Общая характеристика источников византийского права: Эклога и Земледельческий закон.



Важнейшим источником византийского права продолжала оставаться кодификация императора Юстинина (482-565 г.). С развитием феодальных отношений появилась необходимость в пересмотре юстиниановой кодификации. Это было осуществлено в 726 г. при императоре-иконоборце Льве III, издавшем законодательный сборник под названием «Эклога» («выборка законов», «избранные законы»), состоявший из 18 титулов – глав. Она представляла собой в основном краткую компиляцию Кодекса Юстиниана и восстанавливала сохранившееся к тому времени практическое значение норм римского законодательства, а также включала правовые акты последующих императоров и некоторые новые законоположения. В «Эклоге» отражены тенденции усиления частной собственности и дифференциации наказаний за посягательство на нее. Возрос налоговый гнет. Новый закон ограничил власть главы семьи. Сделана попытка укрепления централизации управления: нанесен серьезный удар по городскому самоуправлению. Подтверждались ранее принятые постановления
в отношении преследования ересей.

После восстановления почитания икон «Эклога» отменяется и вновь восстанавливается юстинианово законодательство. Однако «Эклога» осталась популярной в славянских странах, была переведена на славянский язык и послужила одним из важнейших источников для законодательных славянских памятников, например, Закона судного людем.

Во время правления императоров-иконоборцев издаются ряд законов: Земледельческий закон, Военный закон и Морской закон. Первый состоял из 85 статей и регулировал отношения в области сельского хозяйства.

Военный закон определял ответственность военнослужащих за совершение воинских преступлений, являясь своеобразным уставов воинской дисциплины.

Морской закон нормировал оплату экипажа корабля, правила поддержания порядка на судах, ответственность хозяина корабля, правила фрахта и т. п. вопросы.

Во время правления императора Македонской династии Василия I появляется «Прохирон» («находящийся под рукой») – практическое руководство для судий, изданное в 879 г. взамен «Эклоги». Он состоял из 40 титулов и содержал краткое изложение для судий норм гражданского, уголовного, отчасти церковного права и тем самым служил учебным руководством для судий. Однако он пользовался и законодательной силой. Основным источником «Прохирона» являлось законодательство Юстиниана. «Прохирон» имел большое значение для православной церкви как один из источников памятников церковного права.

Император Василий I и его сыновья издают в 867-886 г. «Эпанагогу» («возведение, возвышение, возвращение») – краткий сборник правовых норм. В нем давалась новая трактовка прав патриарха, а также вклю-чались постановления, запрещавшие сановной знати лишать подчиненных лиц их земельных владений. Нормы семейного права сохраняли нормы «Эклоги», например элементы выкупа жены при заключении брака.

Сын Василия I – Лев Мудрый в 888-889 г. издал обширный свод правовых норм под названием «Василики» («царские законы»), состоявший из 6 томов, 60 титулов. В нем все законодательство Юстиниана было сведено в один свод, а не так, как это было сделано
в кодификации Юстиниана (делилось на четыре части – Кодекс, Дигесты, Институции и Новеллы).

«Василики» явились последним официальным кодификационным памятником византийских монархов. После этого издавались лишь новеллы. С Х в. появляется особый вид новелл под названием «Хрисовул» (бук. «золотая печать»). От других императорских грамот она отличалась торжественным оформлением: некоторые слова вписывались пурпурными чернилами, подписывалась собственноручно императором, скреплялась золотой печатью на шелковом шнуре (отсюда и название).
В форме «Хрисовула» публиковались законы, государственные договоры
с иностранными державами, важнейшие жалованные грамоты (в основ-ном, о привилегиях духовенству, монастырям и отдельным лицам).

Последним памятником византийского права считается юридический сборник, составленный около 1345 г. фесалонийским юристом и судьей Константином Арменопуло и названный «Ручной книгой законов» или «Шестикнижием». Он состоял из краткой компиляции из более ранних юридических сборников – «Прохирон», «Эклога», «Эпанагога» и «Василики», включал нормы гражданского
и уголовного права. «Шестикнижие» широко было распространено
в Византийском государстве, а потом в Греции, Валахии и Бесарабии
и в ХIХ столетии. При присоединении в 1812 г. Бесарбии к России
в судах там продолжали действовать ее нормы вплоть до 1917 г.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1430; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!