Объекты показа: портрет графа П.Б.Шереметева, серебряные блюда на стене, шкафчик-лира.



Автор-составитель: методист Екатерина Сидорова (272 44 41)

Методическая разработка обзорной экскурсии

«Шереметевский дворец в истории Санкт-Петербурга».

 

Маршрут: Церковь – Аванзал – Дуговая – Античная – Предцерковная – Образные комнаты – Белая столовая – Лепная – Белая гостиная – Желтая гостиная – Этрусская гостиная – Зеленая – Парадная лестница.

Общее время экскурсии: 45 мин.

Церковь.

Объекты показа: интерьер церкви, изображения евангелистов на парусах, фото иконостаса (утрачен в 1932 г.) и эскиз его реконструкции.

Тема рассказа: общая информация о дворце, появившемся в центре обширной усадьбы Шереметевых «Фонтанный дом» в 1750 г и ставшем родовым гнездом для 4-х поколений владельцев, сведения о постройке дома С.Чевакинским и Ф.Аргуновым, а также о перестройках дома А.Воронихиным, И.Старовым, Д.Кваренги, И.Корсини. Значение домовой церкви св. влкмц Варвары для владельцев дворца как духовного центра дома, события и гости, связанные с данным пространством.

Интерьер сохранил свою первоначальную архитектурно-пространственную композицию середины XVIII века: четыре мощных столба, на которые опираются арки и на которых держится купол. Изменения в декоративное убранство церкви вносились в конце XVIII в. архитектором Дж. Кваренги: он отделал стены искусственным мрамором. Архитектор И. Д. Корсини в середине XIX века добавил лепку, золочение, декорировал паруса изображением четырех евангелистов: Луки, Марка, Матфея и Иоанна, тогда же появилась и живопись в медальонах, написанная на сюжеты Ветхого Завета (утрачена в XX ст.).

В домовой церкви крестили новорожденных детей Шереметевых, венчали молодоженов, здесь проходили еженедельные и праздничные богослужения (с осени доПасхи, летом бокослужения не проводились). Службы сопровождались пением хоровой капеллы графов Шереметевых. На службах в церкви бывали посторонние, но с разрешения хозяев: родные и друзья Шереметевых, члены Императорской фамилии, музыканты, литераторы (император Николай I, А.Ф.Львов, Вел Кн. Елена Павловна, композитор А. Г. Рубинштейн, князья Вяземские…).

Аванзал.

Объекты показа:портрет фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева (1652-1719) и интерьер Белого зала (если нет концерта и проч. музейных мероприятий).

Тема рассказа: История возникновения владения Шереметевых на Фонтанке в 1712 г., при фельдмаршале Б.П.Шереметеве. Пристройка к дому в конце XVIII в. Галерейного флигеля с Белым залом, история и причины возникновения данного интерьера, использование его как пространства для светских мероприятий в XIX – нач. XX вв. Трехчастный облик интерьера с примыкающими к нему Арьер- и Аванзалом. Портрет фельдмаршала и историческое значение этой личности для его потомков и в истории правления Петра I (первый граф, первый кавалер Мальтийского ордена).

Галерейный флигель пристроен к дворцу в конце XVIII века по проекту Дж. Кваренги. Большая галерея была задумана Д. Кваренги и графом Николаем Петровичем Шереметевым (годы жизни 1751-1809, внук фельдмаршала) как концертный и театральный зал. Смерть в 1803 году главной актрисы, бывшей крепостной П.И. Ковалевой (по сцене Жемчуговой) и супруги графа (годы жизни 1768-1803, графиня Шереметева с 1801 г.) изменила планы владельца дворца. Галерея не была достроена. Окончательное оформление Галереи осуществляется уже позже – в 40-е гг. XIX века, под руководством архитектора И. Корсини. Именно тогда зал приобретает современную отделку и пространственное решение интерьера как двухсветного зала. Для зрительного расширения пространства напротив двух ярусов окон, выходящих в сад, размещены два яруса зеркальных окон, в которых отражаются 12 хрустальных люстр в форме корзин. При Шереметевых в Галерее проходили все наиболее важные семейные события – балы, званые обеды, свадьбы, концерты выдающихся исполнителей, музыкантов и певцов, второй половины XIX – начала XX вв. Сегодня шереметевские традиции праздников и концертов свято бережет и развивает Музей музыки, располагающийся во дворце.

Дуговая.

Объекты показа:древо, портреты графа Б.П.Шереметева, его праправнука графа С.Д.Шереметева (1844-1918) и его супруги, графини Е.П.Шереметевой (1849-1929), походная мебель правнука фельдмаршала графа Д.Н.Шереметева (1803-1871).

Тема рассказа: знакомство с историей рода Шереметевых, показ 5 владельцев усадьбы «Фонтанный дом» на древе и портретов первого и последних владельцев. Краткая характеристика личности каждого владельца, подробнее о последних владельцах, которые с конца XIX в. создавали у себя в доме семейный музей рода Шереметевых, тогда-то и появилось древо и множество предметов с мемориальными табличками (пример – столик и походное кресло Д.Н.Шереметева). 

Дуговой кабинет был отделан по проекту архитектора И. Д. Корсини в 1839 г. на месте ранее построенного Дж. Кваренги Проходного кабинета.

Об истории рода Шереметевых, известного более шестисот лет, рассказывает родословное древо (оригинал его находится ныне в Государственном Эрмитаже, копия сделана современной художницей О. В. Вязовской). Шереметевы относятся к так называемым «выезжим родам», чьи иноземные предки в эпоху Средневековья поступили на службу к удельным князьям или московским царям. Как свидетельствуют летописные источники, боярин Андрей Иванович Кобыла (Камбила), выехавший из Пруссии, состоял на русской службе в середине XIV века. От пяти его сыновей произошло более 20 русских дворянских родов. Наиболее известно в истории потомство его младшего сына Федора Кошки, от которого ведут свой род Романовы и Шереметевы. В 1706 году фельдмаршал Борис Петрович Шереметев (1652-1719) первым в России получил титул графа. Он и его потомки представляют старшую, графскую ветвь Шереметевых, владельцев этой усадьбы. На родословном древе основатель старшей ветвиотмечен графской короной. Родословное древо доведено до персоны последнего владельца этого дома – графа Сергея Дмитриевича Шереметева, жившего во дворце до 1917 года. По его инициативе было заказано родословное древо.

Античная.

Объекты показа: портрет графа П.Б.Шереметева, серебряные блюда на стене, шкафчик-лира.

Тема рассказа:многократная перестройка интерьеров дворца превратила этот зал из парадной спальни в Античную гостиную (некоторое время с 1870-х гг. зал служил также «Серебряной столовой», о чем ныне напоминают блюда XIX в. на стене). Граф П.Б.Шереметев (1713-1788), сын фельдмаршала – обер-камергер двора императрицы Екатерины II – и жизнь его семьи в этом доме. Причины, побудившие графа в 1767 г. выехать в Москву и Кусково и начать создание там крепостного театра. Напоминанием о театре служит шкафчик-лира для хранения нот.

Предцерковная.

Объекты показа: портрет графа Н.П.Шереметева. Портреты Прасковьи Ивановны Ковалевой (по сцене Жемчуговой) и ее подруги Татьяны Васильевны Шлыковой (по сцене Гранатовой), портрет графа Д.Н.Шереметева, макет машины грома (1 из 5-ти предметов переданных музеем-усадьбой Останкино дворцу до 2020 г. в рамках выставочного проекта «Береженая вещь»).

Тема рассказа: история крепостного театра Шереметевых, история брака Н.П.Шереметева и П. И. Жемчуговой и рождение сына Д.Н.Шереметева.

Предцерковная комната граничит с домовой церковью. Она создана архитектором И.Д. Корсини на месте Турецкой (Красной суконной) комнаты конца XVIII века. Турецкая комната входила «тайную половину» Прасковьи Ивановны Шереметевой (Жемчуговой).

И. Д. Корсини в 1839 г. в ходе перестройки парадной анфилады изменил отделку комнаты. В 1847 г. появились наборные двери из орехового дерева «с надлежащей отделкой серебром».

В 1870-х годах в Предцерковной комнате появился мебельный гарнитур «с золочеными розами и синим шелковым штофом», Этот гарнитур находится здесь и сегодня.

Образные комнаты.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!