Благотворительная деятельность монашеских орденов



Средневековая европейская парадигма помощи и поддержки

. После легализации христианства начиная с VI в. монастыри разрастаются по всей территории Европы. Уставы монастырей, где труд и помощь ближнему являются основой монашеской жизни, заставляют их селиться в сельской местности. Развитая система натурального хозяйства, пожертвования частных лиц позволяют монахам оказывать помощь и поддержку всем нуждающимся.

С XI в., в связи с развитием феодализма, большинство населения переходит под политическую, экономическую власть феодала, кото­рый защищает своих поданных от таких явлений как безработица, болезни, старость.

Средневековая система страхования существовала и в городах, она осуществлялась ремесленными итор­говыми гильдиями, которые обеспечивали помощь не только себе, но и другим.

ГИЛЬДИИ — у древних германцев общественные пир­шества, товарищеские складчины, позже название воль­ных, не родовых союзов как духовного, так и светского характера. Гильдии поддерживали своих членов перед об­щественным судом, уплачивали виры при некоторых случаях убийства и т.д. В Англии гильдии, появившиеся уже в IX в., не только были признаны государством, но получили общественные функции; гильдии были торго­вые и ремесленные. Торговые гильдии объединяли купцов для обеспечения их правовой защиты в других странах. Каждая гильдия управлялась советом из старшин, веда­ла делами своего сословия, могла иметь свои благотво­рительные заведения.

Институтами помощи и поддержки в период Сред­них веков являлисьгоспитали(больница, странноприимный дом). Первые госпитали по­являются при монастырях, а позднее — в городах, под присмотром муниципальных властей. Так постепенно конфессиональное милосердие заменяется светским. К середине четырнадцатого столетия в Европе насчи­тываются тысячи таких учреждений, в которых раз­мещается от нескольких десятков до нескольких сотен человек.

В период раннего Средневековья материальная помощь распределялась Церковью через систему при­ходов или епархий. Епископ каждой епархии осуще­ствлял помощь бедным в пределах своей юрисдикции. В «высокое» Средневековье к этой деятельности под­ключаются светские власти, которые либо заменяют, либо совместно осуществляют патронат над нуждаю­щимися.

В главных европейских государ­ствах — Германии, Франции и Анг­лии — наиболее полной всесторон­не отразились тенденции средневе­ковой системы помощи и поддержки. Несмотря на то, что каждое государ­ство имело свое социально-истори­ческое своеобразие, все же можно выделить, в каждой средневековой системе поддержки определенные стадии развития: от церковной помо­щи под контролем королевской вла­сти к помощи орденов и монастырей, которую сменяет система взаимопо­мощи городских общин и, наконец, на этапе оформления профессионального нищенства в конце XVI подключение к данной деятельности государства. Однако рассмотрение гене­зиса средневековой модели помощи и поддержки следует начать с деянии Карла Великого, внедрившего Каролингскую систему попечения в период развития Франкского государства. Каролингская система попе­чения явилась архетипом, давшим корни средневеко­вой системе помощи нуждающимся.

 

Каролингская система попечения

В эпоху правления Карла Великого (768 —814) была предпринята попытка в средневековой Римской импе­рии возродить ценности Античности, но в христианско-античном духе. В истории этот период называют каролингским ренессансом. Карл Великий уделяет большое внимание не только охране границ империи, а также образованию, искусствам. Большое внимание уделяется законодательной деятельности, реформиро­ванию монастырской жизнедеятельности.

Франкфуртский капитулярий 798 года обеспечил стабильное существование духовенства, так как деся­тина в пользу церкви становилась государственным законом. Однако и система землевладения, и система налогов должны были служить не только развитию самих монастырей, но и системе помощи нуждающим­ся в период голода и неурожая, чему служили указы, принятые ранее. Так, в 779 году Карл Великий издает указ, согласно которому богатые епископы и аббаты выдавали бедным по фунту серебра, менее богатые — по полфунта или по шесть сольдо. К тому же земледельцы были обязаны содержать до времени уро­жая от 1 до 4 бедных. Каролингское попечение о бед­ных также предусматривало, что четвертая часть до­ходов тратится в пользу бедных. Можно отметить преобладание территориального подхода к нуждающимся, когда попечение о бедных осуществлялось духовен­ством только в пределах своего округа, и оно распро­странялось только на свободных граждан.

(КАРОЛИНГСКОЕ ПОПЕЧЕНИЕ — попечение на осно­ве античных ценностей, осуществляемое в период прав­ления Карла Великого. Для К.П. были характерны патерналистские подходы к общественному распределению, негативное отношение к нищенству, введение повинностей на основе имущественного ценза).

Продолжая традиции ранней апостольской церкви, согласно свидетельствам Эгингарда, он занимается вспомоществованием не только на своей территории, но и посылает своеобразную «гуманитарную помощь» деньгами христианам за моря в Сирию, Египет, Иеру­салим.

По тем капитуляриям, которые дошли до наших дней, мы можем судить, что Карл Великий стремился распространить полицейские функции государства на такое явление как нищенство и инфантицид. Так, в капитулярии от 806 г. мы узнаем: «Относительно ни­щих, скитающихся по стране, мы желаем, чтобы каж­дый из наших верноподданных кормил своих бедных, или в поместьях, или в собственном доме и не допус­кал до милостыни в другом месте. Если же найдутся такие, которые не захотят трудиться своими руками, пусть никто им ничего не дает».

Несмотря на то, что закон о запрещении детоубий­ства существовал, тем не менее практика инфантици-да продолжалась. Так, в капитулярии от 806 г. мы встречаем распоряжение Карла Великого, что за убий­ство детей в казну должно быть уплачено за смерть ребенка 9 лет — виру, 11 лет — двойную плату.

Карл Великий стремится не допустить обмирщание монашества; Хотя как мы видим из капитулярии о церковном порядке 789 года, такие тенденции имели место. Священники крали подаяние у бедных (47), вели мирской образ жизни (59, 71), не заботились о созда­нии убежищ для странников, бедных, убогих (74). Вот почему новую кодификацию монастырских уставов, связанных с правилами Бенедикта Нурсийского, стал так активно поддерживать Карл Великий. Аскезабе­недиктинцев была поддержана им, он даже посылает монахов в школу бенедиктинской жизни в Монте-Кассино в 802 году, чтобы попытаться найти новые религиозно-нравственные ориентиры клира в монастырях, которых к тому времени насчитывалось около 30.

Постепенно каролингское попечение и реформирование монастырской жизни идет на убыль, так как с развитием феодальных отношений свободных людей становилось все меньше и меньше, а вместе с тем; происходит переосмысление понятия «бедности», не только со стороны светской власти, но и Церкви, где под этим к XII веку стали понимать «христовых бедных», т. е. монахов.

В XI — XII веках можно отметить, что намечаются тенденции общинной помощи в городах, а также сис­тема помощи через ордены монахов и религиозные организации мирян, которые охватывали своей дея­тельностью различные страны.

 

Благотворительная деятельность монашеских орденов

Как считают отечественные и зарубежные иссле­дователи, не созерцательные, а активные ордены мо­нахов возникают в период крестовых походов.

В 1095 году рыцарем Гастоном был основан орден госпиталитов Св. Антония, который свою деятельность связывал с помощью раненым, такой же деятельнос­тью занимался орден иерусалимских госпиталитов Св. Иоанна. Орден госпитальеров Св. Духа и тринитариев, основанный в 1197 году парижским богословом Жаном де Мате и Феликсом де Валуа, осуществлял свою деятельность в лазаретах, странноприимных домах, они же занимались выкупом пленных из неволи.

В начале XI века намечаются тенденции реформи­рования монастырской жизни на основе деятельности орденов и нового устава канониката. Их идеология деятельности была связана с концептами любви, которая должна отзывать­ся на все страдания мира. Вот почему они начинают покровительствовать различным слоям населения и селиться недалеко от городских стен.

Идеологию канониката мы нахо­дим в 1198 году у госпиталитов Свято­го Духа, ухаживающих за больными. Дома госпиталитов, госпитали, кото­рые представляли собой больницы и странноприимные дома, были разбро­саны по всей Европе. К 1291 году в ор­дене насчитывалось 99 домов: 60 — в Италии, 25 — во Франции, 5 — в Ис­пании, 7— в Германии. В XII—XIII веках можно наблюдать «специализа­цию» в деле оказания помощи, так тринитарии занимались освобождени­ем пленных, а секулькринки — принимали под своепокровительство найденышей и больных детей.

Движение монашеских орденов вызвало к жизни ре­лигиозные организации мирян, которые строили свою деятельность не только на религиозных основах, но и на основах взаимопомощи. Так, во второй половине XII века в верхнем Рейне и во Франции появляются дома «бегинок» (БЕГИНКИ — женские светские религиозно-благотворительные союзы, существовавшие XII—XVIII векам в Ни­дерландах и Германии, преследовались инквизицией), которые совместно зарабатывали себе на пропи­тание. Появляются первые светские организаторы об­ществ взаимопомощи. В Льеже с 1170-го по 1177-й год. Ламберт Заика объединяет вокруг себя вдов и сирот, ко­торые не только молились и читали религиозные книги, но и ухаживали за больными и умирающими. Подобные организации возникли и у мужчин. Благочестивые брат­ства ремесленников, бегарды (БЕГАРДЫ— мужские светские религиозно-благотвори­тельные союзы, восставшие в XIII веке в Нидерландах а. Германии; вследствие преследования католической цер­ковной власти прекратили существование в XIV веке), осуществляли не только религиозную взаимопомощь, но и экономическую.

Экономический упадок монастырей, их идеологичес­кое и нравственное разложение, рост бедности и про­фессионального нищенства постепенно в ХII-ХIII ве­ках снижает социальное значение монастырской бла­готворительности. С разрушением натурального и развитием денежного хозяйства, монастыри менее охот­но предоставляли свои убежища нищим и убогим, бо­лее ориентируясь на богатых клиентов. Феодалы видели в убежищах бедняков места для своих детей, по тем или иным мотивам не смогших найти свое место в жиз­ни. Мурнер, живший в это время, едко отметил: «За­метьте: если благородный не может выдать дочери за­муж и не может ей дать приданого, то он отправляет ее в монастырь, не с тем, чтобы она посвятила себя Богу, а чтобы она жила безбедно, как привыкла знать».

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 3459; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!