Классификация, ассортимент и свойства пряжи и нитей



Текстильные волокна являются основой для производства пряжи и нитей. Текстильными нитями называют гибкие прочные тела с малыми поперечными размерами и большой длиной, получаемые из натуральных и химических волокон. Они могут состоять из коротких волокон (пряжа), одной нити (мононити) и нескольких элементарных нитей (комплексная нить). Материалы, получаемые из пряжи, являются более теплозащитными, а также рыхлыми и пушистыми за счет кончиков волокон. Мононити и комплексные нити используют для получения гладких материалов.

Классифицируют текстильные нити и пряжу следующимобразом:

• по волокнистому составу: однородные (из одного вида волокон) и неоднородные (из смеси различных волокон);

• по виду волокон: хлопковые, льняные, шерстяные, шелковые и химические;

• по способу производства: прядомые, т. е. получаемые впроцессе прядения (пряжа), и непрядомые (мононити и комплексные нити);

• по отделке: суровые, отбеленные, гладкокрашеные (из волокон одного цвета), меланжевые (из смеси разных по цвету или сырьевому составу волокон), мулине (из нитей разного цвета);

• по структуре: простые, фасонные (с местными эффектами за счет изменения структуры пряжи и нити на отдельных участках), трощенные, текстурированные, армированные.

Пряжу получают в процессе прядения, которое состоит из разрыхления, очистки, смешивания волокон и формирования волокнистой ленты, ее утонения и скручивания в пряжу. Вырабатывают пряжу из хлопка, льна, шерсти и коротких шелковых и химических волокон. При раскручивании пряжа распадается на отдельные волокна. Существуют следующие способы прядения: гребенной, кардный и аппаратный.

Хлопковую пряжу вырабатывают гребенным (наиболее тонкую и ровную), кардным (более толстую, пушистую и менее ровную) и аппаратным (наиболее рыхлую и толстую) способами. Льняную пряжу получают мокрым (перед прядением волокна замачивают) и сухим способами прядения. Шерстяная пряжа подразделяется на гребенную или камвольную (гладкую, ровную, прочную, тонкую) и аппаратную (рыхлую, более пушистую и менее ровную).

Нити получают путем скручивания пряжи или одиночных нитей, поэтому поверхность нитей гладкая и ровная, без кончиков волокон. Мононить представляет собой элементарную нить, пригодную для непосредственного использования в изделиях; комплексная нить состоит из двух и более элементарных нитей.

Мононити различаются по химическому составу, толщине и виду поперечного сечения. Для выработки тонких тканей и трикотажных изделий в основном применяют мононити линейной плотностью (толщиной) 1,7-6,6 текса. Полиуретановые мононити — спандекс и лайкра — используют для изготовления чулочно-носочных изделий, эластичных тканей и трикотажных изделий различного назначения.

Комплексные нити могут быть различной крутки: слабой (пологой), средней (муслиновой) и сильной (креповой). С увеличением степени крутки нитей возрастают жесткость, упругость и растяжимость тканей, а поверхность становится более шероховатой. Комплексные нити вырабатывают трощеными, армированными и текстурированными. Трощеные нити получают из нескольких сложенных вместе, но нескрученных нитей. Армированные состоят из сердечника (нити капрона, лавсана и др.), который оплетают слоем другого волокна или обвивают нитью. Текстурированные нити создают путем придания элементарным синтетическим нитям из­гибов разной величины и характера, которые стабилизиру­ются путем нагревания. Это позволяет увеличить объемность, растяжимость, пушистость, а следовательно, и гигиенические свойства материалов из текстурированных нитей. По сте­пени растяжимости текстурированные нити подразделяются на мало-, средне- и высокорастяжимые.

Ткацкие переплетения

Ткань получают на ткацких станках в результате переплетения продольных нитей основы и поперечных нитей утка. Ткацкие переплетения, определяющие порядок взаимного расположения нитей основы и утка, подразделяются на четыре класса: простые, сложные, мелкоузорчатые и крупно­узорчатые (жаккардовые).

Простые переплетения отличаются гладкой поверхностью без узоров.

Полотняное переплетение имеет одинаковый рисунок на лицевой и изнаночной стороне. Ткани отличаются повышенной плотностью, жесткостью и прочностью.

Саржевое переплетение имеет на лицевой поверхности рельефные рубчики, направленные снизу слева вверх направо под углом, величина которого зависит от соотношения количества нитей по ос­нове и утку. Ткани саржевого переплетения по прочности уступают тканям полотняного переплетения, но превосходят их по мягкости.

Атласные переплетения получают путем перекрытия одной нитью основы четырех нитей утка (атласное) и наоборот (сатиновое). В атласном переплетении на лицевой поверхности преобладают нити основы, а в сатиновом — нити утка. Ткани имеют гладкую блестящую поверхность и высокую стойкость к истиранию.

Мелкоузорчатые переплетения отличаются наличием мелкого рельефного рисунка на лицевой поверхности ткани. Подразделяются на производные от простых переплетений (репс, рогожка, ломаная саржа, диагоналевое и др.) и комбинированные, получаемые сочетанием простых переплетений (креповые, вафельные и т. д.).

Репс и рогожка являются производными от полотняного переплетения. В репсе переплетаются две нити основы и одна нить утка или наоборот. Рогожка получается в результате переплетения одинакового количества (две и более) нитей основы и утка. Производныеот саржи получают путем изменения длины перекрытий (сложная саржа), направления саржевых полосок (ломаная и обратная саржа), сдвига перекрытий — диагоналевое пере­плетение, отличающееся тем, что угол наклона диагоналевых полос к линии утка больше, чем в сарже.

Креповые переплетения создают зернистую, шероховатую поверхность ткани. Вафельные переплетения в виде ре­льефных квадратов и других фигур повышают мягкость, рыхлость и водопоглощение ткани. Применяют для выработки столовых полотенец. Просвечивающиеся имеют просветы различных размеров, что повышает их проницаемость и позволяет использовать для получения летних тканей.

Сложные переплетения получают из трех и более сис­тем нитей: две нити основы и две нити утка, две нити осно­вы и три нити утка и наоборот. Наиболее распространенными являются полутора- и двухслойные ворсовые и ажурные переплетения.

Полутораслойные получают из трех систем нитей: одна нить основы и две нити утка и наоборот, двухслойные — из четырех, иногда из пяти, систем нитей. Ткани отличаются повышенной толщиной, плотностью и теплозащитностью. Ткацкий рисунок на лицевой и изнаночной стороне может быть одинаковым и различным. Применяют для получения драпов и других тканей для пошива зимней и демисезонной одежды.

Ворсовые переплетения состоят из трех систем нитей и применяют для получения на поверхности ткани ворсового разрезного или петельного покрова. С разрезным ворсом вырабатывают бархат, плюш, искусственный мех и вельвет, отличающиеся высокими показателями износоустойчивости и эстетических свойств. С петельным ворсом получают махровые ткани и изделия из них: полотенца, халаты, простыни и т. п., хорошо впитывающие влагу.

Ажурные переплетения отличаются большим количеством сквозных пор и применяются для изготовления легкой одежды.

Крупноузорчатые (жаккардовые)переплетения создаютна базе простых, сложных и мелкоузорчатых переплетений. На лицевой поверхности образуются крупные ткацкие рисунки геометрического, растительного или животного характера. Различают простые жаккардовые переплетения с использованием двух систем нитей и сложные— с использованием трех и болеесистем нитей. Вырабатывают платьевые, костюмные, пальтовые,мебельно-декоративные ткани, платки, одеяла и покрывала.

Отделка тканей

Завершающим этапом формирования потребительских свойств тканей является отделка. Отделочные операции позволяют улучшить внешний вид тканей и придать им дополнительные свойства, повышающие их конкурентоспособность. Процедура отделочных операций определяется сырьевым составом, видом нитей и назначением тканей. Различают предварительную, колористическую, заключительную и специальную отделку тканей.

Основными процессами предварительной отделки хлопковых тканей являются:

опаливание — удаление с поверхности суровой ткани выступающих кончиков волокон, за исключением тканей с начесом (байка, фланель, бумазея), ворсом и марли;

расшлихтовка — удаление шлихты, нанесенной на нити основы перед ткачеством для ее упрочнения, а также пекти­новых и азотистых веществ;

отваривание в щелочном растворе с целью удаления примесей, придания мягкости, пластичности и повышения смачиваемости тканей;

отбеливание производится для разрушения природной окраски волокон двумя способами: химическим с помощью гипохлорида натрия, перекиси водорода и других веществ; оптическим — путем нанесение флуоресцирующего красителя;

мерсеризация — обработка ткани раствором щелочи при пониженной температуре в натянутом состоянии для придания мягкости, шелковистости, увеличения прочности и гигроскопичности. Местное нанесение раствора щелочи на ткань в ненатянутом состоянии позволяет получать эффект жатости и гофре;

•   ворсование — образование начесного покрова на поверхности ткани для повышения ее теплозащитности и мягкости.

Предварительная отделка льняных тканей включает: опаливание; расшлихтовку; отваривание в растворе щелочи и соды с целью придания тканям мягкости и смачиваемости (темно-серые вареные ткани); кисловку слабым раствором серной кислоты для удаления примесей и частичного отбеливания (кислованные ткани светло-серого цвета); отбеливание гипохлоридом и перекисью водорода.

Полное отбеливание производится в четыре этапа. По степени белизны различают 1/4, 1/2, 3/4 белую и белую ткани.

Шерстяные ткани подвергают:

опаливанию (только камвольные ткани для выявления ткацкого рисунка);

заварке кипящей водой для улучшения механических свойств и придания тканям равномерности;

промывке моющими веществами для удаления загряз­няющих примесей;

валке с целью образования войлокообразного застила, повышения плотности и теплозащитности суконных тканей. Различают: сильную валку для драпов и сукна (3,5-8 ч), умеренную для тонокосуконных костюмных и пальтовых тканей (до 2 ч), слабую для гребенных пальтовых тканей (20-40 мин);

карбонизации (чистошерстяные ткани) слабым раствором серной кислоты для очистки от растительных примесей;

ворсованию, в результате чего на поверхности суконных тканей формируется начесный ворс, а ткани становятся более мягкими, пушистыми и теплозащитными;

ратинированию, в процессе которого ворс на лицевой поверхности ткани укладывается в виде различных фигур;

белению химическим и оптическим способами, но очень редко, так как при этом снижается прочность тканей;

мокрой декатировке горячей водой и паром для выравнивания напряжений и предотвращения образования заломов в гребенных и тонкосуконных тканях.

Шелковые ткани в процессе предварительной отделки: опаливают (ткани из пряжи); отваривают в мыльном растворе для придания мягкости, эластичности и нежного блеска; оживляют слабыми растворами органических кислот, что придает тканям характерное туше, хруст и скрип; отбеливают, но редко; утяжеляют (некоторые ткани) минеральными или органическими соединениями, синтетическими солями, что повышает плотность и улучшает драпируемость, но снижает прочность и увеличивает хрупкость и ломкость тканей.

Ткани из химических нитей подвергают легкой отварке в мыльно-содовом растворе для удаления различных примесей и загрязнений. Для тканей из синтетических волокон проводят термостабилизацию горячим воздухом или паром в расправленном состоянии с целью снятия внутренних напряжений и улучшения ряда свойств.

Колористическая отделка тканей предполагает крашение и узорчатое расцвечивание.

Крашение осуществляется разнообразными красителями. Ткани, окрашенные в единый по всей поверхности цвет, называются гладкокрашеными.

Печатание (набивка) тканей — это нанесение на ткань красочного одно- или многоцветного рисунка. Различают следующие способы нанесения рисунка: ручной и машинный. Ручная набивка применяется для получения высокохудожественных рисунков только на штучных текстильных изделиях (скатерти, головные платки, шарфы и т. п.). Машинное печатание имеет следующие разновидности:

• прямая печать — рисунок наносят с лицевой стороны на предварительно отбеленную или окрашенную в светлые тона ткань. В зависимости от площади, занимаемой рисунком, прямая печать может быть белоземельная (рисунок занимает 30-40% площади ткани), крытая (40-60%) и грунтовая (более 60%);

• печать под акварель производится на увлажненных тканях с одной (односторонняя печать) или с двух сторон (двусторонняя печать);

• вытравная печать — на гладкокрашеную ткань наносят в соответствии с рисунком вытравляющий состав, разрушающий окраску до белого цвета в местах нанесения. Затем по вытравленным местам производят печатание цветного рисунка. Вытравные рисунки отличаются четкими контурами;

• резервная печать сложнее вытравной и применяется в тех случаях, когда окраску фона ткани невозможно вытравить качественно. Для этого на неокрашенную ткань наносят резерв (защитный состав) с помощью печатного вала и затем ткань окрашивают. После удаления резервирующего состава видны белые участки ткани, по которым может производиться печатание цветного рисунка;

• аэрографная печать позволяет получать тоновые высокохудожественные красочные рисунки. На ткань при помощи трафарета и аэрографа наносят краситель путем распыления с различного расстояния, что влияет на интенсивность окраски;

• сублистатик (термопечать) — перенос узора с бумажной подложки на ткань при кратковременном термоконтакте. Узор имеет четкие контуры, может быть различной величины и цветовой гаммы.

Заключительная отделка тканей производится для улучшения их внешнего вида, качества и потребительских свойств. Процедура зависит от сырьевого состава и назначения ткани. Основными этапами заключительной отделки хлопковых тканей являются:

• спиртовка — отбеливание неокрашенных участков ткани;

• ширение — выравнивание ширины ткани до заданной нормы, устранение перекосов утка;

• аппретирование — нанесение на ткань аппретов (химических растворов), придающих тканям жесткость, наполненность, блеск, несминаемость, гладкость, стойкость к загрязнениям, истиранию, свету и воде;

• каландрирование — пропускание ткани между нагретыми каландрами (валами) для разглаживания, уплотнения и придания внешнего эффекта тиснения, шелковистости, матовости и т. д. Ткани с рельефной, ворсовой и креповой поверхностью каландрированию и аппретированию не подвергаются;

• подворсовывание — поднятие на ворсовальных машинах ворса, прижатого во время отделочных операций.

Для льняных тканей проводят аппретирование, сушку, увлажнение и ширение. Шелковые ткани подвергают шире-нию, аппретированию, поднятию и выравниванию ворса у плюша и бархата, получению вытравного фасонного ворсового рисунка с помощью густого раствора серной кислоты; придают креповый эффект путем отваривания или использования нитей креповой (сильной крутки), получают эффект гофре (мелкие складки) и эффект клоке (рельефный узор) за счет применения нитей с различной степенью усадки или обработкой участков ткани веществами, увеличивающими усадку.

Заключительная отделка шерстяных тканей включает сушку, ширение, стрижку кончиков волокон с лицевой поверхности ткани, прессование для уплотнения и придания упругости, гладкости ткани; декатировку — обработку тканей паром для уменьшения усадки, ратинирование, т. е. получение на ворсовых тканях фигурных рисунков в виде горошин, узелков и т. п.

Специальные виды, отделки тканей проводят для придания тканям новых, специальных свойств и устранения имеющихся недостатков: водоотталкивающая, антистатическая, грязеотталкивающая и др.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!