СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ И СЛАВЯНСКОЙ ИСТОРИИ

 

 

РЕФЕРАТ

по курсу «Методы исторического исследования» на тему:

«ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ»

 

ВЫПОЛНИЛ:

 

Магистрант

кафедры всеобщей и славянской истории, специальность 1-21 80 15 «Всеобщая история»

Стурейко Никита Андреевич

 

 

Гродно 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ФЕМЕНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ…………………………………….5

ГЛАВА 2 ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ……………………………………………11

ГЛАВА 3 МЕТОДЫ ГЕНДЕРНОЙ ИСТОРИИ……………………………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..22

 

ВВЕДЕНИЕ

Что значило быть мужчиной или женщиной в разные времена? Как и почему происходит воспроизводство социального порядка, основанного на социально-половом неравенстве? Как проявления этого неравенства изменяются в разные эпохи, от одной культуры к другой? Возможно ли преодоление такой социальной асимметрии? Все это вопросы, которые обсуждаются сторонниками данного направления в науках о прошлом, которое развивается и обогащается в течение более чем 30 лет.

Женские и гендерные исследования в исторических науках ставят в центр изучения проблему социального конструирования половых различий, взаимосвязь и влияние этих процессов на общую картину исторического развития человечества. В центре изучения историков-гендерологов – анализ представлений о каждом из полов в разные исторические времена, самопредставлений каждого пола, изучение неравного распределения материальных и духовных благ, власти и престижа между полами, а также институтов социального контроля, регулировавших это распределение. Гендерологи изучают возникавшие в связи с этим социальные иерархии – как в масштабе всего общества, так и класса, социальной, этнической, родственной или иной группы.

Однако существуют определенные расхождения в терминологическом аппарате, поэтому необходимо привести наиболее важные определения, относящиеся к предмету исследования данной главы.

Женские исследования прошлого – направление в гуманитарном знании, предметом изучения которого является история изменений женского социального статуса и функциональных ролей, это история, увиденная глазами женщин, написанная с позиций женского опыта.

Гендерные исследования в исторических науках – направление в исследованиях прошлого, предметом изучения которого является система отношений и взаимодействий, стратифицирующих общество по признаку пола.

Гендерная история включает в себя историю женщин (историческую феминологию), историю мужчин (историческую андрологию), историю квир-сообществ и отчасти историю сексуальной культуры.

Проблематика новой культурной истории как истории представлений проявилась в самых разных сферах современного исторического знания. Так, например, формирование гендерной истории было непосредственно связано с рассмотренными выше общими процессами, а последующие изменения отличались еще большей интенсивностью.

 

 

ГЛАВА 1

ФЕМЕНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

 

Феминизм - в широком смысле стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.

В истории феминистского движения выделяют три этапа, которые называют также три «волны», стремясь подчеркнуть сходство этапов с волнами океана, где «каждая последующая волна приходит за предшественницей и занимает её место, не умаляя значения предыдущей».

Первая волна феминизма приходится на XIX – первую половину XX вв. Основное содержание этого этапа сводится к борьбе за достижение юридического равноправия полов. В этот период большую роль сыграл суфражизм – борьба женщин за гражданское право участия в голосовании. Возникнув в Англии, суфражизм позднее получил распространение в США, Германии, Франции и других странах. Первыми избирательное право получили имущие женщины в Новой Зеландии, Австралии, Финляндии, Норвегии, в Дании и Исландии, в России.

Вторая волна феминизма начинается в 60-х годах XX в. – борьба за фактическое равенство женщин и мужчин. Теоретики и практики второй волны подвергла критике идею о том, что женщины могут реализовать себя только в сфере домашнего хозяйства и воспитания детей, обратили внимание на то, что повседневное насилие и подавление женщин происходит не только в политике, но и в сфере домашних отношений, на работе, в сфере культуры и досуга. Феминистки второй волны поставили проблему необходимости глубинных преобразований культуры, акцентировав вопрос о свободной, автономной женской личности. Общее требование феминисток борьба за право не только избирать, но самим войти во властные структуры. Во второй половине 70-х гг. ХХ в. на Западе и особенно в США феминистское движение приобрело массовый характер, проводились многочисленные акции в защиту прав женщин, создавались организации и множество небольших групп неформального характера.

На втором этапе в феминистских исследованиях в качестве аналитического инструмента вводится понятие «гендер», который означает совокупность социальных и культурных норм, предписываемых обществом выполнять людям в зависимости от их биологического пола. «Пол не является только составляющей, изолированной частью, или незначительной вариацией общечеловеческого. Он не является случайной характеристикой для социального и политического статуса, как, например, цвет глаз: он – важнейшая составляющая часть социального и политического положения субъекта. Он имеет глубочайшее влияние и значение для субъекта,… потому что пол проявляется в каждом действии, биологическом, социальном, культурном, если не в конкретном действии, то определенно в своей значимости».

Феминизм взялся доказать, что пол не сводится только к первичным и вторичным половым признакам, он пронизывает все сферы социальной и культурной жизни человека. Гендерный подход утверждает, что важны не столько биологические или физические различия между мужчиной и женщиной, а то социальное и культурное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

Появление «третьей волны» феминизма относят к началу 90-х гг. ХХ в. Феминистское движение стала более разнообразным. Во многих странах ведут работу женские правительственные и неправительственные организации, создаются женские транснациональные сети, происходит дифференциация и специализация женского движения. Политическая активность феминисток (и феминистов) сосредоточена на таких проблемах, как равная заработная плата за равный труд, отпуска по беременности и родам, права деторождения, домашнее насилие, сексуальное преследование, дискриминация и сексуальное насилие. Темы, исследуемые феминизмом, включают в себя дискриминацию, стереотипизацию, объектификацию (в особенности сексуальную объектификацию), угнетение и патриархат. Основа феминистской идеологии – права, привилегии и положение в обществе не должны определяться половой принадлежностью. Возникают новые направления феминизма, такие как конструктивистский и постмодернистский феминизм, феминизм цветных, культурный феминизм.

Феминизм не представляет собой единую стройную теорию. Существует множество направлений, течений и групп внутри феминистского движения, это связано с различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, с их опытом борьбы за свои права, различными историческими прецедентами и с другими факторами. Современный феминизм представляет собой явление очень неоднородное по своему составу, существует множество классификаций различных его направлений. Феминизмы различаются географически (американский, европейский, третьего мира, постсоветский и постсоциалистический), этнически (феминизм «белых», «черных» и «цветных»), конфессионально (христианский, исламский), по методам и направленности действий (экофеминизм, пафицистский, сепаратистский), по идеологии (либеральный, социалистический и марксистский, радикальный), по принадлежности к направлениям в философии и психологии (модернистский; постмодернистский и постструктуралистский, психоаналитический), по сексуальной ориентации и индентичности приверженцев (лесбийский, садомазохистский, а также объединяющий всех непризнанных обществом индивидов нетрадиционной сексуальной ориентации (квир-феминизм).

В зависимости от идеологии выделяют следующие основные направления феминизма:

– Либеральный феминизм – по времени возникновения является наиболее ранним, а сегодня – наиболее признанным направлением феминистского движения. Основывается на либерально-демократических принципах равенства, свободы, представительной демократии; его целью является достижение равенства и справедливости по отношению к женщинам в повседневной практике. Основным средством преодоления социального неравенства мужчин и женщин считаются реформы законодательства. Основными методами являются разработка законов и лоббирование интересов женщин, создание коалиций, групп поддержки, работа с конкретными проблемами (создание кризисных центров, центров поддержки, приютов и т.д.).

– Марксистский феминизм (анг. Marxist feminism) – направление феминизма, считающее основой неравенства и угнетения женщины институты частной собственности и капитализма. Частная собственность рассматривается как корень женской дискриминации, и способом освобождения женщин является революционное уничтожение капитализма. Теоретические основы марксистского феминизма были заложены в трудах классиков марксизма: «Манифест коммунистической партии» (1848) К. Маркса и Ф. Энгельса, «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) Ф. Энгельса и др. Устранение капитализма, по их мнению, уничтожит причины дискриминации не только по полу, но и расизм, гомофобию и другие формы притеснения и угнетения.

– Социалистический феминизм рассматривает неравенство женщин на рабочем месте и быту. В качестве способов эксплуатации женщин рассматриваются проституция, работа на дому, уход за детьми и брак рассматриваются сторонниками этого течения как способы эксплуатации женщин. Дискриминация женщины и противоречия между полами детерминированы антагонизмами общества, основанного на частной собственности, а патриархат и капитализм есть «дуальные системы», которые взаимно укрепляют друг друга. Сторонники социалистического феминизма, сосредотачивает своё внимание на широких изменениях, затрагивающих общество в целом, видят необходимость совместной работы не только с мужчинами, но и со всеми другими группами, которые, как и женщины, подвергаются эксплуатации в рамках капиталистической системы.

– Радикальный феминизм. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантно, в обществе существует основанная на мужском начале структура власти и подчинения, и эта структура является причиной угнетения и неравенства, и пока вся эта система и ее ценности продолжают существовать, никакие значительные реформы общества невозможны. С течением времени стали возникать различные направления в радикальном феминизме, такие как культурный феминизм, сепаратистский феминизм, антипорнографический феминизм.

Женское движение в России начинается в середине ХIХ в., оно связано с попытками обеспечить женщин возможностями профессиональной занятости, экономической независимости и борьбой за их доступ к высшему образованию. «Женский вопрос» в России рассматривался как важнейший составляющий социалистической революции. Юридическое равноправие женщин и мужчин закрепила Конституция 1918. В советское время термин «феминизм» ассоциировался с чем-то негативным, идеологическим, привнесенном с Запада. В конце 80–х гг. ХХ в. появились женские группы, открыто поставили под сомнение «опыт решения женского вопроса в СССР», показав, что он не решен, что женщины даже формально не полностью уравнены в правах с мужчинами, а о фактическом равенстве и вовсе говорить нельзя. Сегодня феминистское движение в России представлено множеством женских организаций, союзов, клубов, объединений по профессиям, женских советов, объединений солдатских матерей и т.д. Они осуществляют широкий спектр действий по защите и продвижению интересов женщин, изменению традиционной патриархатной культуры, создание новых ценностей (женская индивидуальность, личностная автономность, право женщин на творческую самореализацию и участие в экономическом и культурном процессе). Российские феминистские организации пропагандируют принципы социального партнерства, соучастия в решении острых социальных проблем (насилия, беспризорности, наркомании, торговли женщинами). В отечественном социогуманитарном знании наблюдается повышенный интерес к так называемым «гендерным» проблемам, есть попытки дисциплинарного оформления «феминологии» и «гендерологии». Наибольшее внимание женских организаций обращено к вопросам прав человека, проблемам социальной защиты женщин, законотворчества, юридической поддержки и общественной защиты в судах, организации общественных приемных. Некоторые специализируются на оказании конкретной правовой помощи, связанной с защитой прав призывников, солдат, родителей военнослужащих.

Сегодня защита прав женщин не считается исключительно внутригосударственным делом, в международном праве возрастает удельный вес и значение норм, посвященных положению женщин, созданы международно-правовые механизмы контроля за соблюдением этих стандартов. Женщинам представляются возможности защищать свои права путем непосредственного обращения в международные судебные органы. Главные установки современного женского движения – ненасилие и гуманистические ценности, эгалитаризм и партнерство в качестве основы отношений между мужчиной и женщиной, признание их различий и взаимодополняемости при равных социальных возможностях.

ГЛАВА 2

ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ

 

Начало интенсивного развития гендерной истории относится к 1990-м гг. и совпадает с изменением предмета исторических наук. Вместо «структур большой длительности» интерес ученых обратился к конкретным судьбам обычных людей на ограниченном временном отрезке; вместо историко-демографических штудий, напичканных цифрами и графиками, стали публиковаться историко-литературные эссе, авторы которых размышляли о том, какое воздействие способен оказать индивид на ход истории.

Вместо утилитарного подхода к источникам личного происхождения (из которых ранее брались лишь общезначимые факты социально-политической истории) стал практиковаться «биографический метод», где во главу угла оказалась поставлена реконструкция одной или нескольких судеб и влияние на них социально-экономических и политических катаклизмов.

Изменилось и отношение к «социальному полу», гендеру: категория принадлежности к нему наравне с принадлежностью к определенному этносу (расе) и классу (социальной страте) стала одним из критериев идентификации общего – гендер, этнос и класс в некоторых работах стали именовать «святой троицей». Наконец, без интереса к языку и внеязыковым дискурсам трудно представить работы по культурной и интеллектуальной истории. Они заставили сместить центр исторического повествования с вопроса «Что было?» на вопрос «Как записано?», с вопроса о реалиях – на вопрос об опосредованиях и опосредователях реалий.

Все эти перемены и позволили сформироваться и развиться действительно гендерной истории, которая была призвана объединить историю женщин, историю мужчин, историю сексуальности и историю квирсообществ. Объединительная сущность гендерной истории очевидна, но не проста. К этому этапу развитие направления прошло четыре стадии: 1) внимания к «истории борьбы» женщин против мужского миропорядка; 2) интереса к новому пониманию власти; 3) призывов изучать не «подчинение»/«подавление», а «различия», чтобы, наконец, прийти к новой 4) стадии признания необходимости обновления методологии.

Предмет гендерной истории – это история складывания и функционирования отношений и взаимодействий, стратифицирующих общество по признаку пола, история представлений о «мужском» и «женском» как о категориях социального иерархического порядка, история самопредставлений мужчин, женщин, сексуальных меньшинств. «Гендерная история – это история того, как общества прошлого и живущие в них мужчины и женщины относились к дифференциации полов, как они описывали эту дифференциацию, какое значение они ей придавали», – считает германский историк Г. Бок. Американские (и феминистски ориентированные российские) историки подчеркивают именно властную составляющую в этой дифференциации, указывая на необходимость не столько описания дифференциаций, сколько изучения иерархий – как в обществе, так и внутри каждого из полов.

Представления об особенностях аналитических методов, характеризующих общий подход гендерной истории, или, точнее, гендерной экспертизы социально-исторических явлений, в западной и отечественной историографии еще не согласованы. Среди признанных аналитических процедур – прежде всего этнографический метод включенного наблюдения (когда исследователь, анализируя то или иное явление, одновременно ведет наблюдение за рассказчиком и, в феминистской методологии, за самим собой – иными словами, «инсайдерство», позиционирование себя внутрь исследуемого явления). Сторонники гендерной истории, изучающие хорошо обеспеченные источниками исторические периоды, предпочитают качественную методологию формально-количественному описанию, анализ биографий и интервью – цифрам и графикам, которые, с точки зрения некоторых ученых, скорее типичны для официальной, традиционной науки, ориентированной на мужскую систему ценностей и систему доказательств (андроцентричную). Отказ от «дизайна объективности» в пользу исследований эмпатических, то есть наполненных чувствами и сопереживанием, – еще один методический подход сторонников гендерной истории. Они уделяют большое внимание авторским интерпретациями событий и явлений. Как это типично для историографии постмодерна, сторонники гендерной истории предлагают перемещение от субъектов к дискурсу, от конкретных событий – к фону, который их создавал и опосредовал, считая нужным изучить не столько «как оно было», сколько «как об этом было рассказано».

Поскольку гендерная история родилась под влиянием женских исследований и женского движения, сторонники ее используют все способы коллективной совместной работы: организуют большие международные проекты, проводят конференции. Они считают такую коллективность противовесом «маскулинистской историографии», в которой господствует конкуренция, стремление каждого отдельного исследователя стать главой направления, создав свою научную теорию, и навязать свою точку зрения.

Критический момент, которому предстоит определить будущее гендерной истории, состоит в решении проблемы ее сближения и воссоединения с другими историческими дисциплинами. Признаки продвижения к позитивному решению этого вопроса проявляются, в частности, в том, что главные узлы проблематики гендерной истории возникают именно в точках пересечения возможных путей интеграции "истории женщин" в пространство всеобщей истории. Такие перспективы отчетливо просматриваются в историях материальной культуры и повседневности, а в последнее десятилетие – в историях частной жизни и индивида. Внимание исследователей привлекают гендерно-дифференцированные пространственные характеристики и ритмы жизнедеятельности, вещный мир и социальная среда, специфика мужских и женских коммуникативных сетей, магические черты "женской субкультуры", "мужская идеология" и др.

 

Центральное место в гендерной истории занимает проблема соотношения приватного и публичного. Антропологи и социологи фиксируют частичное или полное совмещение оппозиции мужского-женского и дихотомии публичного-приватного в разных культурах и обществах. Гендерные историки опираются на антропологические исследования, связывающие неравенство полов непосредственно с функциональным разделением человеческой деятельности на частную и публичную сферы и с вытеснением женщин из последней. Рассматриваются различные исторические модели соотношения приватного и публичного, отражающие распределение власти, престижа и собственности. Власть трактуется в широком смысле – как способность воздействовать на людей для достижения своих целей – и рассматривается с точки зрения возможности оказывать влияние на принятие решений и действия других людей или групп.

 

ГЛАВА 3

МЕТОДЫ ГЕНДЕРНОЙ ИСТОРИИ

 

Гендерный подход к анализу прошлого предполагает и новые методы, а также активное привлечение методов разных гуманитарных и естественных дисциплин. Как правило, большинство из гендеристов не отказывается от методов исторического анализа, не отрицает принципа историзма и признает исключительное значение сравнительного (компаративного) метода. Иногда противопоставляющие себя агрегативный (сбор разрозненных фактов из источников различных типов и видов) и казуальный (детальное рассмотрение редких, уникальных, нетипичных явлений) методы свободно уживаются и переплетаются в гендерных исследованиях, помогая реконструкции макро- и микроструктур различных социумов. Ставший популярным в школе семиотики интерпретативный метод (метод «расшифровки» символики поведения, поз, жестов в иконографии) дополняется дискурсивным (позволяющим видеть множественность «диалогов» в обществе: мужчины – женщины, исповедник – исповедуемый, дескриптивное, то есть задающее нормы и задачи, рескриптивное, то есть допускающее что-либо вне нормы и т.п.). Весьма привлекательным оказался для гендеристов и метод рефлексивной социологии П. Бурдье, согласно которому, каждый человек занимает неодинаковые позиции в различных иерархиях (он их называет «полями»).

Большинство методов, используемых историкамигендерологами, принято считать заимствованными из гендерной психологии или социологии. Одной из возможных причин такого положения можно назвать

более длительную историю изучения личностных и социальных характеристик женщин и мужчин в пределах этих двух гуманитарных наук. Хотя не менее важную роль здесь сыграла и историческая дисциплина этнология, разработавшая метод включенного наблюдения, или метод инсайдера (на основе максимального использования информации в виде исторических источников, научных публикаций, художественных работ исследователь пытается как можно глубже погрузиться в мир прошлого, чтобы изучить его изнутри).

Исторический метод – метод социологических исследований, который включает в себя приемы, средства и техники, которые применяют историки для изучения и интерпретации текстов первоисточников и поиска иных доказательств, в том числе археологических доказательств, используемых для исследования, а также изложения исторических событий. В философии истории исторический метод используется как метод теории познания.

Изучение исторического метода и различных способов отображения исторических фактов и событий называется историографией. Исторический метод (историко-критический метод) имеет первостепенное значение для написания истории, отображения причинно-следственных связей, воссоздания событий прошлого.

Принцип историзма – подход к анализу любых объектов, явлений и процессов с позиций их изменчивости во времени, включающей периоды постепенной эволюции и резких структурных перестроек (катастроф). В сочетании с системным подходом заключается в анализе любого объекта как системы, состоящей из элементов, связанных внутренней структурой и закономерностями функционирования. Требует изучения изменений самого процесса развития системы и возможностей перехода из одного состояния в другое вследствие количественных и качественных преобразований и неустойчивостей. Применим к любым географическим объектам и процессам независимо от их качественных характеристик и размеров. Необходим в частных географических дисциплинах и лежит в основе исторической географии.

Сравнительный метод – метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п.), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии. Сравнительный метод, как универсально применяемый, относится к общенаучным методам исследований. По своему функциональному назначению и способам использования, является эмпирическим. На практике различают ряд его форм. Например, сравнительно-сопоставительный метод, выявляющий природу разнородных объектов; сравнительно-историко-типологический, раскрывающий сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития; сравнительно-историко-генетический, показывающий сходство явлений как результат их родства по происхождению; сравнение, фиксирующее взаимовлияния различных объектов и явлений.

В прикладных исследованиях сравнительный метод используется в качестве основного при классификации, типологии, оценке, генерализации. Он позволяет разделить общие и отличительные признаки и свойства изучаемых объектов и процессов их развития. Успешное применение сравнительного метода подразумевает унификацию приёмов наблюдения, включая стандартизацию исходных данных и получаемых результатов.

Недостатком сравнительного метода является неспособность, в ходе его использования, управлять истинно «независимыми» переменными исследуемого объекта при возможном влиянии, неизвестными способами, этих переменных на значимые показатели, в которых предполагается прямая причинная или сопутствующая связь.

Каузальный метод – метод исследования, целью которого является нахождение необходимой связи явлений, когда одно из них выступает причиной, порождающей другое явление, называемое следствием. Метод научного исследования, проявляющий себя в тех обстоятельствах, когда в процессе изучения экономической системы метод анализа применяется в отрыве от возможностей метода синтеза, не позволяя тем самым выявить взаимозависимость и взаимообусловленность элементов и составных частей этой системы. Данный метод был наиболее приоритетным в творчестве представителей классической политической экономии, которые из всего многообразия методологического инструментария экономической науки той поры отдавали предпочтение именно ему, ориентируя свои изыскания на выявление неких основополагающих сфер хозяйственной жизни и присущих им первичных и вторичных понятий, категорий и теорий.

Интерпретативный метод – Параллельно с развитием символической антропологии произошли серьезные изменения и в методологии этнологических исследований. Интерпретация (или культурный анализ – как часто называли этот метод приверженцы символической антропологии) – особый подход к этнологии, приписывающий решающее значение роли этнолога как посредника, а не внешнего наблюдателя культурного опыта.

Интерес к интерпретации был также результатом осознания недостатков использовавшихся до того этнографических методов или предубеждений по отношению к ним. И если интерпретация всегда была элементом этнологических и этнографических исследований, как своего рода мастерство или искусство осмысления и изложения эмпирического материала, то начиная приблизительно с 60-х гг. «она превратилась в теоретическую альтернативу антропологии, составляющую противовес традиции эмпирических исследований, которая вела свое происхождение из естественных наук». Символизм способствовал превращению интерпретационного метода в доминирующий метод культурной антропологии. Культурный анализ – это «объяснение, путем интерпретации, значений, воплощенных в символических формах. Анализ культурных феноменов – деятельность, совершенно отличная от той, которую предполагает описательный подход с характерной для него опорой на научный анализ и классификацию, отражающую эволюционные изменения и характер взаимозависимостей. Изучение культуры скорее подобно интерпретации текста, чем классификации флоры и фауны». Представления, формируемые в результате интерпретации, представляют собой как бы «компромисс между объективной реальностью и субъективными воззрениями на нее». Таким образом, для этнологов 70-80-х гг. «антропологические познания являются скорее плодом интерпретаций и герменевтических истолкований, чем позитивных исследований – опыт Зарщвше снмввлнчссквй антрепедяпт и ичтерпретациоччега щща ных или основанных на умозаключениях». Интерпретативный метод подразумевал «особый подход к этнографии, приписывающий решающее значение роли этнографа в качестве посредника». Включенное наблюдение стало замещаться наблюдающим участием. Применяя метод включенного наблюдения, этнограф стремится эмоционально контактировать с членами культуры и бесстрастно наблюдать за их жизнью. При наблюдающем участии этнограф «переживает и наблюдает соучастие себя и других в этнографическом процессе». Смена методологии повлекла за собой и изменение характера изображения материала: «вместо писания этнографических мемуаров, где этнограф сам был главным действующим лицом, или стандартных монографий, где объектом рассмотрения были Другие, внутри единой повествовательной этнографии, сосредоточивающей свое внимание на характере и процессе этнографического диалога, Я и Другой неразрывны».

Метод включённого наблюдения  – качественный метод исследования, который позволяет проводить полевое изучение индивидов в их естественной среде и в повседневных жизненных обстоятельствах, то есть изучение социальной группы «изнутри». В отличие от эксперимента включённое наблюдение исследователя свободно от внешнего контроля. Метод хорошо подходит для выяснения внутренней мотивации людей через их деятельность, когда нет возможности узнать это напрямую.

Важное разграничение исследовательских ролей во включенном наблюдении предложил Р. Гоулд. Это разграничение основано на степени вовлеченности-отстраненности исследователя во время наблюдения и соответственно на степени закрытости-открытости его собственно этнографической, научной деятельности. В этом случае принято выделять следующие роли:

 

- полный участник

- участник как наблюдатель

- наблюдатель как участник

- полный наблюдатель

Такой анализ является принципиально важным, поскольку внешний наблюдатель за редким исключением лишен возможности обратить внимание на те особенности и детали, которые скрыты от глаз непосвященного, однако являются важными для исследуемого субъекта или представителя другой (по отношению к наблюдателю) культуры. Именно для установления мотивации поведения, выявления смысла значимых действий, позволяющих объяснить и понять, что произошло, нужна эмпатия, то есть описание этих действий на языке субъекта, что и обеспечивается благодаря включенному наблюдению.

Метод инсайдера – на основе максимального использования информации в виде исторических источников, научных публикаций, художественных работ исследователь пытается как можно глубже погрузиться в мир прошлого, чтобы изучить его изнутри.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сохраняя в целом периодизацию, фиксирующую структурные трансформации в обществе, гендерная история делает акцент на различных последствиях этих перемен для мужчин и для женщин. Оказывается, что в более отдаленное время асимметрия гендерной системы была гораздо слабее; в эпохи, которые традиционно считаются периодами упадка, статус женщин относительно мужчин отнюдь не снижался, а в так называемые эры прогресса плоды последнего распределялись между ними далеко не равномерно. Однако при такой постановке проблемы, несмотря на несовпадение фаз исторического опыта мужчин и женщин, задача периодизации исторического развития отходит на второй план, и речь идет главным образом о его оценке и реинтерпретации.

Траектория движения историографии второй половины XX в. фиксирует следующие вехи: от якобы бесполой, универсальной по форме, но по существу игнорирующей женщин истории – к ее зеркальному отражению в образе «однополой», «женской» истории, от последней – к действительно общей гендерной истории, и далее – к обновленной и обогащенной социальной истории, которая стремится расширить свое предметное поле, включив в него все сферы межличностных отношений. По существу, речь идет о новой исторической дисциплине с исключительно амбициозной задачей – переписать всю историю как историю гендерных отношений, покончив разом и с вековым «мужским шовинизмом» всеобщей истории, и с затянувшимся сектантством истории «женской».

Развитие гендерной истории дало мощный импульс полемике о возможных путях интеграции новой дисциплины в историю всеобщую. Гендерно-исторический анализ вносит неоценимый вклад в то преобразование целостной картины прошлого, которое составляет сегодня сверхзадачу обновленной социокультурной истории.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бетти, Ф. «Загадка женственности» / Ф. Бетти. – М.: Изд. группа «Прогресс», «Литера», 1994.

2. Введение в гендерные исследования / Отв. ред. И. М. Жеребкина Т. 1. СПб., 2001.

3. Гендер и общество в истории / Отв. ред. Л. П. Репина, А. В. Стоговой, А. Г. Суприянович. СПб., 2007. [Электронный ресурс]. – 2012. - Режим доступа: http://w.histrf.ru/articles/article/show/giendiernaia_istoriia – Дата доступа: 18.11.2017.

4. Гросс, Э. Изменяя очертания тела / Э. Гросс / Введение в гендерные исследования. – Харьков, 2001. – Ч. II.

5. Ельникова, Г. Философия феминизма (альтернативные феминистские концепции социокультурного развития) / Г. Ельникова. – Белгород: Кооператив. образование, 2002. – 340 с.

6. Мид, М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире. / М. Мид. - М.: РОССПЭН, 2004. - 416 с.

7. Пушкарева, Н. Л. Гендерная теория и историческое знание. / Н. Пушкарева. – СПб.: «Алетейя», 2007.

8. Репина, Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. / Л. Репина. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - 352 с.

9. Теория и история феминизма: курс лекций / под ред. И. Жеребкиной. – Харьков : Ф-Пресс, 1996.

10. Что такое гендерная история? // Учебные материалы [Электронный ресурс]. – 2014. - Режим доступа: http://w.histrf.ru/articles/article/show/giendiernaia_istoriia. - Дата доступа: 18.11.2017.

11. Феминизм: Восток. Запад. Россия: сб. ст. / РАН. Ин-т философии; отв. ред. М.Т. Степанянц. – М. : Наука, 1993. – 243 с.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2567; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!