Учение о стихиях в античное время



Стихия (элемент) (от др.-греч. στοιχεῖον — «элемент, стихия») в античной и средневековойнатурфилософии — одна из равноправных сущностей, система которых лежит в основе бытия мира. Стихии мыслятся как материальные первоэлементы и одновременно как носители универсальных качеств, отношения между которыми познаются из умозрительной модели, и которые способны выразить и объяснить всё многообразие мира явлений. В силу этого учение о четырёх элементах (земля, вода, воздух и огонь) служило теоретической основой алхимии и одним из основоположений западной астрологии.

В древнекитайской философии есть  аналогичное учение – У-син – в котором, однако, называется не четыре, а пять элементов, или стихий.

 Теорию четырёх стихий первым начал разрабатывать Эмпедокл, который считал, что элементы материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды); эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение. Позднее концепция четырёх стихий развивалась такими выдающимися философами, как Платон и Аристотель.

По Платону, элементы, являющиеся различными проявлением первичной материи, способны к взаимопревращениям. Платон привлекал геометриюмногогранников для объяснения таких свойств материи, как твёрдость, плавкость, воздухообразность, огнеобразность. При этом земле ставился в соответствие куб, воде — икосаэдр, воздуху — октаэдр, огню — тетраэдр. Пятому возможному правильному многограннику — додекаэдру, по мнению Платона, соответствовал пятый элемент, который использовал Логос, чтобы создать небесные тела.

Согласно Аристотелю, каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии — определённое сочетание основных качеств — тепла, холода, влажности и сухости:

Тепло + сухость = Огонь

Тепло + влажность = Воздух

Холод + влажность = Вода

Холод + сухость = Земля

4 элемента вокруг Земли (Terre): Вода (Eau), Воздух (Air), Огонь (Feu)

В натурфилософии Аристотеля также предполагалось существование пятого элемента, (квинтэссенции) — эфира, или начала движения.Геоцентрическая космология Аристотеля включала предположение, что вокруг центра Вселенной (центра Земли) расположены последовательно сферы четырёх элементов в порядке уменьшения их тяжести — земли, воды, воздуха и огня; выше их расположены небесные сферы.

Согласно современной науке, этим четырём элементам можно приблизительно сопоставить четыре агрегатных состояния вещества соответственно: твёрдое, жидкое, газообразное и плазменное. Понятиямлитосфера, гидросфера, атмосфера и магнитосфера также можно поставить в соответствие аристотелевские сферы четырёх элементов.

 

Духи стихий

 

В связанном с алхимией оккультизме считалось, что у каждой стихии есть свои «духи стихий», элементали: духи воды — ундины, духи огня —саламандра, воздуха — сильфы, земли — гномы. Эту систематику впервые описал Парацельс.

Впоследствии, и в современном фэнтези и в играх, эта идея развилась, так что в каждой мифологии или игре, к каждому биому или стихии причисляются соответствующие фантастические существа. Особенно такая систематика развита в ролевых играх — компьютерных, настольных и коллекционных карточных. Также эта систематика прослеживается в стихиях карт Таро, и в мастях произошедших от них игральных карт.

Стихия» в современной науке

Термин «элемент» или стихия в настоящее время сохранился в словосочетании «химический элемент», а также в виде прилагательного в термине «элементарная частица». С элементами-стихиями непосредственно связано понятие стихийное бедствие. Элемент — это первооснова, частица, составляющая нашего мира. Термин «элемент» также присутствует в психологии и тесно переплетается с понятием темперамент.

Стихии в философии индуизма

 

Изображение чакр на теле человека

Согласно этой философии, окружающий нас материальный мир является иллюзией. Эта иллюзия возникает изнутри человека, проецируясь из его чакр, нижние пять из которых являются вместилищами первоэлементов (стихий), в индуизме их называют таттвами:

1. Муладхара-чакра — содержит метаэлемент Земли, который соответствует твёрдому агрегатному состоянию вещества. Она проецирует вокруг человека ту часть материального мира, которую он может почувствовать через своё осязание. Связана с тактильными ощущениями.

2. Свадистана-чакра — содержит метаэлемент Воды, который соответствует жидкому агрегатному состоянию вещества. Она проецирует вокруг человека ту часть материального мира, которую он может ощутить через свой вкус.

3. Манипура-чакра — содержит метаэлемент Огня, который соответствует плазменному агрегатному состоянию вещества. Она проецирует вокруг человека ту часть материального мира, которую он может ощутить через своё зрение. Связана с визуальным восприятием, глазами, формой.

4. Анахата-чакра — содержит метаэлемент Воздуха, который соответствует газообразному агрегатному состоянию вещества. Она проецирует вокруг человека ту часть материального мира, которую он может почувствовать, обоняние. Связана с запахом.

5. Вишуддхи-чакра — содержит метаэлемент Эфира, который соответствует волновому и звуковому агрегатному состоянию вещества. При этом эфир описывают как мистическое пространство не имеющее ни объёма, ни времени. Её можно ощутить через свой внутренний слух (имеются в виду тонкие звуки, которые улавливаются в результате специальных тренировок).

У-Син

 

Основная статья: У-син

Пентаграмма У-Син

У-син (Пять элементов; пять стихий; пять действий; кит. 五行, пиньинь: wŭ xíng) — одна из основных категорий китайской философии; пятичленная структура, определяющая основные параметры мироздания. Помимо философии, широко используется в традиционной китайской медицине, гадательной практике, боевых искусствах, нумерологии.

Включает в себя пять классов (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода), характеризующих состояние и взаимосвязь всех существующих предметов и явлений. Один из вариантов последовательности стихий определен в каноне «Шу цзин», главе «Хун фань».

 

Мой проект

Этапы работы:

1. Я взяла доску ДСП; (3,4л) клея ПВА;

воду(200мл); 6 рулонов туалетной бумаги.                                                                                                     

2. Развела клей ПВА(500мл) с водой(200мл).

3. Промазала широкой кистью доску клеем ПВА;

4. Сухие полосы бумаги начала накладывать на доску и промазывать широкой кистью, окуная ее в ведро с разведенной жидкостью

5. Полосы накладывала вертикально и горизонтально, так несколько раз, для того, чтобы получилась не гладкая поверхность.

 

6. Поставила сушить, при комнатной температуре.

7. Через два дня образовались, так называемые «морщинки», на шершавой поверхности доски я изобразила силуэт «МИРОВОГО» дракона.

8. Потом развела МУЧ-МУЛУ, (150мл) клея ПВА, (100мл) воды, в эту жидкость добавила 1 рулон туалетной бумаги, получилась «кашица».

9. Далее я начала вылепливать дракона по контуру простого карандаша.

10. Затем я взяла длинные деревянные палочки (шпажки) и начала на еще не высохшем драконе выделять чешуйки и мифические узоры.

11.  Через три дня я взяла (2л) прочного клея «ТИТАН» и начала декорировать, наклеивать монеты на вторую ногу, которая находится на заднем плане; также обклеивать копейками шею и бок.

12. На сильных крыльях дракона я наклеила гвозди и тоненькие палочки, чтобы передать его могущество.

Одноразовые вилки на его божественных крыльях символизируют его сдержанный характер.

13. Затем стала наклеивать мелкие ракушки на рамку.

14. Потом все вылепленное, кроме рамки, покрывала слоем БЕЛОЙ АКРИЛОВОЙ КРАСКИ.

 

15.  Когда белый акрил высох, я начала делать дракона цветным:

лицо, начало шеи – ОГНЕННОГО цвета; все его тело и начало хвоста – коричневым цветом с оттенками желтизны,так как его тело символизирует землю, на которой произрастает растительность и кипит беспрерывно - ЖИЗНЬ; конец хвоста сине-голубым оттенком, потому что его хвост означает все воды океанов, существующих на планете Земля ; его огромные рога я разукрасила золотой краской с перламутром это означает,что в нашем МИРЕ много богатств и ценностей ,которые берегут люди ; когти я изобразила КРАСНЫМ цветом ,чтобы показать силу могущего существа-ДРАКОНА.

На драконе МНОЖЕСТВО чешуек, так как население нашей планеты составляет МИЛЛИАРДЫ людей.

Затем фон я сделала темно-синим, так как дракон находится в космосе, я сделала пузырьки воздуха, потому что ни одно живое существо не может жить без КИСЛОРОДА, также изобразила сияющие золотом - звезды.

 

16. Своими мощными ногами дракон стоит на планете. Ее я сделала темно-зеленым цветом.

 

17.  Рамку, сделанную ракушками, по вертикали сделала золотой акриловой краской, а по горизонтали - гранатовой акриловой краской.

 

 

                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Мне понравилось изготавливать самостоятельно свой проект, так как я узнала очень многое о китайской и японской мифологии.

Также в моем ПЕРВОМ проекте я проявила свою фантазию и живопись. Мне кажется, что я стала более фантазийной и успешной в реализации своих умений.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 536; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!