Ключи правильных ответов к зачету

ФОС по курсу

«История мировых цивилизаций»

Вопросы к зачету по курсу

«История мировых цивилизаций»:

1. История мировых цивилизаций как наука и ее место в системе гуманитарного знания. Понятие исторического источника.

2. Методы исторической науки.

3. Сущность и особенности формационного и цивилизационного подхода к истории мировых цивилизаций.

4. Основные этапы антропогенеза.

5. Возникновение религии и искусства в первобытном обществе.

6. Неолитическая революция. Возникновение цивилизации.

7. Древневосточные государства – деспотии в Месопотамии.

8. Древний Египет: основные этапы истории и цивилизационные характеристики.

9. Религия и культура Древнего Египта.

10. Древнегреческая цивилизация: основные этапы истории и цивилизационные характеристики.

11. Древнегреческий полис: Афины и Спарта.

12. Достижения древнегреческой цивилизации.

13. Завоевания Александра Македонского и их исторические последствия.

14. Эллинистический период в истории Древней Греции.

15. Древний Рим: основные этапы исторического развития, цивилизационные характеристики.

16. Римская республика.

17. Римская империя: этапы истории.

18. Значение античного культурного наследия для последующих эпох.

19. Византийская цивилизация: основные этапы развития и историческое значение.

20. Средневековая цивилизация Запада: основные этапы развития.

21. Вассально-ленная система на Западе.

22. Империя Карла Великого и ее исторические судьбы.

23. Исламская цивилизация. Арабы в 7 - 8 вв. Возникновение ислама.

24. Крестовые походы. Причины и последствия крестовых походов.

25. Роль религии и церкви в средневековой цивилизации Запада.

26. Средневековый город.

27. Средневековое сословное представительство.

28. Ренессанс как культурно-исторический этап.

29. Великие географические открытия и их исторические последствия.

30. Реформация как культурно-исторический этап.

31. Прединдустриальная цивилизация: общие характеристики.

32. Китайская цивилизация в средние века.

33. Англия, Германия, Франция, Испания в XVI - начале XVII вв.

34. Научная революция 17 в. и ее последствия

35. Периодизация и основные события Английской революции.

36. Характеристика эпохи Просвещения. Цели и идеалы просветителей.

37. Понятие «политика просвещенного абсолютизма» (Пруссия, Австрия, Россия).

38. Французская революция конца 18 в.

39. Внутри и внешнеполитическая деятельность Наполеона.

40. Национальные движения в Европе в ХIХ в.

41. Буржуазные революции ХIХ в.

42. Глобализация международных конфликтов и складывание военно-политических блоков в конце XIX - начале XX вв.

43. Эпоха империализма.

44. Укажите главные причины Первой мировой войны и ее итоги

45. Европа в межвоенный период.

46. Фашизм как одна из моделей развития индустриального общества.

47. США: 1933-1939. Политика Ф. Рузвельта по выходу из кризиса.

48. Вторая мировая война и её итоги.

49. Холодная война как конфронтация моделей развития.

50. Деколонизация стран Азии и Африки.

51. Китайский вариант строительства социализма: 1949-1990-е гг.

52. Интеграционный процесс в европейских странах в 50е-90е гг. ХХ века.

53. Крушение социалистической системы.

54. Постиндустриальная эпоха и перспективы её развития.

 

Кейсовые задания по истории мировых цивилизаций:

1. В 1204 году крестоносцы захватили и разграбили христианский город Константинополь, «столицу мира».

Вопросы:

а) Как такое могло случиться?

б) Какое оправдание выдвигали крестоносцы своим действиям?

в) Считаете ли Вы данные аргументы действенными?

 

2. 8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще прошло совещание лидеров независимых России, Украины и Белоруссии.

Вопросы:

а) Как Вы считаете, достаточно ли представительным был состав учредителей СНГ?

б) Была ли альтернатива данному союзу?

в) Можно ли было сохранить СССР?

 

3. Эпикурейская философская школа располагалась в саду («Сад Эпикура»). На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие – высшее благо», а у входа стоял кувшин с водой и лежала хлебная лепешка.

Основатель этой школы древнегреческий философ Эпикур любил говорить: «Всегда имей в своей библиотеке новую книгу, в погребе - полную бутылку вина, в саду - свежий цветок».

Вопросы:

а) В чем философский смысл этих афоризмов?

б) Как Вы охарактеризуете мировоззренческую позицию эпикурейцев?

в) В какой степени идеи эпикурейцев приемлемы для Вашей мировоззренческой позиции?

 

4. Согласно Диогену Лаэртскому, древнегреческому философу Пиррону принадлежит высказывание: «Ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе всё одинаково, и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое».

На основании такой позиции Пиррон сформулировал знаменитый принцип – «эпохе́», означающий «воздержание от суждений».

Вопросы:

а) Согласны ли Вы с подобным обоснованием мировоззренческой позиции Пиррона?

б) Как Вы охарактеризуете его мировоззренческую позицию?

в) В чем Вы видите «плюсы» и «минусы» принципа «эпохе́»?

 

5. Одна из надписей на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах, где находился Дельфийский оракул, гласила: «Познай самого себя».

Вопросы:

а) Как Вы понимаете смысл этого высказывания?

б) Почему, на Ваш взгляд, это изречение взял на вооружение Сократ

в) Какое отношение имеет это изречение к проблеме самообразования и саморазвития?

 

6.«Если не уверуете, то не уразумеете… Познание, подстрекаемое верой, –наидостовернейшее», – утверждал христианский апологет II-IIIвв. Климент Александрийский. По его мнению, всякий ищущий истину должен исходить из каких-то первоначальных положений, определяющих пути развития его поиска, занимать определенную познавательно-мировоззренческую позицию, верить во что-то.

Вопросы:

а) Согласны ли Вы с подобным обоснованием мировоззренческой позиции философа?

б) Каковы характерные черты мировоззренческой позиции Климента?

в) Каково Ваше отношение к проблеме «знание-вера»?

 

7. Фома Аквинский в своей книге «Сумма теологии» приводит рассуждение: «Священное учение есть наука. Следует, однако, знать, что природа наук бывает двоякой. Одни из них таковы, что зиждутся на основоположениях, непосредственно отысканных естественной познавательной способностью, как-то: арифметика, геометрия и другие в этом же роде. Другие таковы, что зиждутся на основоположениях, отысканных при посредстве иной, и притом высшей, дисциплины; так, теория перспективы зиждется на основоположениях, выясненных геометрией, а теория музыки – на основоположениях, выясненных арифметикой. Священное учение есть такая наука, которая относится ко второму роду, ибо она зиждется на основоположениях, выясненных иной, высшей наукой; последняя есть то знание, которым обладает Бог, а также те, кто удостоен блаженства. Итак, подобно тому как теория музыки принимает на веру основоположения, переданные ей арифметикой, совершенно так же священное учение принимает на веру основоположения, преподанные ей Богом».

Вопросы:

а) Согласны ли Вы с подобным обоснованием мировоззренческой позиции Фомы Аквинского?

б) Как бы Вы охарактеризовали его мировоззренческую позицию?

в) Каково Ваше отношение к проблеме «знание-вера»?

 

8. Немецкому философу Гегелю принадлежит высказывание: «Всё действительное разумно, всё разумное действительно».

Вопросы:

а) Можно ли трактовать это высказывание, как оправдание существующих общественных отношений?

б) В какой степени Вы согласны с Гегелем?

 

9. Немецкому философу Л. Фейербаху принадлежит высказывание: «Во дворцах мыслят иначе, чем в хижинах».

Вопросы:

а) В чем Вы согласны с ним?

б) Как можно охарактеризовать мировоззренческую позицию Фейербаха?

в) Почему, по мнению Фейербаха, во дворцах мыслят иначе?

 

10. В «Манифесте Коммунистической партии» сформулировано положение: «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности».

Вопросы:

а) В чем Вы согласны с этим положением?

б) Как можно охарактеризовать мировоззренческую позицию авторов Манифеста?

в) Известна ли Вам проблема, связанная с трактовкой термина «уничтожение» в оригинале документа?

 

11. К.Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его»?

Вопросы:

а) Как Вы понимаете смысл этого высказывания?

б) Как можно охарактеризовать мировоззренческую позицию автора?

в) Согласны ли Вы с тем, что философия должна активно участвовать в изменении мира?

 

12. Категорический императив И. Канта сформулирован следующим образом: «Поступай так, чтобы максима (основной принцип) твоей воли могла бы быть всеобщим законом».

Вопросы:

а) Как Вы понимаете смысл этого требования?

б) Как в этике Канта соотносится требование это императива и понятие «долга»?

в) Попытайтесь применить категорический императив Канта к обоснованию позиции торговца на рынке.

 

13. П.Я. Чаадаев писал о России: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды».

Вопросы:

а) Как Вы охарактеризуете мировоззренческую и гражданскую позицию автора?

б) В чем Вы согласны с этой позицией и где можете возразить?

в) Попытайтесь обосновать свою точку зрения на роль России.

 

14. Немецкому философу Ф. Ницше принадлежит афоризм: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».

Вопросы:

а) Как Вы понимаете смысл этого афоризма?

б) Обоснуйте свое отношение к точке зрения автора.

в) Какие еще из афоризмов Ницше известны Вам?

 

15. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери заметил, что объем знаний еще далеко не все. «Какая-нибудь посредственность, недавно закончившая политехнический институт, – писал он, – знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль и Ньютон. Однако она не способна сделать и одного единственного духовного шага из тех, на которые были способны Декарт, Паскаль, Ньютон».

Вопросы:

а) Дайте анализ этому суждению французского писателя.

б) Согласны ли Вы с ним?

в) Если Вы не согласны с точкой зрения Экзюпери, то почему?

16. Дайте сравнительную характеристику античной цивилизации. Каковы отличительные черты античной цивилизации по сравнению с Востоком (особенности географического положения, общественной жизни, политического устройства, права, экономики, религии, мировоззрения и т.п.)?

 

17. Дайте определение традиционного общества. Почему средневековое европейское общество считается образцом традиционного общества? Назовите признаки, черты его традиционности.

 

18. Расскажите об основных идеологиях индустриального общества (консерватизме, либерализме, социал-демократии). Когда они сложились, каковы их ключевые идеи, лозунги, представители. Оформите ответ в виде таблицы. 

 

19. Как вам кажется, почему многие мыслители XX века писали о «кризисе европейской (мировой) цивилизации»? Согласны ли вы с ними? Если да, в чём вы видите проявления этого кризиса в XX-XXI вв.?

 

20. Проанализируйте ислам на предмет сходства и отличия с христианством и иудаизмом.

Тесты по истории мировых цивилизаций:

Вариант 1.

1. Позитивизм в исследовании истории цивилизаций это:

1) стремление показать историю такой, как она была в действительности и рассматривать развитие человечества как эволюционный прогрессирующий процесс;

2) тенденция на основании исторического опыта делать выводы, касающиеся современных проблем развития общества;

3) отказ от создания обобщенных исторических теорий;

4) понимание истории как бесконечной серии революционных скачков.

2. Суть формационного подхода к историческому процессу заключается в том, что:

1) история рассматривается как борьба классов;

2) история понимается как всемирно-исторический процесс, суть которого восходящее движение, возникающее в ходе диалектического взаимодействия материальных производственных сил и производственных отношений;

3) история рассматривается как последовательная и объективная (не зависящая от людей) смена различных экономических формаций;

4) движущей силой истории является борьба идеологий.

3. Первые известные современной науке люди жили:

1) в Европе;

2) в Азии;

3) в Африке;

4) в Америке.

4. Человек разумный ( Homosapiens) как вид человека, существующий до настоящего времени, сформировался:

1) около 100 тыс. лет назад;

2) около 80 тыс. лет назад;

3) около 40 тыс. лет назад;

4) около 20 тыс. лет назад.

5. Языковые семьи это:

1) особые диалекты членов сравнительно небольшой группы людей, состоящих в семейном родстве;

2) группы языков и диалектов населения одного конкретного региона;

3) исторически сложившийся симбиоз двух и более различных языков;

4) языки со сходным грамматическим строем и словарным запасом.

6. К речным цивилизациям не относится:

1) Месопотамская цивилизация;

2) Египетская цивилизация;

3) Древнекитайская цивилизация;

4) Древнегреческая цивилизация.

7. Преобладающей формой правления на протяжении всей истории цивилизации Месопотамии была:

1) деспотия;

2) военная демократия;

3) диктатура жреческой прослойки;

4) олигархия.

8. Царские люди в Древнеегипетском государстве это:

1) все трудящееся население страны, обязанное работать в царских, храмовых или частных хозяйствах;

2) земледельцы и ремесленники, работающие в царских хозяйствах;

3) приближенные фараона;

4) чиновничий бюрократический аппарат управления.

9. Суть реформ фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) заключалась в следующем:

1) укрепление царской власти путем опоры на новую служилую знать и новое жречество культа солнечного бога Атона;

2) укрепление государственной власти путем опоры на старое жречество;

3) укрепление царской власти путем концентрации всех властных полномочий в руках одного лица фараона;

4) перераспределение власти в пользу крупных провинциальных властителей.

10. Развитие общественных отношений в Древней Индии привело к появлению каст (варн), т.е. нескольких социальных групп, среди которых высшее положение занимали:

1) шудры;

2) брахманы;

3) кшатрии;

4) вайшья.

11. Два великих китайских мыслителя Конфуций и его старший современник Лао-Дзы жили:

1) в VIII в. до н.э.;

2) в VII в. до н.э.;

3) в VI-V в. до н.э.;

4) IV-III в. до н.э.

 

12. Классический период в истории Древней Греции приходится на:

1) V-VI вв. до н.э.;

2) III-II вв. до н.э.;

3) II-I вв. до н.э.;

4) I в. дон.э.- I в. н.э.

 

13. Какую из названных характеристик нельзя отнести к древнегреческому полису:

1) высокая роль народного собрания;

2) выборность власти;

3) формирование гражданского права;

4) сакральный характер власти правителя.

 

14. Какова природа царской власти в раннем Риме:

1) цари выбирались сенатом на пожизненный срок;

2) царская власть доставалась тому или иному представителю знати путем вооруженной борьбы;

3) кандидатуру царя определяло жреческое сословие;

4) царская власть была наследственной.

15. Ведущей причиной падения Римской республики было:

1) восстания рабов II-I вв. до н.э.;

2) возрастание внешней угрозы, что требовало единовластия для отпора врагам;

3) значительное сокращение слоя мелких свободных земельных собственников и стремительный рост числа рабов вследствие победоносных войн Рима;

4) стремление представителей римской знати к единоличной власти.

16. Раздел Римской империи на Западную и Восточную произошел при императоре:

1) Константине;

2) Феодосии;

3) Диоклетиане;

4) Марке Аврелии.

17. Как жители Восточной Римской империи называли свое государство:

1) Византия;

2) Восточная Римская империя;

3) Христианская империя;

4) Ромейская (римская) империя.

 

18. В каком году произошел раскол единой христианской церкви на католическую и православную (схизма):

1) 1054 г.;

2) 1193 г.;

3) 1278 г.;

4) 1324 г.

 

19. Ислам зародился в Аравии:

1) в IX в.;

2) в VIII в.;

3) в VII в.;

4) в VI в.

 

20. Какое определение феодализма Вы считаете наиболее точным:

1) это стадия исторического развития, для которой характерно образование крупных держав, власть в которых подкреплялась господствующей официальной религией;

2) это темные века , исторический период, который характеризует регресс во всех основных областях цивилизационного развития;

3) это стадия исторического развития, которая не имеет выраженных самостоятельных характеристик и выступает переходной фазой между рабовладением и индустриальной цивилизацией;

4) это стадия исторического развития, в основе которой лежит монопольная собственность феодалов или феодальных государств на землю и личная зависимость крестьян от феодалов.

 

21. Что не входило в триаду бедствий, уносящих регулярно значительную часть населения средневековой Западной Европы:

1) войны;

2) голод;

3) болезни;

4) народные восстания.

 

22. Дата открытия Америки Христофором Колумбом:

1) 1410 г.;

2) 1451 г.;

3) 1492 г.;

4) 1503 г.

23. Революция цен (значительный рост цен) во многих западноевропейских странах в начале Прединдустриальной эпохи объясняется:

1) развитием городов;

2) притоком золота из Америки;

3) развитием спекуляции и ростовщичества;

4) увеличением числа населения Западной Европы.

24. Эпоха Итальянского Ренессанса приходится на:

1) XIII-XIV вв.;

2) XIV-XVI вв.;

3) XVI-XVII вв.;

4) XVIII в.

25. Годы Великой Французской революции:

1) 1781-1784 гг.;

2) 1789-1794 гг.;

3) 1796-1801 гг.;

4) 1799-1803 гг.

 

26. Автор Декларации независимости США:

1) Авраам Линкольн;

2) Бенждамин Франклин;

3) Томас Джефферсон;

4) Джордж Вашингтон.

 

27. Первая мировая война длилась:

1) с 1913 г. по 1917 г.;

2) с 1913 г. по 1916 г.;

3) с 1914 г. по 1917 г.;

4) с 1914 г. по 1918 г.

 

28. Новый курс президента США Ф. Рузвельта в 30-е годы XX в. был вызван:

1) необходимостью выхода из глубокого экономического кризиса;

2) стремлением крупных монополий к усилению своего финансового и политического господства;

3) необходимостью демократических реформ в связи с ростом забастовочного движения;

4) необходимостью противостоять возрастающей милитаризации Германии.

 

29. К какому времени относится распад колониальной системы:

1) конец 40-х 50-е гг. XX в.;

2) 60-е гг. XX в.;

3) 70-е гг. XX в.;

4) 80-е гг. XX в.

 

30. Укажите дату распада СССР и исчезновения с политической карты двуполярной системы мира:

1) 1985 г.;

2) 1989 г.;

3) 1991 г.;

4) 1993 г.

Ключи правильных ответов к зачету

Номер вопроса Правильный ответ Номер вопроса Правильный ответ Номер вопроса Правильный ответ
1 1 2 1 3 3
4 3 5 4 6 4
7 1 8 2 9 1
10 2 11 3 12 1
13 3 14 4 15 4
16 2 17 4 18 1
19 3 20 4 21 4
22 3 23 2 24 2
25 2 26 3 27 4
28 1 29 1 30 3

Вариант 2:

1. Гармоничное общество, по мнению просветителей – это …
1) царство справедливости, созданное руками человека

2) государство, в котором поровну распределена собственность
3) государство, в котором уничтожены остатки феодализма

2. Реформацию возглавляли …
1) Т.Кампанелла
2) М.Лютер
3) Н.Макиавелли
4) Ж.Кальвин

 

3. Причины отставания Германии (XVII – XVIII вв.)
1) обособление городов Ганзейского союза
2) политическая раздробленность
3) экономическая изоляция
4) власть Папы Римского над князьями немецких земель

4. Период экономического кризиса, названного Великой депрессией
1918-1924 гг.
1924-1929 гг.
1929-1933 гг.

5. Функции государства в Византии
1) контроль за размерами земли феодалов

2) контроль за количеством зависимых крестьян
3) контроль за количеством собираемого урожая
4) предоставление самостоятельности поместьям

6. Вассалитет – это …
1) название земельного надела
2) система иерархических отношений между феодалами
3) система подчинения глав государств Папе Римскому
4) город в Северной Франции

7. Преобладающей формой правления на протяжении всей истории цивилизации Месопотамии была:

1) деспотия;

2) военная демократия;

3) диктатура жреческой прослойки;

4) олигархия.

8. Царские люди в Древнеегипетском государстве это:

а) все трудящееся население страны, обязанное работать в царских, храмовых или частных хозяйствах;

б) земледельцы и ремесленники, работающие в царских хозяйствах; в) приближенные фараона;

г) чиновничий бюрократический аппарат управления.

 

9. Исток исламской цивилизации
1) первичные цивилизации Ближнего Востока
2) кочевые племена Аравийского полуострова
3) первичные цивилизации Персии

10. Развитие общественных отношений в Древней Индии привело к появлению каст (варн), т.е. нескольких социальных групп, среди которых высшее положение занимали:

1) шудры;

2) брахманы;

3) кшатрии;

4) вайшья.

11. Два великих китайских мыслителя Конфуций и его старший современник Лао-Дзы жили:

1) в VIII в. до н.э.;

2) в VII в. до н.э.;

3) в VI-V в. до н.э.;

4) IV-III в. до н.э.

 

12. Классический период в истории Древней Грейии приходится на:

1) V-VI вв. до н.э.;

2) III-II вв. до н.э.;

3) II-I вв. до н.э.;

4) I в. дон.э.- I в. н.э.

 

13. В каком году произошел раскол единой христианской церкви на католическую и православную (схизма):

1) 1054 г.;

2) 1193 г.;

3) 1278 г.;

4) 1324 г.

14. Один из способов освобождения души от перерождений в индийской религии
нирвана

йога
карма

15. Основная характеристика XIX века
эпоха революционных потрясений
«галантный век»
«золотой» век просвещения

16. Возникновение национальных государств – Англии, Франции, Германии произошло в … веке.
VI
IX
X
XI

17. Кастовый строй получил классическое воплощение в …
Китае
Индии
Вавилоне
Ассирии

18. Один из способов освобождения души от перерождений в индийской религии
нирвана
йога
карма

19. Основная характеристика XIX века
эпоха революционных потрясений

«галантный век»
«золотой» век просвещения

20. Ислам зародился в Аравии:

1) в IX в.;

2) в VIII в.;

3) в VIIв.;

4) в VI в.

 

21. Эпоха Итальянского Ренессанса приходится на:

1) XIII-XIV вв.;

2) XIV-XVI вв.;

3) XVI-XVII вв.;

4) XVIII в.

22. Первая мировая война длилась:

1) с 1913 г. по 1917 г.;

2) с 1913 г. по 1916 г.;

3) с 1914 г. по 1917 г.;

4) с 1914 г. по 1918 г.

 

23.Особенность развития капитализма в Германии
благоприятные условия для развития промышленности

недоступность для буржуазии политической власти
отсутствие научно-технического прогресса

24. Массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI – начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией
Экуменизм
Реформация
Возрождение
Православие

25. Основа индустриальной цивилизации
технический прогресс
усвоение опыта предшествующих поколений
замена орудий труда

 

Ответы на вопросы теста

Вариант 2.

1. В 6. Г 11. А 16. В 21. В
2. А, Г 7. А 12. В 17. А 22. В
3. Г 8. В 13. В 18. А 23. Г
4. Б 9. Б 14. В 19. Г 24. А
5. Б, Г, Д 10. В 15. Б 20. В 25. Г

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 3353; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!