- индивидуальность – совокупность оригинальных, неповторимых черт, или неповторимый набор стандартных характеристик, отличающих одного индивида от другого;

- личность – социальные характеристики жизнедеятельности человека, те свойства и качества, которые он приобретает и реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т.е. в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми.

Древнегреческие философы не мыслили личность вне общества, вне полиса. Но личность – это вполне конкретный человек как система устойчивых качеств и свойств. Типизировать по различным характеристикам личность пытались во все времена. Астрологи Древнего Востока определяли судьбу человека по принадлежности к определенному знаку зодиака. Греческий врач Гален, живший во 2-м веке н.э. классифицировал типы личности по темпераменту: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики (все производное от элементов человеческого организма). То, что ранее объяснялось зодиакальными созвездиями, теперь стало выражаться на физиологическом языке. Эта типология, как и типологии астрологические, сохранились до настоящего времени и даже переживают сегодня новый расцвет.

Остроумную классификацию личности предложил американский психолог Л.Шелдон. Он поделил всех людей на три типа: мозговой (церебротоник), мускульный (соматоник) и желудочный (висцератоник). Мозговой тип – это человек, живущий исключительно головой, интеллектом. У него постоянная потребность в одиночестве, сдержанность, некоторая скованность и напряженность поведения, и одновременно быстрое реагирование на изменение ситуации. С детства это хилый, физически не развитый ребенок, в школе отличник, все время решает какие-нибудь головоломки, стеснительный, но гордый своими достижениями. 

Мускульный тип – это человек, для которого главное – его тело. Он все время занимается спортом, тренируется.

У него постоянная потребность в движении, он активен, энергичен, хочет командовать другими, что-то делать. В детстве он, как правило, учится слабо, списывает задачки у «мозгового» и за это покровительствует ему.  

Для желудочного типа главное – еда. Он постоянно думает о еде, у него в портфеле пирожки, бутерброды, а тетради всегда замаслены. Став взрослым, он готовит пищу сам, жене не доверяет, он гурман и знает тысячи рецептов блюд. У него все время хорошее настроение, хорошее пищеварение, потребность в контактах, стремление к согласию. В этой шутливой классификации каждый человек в себе или своих знакомых может увидеть склонность к тому или иному типу.

Одна из самых интересных концепций личности принадлежит австрийскому врачу и психоаналитику Зигмунду Фрейду. Он жил во времена, когда большинство европейцев считали, что поведение человека биологически предопределено. Будучи врачом по образованию, он пришел к необходимости детального изучения личности и предложил собственное видение структуры личности. Он полагал, что в человеке есть две основные, но противоположные потребности: инстинкт жизни (эрос) и инстинкт смерти (танатос). В объединении основных потребностей и влияния общества выстраивается модель личности, состоящая из 3-х частей:

-ид(лат. «оно») – биологическое начало с основным влечением человеческого существа, требующее немедленного удовлетворения потребностей. Ид в чистом виде проявлен у младенцев, которые по сути, комок требований: внимания к себе, пищи, прикосновения. Но общество противодействует эгоцентризму Ид «кнутом и пряником».

- эго(лат. «я») – непрерывные сознательные попытки человека гармонизировать врожденные влечения к поиску наслаждений с условностями общества.

- суперэго (лат. «над», «сверх») – совокупность социальных норм и ценностей, приобретенных человеком в процессе социализации. Суперэго – это совесть, сознательность, объясняющая, почему нельзя получить все, что мы хотим.

Для ребенка с доминантой Ид - весь мир это поток приятных и болезненных ощущений. С развитием суперэго он усваивает моральные понятия должного и недолжного. Ид и Суперэго конфликтны, но у хорошо приспособленного человека они находятся в гармонии. Неразрешенные конфликты, особенно в детстве, выливаются в расстройство личности.

Теория Фрейда вызывала споры еще при его жизни. Многие его положения подвергаются критике и сегодня, но он бесспорно прав в том, что в человеке два начала: биологическое и социальное.

В норме – социальное доминирует. Если в процессе становления личности случились и остались неразрешенные конфликты, то они обязательно проявятся во взрослой жизни криминальными поступками, психическими отклонениями или соматическими расстройствами.

Современная социология понимает личность как интегральную целостность социальных качеств человека, т.е. как продукт общества, но учитывает и природную основу человека, в генетической программе которого заключена сама возможность его индивидуальной и социальной жизни. Как нет единой трактовки взаимосвязи в человеке биологического и социального, так нет единства мнений и в определении структуры личности, того какие основы, материальные или духовные, объективные или субъективные следует брать в качестве первостепенных. Между учеными существуют разногласия в определении понятия личности, объяснения особенностей её становления, соотношения в ней статических и динамических сторон. При всем разнообразии взглядов схематично их можно свести к двум подходам:

1 – личность – каждый нормальный человек, поскольку он носитель социальных качеств, субъект действия;

2 – личностные признаки свойственны не каждому, не всякий человек достоин называться личностью.

При первом подходе люди берутся такими, какие они есть. Рассматриваются их потребности, интересы, установки, ориентации, поступки, поведение, механизмы адаптации, сознание, самосознание, самооценки, наличное и желаемое «Я». Люди принимаются во внимание как реальные живые существа со всеми их достоинствами и недостатками.

При втором – исходят не из сущего, а из должного, не реального, а желаемого, не из объективного, а из субъективного. Поступают при этом так: составляют свод положительных качеств типа «высокая мораль», «фундаментальное мышление», «самосознание своей сущности» и т.п. и этим произвольно набранным перечнем черт и характеристик оценивают людей, делят их на личности и неличности. Исходят вроде бы из правильных установок:

-личностью не рождаются, а становятся;

-надо постоянно стремиться к идеалу, тому уровню, который соответствует требованиям современной культуры; - индивид должен освоить ценности и нормы, многое сделать, чтобы стать личностью.

То есть, исходят вроде бы из конкретных практических задач и руководствуются, казалось бы, благими намерениями, но при этом упускают весьма принципиальные соображения:

1)при таком подходе критерии оценки человека только субъективны, личность ассоциируется только с духовными качествами, сознанием и самосознанием. Предметно-деятельная сторона, объективные связи индивида, его интересы и потребности не принимаются во внимание как несущественные;

2)при нормативном понимании личности процесс её формирования растягивается фактически до бесконечности. Не устанавливается никаких границ, за которыми аморфный индивид становится личностью, не определяется когда это происходит, какие качества он должен усвоить. Во всем ансамбле социальных качеств отмечается лишь сознание, способное оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями, подниматься до самосознания своей сущности, доходить в отражении действительности до тождества противоположностей.

 3)нормативный подход к определению личности чреват избирательностью и ведет к нежелательным следствиям ибо отдает одним внимание, уважение, возвышает их, а других унижает пренебрежением, ущемлением личного достоинства. Тезис «не все люди являются личностями» противоречит нормам гражданского общества, декларациям прав и свобод человека.

Эта точка зрения продолжает бытовать в обыденном сознании, воспроизводится в периодической печати, в большом почете у педагогов, воспитателей и даже некоторых ученых.

Итак, понятие «личность» применимо к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты общества. Главное в личности не внешние признаки (усы, борода, прическа, родинка), умение играть на скрипке или рассуждать об авангардной живописи и т.д., а совокупность социальных качеств.К элементам, составляющим социальные качества человека, относятся:

-социально-осмысленная цель его деятельности;

- совокупность статусов и ролей;

- социальные ожидания в реализации статусов и ролей;

- нормы и ценности, которыми он руководствуется в процессе своей деятельности;

- активность и самостоятельности в принятии решений.

Обобщенное отражение совокупности социальных качеств людей, входящих в какую-либо общность, фиксируется в понятии  социальный тип личности.Сведение индивидуального к социальному позволяет раскрыть в личности существенное, типичное то, что формируется в конкретной системе социальных отношений, в рамках определенной общности, института или организации, к которым принадлежит личность. Индивиды, включенные в процесс социального взаимодействия, обладают множеством свойств. Перечислить все эти свойства практически невозможно. Поэтому, когда идет речь о личностях как представителях общностей, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей.

Социальная типология выделяет:

- идеальный тип личностивыражает требования социального идеала (всесторонне развитой личности). Как правило, он формулируется в идеологических и философских концепциях;

- нормативный тип личностиформулируется применительно к современному обществу;

- реальный и распространенный типы личности-представляют собой совокупность господствующих образцов поведения. То есть, качества такой личности могут существенно отличаться не только от идеального, но и от нормативного типа.

Типизация личности может проводиться по разным основаниям. Например:

- по профессиональной принадлежности или виду деятельности ( фельдшер, фармацевт, философ, фермер, учитель, шофер, ткачиха);

- по территориальной принадлежности

или образу жизни ( горожанин, селянин, сибиряк, горец, степняк, обыватель);

- по половозрастным признакам ( юноши, девушки, пенсионеры);

- по степени социальной активности ( лидер, активист, исполнитель, гражданин) и т.д.

 Одним из важнейших оснований для типизации личностей являются статусы и роли.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 852; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!