Прочитайте текст и выполните задания 21 - 26

Вариант 30. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

(1)Обычную речь с музыкой не спутать, они всё-таки достаточно разные, однако кое-что общее у них есть, и это общее — ритмическая организация. (2)Музыкальный ритм — вещь вполне очевидная, но ведь и речевые звуки вовсе не хаотичны, они распределяются по слогам и словам, и, когда мы слышим, как кто-то что-то говорит, мы ясно ощущаем границы между слогами, словами, частями предложения, что позволяет нам понять услышанное. (3)<...> по некоторым данным, язык вообще очень глубоко связан с музыкой и даже во многом определяет структуру не только народных мелодий и ритмов, но и авторских музыкальных произведений.

 

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Речевые звуки не хаотичны, они распределяются по слогам и словам, поэтому мы ясно ощущаем границы между слогами, словами, частями предложения, что позволяет нам понять услышанное.

2) Ритмическая организация не единственное, что связывает музыку и обычную речь: по некоторым данным, язык определяет структуру как народных мелодий и ритмов, так и авторских музыкальных произведений.

3) У обычной речи много отличий от музыки, однако есть и объединяющее начало: музыкальный ритм народных мелодий определяет структуру народного языка.

4) Ритмичность, присущая музыке, характерна и для языка, который способен определять структуру не только народных мелодий и ритмов, но и авторских музыкальных произведений.

5) По некоторым данным, язык очень глубоко связан с музыкой, так как речевые звуки вовсе не хаотичны, они распределяются по слогам и словам.

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Прежде всегоНапротив,Кроме того,НоЗато

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРГАНИЗАЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОРГАНИЗАЦИЯ, -и, ж.

1) Процесс действия, направленный на обустройство чего-н, О. праздника. О. отдыха.

2) Организованность, планомерное, продуманное устройство. Чёткая о. производства.

3) Общественное объединение или государственное учреждение. Всемирная торговая о. Профсоюзная о. Строительная о. Молодёжная о. О. ветеранов труда.

4) То же, что организм (устар.). У ребёнка слабая о.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

заселЁнныймЕстностейначАвцепОчкащЕмит

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ФАКТИЧЕСКОЕ положение дел оказалось совсем не таким, каким оно было представлено в отчёте.

Мне вспомнился город моего детства, а с ним и те самые знаменитые ГЛИНИСТЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.

Было тихо, лишь временами доносились ОКЛИКИ часовых.

После разговора с Натали Андрея охватило чувство любви и ненависти, и это ДВОЙСТВЕННОЕ чувство не покидало его до вечера.

Старик уже не чувствовал в своих руках БЫЛОЙ силы.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБЕИХ сестёр

банка САРДИН

почти в СТАХ странах

ТОНЬШЕ волоса

медицинские ПОЛИСЫ

 

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Бесспорно, одним из украшений Петербурга является скульптурная композиция Петра Клодта «Укрощение коня» на Аничковом мосту. 2) Ф. И. Тютчев написал первое стихотворение в одиннадцать лет, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики. 3) Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, закрывавших небо. 4) Согласно библейской легенды, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была достигнуть неба. 5) Многим кажется, что те, кто уделяет много внимания своему самочувствию, кто следит за новинками в области фармацевтики, должен быть здоровым. 6) Лесные поляны покрыты яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году. 7) Не увидев своих лошадей, я поинтересовался, где они. 8) Когда учитель узнал о конфликте, он не обсуждает его с классом. 9) Проводя специальную тепловую обработку продуктов, удлиняется срок их хранения и снижается риск заражения различными инфекциями.

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..шнёвыйсм..гчитьукр..щатьок..лдоватьгл..тать

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..ширил, и..брать

по..певать, о..гибать

не..глядный, н..длом

пр..красный, пр..грел

пр..людно, пр..уныл

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

вдумч..выйобур..ватьнепоседл..выйобла..ватьзатяг..вать

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

обид..вшийвывал..шьрастрепл..шьнеотъемл..мыйперенима..мый

 

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Со мной поздоровался никому (НЕ)ЗНАКОМЫЙ человек.

Всех смутили (НЕ)ПРОВЕРЕННЫЕ ещё слухи.

А. Н. Толстой умер, (НЕ)УСПЕВ дописать роман «Пётр Первый».

(НЕ)ЛЁГКИЙ, а довольно суровый удел ожидает нашего героя.

Язык — это самая живая и прочная, (НЕ)РАЗРЫВНАЯ связь, которая соединяет все поколения в одно великое историческое целое — народ.

 

 

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.

Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.

Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.

На разрезе волнушки выделяется горький белый сок, (ПО)ЭТОМУ эти грибы нужно сначала подержать в холодной воде, ЧТО(БЫ) вся горечь из них вышла.

Эпоха реакции, которая наступила в России СРАЗУ(ЖЕ) после восстания декабристов, породила людей (НА)ПОДОБИЕ Печорина.

 

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Опера С. С. Прокофьева «Война и мир», написа(1)ая по роману Л. Н. Толстого, реше(2)а в духе традицио(3)ой русской оперной музыки XIX века.

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Весь январь деревья спали и холодное солнце не могло пробудить лес от молодого зимнего сна.

2) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

3) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

4) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.

5) В лукавом и озорном необыкновенно лиричном и звонком голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

 

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

 

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

И. С. Соколов-Микитов, повидавший немало далёких краёв, всегда бережно (1) по мнению литературоведов (2) хранил воспоминания о родной Смоленщине, и (3) быть может (4) эта особенность сообщает его рассказам и очеркам задушевную, доверительную интонацию, которая так располагает к нему читателя.

 

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Печорин рассказывает о происшествии (1) свидетелем (2) которого (3) он был (4) в главе «Фаталист».

 

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

 

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Прочитайте текст и выполните задания 21 - 26

 

(1)Не так давно я имел счастье говорить с человеком, который в раннем детстве видел

Пушкина. (2)У него в памяти не осталось ничего, кроме того, что это был блондин, маленького роста, некрасивый, вертлявый и очень смущённый тем вниманием, которое ему оказывало общество. (3)Уверяю вас, что на этого человека я глядел как на чудо. (4)Пройдёт лет пятьдесят-шестьдесят, и на тех людей, которые видели Толстого при его жизни (да продлит Бог его дни!), будут также глядеть как на чудо. (5)И потому я считаю нелишним рассказать о том, как весной тысяча девятьсот пятого года я видел Толстого.

(6)Меня предупредили, что завтра утром Толстой уезжает из Ялты. (7)Ясно помню чудесное утро, весёлый ветер, море — беспокойное, сверкающее — и пароход «Святой Николай», куда я забрался за час до приезда Льва Николаевича. (8)Он прибыл в двуконном экипаже с поднятым верхом. (9)Коляска остановилась, и вот из нее показалась старческая нога в высоком болотном сапоге, ища подножки, потом медленно, по-старчески, вышел Толстой. (10)На нём было коротковатое драповое пальто, высокие сапоги, подержанная шляпа котелком. (11)И этот костюм, вместе с седыми иззелена волосами и длинной струящейся бородой, производил смешное и трогательное впечатление.

(12)Меня ему представили. (13)Я не могу сказать, какого цвета у него глаза, потому что я был очень растерян в эту минуту, да и потому, что цвету глаз я не придаю почти никакого значения. (14)Помню пожатие его большой, холодной, негнущейся старческой руки. (15)Помню поразившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микеланджеловского Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях. (16)Помню его утомлённый, старческий, тонкий голос. (17)И вообще он производил впечатление очень старого и больного человека. (18)Но я уже видел, как эти выцветшие от времени, спокойные глаза с маленькими острыми зрачками бессознательно, по привычке, вбирали в себя и ловкую беготню матросов, и подъём лебёдки, и толпу на пристани, и небо, и солнце, и море, и, кажется, души всех нас, бывших в это время на пароходе.

(19)3десь был очень интересный момент: доктора Волкова, приехавшего вместе с Толстым, приняли благодаря его косматой и плоской причёске за Максима Горького, и вся пароходная толпа хлынула за ним. (20)В это время Толстой, как будто даже обрадовавшись минутной свободе, прошёл на нос корабля, туда, где ютятся переселенцы, армяне, татары, беременные женщины, рабочие, потёртые дьяконы, и я видел чудесное зрелище: перед ним с почтением расступались люди, не имевшие о нём никакого представления. (21)Он шёл, как истинный царь, который знает, что ему нельзя не дать дороги. (22)В эту минуту я вспомнил отрывок церковной песни: «Се бо идет Царь славы». (23)И не мог я также не припомнить милого рассказа моей матери о том, как Толстой идёт где-то по одному из московских переулков зимним погожим вечером и как все идущие навстречу снимают перед ним шляпы и шапки в знак добровольного преклонения. (24)И я понял с изумительной наглядностью, что единственная форма власти, допустимая для человека, — это власть творческого гения, добровольно принятая, сладкая, волшебная власть.

(25)Потом прошло ещё пять минут, приехали новые знакомые Льва Николаевича. (26)И я увидел нового Толстого — Толстого, которому вдруг сделалось тридцать лет: твёрдый голос, ясный взгляд, светские манеры. (27)С большим вкусом и очень выдержанно рассказывал он следующий анекдот:

- Вы знаете, я на днях был болен. (28)Приехала какая-то депутация, кажется, из Тамбовской губернии, но я не мог их принять у себя в комнате, и они представлялись мне, проходя пред окном... и вот... (29)Может, вы помните у меня в «Плодах просвещения» толстую барыню? (ЗО)Может быть, читали? (31)Так вот, одна такая барыня подходит и говорит: «Многоуважаемый Лев Николаевич, позвольте принести вам благодарность за те бессмертные произведения, которыми вы порадовали русскую литературу...» (32)Я уже вижу по её глазам, что она ничего не читала моего. (33)Я спрашиваю: «Что же вам особенно понравилось?» (34)Молчит. (35)Кто-то ей шепчет сзади: «Война и мир», «Детство и отрочество»... (36)Она краснеет, растерянно бегает глазами и, наконец, лепечет в совершенном смущении: «Ах да... детство отрока... военный мир... и другие...»

(37)В это время пришли какие-то англичане, и вот я опять увидал нового Толстого, выдержанного, корректного, европейского аристократа, очень спокойного, щеголявшего безукоризненным английским произношением.

(38)Вот впечатление, которое вынес я от этого человека в течение десяти-пятнадцати минут. (39)Мне кажется, что, если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет, он так же был бы неуловим.

(40)Но я понял в эти несколько минут, что одна из самых радостных и светлых мыслей — это жить в то время, когда живёт этот удивительный человек. (41)Что высоко и ценно чувствовать и себя также человеком. (42)Что можно гордиться тем, что мы мыслим и чувствуем с ним на одном и том же прекрасном русском языке. (43)Что человек, создавший прелестную девушку Наташу, и курчавого Ваську Денисова, и старого мерина Холстомера, и Фру-Фру, и холодно-дерзкого Долохова, и «круглого» Платона Каратаева, воскресивший нам вновь Наполеона, с его подрагивающей ляжкой, и масонов, и солдат, и казаков вместе с очаровательным дядей Брошкой, от которого так уютно пахло немножко кровью, немножко табаком, — что этот многообразный человек, таинственною властью заставляющий нас и плакать, и радоваться, и умиляться, — есть истинный, радостно признанный властитель. (44)И что власть его — подобная творческой власти Бога — останется навеки, останется даже тогда, когда ни нас, ни наших детей, ни внуков не будет на свете.

(45)Вспоминаю ещё одну маленькую, смешную и трогательную подробность.

(46)Когда я сбегал со сходен, мне встретился капитан парохода, совсем незнакомый мне человек.

(47)Я спросил:

- А вы знаете, кого вы везёте?

(48)И вот я увидел, как сразу просияло его лицо в крепкой радостной улыбке, и, быстро пожав мою руку (так как ему было некогда), он крикнул:

- Конечно, Толстого!

(49)И это имя было как будто какое-то магическое объединяющее слово, одинаково понятное на всех долготах и широтах земного шара.

(50)Конечно, Льва Толстого!

(По А. И. Куприну)

 

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик смотрел на человека, видевшего в детстве А. С. Пушкина и запомнившего великого поэта блондином, как на чудо.

2) По воспоминаниям рассказчика, Л. Н. Толстой поначалу производил впечатление старого и больного человека, однако при общении со своими знакомыми выглядел как тридцатилетний.

3) Л. Н. Толстой был очень рад тому, что публика не обратила на него никакого внимания, устремившись за похожим на него человеком.

4) Рассказчик горд тем, что является и современником, и соотечественником Л. Н. Толстого.

5) Толстая барыня, приехавшая к писателю в составе депутации из провинции, стала прототипом героини произведения Л. Н. Толстого «Плоды просвещения».

 

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 5 называет причину того, о чём говорится в предложении 4.

2) Предложения 10-11 содержат описание.

3) В предложениях 19-20 ведущим типом речи является повествование.

4) Предложение 26 противопоставлено по содержанию предложениям 16-17.

5) В предложениях 40-44 представлено повествование.

 

23. Из предложений 14-18 выпишите слово со значением «почтенный, заслуженный».

 

24. Среди предложений 7-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

25. «В статье «О том, как я видел Толстого на пароходе "Св. Николай"» писатель А. И. Куприн пытается передать мельчайшие подробности этого памятного дня, используя троп — (А)___ ("весёлый ветер", "беспокойное море" в предложении 7). Описывая восхищение Л. Н. Толстым, Куприн прибегает к использованию такого тропа, как (Б)___ (предложения 21, 49). Акцентировать внимание на творчестве Льва Николаевича автору помогает лексическое средство — (В)___ ("и плакаты и радоваться" в предложении 43). А приём — (Г)___ (предложения 14-16, 41—43) — помогает передать чувства, охватившие писателя при встрече с великим Толстым».

Список терминов:

1) эпитеты

2) метонимия

3) эпифора

4) контекстные антонимы

5) сравнение

6) фразеологизм

7) анафора

8) градация

9) синонимы

 

26. Напишите сочинение.

 

Вариант 30

Номер задания Ответ Номер задания Ответ
1 24 или 42 13 поэтомучтобы
2 крометого 14 13 или 31
3 2 15 25 или 52
4 щемит 16 1
5 глиняные 17 1234 или любая последовательность этих цифр
6 ста 18 14 или 41
7 28954 19 1234 или любая последовательность этих цифр
8 околдовать 20 потерпели
9 прилюдноприуныл 21 124 или любая последовательность этих цифр
10 обуревать 22 234 или любая последовательность этих цифр
11 вывалишь 23 маститого
12 неразрывная 24 810 или 108

 

25 1547

 

 

Проблема

 

1. Проблема отношения к выдающимся личностям, к кумирам. (Как люди относятся к выдающимся личностям, к своим кумирам?)

 

2. Проблема силы таланта. (В чём заключается сила таланта?)

 

Авторская позиция

 

1. Люди ценят выдающихся личностей, своих кумиров, оказывают им внимание, преклоняются перед их талантом, выражают им свою благодарность, глядят на них как на чудо, гордятся тем, что выдающиеся люди являются их современниками и соотечественниками.

 

2. Сила таланта заключается во власти творческого гения, таинственной власти, заставляющей людей «и плакать, и радоваться, и умиляться».


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1468; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!