Коренной перелом (19 ноября 1942 — декабрь 1943). 1 страница



Вопросы по курсу «История России»

1. Образование древнерусской государственности………………………………..…..…2

Деятельность первых князей: Рюрика, Игоря, Ольги, Святослава

2. Владимир Святославович. Крещение Руси…………………………………………….4

3. Внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого.

Повседневная жизнь и культура Киевской Руси ΧΙ века. Русская Правда………...…...6

4. Эпоха княжеской междоусобицы ΧΙΙ-ΧΙΙΙ века…………………………………….....7

5. Нашествие монголов. Начало ига…………………………………………………...….8

6. Возвышение Москвы и объединение вокруг нее русских земель.

Дмитрий Донской и Куликовская битва………………………………………….……..10

7. Формирование русского государства при Иоанне ΙΙΙ. «Судебник»………………...13

8. Правление Иоанна IV……………………………………………………………….…15

9. Россия эпохи Феодора Иоанновича и Бориса Годунова………………………….…17

10.Эпоха Смутного времени………………………………………………………….….20

11.Воцарение Романовых. Правление Михаила Романова…………………………….23

12.Россия в середине XVII века. Правление Алексия Михайловича……………...…...26

13.Петр Ι: Основные реформы, внешняя и внутренняя политика……………………. 30

14.Россия середины XVIII века. Правление Елизаветы Петровны……………….....…32

15.Политика «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

Превращение России в мировую империю…………………………...…..……………..35

16.Россия в конце ΧVIII -- нач. XIX века. Правление Павла Петровича…….………..37

17.Россия в период царствования Александра Ι. Внутренняя политика…….………...39

18.Участие России в войнах с Наполеоном.

Внешняя политика Александра Павловича……………………………………...……..40

19.Восстание декабристов. Правление Николая Ι.

Внешняя и внутренняя политика………………………………………….…..………....43

20.Александр II. Эпоха Великих реформ 60-х - 70-х годов XIX века……………....…45

21.Общественные и революционные движения 60-х - 80-х гг……………....…………46

22.Правление Александра III. Контрреформы………………………………..………...48

23.Россия на пороге XX столетия.

Правление Николая II, общая характеристика. Реформы С. Ю. Витте и П.А. Столыпина……………………………………………………………….………………..50

24.Русско-японская война и внутренняя политика 1905-1907 годов

Манифест 17 октября. Деятельность Государственной Думы. ………………………..52  

25.Первая мировая война и участие в ней России……………………………….……..54

26.Февральская революция и Октябрьская революции 1917 года…………….………56

27.Гражданская война в России. Эпоха «военного коммунизма»…………..…………58

28.Внешняя и внутренняя политика СССР 20-х годов. Период НЭПа………..............60

29.Приход к власти И.В. Сталина. Индустриализация.

Внутренняя политика 30-х годов……………………………….………………………..63

30.Внешняя политика СССР в 30-е годы.

Складывание основных предпосылок Второй мировой войны…………………....…..70

31.Великая Отечественная война.

Основные этапы и военные операции…………………………………………………...73

32.Послевоенная нормализация жизни.

Последние годы правления И.В. Сталина…………………………………….…………81

1.Образование древнерусского государства. Деятельность первых князей: Рюрика, Игоря, Ольги, Святослава

Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных связей  и развитие нового способа производства.

Древнерусское государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях.

В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющий Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности, вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил поход на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союзе с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

 

 

2. Владимир Святославович. Крещение Руси

Влади́мир Святосла́вич — князь новгородский (970—988), князь киевский (978—1015). Отцом его был князь Святослав Игоревич – внук Рюрика. Матерью – Малуша Малковна, дочь влиятельного славянина из города Любеча, которая была ключницей княгини Ольги. Сын воспитывался при дворе. Когда мальчику исполнилось семь лет, отец, князь Святослав, послал его княжить в Новгород. Княгиня Ольга, бабушка Владимира, в последние годы своего княжения уже была христианкой. Ее влияние на воспитание внука бесспорно. Впоследствии Бог чудесами прославил мощи Ольги, и она была причислена к лику святых. Владимир рос и вскоре проявил себя как полководец. После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братом Олегом. В 975 году охотившийся в древлянских землях сын воеводы Свенельда Лют был убит Олегом. В ответ Свенельд призвал Ярополка начать войну с братом, что тот и сделал; во время похода Ярополка Олег погиб, а Владимир при этом известии «убояся, бежа за море» — в варяжские земли. Набрав там войско, он вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка. Захватил Полоцк, затем Киев и стал единовластным князем на Руси, одолев своего брата Ярополка.

Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения:

«Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Поначалу Владимир ничего не менял в жизни страны. Ему прежде надо было освоиться с новым положением в Киеве, наладить взаимоотношения с другими городами и со славянскими племенами. История свидетельствует, что Владимир в начале своего княжения покровительствовал идолопоклонству и имел шесть жен. Но первые годы его правления он был занят расширением и укреплением своего могущества как в военной сфере, так и в международных связях и торговле. Победы и военные успехи, несомненно, подняли престиж молодого князя. Язычество его уже не удовлетворяло. Да и соседи вокруг придерживались единобожия. Участившиеся посещения «торговых гостей» привели к тому, что князь Владимир стал глубоко интересоваться вопросами веры. Помимо греков-христиан за морем, на Волге жили хазары иудейского вероисповедания, другие соседи, булгары, которые поклонялись Аллаху. На западе жили тоже христиане, но ориентирующиеся на Рим и служащие в церквах на латинском языке. Желая поближе познакомиться с разными религиями, князь отправил послов в Византию, Рим, к хазарам и булгарам на Волге. После долгих раздумий иудаизм и ислам были Владимиром отвергнуты. Требования этих религий были несовместимы со сложившимся укладом русской жизни. Их участь разделило и католическое вероучение. «Наши отцы не принимали этого», – заявил князь послам из западных стран. Решающую роль в выборе веры сыграл восторженный рассказ русских послов о великолепном, ярком архиерейском богослужении, на котором им довелось присутствовать. «Мы не знали, на земле мы или на небе», – говорили они. Было решено, что князь попросит руки константинопольской царевны Анны, чтобы на равных породниться с базилевсами. Анна же потребовала, чтобы князь принял христианство. Однако императоры поначалу не хотели выдавать сестру за киевского князя.

Пришлось князю пойти походом на Корсунь. Он обещал, что крестится, женится на Анне и только после этого отдаст Корсунь грекам. Так и произошло. Князь Владимир и дружина крестились в Корсуни. При Крещении князь Владимир был наречен Василием. После этого он женился на царевне Анне и увез ее в Киев. Самая могущественная в мире православная держава стала союзницей Руси. Теперь новую веру надлежало ввести на родине.

Первое, что сделал князь, вернувшись в Киев, – отпустил своих языческих жен. Старшая, Рогнеда, уже была христианкой и постриглась в монастырь, приняв имя Анастасии. Князь дал свободу женам, не стал убивать их, как делали его предшественники. Он крестил и своих детей. В Киеве зазвучали проповеди христианской веры, которые вели греческие священники и дружинники, уже принявшие христианство. И великий день настал. Сначала княжеские люди низвергли и сожгли языческих идолов. После этого князь объявил:

«Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня».

«Повесть временных лет» гласит:

«И утром вышел Владимир со священниками на Днепр. И собралось людей без числа: вошли в воду и стояли, одни по шею, другие по грудь, дети же у берега, другие же держали детей; уже крестившиеся ходили около них, а священники, стоя, творили молитвы. И надо было видеть радость на небесах и на земле о спасении стольких душ».

Так описывает летопись это великое событие, которое состоялось в 988 г. Князь Владимир Святославич, в Крещении Василий, стал первым православным властителем России. Годы его правления были эпохой благополучия и процветания. Он мудро и настойчиво проводил политику объединения всех в единое Русское государство, был добр и справедлив. Народ прозвал его Владимир Красное Солнышко и складывал про него былины.

 

3. Внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого. Повседневная жизнь и культура Киевской Руси ΧΙ века. Русская Правда.

Во внешней политике Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и высокий авторитет среди прочих европейских держав. В ту пору главным путем «евроинтеграции» были династические браки (брак его сыновей и дочерей с королями других княжеств).

Во внутренней политике период правления Ярослава Мудрого ознаменовался расцветом «стольного града» Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Великий князь упорядочил правовые обычаи Руси и начал, выражаясь современным языком, борьбу с правовым нигилизмом. При Ярославе возник первый свод узаконений, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный «Русской правдой». «Устав Ярослава», или древнейшая «Русская правда», был дан Новгороду в 1016 г. Он был основан на старых традициях, устном «Законе русском», который упоминался еще в договорах Руси с Византией. Фактически это был первый письменный сводный кодекс – уголовный, гражданский и административный. Первый русский писаный закон касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, бесчинств, драк, которые были нередки в ту эпоху даже в самом изысканном обществе. Конечно, документ был несовершенен. В нем, например, было предусмотрено наказание за удар чашей или рогом, а за повреждение бороды оппонента назначалось наказание, равное штрафу за убийство.

Важным шагом в духовной и политической жизни Киевского княжества было последовательное стремление Ярослава освободиться от опеки Византии в церковных делах. В 1051 г. при Ярославе на киевскую митрополию впервые был поставлен не греческий, а русский митрополит Илларион – блестящий оратор, автор известного «Слова о законе и благодати». Это произведение утверждало равенство всех народов и прославляло Русскую землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля». Ярослав понимал значение христианского просвещения. Главным оружием в борьбе с язычеством он считал книги. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью». С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась в русских землях. По всей земле собирали при Ярославе детей и обучали их грамоте. Показательно, что сын Ярослава, Всеволод, не выезжая из Киева, выучил пять языков. Похоже, что тогда в столице Руси имелись и возможности, и нужда в овладении иностранными языками. Времена Владимира и Ярослава стали эпохой расцвета Киевской Руси, имевшей все основания гордиться не только политической, но и экономической мощью. Не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые и серебряные монеты – златники и сребреники.

 

 

4.Эпоха княжеской междоусобицы ΧΙΙ-ΧΙΙΙ века.

Междоусобица сыновей и внуков Ярослава Мудрого. Порядок престолонаследия, установленный Ярославом Мудрым, сохранялся 19 лет. Во главе Руси стоял его старший сын Изяслав Ярославич. Святослав правил в Чернигове, а Всеволод — в пограничном со степью Переяславле. В других далеких городах сидели младшие сыновья. Все они, как установил отец, подчинялись старшему брату. Но в 1073 г. все изменилось.

В Киеве прошел слух, что Изяслав хочет править так же, как и отец, быть «самовластцем». Это встревожило братьев, которые не хотели подчиняться старшему брату, как они подчинялись отцу. Святослав и Всеволод двинули свои дружины на Киев. Изяслав бежал в Польшу, потом в Германию. Великокняжеский престол захватил Святослав, второй по значению город на Руси — Чернигов взял в свои руки Всеволод. Но в 1076 г. Святослав умер. Не желая проливать кровь, Всеволод добровольно отдал Изяславу Киев, а сам удалился в Чернигов. Братья поделили между собой Русь, оттеснив сыновей покойного Святослава. Переяславль Всеволод отдал в управление старшему сыну Владимиру, родившемуся в 1053 г. от дочери византийского императора Константина Мономаха. С самого рождения за Владимиром закрепилось фамильное имя его византийского деда Мономаха. Он вошел в русскую историю как Владимир Мономах.

Вот тут-то и родилось начало очередной большой и долгой смуты на Руси. Старший сын Святослава Олег бежал в Тмутаракань. В 1078 г. он собрал большую рать, привлек к себе на службу половцев и двинулся войной на своих дядей. Это был не первый случай привлечения русским князем кочевников к междоусобным войнам на Руси, но Олег сделал половцев своими постоянными союзниками в борьбе с другими князьями. За помощь он предоставлял им возможность грабить и жечь русские города, уводить людей в плен. Недаром его прозвали на Руси Олегом Гориславичем.

В битве на Нежатиной Ниве Олег был разбит и вновь укрылся в Тмутаракани. Но в этой же битве был убит и великий князь Изяслав. В Киеве сел Всеволод Ярославич, Чернигов перешел к его сыну Владимиру.

В 1093 г. умер последний из сыновей Ярослава Мудрого — Всеволод.

 

5.Нашествие монголов. Начало ига.

К началу XI в. территорию современной Монголии и юга Сибири заселили кереиты, найманы, татары и другие племена, говорившие на монгольском языке. К этому периоду относится становление их государственности. Вожди кочевых племен назывались ханами, знатные феодалы – нойонами. Общественный и государственный строй кочевых народов составляла частная собственность не на землю, а на скот и пастбища. Кочевое хозяйство требует постоянного расширения территории, поэтому монгольская знать стремилась к завоеванию чужих земель.

Во второй половине XII в. монгольские племена под своей властью объединил вождь Темучин. В 1206 г. съезд племенных вождей присвоил ему титул Чингисхана («великий хан»). Монгольский владыка вошел в историю как один из самых жестоких покорителей народов, среди которых было и племя татар. Поскольку татары считались одним из самых крупных монголо-язычных племен, летописцы многих стран, в том числе и Руси, называли всех монголов татарами. Современные историки пользуются заимствованным из средневековых китайских источников термином монголотатары.

Чингисхану удалось создать весьма боеспособное войско, которое имело четкую организацию и железную дисциплину. В первое десятилетие XIII в. монголотатары завоевали народы Сибири. Затем они вторглись в Китай и захватили его север (окончательно Китай был покорен в 1279 г.). В 1219 г. монголотатары вступили на земли Средней Азии. За короткий срок они разгромили могущественное государство Хорезм. После этого завоевания монгольские войска под командованием Субудая напали на страны Закавказья.

После этого монголотатары вторглись во владения половцев – кочевого народа, жившего по соседству с русскими землями. Половецкий хан Котян обратился за помощью к русским князьям. Они решили выступить совместно с половецкими ханами. Сражение произошло 31 мая 1223 г. на реке Калке. Русские князья действовали несогласованно. Княжеские распри привели к трагическим последствиям: объединенное русско-половецкое войско было окружено и разбито. Пленных князей монголо-татары зверски убили. После сражения на Калке продвигаться дальше на Русь победители не стали.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 330; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!