Мой конспект: правление Ярослава Мудрого (1019-1054)



            Дата Событие Значение
1019–1054гг убившего братьев Бориса и Глеба Ярослав занимает престол
1037г Софийский собор в киеве Союз руси и византии
1051г Создание киево-печерского монастыря Духовный центр руси
1030-е гг Свод законов русская правда Первый свод законов в европе
1030- 1050гг Назначение иллариона митрополитом киевским Независимость русской церкви Слово о законе и благодати

Со смертью последнего из сыновей Ярослава Мудрого вновь начались усобицы. Наиболее популярным на Руси в то время оказался внук Ярослава Владимир Мономах (1113–1125), который в 1097 г. выступил с инициативой созыва съезда князей в г. Любече. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип «каждый да держит отчину свою». Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда. В 1113 г. Владимир Мономах был приглашен на киевский престол, на время восстановил ослабевшую власть великого князя, усмирил половцев. Владимир II был просвещенным правителем, автором «Поучения детям»(1099 г.). Русь сохранила свое единство при его сыне Мстиславе Великом(1125-1132). В 1132 г. при сыновьях и внуках Владимира Мономаха Русь окончательно распалась на отдельные княжества.

Мой конспект: правление Владимира Мономаха (1113-1125)

            Дата Событие Значение
1054-1093гг Правление ярославичей изяслав, святослав, всеволод Борьба за власть Русская правда (1072)
1093- 1113гг Святополк 2 Власть ростовщиков , Разорение киевлян, Восстание
1097 г. Съезд князей в любече Прекращение усобиц
1099 г. Поучение детям Идеал христианского правителя
1113 г Приход к власти маномаха Подавление восстания
1125-1132 гг. Правление мстислава великого Единство руси
1132 г. Наследники мономаха Распад руси

 «Русская Правда». Категории населения. В 1072 г.при сыновьях и внуках Ярослава «Русская Правда» приняла окончательный вид, закрепив социальное неравенство и отменив обычай кровной мести, заменив его денежным штрафом за убийство – вирой.

Распространенной формой землевладения стала вотчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Основная масса сельского населения называлась смердами. «Русская Правда» отразила начавшийся процесс закрепощения крестьян. В своде законов говорится о «закупах» и «рядовичах». Обедневшие крестьяне брали у господина в долг «купу» – зерно, скот, деньги. Закуп должен был отработать долг своему кредитору, но часто был не в состоянии этого сделать и попадал в зависимость навсегда. В других случаях крестьяне (рядовичи) заключали договор – «ряд», – по которому князь или боярин обязались защищать их и помогать в случае необходимости, а крестьяне – работать. Также существовали холопы – категория зависимого населения, близкая по своему положению к рабам.

Мой конспект:«Русская Правда». Категории населения.

Вира- это штраф за убийство

Вотчина- это наследственное владение

Люди – это свободное население киевской руси

Смерды – это зависимое население

Закупы – это крестьяне взявшие долг ( купу)

Рядовичи – это люди, заключившие договор с правителем ( ряд)

Культура Древней Руси. Письменность и просвещение. Письмо и алфавит были известны на Руси еще до принятия монотеизма, а христианизация способствовала дальнейшему развитию грамотности и распространению письменности. Этот факт подтверждается большим количеством находок берестяных грамот с текстами в различных городах Руси, особенно в Новгороде Великом.

Литература. В литературе распространен жанр летописи. Самая известная – «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале ХII в. Митрополитом Иларионом в середине ХI в. создано произведение религиозно-публицистического характера «Слово о Законе и Благодати». В походах складывались былины – торжественные эпические произведения, повествующие о борьбе со степняками, смелости и находчивости купцов, храбрости богатырей.

Зодчество. В церковной архитектуре ощущалось сильное влияние Византии. Древняя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. К таким постройкам относится Софийский собор в Киеве. Вскоре после строительства киевского кафедрального собора появился Софийский собор в Новгороде Великом, в архитектуре которого уже проявляются самобытные черты.

Живопись. Живопись также развивалась под значительным византийским влиянием. От могущественного южного соседа на Русь пришла техника мозаики, фрески и иконописи.

Прикладное искусство. Значительного расцвета в Древней Руси достигло ювелирное искусство, использовавшее технику зерни, скани и эмали. Зернь представляла собой причудливые узоры, созданные из тысяч мельчайших припаянных золотых или серебряных шариков. Техника скани требовала от мастера создания узоров из тонкой золотой или серебряной проволоки. Иногда промежутки между этими проволочными перегородками заполнялись разноцветной эмалью – непрозрачной стекловидной массой.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 318; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!