Глава 3. Историческая оценка идеям утопии. Влияние идей утопии на развитие общества.



 

Идеи утопизма, серьёзно развитые в Эпоху Возрождения, сильно повлияли на общество и на его развитие.

Положения теорий Мора и Кампанеллы были широко обсуждаемы обществом. Находилось много сторонников и противников идей утопизма.

В философских кругах, утопизм стал толчком к идеям так называемого «утопического социализма», появившегося в XIXв. , представителями которого стали Фурье, Оуэн и Сен-Симон.  Свою главную задачу утописты видели в том, чтобы найти основы нового разумного общественного строя. Им казалось, что достаточно понять их планы, чтобы они получили всеобщее признание.

Дальнейшее развитие идей утопизма выразилось в появлении идеологий марксизма и коммунизма, где основными представителями данных воззрений стали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Схема развития утопических воззрений от античности до современности представлена ниже на рис. 1.

 

 

рис. 1. – Схема развития утопических течений.

Имеет смысл рассмотреть каждое из дальнейших течений кратко.

Утопические системы трех непосредственных предшественников марксизма французов А. Сен-Симона, Ш. Фурье и англичанина Р. Оуэна содержали всеобъемлющую критику буржуазной идеологии, морали, права, но прежде всего господства частнособственнических интересов и анархии производства. По их мнению, капитализм задерживал дальнейший прогресс человечества, так как не позволял справедливо и полностью использовать достижения науки, крупного машинного производства, которые в других обстоятельствах могли бы служить всему обществу, создав изобилие, облегчив физический труд. Признавая неизбежность уничтожения капиталистических порядков и установления строя, отвечающего в первую очередь чаяниям трудящихся, они отрицали необходимость революционной борьбы пролетариата, надеясь убедить все классы, включая буржуазию, мирно и согласованно изменить существующее общество.

 

Хотя в учениях Сен-Симона, Фурье и Оуэна было много общего, их взгляды на устройство общества имели существенные различия. Клод Анри де Сен-Симон (1760—1825) не настаивал на полном уничтожении классовых различий и частной собственности. По его мнению, главная задача состояла в организации планомерного производства и распределения национальных богатств в соответствии со способностями и трудовым вкладом каждого человека. Государство должно управлять не людьми, а экономикой и обеспечивать гражданам получение образования и занятий, отвечающих их наклонностям и таланту. Руководство обществом возлагалось на самых одаренных ученых, инженеров, предпринимателей, которые разрабатывают планы общественно необходимых работ и следят за их исполнением. Люди, занимающиеся физическим трудом, практически не участвуют в управлении государством, так как это требует незаурядных способностей и знаний, но их материальное положение будет несравненно лучше участи наемных рабочих, эксплуатируемых капиталистом.

 

Представления Шарля Фурье (1772—1837) и Роберта Оуэна (1771—1858) об идеальном обществе были ближе к традиционным утопическим проектам создания небольших, обособленных поселений. Фаланги Фурье и «сельскохозяйственные и промышленные поселения сотрудничества» Оуэна, призванные стать ячейками грядущего миропорядка, представляли собой самоуправляющиеся поселки-общины с собственными земельными угодьями и всем необходимым для промышленного производства. Общинники обеспечивают себя совместным трудом, чередуя по своему усмотрению различные виды деятельности. Воспитание и обучение, ведущиеся самыми прогрессивными методами, делают каждого человека пригодным для любой квалифицированной работы; их труд значительно облегчают машины. Общины не имеют над собой централизованного государственного аппарата; они сотрудничают друг с другом, обмениваясь продукцией и объединяясь для осуществления каких-либо гражданских проектов. С повсеместным утверждением новых порядков исчезнут раздоры между народами, прекратятся войны и вместо разобщенных, враждующих наций возникнет единое человечество, просвещенное, могущественное и счастливое. В фалангах Фурье каждый человек получал бы вознаграждение сообразно вложенному им труду, капиталу или таланту. Оуэн ратовал за более полное равенство, но учитывающее трудовой вклад каждого общинника. Идеи Сен-Симона, Фурье и особенно Оуэна получили широкое распространение среди рабочих и оказали большое воздействие на многие массовые движения — профсоюзное, кооперативное и т. д. Системы социалистов-утопистов повлияли на современную им духовную культуру, прежде всего на социальные теории, педагогические и экологические идеи, литературу. Последователи Фурье и Оуэна, пытавшиеся осуществить на практике замыслы своих учителей, организовали ряд показательных общин, но потерпели неудачу. Безуспешные попытки реформировать капиталистический строй путем наглядных примеров и увещеваний подводили к выводу, что для проведения социальных преобразований необходимо овладеть политической властью.

Наследие Сен-Симона, Фурье, Оуэна было использовано К. Марксом и Ф. Энгельсом, которые, признавая социалистов 19 в. своими предшественниками, называли их учения «утопическими», подчеркивая тем самым «научность» собственной доктрины. Борьба, которую вели родоначальники марксизма с теориями утопического социализма, была вызвана не столько идейными разногласиями, сколько желанием занять ведущие позиции среди лидеров рабочего движения. Несмотря на усилия К. Маркса, Ф. Энгельса и их сторонников, профсоюзное, кооперативное и некоторые другие массовые движения 19 — начала 20 в. ориентировались на идею мирного преобразования общества, выдвинутую Оуэном, Фурье, Сен-Симоном. Учение социалистов-утопистов оказало также заметное влияние на либеральные и консервативные проекты социальных реформ

Можно давать разную оценку философии утопизма, но нельзя отрицать влияние этих идей на историю. Идеи утопизма Ренессанса, возможно, являются слишком радикальными для восприятия. Тем не менее, дальнейшее развитие идей Мора и Кампанелла нашли важное место в мировой истории. В частности, философия марксизма стала основой в идеологии многих стран социалистического строя. Без утопических воззрений Эпохи Возрождения, это было бы невозможно.

Утопизм оказал сильное влияние на науку и искусство. В частности, многие литераторы, проникшись идеями утопии, создавали свои произведения на основе собственных воззрений. Общество, которое они изображают, застыло в неподвижности; ни один утопист не изображает изобретённый им мир во временном протяжении.

Все утопии предполагают полное единомыслие, в них присутствует упрощенный взгляд на человека, нет индивидуализации характеров, схематизм в их изображении. Все люди унифицированы и строго распределены. Утопии не предполагают каких-либо внутренних конфликтов. Сюжет утопии предполагает описание мира, его законов, взаимоотношение людей, основанных на разумных принципах и поэтому не располагающих к конфликту. Также все утопии объединяет то, что общество в них изолировано и камерно. Процессы в таких обществах идут по заранее заготовленным образцам.

Конечно, есть разные оценки утопизма. Есть и критика данного направления.

Создатель одной из наиболее известных антиутопий Джордж Оруэлл считал, что все без исключения написанные утопии непривлекательны и весьма безжизненны. Согласно Оруэллу, все утопии похожи тем, «что они постулируют совершенство, но не в состоянии достичь счастья». В своем эссе «Почему социалисты не верят в счастье» Оруэлл соглашается с мыслью философа Н. Бердяева, который заявил, что «так как создание утопии стало людям по силам, перед обществом встала серьёзная проблема: как утопии избежать».

За последние полвека на умонастроения людей сильно повлиял показ катастрофических последствий реализации разумных утопических схем. "О, дивный новый мир" (1932) Олдоса Хаксли и "1984" (1949) Джона Оруэлла – вот две наиболее читаемые книги о гипотетических "кошмарных" мирах будущего, в которых утопические идеалы и принципы воплощены в жизнь всемогущими диктаторскими государствами.

Попытки воплотить утопию в политическую и социальную реальность предпринимались неоднократно, но оказывались, как правило, недолговечными. На описанных Мором принципах пытались строить свое общественное устройство некоторые из первых английских колоний в Северной Америке - Каролина (основанная в 1670 г.), Пенсильвания (основанная в 1681 г.) и Джорджия (основанная в 1773 г.). В основе государственного устройства Джорджии лежал принцип "аграрного равенства", в соответствии с которым земля распределялась среди колонистов поровну, и дальнейшее приобретение ее путем покупки или наследования запрещалось. Этот план лег в основу утопической "йоменской" республики Томаса Джефферсона. Одним из более или менее удачных опытов воплощения социалистической утопии можно считать существующие и по сей день в Израиле киббуцы. На принципах утопии строились и широко распространившиеся на Западе США в 60-е годы прошлого века коммуны хиппи. Ну а судьба попыток воплотить в жизнь утопические принципы социализма в СССР и других странах "социалистической системы" хорошо известна.

 

Заключение.

 

Идеи утопии оказали сильное воздействие на историю. Рассмотрев период зарождения утопии, мной были сделаны определённые выводы. Во-первых, несмотря на то, что утопии как Мора, так и Кампанелла строились как идеальные общества, исторически вышло, что данные модели нежизнеспособны. Использование данных идей на практике успехом не увенчалось по многим причинам, начиная от того, что общества не являются изолированными полностью, и заканчивая тем, что в сравнении с предыдущим, люди недовольны утопическим строем. Существует целый ряд таких причин.

Во-вторых, утопические идеи нашли больше отклика от последующих философов, чем от общества в целом. Это связано как с ограниченностью образования в Эпоху Возрождения, так и с тем, что идеи Мора и Кампанелла были не оформлены должным образом. Дальнейшее развитие идей утопизма представляет из себя видоизменённые идеи этих философов.

В третьих, модели общества утопистов нежизнеспособны ещё и практически – это доказала история многократно.

В четвертых, несмотря на нежизнеспособность обществ утопистов, отдельные положения теорий философов стали основой для правовых систем будущего. В частности, идея выборов, идея равенства прав граждан, меритократия, распределение трудовых ресурсов.

Таким образом, влияние идей утопизма на мировую историю колоссально. Утопия в Ренессансе представляет собой довольно большое количество трудов, изучение которых есть предмет теоретического и исторического интереса.

 

Список использованной литературы

 

1. Манхейм Карл Идеология и утопия // Избранное. Диагноз нашего времени. — М.: Юристъ, 1994. — 704 с. — С. 7—276.

2. Меринг Ф. От утопии к науке / Перевод с немецкого (Юго-Восточное краевое партийное изд-во «Буревестник», Ростов-на-Дону — Краснодар, 1924)

3. Мортон А.-Л. Английская Утопия / Перевод с англ. О. В. Волкова, под ред. и со вступительной статьей В. Ф. Семенова (М.: Иностранная литература. 1956)

4. Ойзерман Т. И. Марксизм и утопизм. — М.: Прогресс—Традиция

5. Чернышов Ю. Г. Была ли у римлян утопия? // Вестник древней истории.1992.№ 1. С. 53-72.

6. Шадурский М. И. Литературная утопия от Мора до Хаксли: Проблемы жанровой поэтики и семиосферы. Обретение острова.— М.: Изд-во ЛКИ, 2007. — 160 с


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2880; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!