Современные концепции, программы, технологии музыкального воспитания, образовании и развития детей
- О.П. Радынова. Программа «Музыкальные шедевры»
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Возраст – 3-7 лет. Ведущий вид музыкальной деятельности – восприятие.
Задачи:
1.Накапливать опыт восприятия мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, нородной музыки.
2. Вызывать сопереживание музыкальным образам.
3. Развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоций, языка музыки, жанров и форм).
4.Развивать творческое воображение.
5. Побуждать выражать свои впечатления в исполнительстве, творчестве, рисунках, инсценировках и др.)
6.Расширять знания о музыке.
7. Развивать интерес к музыке, начала вкуса, умения оценивать произведения.
Принципы построения программы:
· Тематический. Это основной принцип программы. Суть его в том, что восприятие музыки организуется с учетом следующих тем: «Чувства в музыке», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и прицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки».
· Концентрический. Он предполагает повторяемость тем на новом музыкальном материале во всех возрастных группах
· Контрастного сопоставления произведений. Суть в том, что в каждой теме музыкальные произведения подобраны с учетом возможности их сравнения: произведения с похожими названиями, одного жанра, в различном исполнении.
· Синкретизма. Суть во взаимосвязи разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки.
|
|
· Адаптивности. Суть в гибком применении содержания и методов развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей.
Методы: наглядные (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный), словесные, практические, контрастного сопоставления произведений и уподобления характеру звучания музыки (своеобразного «подстраивания» под звучание музыки). Это мимическое, тактильное, интонационное, моторно-двигательное, тембро-инструментальное, вокальное, цветовое, полихудожественное.
Формы: музыкальные занятия, музыка в повседневной жизни д/у, в семье.
Методическо обеспечение: пособие «Музыкальное развитие детей», комплект из 7-ми кассет по темам, комплект из 3-ех кассет «Беседы о музыкальных инструментах».
Подходы программы «Музыкальные шедевры» включены в белорусскую программу воспитания и образования «Пралеска», О.П.Радынова – соавтор раздела «Музыкальная деятельность».
· А.И.Буренина. Программа по ритмическо пластике детей «Ритмическоя мозаика».
Цель: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Ведущий вид деятельности – движение под музыку. Возраст – 3-9 лет.
|
|
Задачи:
Развитие музыкальности и интереса к музыке (эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти и мышления, музыкального слуха и чувтва ритма)
1. Развитие двигательных качеств и умений (развитие ловкости, точности, координации движений, гибкости, силы, выносливости, правильной осанки и походки, умения ориентироваться в пространстве, обогащение двигательного опыта различными видами движений).
2. Развитие творческих способностей (воображения и фантазии, способности к импровизации).
3. Развитие и тренировка психических процессов (умения выражать эмоции в движении, тренировка лабильности нервных процессов, развитие воли, внимания).
4. Развитие нравственно-коммуникативных качеств (умение сопереживать, действовать в коллективе).
Особенности программы:
1. использование движений из гимнастики, хореографии, пантомимы, ритмики и др.)
2. использование целостных произведений.
3. Усиленное внимание внутренним процессам, регулирующим движение под музыку (развитие внимания, воли, памяти, подвижности мыслительных процессов), а не просто внешнему выполнению движения.
|
|
Условия реализации:
1. Использование интенсивных методов обучения.
2. Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе выполнения движений под музыку.
3. Выбор оптимальной системы занятий (сначала треннинговые занятия- освоение ряда движений без специального разучивания, широкое использование их на зарядке, различных занятиях, затем подгрупповые и индивидуальные с разучиванием специально подобранного репертуара).
4. Объединение усилий всего педагогического коллектива.
Этапы работы с детьми:
1-ый. Подражательный. Опора на способность детей к подражанию и освоение на этой основе видов движений.2-ой. Самостоятельного исполнения выученных упражнений, движений и композиций. 3-ий. Этап творческой интерпретации и самовыражения.
Формы: музыкальные и физкультурные занятия (другие также), зарядка, гимнастика после сна, досуги, прогулки, в самостоятельной деятельности детей.
Методическое обеспечение: рекомендации по использованию (расписаны более 100 композиций), комплект из 4-ех аудиокассет.
Программа – часть российской программы «Гармония развития».
· Система и методика «Солнышко» Е. Р. Ремизовской
|
|
Ядром «солнышка» является художественно-игровой образ, а его лучики – виды деятельности, направления работы: слушание музыки, музыкально-ритмические движения, пение, пение с движением, игра на инструментах и нотная грамота; танцевальное, песенное, инструментальное творчество; песенно-игровое, танцевально-игровое, песенно-инструментальное, музыкально-игровое творчество; музыкально-сенсорное воспитание, игровая деятельность. Поэтому основная черта – комплексность с акцентом на творческой деятельности.
Задачи:
· Воспитывать интерес, любовь к музыке, художественный вкус;
· Развивать музыкальные и творческие способности;
· Приобщать к разнообразным видам музыкальной деятельности;
Специфические черты: раннее обучение нотной грамоте (с младшего возраста, ноты до и ре), широкое использование метода моделирования (с.33-35), использование сюжетности в занятиях и постановка мини опер и балетов (Муха-цокотуха, Теремок, Репка и др).
· Игровая продуктивная технология развития музыкального творчества дошкольников (ИПТ) Л. С. Ходонович
Задачи: Приобщение детей 3-6 лет к музыкальной культуре; Овладение навыками разных видов музыкальной деятельности; Овладение средствами музыкальной выразительности; Воспитание качеств творческой личности;
Концептуальные положения:
Каждый ребенок способен к созданию собственной импровизации: однородной или синтетической; Музыкальное творчество развивается с опорой на игровую музыкальную творческую деятельность (музыкально-дидактическая игра и сюжетные игровые комплексы); Активное, созидательное освоение музыкального искусства; Этапы в развитие творчества: обучающе-творческий, сотворческий, творческий.
Принципы: Ориентации на творческую индивидуальность, эмоционального сопереживания образу, интеграции видов искусства и видов эстетической деятельности.
Средства технологии: Сюжетные музыкально-дидактические игры Музыкальные сюжетно-игровые комплексы (3 серии игр и комплексов). Индивидуальные тетради.
Формы: занятия, досуги и развлечения, праздники, самостоятельная музыкальная деятельность, музыкальное воспитание в семье.
Предложена диагностика и методика коррекции в соответствии с ее данными.
· Технология формирования музыкальной культуры старших дошкольников средствами белорусского фольклора О. Н. Анцыпирович
Задачи: Приобщение детей 5-6 лет к фольклорной музыкальной культуре белорусов, формирование интереса к ней; Развитие музыкальных и творческих способностей с учетом национальной специфичности музыкального языка; Формирование навыков музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
Концептуальные положения: музыкальная культура личности – степень присвоения ею музыкальной культуры общества; музыкальный язык – знаковая система и осваивается ребенком рано и в единстве всех компонентов; освоение национальной культуры осуществляется в соответствующих видах детской деятельности;
Принципы: тематический (7 тем: “Уводзіны ў фальклор”, “Кірмаш”, “Калыханкі”, “Зімовы фальклор”, “Заняткі нашых продкаў”, “Беларусскія музычныя інструменты”, “Веснавы фальклор”.), принцип синкретизма музыкального материала и видов деятельности (+ речь, ИЗО, игра), развивающего обучения (ускоренное изучение материала, теоретическая емкость и др.) и творческого усвоения музыкального языка (через создание собственных вариантов образцов фольклора).
Формы: сюжетные игровые занятия и развлечения;
Предложена диагностика компонентов музыкальной культуры на основе фольклорного материала.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1143; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!