Список рекомендуемой литературы



1. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского.-М., 1994.

2. ЛинклэйтерК. Освобождение голоса-М., 1993.

3. Берри С. Голос и актер.-М., 1996.

4. ЧеховМ,А. Литературное наследие-М., 1986.

5. Чехов М.А. Об искусстве актера.- М., 1999.

6. Мантек Чиа, Хуан Ли. Внутренняя структура тайцзы: тайцзы-цигун-М.-София, 1998.

7. Томас К. Переживание образов. Высшая ступень аутогенной тренировки. -М., 1994.

8. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В.Ю. Баскакова. 2-е изд.- М., 1997.

9. Константинова А.И. Стретчинг.- СПб, 1993

Современные режиссерские технологии 13.3.1. Технология постановки спектакля

 

Театроведение к концу XX века не выработало единого теоретического подхода к описанию технологии создания спектакля. Между тем практическая режиссура с успехом преодолевает этот недостаток к рассматриваемому процессу. Выделим три наиболее общих этапа работы по созданию спектакля: аналитический, теоретико-практический (репетиционный) и этап корректирования готового спектакля. Более подробно весь анализируемый технологический процесс можно рассмотреть в схеме связей и теории «отражений» Гадамера. В данном контексте разбираемая схема выглядит следующим образом.

Определенный фрагмент действительности (предмет, явление, процесс) художественно обрабатывается сознанием драматурга и становится художественной концепцией действительности пьесы (ХКДП). Режиссер, выбрав пьесу к постановке и качественно переосмыслив ее в соответствии с собственным пониманием требований времени, превращает ХКДП в ХКДС -художественную концепцию действительности спектакля. Попадая в процесс репетиций, ХКДС подвергается, в силу естественных причин, определенным изменениям. Это зависит от уровня возможностей актеров, технического и материального обеспечения. Окончательная стадия формирования театрального представления наступает только в результате взаимоотношения со зрителем. Именно первый десяток спектаклей называют «премьерными». Наиболее важные моменты описанного выше помещено в таблицу 2.

Таблица 2.

Целостное художественное отражение - - 1 - 2 - 3 -
Материальный носитель отражения Фрагмент мира Драматург Пьеса (ХКДП) Режиссер Реж. экспликация (ХКДС) Театральный коллектив Спектакль Зритель
Наличие субъект-объектных отношений Объект 1 Субъект 1 Объект 2 Субъект 2 Объект 3 Субъект 3 Объект 4 Субъект 4

 

Ниже остановимся на некоторых технологических приемах, имеющих определенную степень новизны подходов.

Период работы, предшествующий репетициям, принято называть аналитическим. Он включает несколько этапов:

• выбор пьесы;

• толкование пьесы (режиссерская герменевтика);

• распределение ролей;

• написание постановочного плана (режиссерской экспликации);

• чистку и логическое выявление действительной линии спектакля, опирающегося на ХКДС;

• корректировку ХКДС.

Специфические особенности театрального коллектива могут изменить алгоритм этапов работы, но весь объем должен оставаться неизменным, иначе может пострадать качество спектакля. Наиболее сложным в техническом отношении представляется IV пункт настоящего перечисления. Современной режиссурой выработано множество подходов к написанию режиссерской экспликации. Наиболее оптимальный вариант находим в сочинениях Е.Г. Нефедовой. Здесь даны разнообразные рекомендации, способствующие активизации режиссерской фантазии по всем направлениям «архитектуры» спектакля и закладывается основа аналитической работы над будущим сценическим воплощением.

 

Режиссерская герменевтика

 

К наиболее видным технологическим приемам режиссуры конца XX века возможно причислить режиссерскую герменевтику - искусство сценического прочтения пьесы. Еще В.И. Немирович-Данченко среди наиболее главных функций режиссера выделял право на собственное толкование драматургического материала. Сегодня это право превратилось в мощное средство воздействия на зрителя, иногда доминирующее над другими достоинствами театрального зрелища. В условиях современной полиэстетической направленности развития искусства существует достаточное многообразие технических подходов к разбираемому творческому акту. Глубокое исследование по рассматриваемой проблеме находим у П.М. Ершова. Данный автор предлагает вскрытие истинных механизмов основного конфликта пьесы путем точного определения потребностей всех персонажей и выстраивание их борьбы в направлении пересечения интересов.

Следующим этапом творческого акта режиссера будет решение вопроса о выборе средств к сценическому воплощению созданной концепции (ХКДС). Здесь важно отметить, что все они должны быть нацелены на создание единой сценической реальности, основным законом существования которой является ХКДС. Здесь режиссеру необходимо добиться органического единства технологических приемов различных сфер спектакля: идеи, сверхзадачи, сквозного действия, сценографического, мизансценического, светового, музыкального и других видов решения.

Единство всех компонентов создает единый виртуальный мир. Изменение любого из них влечет соответственное изменение сценической действительности.

В настоящее время практика режиссуры шагнула далеко за пределы, которые ей определила теория. Мировоззренческие тенденции модернизма и постструктурализма в искусстве «взорвали» одномерность художественного пространства сцены. На пересечении многомерных, динамично развивающихся виртуальных миров возникает сложная действительность современного спектакля. В ней поглощается, видоизменяется и сохраняется совокупность принципов, свойственных «одномерным» художественным континуумам.

Подобный процесс усложнения законов театрального действа продиктован развитием мировосприятия и мироощущения человека. Современные режиссерские технологии видятся практическим воплощением данного процесса в условиях театрального искусства.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!