Тема любви в русской философии



МИНОБРНАУКИ

_________________________________________

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)»

_________________________________________________________

 

Кафедра философии

 

 

Бакалавр кафедры экономики и менеджмента

Дмитриева Полина Константиновна

Специальность: 38.03.02

 

Философия любви

Реферат по философии

 

 

Научный руководитель ____________________________________

                                         (личная подпись)         (расшифровка)

 

Санкт-Петербург

2018

 

Содержание

Введение

1. Философия любви

1.1. Любовь в античной философии

1.2. Тема любви в русской философии

1.3. Философский смысл любви

1.4. Псевдолюбовь и ее формы

2. Любовь в литературе

2.1. Любовь в античной литературе

2.2. Любовь зарубежной и русской литературе

Заключение

Затекстованные ссылки

Список использованной литературы

 

Изначальней всего остального — любовь,
В песни юности первое слово — любовь.
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа — любовь!

Омар Хайям

 

Что такое любовь? На мой взгляд, любовь – это самое невероятное чувство, которое человек может испытывать по отношению к другому человеку. Это влечение, стремление быть рядом с объектом своих чувств. В основе любви лежит уважение, взаимопонимание, верность, искренность, ласка и забота.

На земле всем правит любовь. Это чувство способно открывать в человеке такие качества, о которых он даже и не подозревал. Она окрыляет, вдохновляет, призывает к самосовершенствованию и благородным поступкам. Мир вокруг влюбленного человека преображается, насыщается новыми красками. Любящий видит в любимом то, чего не видят все остальные. Он знает и понимает каждый жест, каждое выражение лица, каждый взгляд.

К сожалению, любовь не всегда приносит только счастье. Существует невзаимная любовь, которая может причинить боль. Как бы мы сильно не любили человека, мы не можем заставить испытывать к нам такие же чувства. В таком случае приходится смириться с безысходностью ситуации, постараться забыть человека. Однако не всем это под силу. Безответная любовь приносит много страданий, но жизнь не идеальна, и если вы преодолеете это испытание и не очерствеете душой и сердцем, у вас останется возможность найти настоящее счастье.

Считается, что о любви можно рассуждать часами. Недаром этому занятию с легкостью отдавали немалую часть своего времени известнейшие философы, писатели и поэты. Первые пытались понять, что есть любовь, зачем она человеку, может быть, легче существовать и вовсе без этого таинственного чувства? Другими словами, философы не хотели примиряться с тем, что по каким-то неизвестным им причинам, непонятно откуда, вдруг, между двумя людьми (рассматриваем любовь между мужчиной и женщиной) может возникнуть крепкая «неземная» связь. Пока не найдется грамотное объяснение этому факту, ни один философ не сможет спать спокойно!

В свою очередь, я решила поинтересоваться у своих родителей, что же для них значит любовь. Мне было интересно послушать их мнение, на основе которого я сделала некоторые выводы.

Целью данной работы является наиболее широко рассмотреть феномен человеческой любви. В связи с этим следует выделить ряд задач:

-Выяснить какими были объяснения любви в античной философии;

-Узнать, как рассматривалась любовь в русской философии     

-Понять философский смысл любви

-Разобраться в формах псевдолюбви

-Посмотреть, как раскрывалась любовь в различных литературных произведениях

 

Любовь в античной философии

Была ли любовь в античности? Многие философы считают, что во время античности любви не было, а был только эпос – просто физическое влечение к противоположному полу. Вряд ли это является правдой. Ведь любовь появляется еще в самых древних мифах древней Греции, а примерно двадцать пять веков назад появились даже теории духовной любви Сократа и Платона. А как же боги любви, такие как Афродита, Эрот и многие другие? Если были боги и были попытки объяснения природы любви, значит, я смело могу заявить, что любовь в античное время существовала. Однако античных философов мило интересовал вопрос любви. Она не представляла для них никакой тайны. Она просто есть. Как космос, как боги, как животные, птицы и многое другое, что наполняет наш мир. Свои представления о любви философы античности чаще всего выражали с помощью мифологических образов.

У древних греков любовь выражается разными словами: «филия», «эрос», «агапэ», «людус». Определенно в этом есть свое преимущество. Возможно, у греков было меньше оснований для недоразумений, чем у нас сегодня. Ведь в Древней Греции каждый вид любви имел свое определенное значение. И если шел разговор о любви, каждый понимал, о чем говорит его собеседник. А у нас, если говоришь о любви, то может выясниться, что один имел в виду любовь к близкому человеку, а другой, например, – эротику.

Давайте разберемся в понятиях любви древних греков.

«Филия» означает любовь-приязнь, любовь-дружбу, любовь-симпатию. Это и любовь к родителям, к детям, и любовь к родине, и любовь к товарищам (дружба), и эротическая любовь (эрос – лишь один из видов филии), и любовь к познанию, и прочее. По сравнению с эросом филия – более "мягкое" влечение.

 «Эрос» у древних греков – страстная любовь-увлечение, стремление к полному физическому обладанию любимым. Такая любовь может толкать людей на совершение безумных поступков. Однако страстная любовь безумна и, как правило, непродолжительна.

«Агапэ» - это еще более мягкая, чем «филия» любовь. В ее основе снисходящее, жертвенное отношение к ближнему. Такую любовь восхваляло христианство. У христиан были в обычае «агапэ» - братские трапезы.

«Людус» - представляет собой любовь-игру, ориентированную на получение удовольствия. Чувства в такой любви довольно поверхностны и даже допускается измена с обеих сторон.

В древнегреческой мысли почти не присутствовали попытки понять, что же такое любовь. Исключением является миф о андрогинах, который рассказывает один из персонажей диалога Платона «Пир». А также объяснение природы любви Сократом, представленное в том же диалоге «Пир».

В мифе рассказывается, что давным-давно люди выглядели совершенно иначе. У них было четыре ноги, четыре руки, две головы, два лица, смотрящих в разные стороны, срамных частей тоже было две. Назывались они «андрогинами». Эти люди обладали большой силой и мощью и однажды, они решили использовать свои способности, чтобы свергнуть богов и самим править миром. Узнав про это, боги разгневались, и Зевс придумал способ наказания непокорных людей. Он разделил каждое существо пополам и разбросал эти «половинки» по всему миру. Так появились современные люди – двуногие, двурукие, с одним лицом на единственной голове. Каждая половина устремлялась к другой, они пытались соединиться обратно. К сожалению, ничего не выходило, и половинки постепенно умирали. Зевс сжалился над ними и решил переставить срамные места вперед, чтобы люди могли продолжить свой род.

С тех пор одинокие половинки ищут друг друга. Однако сделать это не так-то просто, поэтому многие находят утешение во временном соединении не со своей половинкой, а просто с половинкой подходящего пола. Например, если мужчина раньше был частью разнополого андрогина, то его влечет к женщине, соответственно женщину, отделенную от мужской половины – к мужчине. Когда же двоим, удается найти свою вторую половинку, при слиянии с которой снова возникает гармоничное существование, их охватывает невероятное чувство, называемое любовью.

Еще одно объяснение природы любви, озвученное Сократом в том же диалоге Платона «Пир», звучит примерно так. Люди вовсе не стремятся к целостности, а лишь хотят достичь бессмертия. Он говорит, что есть люди беременные телом и беременные духовно. Когда встречаются два духовно развитых человека, то происходит зачатие духовного детища. «Всегда помня о своем друге, где бы тот ни был – далеко или близко, он сообща с ним растит свое детище, благодаря чему они гораздо ближе друг другу, чем мать и отец, и дружба между ними прочнее, потому что связывающие их дети прекраснее и бессмертнее. Да и каждый, пожалуй, предпочтет иметь таких детей, а не обычных…»(1). Дети души это различные произведения искусства, литературы, архитектуры и тому подобное. Люди, которые рождают детей духовных, становятся бессмертными, их всегда помнят, и их имена переходят из века в век, из столетия в столетие. Таково ещё одно объяснение любви в античной философии.

Помимо Сократа и Платона тему любви в Древней Греции также затронул и Аристотель. В своем труде «Этика к Никомаху» он поднимает тему любви и дружбы, то есть он говорит о той любви, которую в Древней Греции называли «филией». Аристотель считает, что в душе присутствуют три вещи – устои, страсть и способности. Мне стало интересно, что имеет виду Аристотель под понятием «страсть». «Страстями, или переживания, я называю влечение, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, ненависть, жалость, а также любовь – вообще все, чему сопутствуют удовольствия или страдания»(2). Следовательно, можно сделать вывод, что любовь приносит либо удовольствие, либо страдание. Однако эти два чувства не могут возникнуть одновременно, ведь они являются полной противоположностью друг друга.

В свою очередь, меня заинтересовала еще одна сторона любви. Это однополая любовь. Привлекло мое внимание именно то, что в понимании Платона, любовь женщины к женщине порочна и низка, а любовь мужчины к мужчине считается мужественной и считается высшей формой любви. В диалоге Платона «Пир» говорится о существовании двух Эротов. Пошлый, он подчиняется Афродите пошлой и Эрот небесный, который подчиняется старшей сестре – Афродите небесной. Платон говорит: «Так вот, Эрот Афродиты пошлой поистине пошл и способен на что угодно; это как раз та любовь, которой любят люди ничтожные. А такие люди любят, женщин не меньше, чем юношей… Эрот же Афродиты небесной, которая, причастна только к мужскому началу, но никак не к женскому, – недаром это любовь к юношам, всегда возвышена и чиста»(3).

Любовь в Древней Греции высоко ценится. В том же диалоге Платона «Пир» идет прославление любви. А также говорится о ее положительном нравственном содержании. «Ведь тому, чем надлежит руководствоваться людям, желающим прожить свою жизнь безупречно, никакая родня, никакие почести, никакое богатство, да и вообще ничто на свете не научит их лучше, чем любовь»(4).

 

 

Тема любви в русской философии

Тема любви всегда была очень близка русской философии, немалоневероятных и интересных посвящено ей в произведениях B.C. Соловьева, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, С. Л. Франка. Русские мыслители и философы считали любовь особым явлением, в котором выражается богочеловеческая сущность личности. С помощью любви  человек максимально приближается к Богу, ведь любовь есть сфера загадки и чуда, выходящая за пределы природных и космических стихий. Любовь – важнейшая составляющая человеческого духа. Начиная с половых особенностей и отношений в браке, то есть только в физиологических началах любви русские философы находят трансцендентные начала, определяющие одну из главных идей философии: сущность человека – величайшая тайна Вселенной.

Пол для В.В. Розанова, в первую очередь, - это жизнь; половые различия и сама жизнь в его интерпретации тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Характерно, что философ видел пол не функцией и не органом, а каким-то личностными состоянием. Он даже высказывал мысль, что пол – второе лицо человека, ноуменальное лицо, то есть скрытое, но от этого еще более существенное. Более того, он брал на себя смелость утверждать, что пол «и есть наша душа». В концепции В.В. Розанова так же наблюдается взаимосвязь между полом и человеком. Чувство влюбленности он рассматривал не иначе как власть пола над человеком: «я объят его (ее) полом», я «попал в сферу притяжения его пола», это притяжение невозможно преодолеть, и отсюда берет начало «неодолимость любви».

Рассуждения Василия Васильевича о поле никогда не останавливались на проблеме сексуального наслаждения, а всегда шли к семье и деторождению. В поле мыслитель видел сакральное начало, через семейно-половые отношения человек может стать угоден Богу, выполняя его завет – «плодитесь». Исследователи полагают, что таким образом философ преподал тему пола не через эрос, как это было характерно для эпохи серебряного века, а через семью, чадорождение, чадолюбие и православный брак.

Если обратиться к философии Н.А. Бердяева, то в его миросозерцании наблюдается тесная взаимосвязь между категориями «пол» и «любовь». С точки зрения философа, смысл любви выявляется через категории пола и андрогина (существа, гармонично соединяющего в себе мужское и женское начало). Он видел в любви тот путь, через который каждый в себе сможет открыть человека-андрогина. Любовь приобщает к космической мировой иерархии и соединяет в андрогиническом образе. Метафизический смысл любви заключается в достижении целостности личности для вечной жизни. Любовь для Бердяева во всех смыслах не является сексуальным актом, а наоборот, даже противоположна ему. Ю.Ю. Черный в своем исследовании характеризует любовь Н.А. Бердяева как источник творчества, так как сама любовь и есть творчество, «творческое дерзновение», создающее «иную жизнь».

Право любви абсолютно и, безусловно. И нет такой жертвы, которая не была бы оправдана во имя любви. В любви нет произвола личности, нет личного безудержного желания. В любви воля более высокая, чем человеческая. Именно божественная воля соединяет людей, предназначает их друг другу. Поэтому любовь всегда космична, всегда нужна для мировой гармонии, для божественных предназначений. Поэтому не может быть, не должно быть неразделенной любви, ибо любовь выше человека. Неразделенная любовь — грех против мировой гармонии, против начертанного в мировом порядке андрогинического образа. И вся трагедия любви — в мучительном искании этого образа, космической гармонии.

В любви человек действительно может «выскочить из собственной кожи», прорвать скорлупу своего эгоизма, своего абсолютного, ни с чем несравнимого значения. В любви «Ты» — не просто мое достояние, разъясняет Франк, не просто реальность, находящаяся в моем владении и существенная лишь в пределах моего самобытия. «Я» не вбираю «Ты» в себя. Напротив, сам «переношусь» в него, оно становится моим только в том смысле, что я сознаю себя принадлежащим ему. Здесь впервые открывается возможность познания изнутри, познания другого в его инаковости и единственности через сопереживание. Это познание есть тем самым и признание. Лишь на этом пути, через любовь «Ты» становится для меня вторым «Я». В любви Ты открывается как личность, нам становится доступным откровение святыни личности, которую мы не можем не любить благоговейно даже в самом преступном, извращенном человеке.

Не существует совершенной, «чистой» любви, потому что да до конца не снимается момент чуждости Ты. Капля горького разочарования содержится в самом интимном и счастливом отношении «Я» — «Ты». Всегда остается непреодоленным некоторый осадок не­сказанного, невыразимого, лишь самому себе молчаливо открывающегося одиночества. Мое внутреннее одиночество — это мое своеобразие, это моя субъективность, от которой нельзя избавиться никаким трансцендированием, никакой сверхсильной любовью. В этом смысле и самая интимная любовь не имеет права даже пытаться проникнуть в это одиночество, вторгнуться в него и преодолеть его через его уничтожение: ведь это значило бы разрушить само внутреннее бытие любимого. Любовь должна быть — Франк приводит слова Р.М. Рильке — нежным бережением одиночества любимого человека.

Суть любви заключается в религиозном восприятии конкретного живого существа, видя в нем некое божественное начало. Разная истинная любовь есть, с точки зрения Франка, религиозное чувство, и именно это чувство христианство признает основой религии в целом. Все остальные виды любви, такие как эротическая, родственная - сутью которых является лишь зачаточные формы истинной любви, другим языком -«цветок на стебле любви, а не ее корень.» Любовь как религиозное чувство в своей основе не является просто любовь к Богу. Любовь к Богу, купленная ценой ослабления или потери любви к живому человеку, вовсе не настоящая любовь. Любовь, наоборот, постепенно учит любящего воспринимать абсолютную ценность самой личности любимого. Через внешний, телесный и душевный облик любимого , по Франку, проникаем к тому глубинному его существу, и к воплощению божественного начала в человеке. Иллюзорное обоготворение эмпирически-человеческого преобразуется в любовное отношение к индивидуальному образу Божию, богочеловеческому началу, которое есть в любом, самом несовершенном и порочном человеке.

Такая любовь объемлет не только всех, но и все во всех, она объемлет полноту многообразия людей, народов, культур, исповеданий и в каждом из них - всю полноту их конкретного содержания. "Любовь, - говорил Франк, - есть радостное приятие и благословение всего живого и сущего, та открытость души, которая открывает свои объятия всякому проявлению бытия как такового, ощущает его божественный смысл".

В. Соловьев, обращаясь к вопросу любви, признавал второстепенное отношение к ней полового акта, так как последний «бывает без любви, и любовь бывает без него». Не только половой акт, но и всякое «внешнее соединение, житейское и в особенности физиологическое», необходимо для любви не как «ее непременное условие и самостоятельная цель», а в качестве ее окончательной реализации. В случае же когда «эта реализация становится как цель, сама по себе прежде идеального дела любви», то это приводит к гибели любви. Таким образом, выходит, что если в любви нельзя отказаться от полового акта полностью, то следует свести его присутствие до минимума.

 

Философский смысл любви

О философском смысле любви свидетельствуют многие прецеденты, например то, что именно любовь представляет человека как личность и, более того, считается причиной более осмысленного человеческого формирования. При этом сами по себе возникают трудности в философском осознании любви из-за того, что она всегда как бы «случается» неожиданно, «любовь подобна лихорадке, она родится и гаснет без малейшего участия воли»

Не секрет, что любовь у людей возникает неожиданно и абсолютно ко всему, что вообще может тронуть сердце и разум человека. При этом каждый человек обладает особой способностью любить по-своему, индивидуально. Ведь каждое любовное чувство, каждое любовное отношение хоть и похожи основой, но все-таки они проявляются абсолютно по-другому в повседневной жизни и являются совершенно непростыми по своему содержанию. Любовные проявления различаются по объекту и по своему содержанию в целом: любовь к родителям, детям, близким, животным, друзьям, Богу, половая любовь. Каждый из этих видов любви обладает своими неповторимыми характеристиками и определенным значением.

Любовь воспринимается людьми как божественный дар и даже своего рода поощрение. Человек не может любить по чьей-то указке, по принуждению. Она, как гром среди ясного неба, приходит неожиданно, именно тогда, когда ее совсем не ждешь. Все это действительно так, однако я считаю, что у настоящей любви есть свои природные законы, т. е. она возникает чаще всего только тогда, когда у людей появляется потребность в нежных любовных чувствах, в создании семьи и выполнения главной своей функции – продолжение рода.

Философский смысл любви кроется не в статике устроения личной жизни, а в динамике ее движения, постоянном человеческом самотворчестве. Это очень важно: ведь нельзя научиться соответствующе жить, не научившись страстно любить. Любовь – это не просто возвышенное чувство или великолепная эмоция, - это мера и степень нравственной чистоты человека, которая способна наполнить всю его жизнедеятельность великим смыслом человеческого бытия. Чистая любовь свидетельствует о духовной развитости человека. Не зря же говорят, что «любовь правит миром». Любовь во всех случаях выступает самым действенным способом преодоления одиночества, т. к. она всегда соединяет людей.

Философское толкование любви всегда многогранное и представляет собой огромное поле пересечения научных знаний, полученных физиологией и психологией, а также осмысление социального и индивидуально-биологического, исключительно интимного и одновременно открытого чувства. То есть философская мысль рассматривает любовь как действительный факт естественной природы (дар Божий), существующий независимо от человека. Любовь всегда представляет собой отражение духовного состояние исторической эпохи или нравственного состояния общества. Любовные чувства всегда остро и тревожно переживаются личностью, так как не бывает вообще чувств без заметных внешних проявлений и выражений. А любовь – это глубоко индивидуальное ощущение изъявление внутреннего тепла особо тонких душевных, романтических чувств. Любовь возбуждает и возвышает ощущение полноты человеческого образа жизни.

Любовь раскрывает действительно огромный духовно-нравственный, гуманистический потенциал человека. Она придает ему дополнительные силы жить красиво, с удовольствием и быть стимулом для жизни других. Стремление видеть в людях все лучшее: доброе, умное, красивое развивает и усугубляет в людях любовь. Сила любви состоит в пробуждении внутренней, спрятанной внутри энергии человека. Любовь сильнее всего на свете. Она сильнее уз крови, иногдаодолевает даже сам инстинкт сохранения жизни. Сила чистой любви благотворно сказывается на судьбе каждого человека и всего человечества в целом. Без любви человечество было бы обделенным, более того – нищим душевно.

Г. Гегель размышляет об идее «слияния» душ, когда душа любящего живет и растворяется в душе любимого и при этом обретает самого себя. Здесь, может быть, спрятана сущность основы любви. Действительно, в состоянии истинной душевной сплоченности есть что-тозагадочное, даже фантастическое. Философия открывает данную сферу бытия и строго рационально обрисовывает. Ее качественной стороной является осмысление не самого факта, а познание или представление о нем. Именно поэтому любовь в философиирассматривается как феномен иррационального знания, исследуется ее роль в реализации творческой активности субъекта, а также ее ценностная значимость.

Псевдолюбовь и ее формы

Встретить настоящую, искреннюю любовь – это чудо. Правда, встретить это чудо довольно редкое явление. Эрих Фромм рассматривает в своей книге «Искусство любить» несколько форм проявления так называемой псевдолюбви.

Большинство людей считают, что любовь – это порождение сексуального наслаждения и если двое научатся максимально удовлетворять друг друга, они познают чувство любви. Это ошибочное представление. Фромм полагал, что истина совершенно противоположна этому предположению. Любовь не является следствием сексуального удовольствия. «Любовь как взаимное сексуальное удовлетворение или убежище от одиночества — это нормальные формы псевдолюбви в современном западном обществе, социальные модели патологии любви».

Вторая форма любви, которая очень часто признается как «огромная» любовь, это любовь-поклонение. В современном мире этот вид псевдолюбви очень распространен. Человек отодвигает собственное «я» на второй план. Он отчужден от своих собственных чувств, сил и идей, и проецирует их на своего любимого человека, которого он возвышает и боготворит. В печальном исходе, это может способствовать тому, что человек потеряет себя.

Еще одна форма псевдолюбви может быть названа «сентиментальной» любовью. Ее суть в том, что любовные чувства переживаются только в фантазиях, в мыслях, а не в реальном времени, в реальных отношениях с реальным человеком. Наиболее популярный тип этой формы – суррогатное чувство любовного удовлетворения, которое испытывает любитель романов и экранных душещипательных любовных историй. Для многих пар просмотр таких сюжетов по телеэкрану является единственным способом почувствовать любовь, но не друг другу, а в качестве зрителей любви других людей.

Очень распространенная форма псевдолюбви — это возложение своих проблем на детей. Когда человек понимает, что не в состоянии найти смысл собственной жизни, он старается обрести его в сыне или дочери. Однако таким образом можно вовлечь в беду, как самого себя, так и своего ребенка. Не найдя смысла для себя, можно также неправильно воспитать ребенка. Часто дети являются прикрытием при попытке расторжения несчастливого брака. Главный аргумент родителей: мы не можем разойтись, чтобы не лишать ребенка полной семьи. Но на самом деле атмосфера напряженности и безрадостности в подобной семье более губительна для ребенка, чем открытое разделение семьи.

Эрих Фромм в своем труде «Искусство любить» выделяет так же несколько видов любви. «Любовь это не обязательно теплые отношения к определенному человеку; это особая ориентация характера, которая формирует отношение человека ко всему, что есть в мире, а не только к одному объекту своей любви». Он выявляет особенности каждого вида, тем самым показывая, что в них прослеживается одна и та же «ориентация характера человека»; то есть, если я могу любить какого-то человека, то это проявление моей способности любить вообще – людей, животных, родину и т.д.

В свою очередь, Эрих Фромм в своем труде «Искусство любить» выделяет так же несколько видов любви. «Любовь это не обязательно теплые отношения к определенному человеку; это особая ориентация характера, которая формирует отношение человека ко всему, что есть в мире, а не только к одному объекту своей любви». Он выявляет особенности каждого вида, тем самым показывая, что в них прослеживается одна и та же «ориентация характера человека»; то есть, если я могу любить какого-то человека, то это проявление моей способности любить вообще – людей, животных, родину и т.д.

Начнем с «родительской любви». Она предполагает некое распределение ролей. Ребенок любит родителей совершенно по-другому, нежели они его. С детства и до лет 8-10 проблема ребенка состоит в том, чтобы быть любимым, а не проявление чувств самому. Только позже начинает появляться стремление отблагодарить родителей, дать им что-то взамен, т.е. на первое место переходит задача любить родителей, а не просто быть любимым ими. Также разделение ролей существует и между самими родителями, правда оно не всегда существенно проявляется. Материнской любви присуща безусловность, независимость от того, как относится к ней ребенок. Отцовская любовь, наоборот, отличается наличием «условий», большей требовательностью. Отцовскую любовь нужно «заслужить». В особенности это относится к  мальчиков. Сочетание безусловной материнской и обусловленной отцовской любви создает благоприятные гармоничные условия для развития ребенка.

Еще один вид любви – «братская любовь». Фромм считает, что эта любовь составляет основу для других видов любви. Она распространяется на всех близких людей человека, который испытывает это чувство. Как отмечает Фромм: «Любовь начинает проявляться, только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях».

«Эротическая любовь» в отличие от родительской и братской, она направлена на конкретного человека и желает неразрывного слияния с ним; такую форму любви Фромм считает самой поддельной. Ее довольно легко спутать с «влюбленностью», несформировавшейся формой эротической любви. Влюбленность – это эмоционально окрашенное чувство, направленное на определенного человека; эйфория, которая возникает при исчезновении границ между людьми: тот, кто был чужд и закрыт, неожиданно становится доступным и близким. Влюбленность исчезает, когда пропадает чувство необычности, открытия человека. От того, насколько сформировавшимися является у двоих чувство любви, зависит обоснованность эротической любви.

«Любовь к Богу» для современного человека западного мира представляет то же самое, что и вера в Бога. Фромм полагает, что в настоящее время Бог предстает перед большинством людей как символ, в котором проявляется духовность мира, все высокое, к чему стремится человек. Бог есть отражение добра, справедливости, истины и любви, соответственно понятны проявление у людей аналогичных чувств к нему.

Ну и последний вид любви – это «любовь к себе». Такая любовь отрицалась в литературе до недавнего времени. Считалось, что любить себя – это грех, а любить других – достоинство. В библии написано «Возлюби ближнего своего как самого себя». В этом наказе явно прослеживается связь между любовью к другим и любви к себе. В таком случае возникает вопрос: может ли человек, не способный любить себя, любить других? Эрих Фромм заметил: «Любовь к другим людям и любовь к себе не оставляют альтернативы; напротив, установка на любовь к себе будет обнаружена у всех, кто способен любить других». Из этого делаем вывод, что любить себя нужно. Однако существует такая форма любви к себе, как эгоизм. Эгоизм – это всего лишь незрелая форма любви. В отличие от любви к себе, эгоизм представляет собой исключительную любовь только к самому себе, пренебрегая отношениями к окружающим людям.

 

 

Любовь в литературе

Любовь в античной литературе

Любовь – это прекраснейшее из чувств, высокое и чистое, которое люди испытывали еще в античности. Этой теме всегда уделялось особое внимание и ее всегда выдвигали на первое место. Она была и будет актуальная всегда.

Античная литература напрямую связана с мифами. Миф – древнейшее сказание, не являющееся правдой, о богах, героях и о происхождении мира.

В Древней Греции существовал бог любви – Эрос. Чаще всего Эроса изображают в виде мальчика с крыльями, как купидона, или юноши с луком и стрелами, при этом стрелы у него двух видов: золотые, оперённые голубиными перьями, и свинцовые с совиными перьями. Первые пробуждают любовь, а вторые–вызывают безразличие.

Существует легенда, что Эрос и сам влюбился. Эрос был помощником своей матери Афродиты в ее божественных делах. Легенда гласит, что Афродита позавидовала красоте девушки Психеи и приказала сыну убить ее. Однако тот влюбился в девушку, и она стала его женой, хотя ни разу не смогла его увидеть (он прилетал к ней в темноте). Сестры Психеи подговорили убить ее своего мужа. Девушка поднесла лампу и увидела прекрасного юношу. Эрос проснулся от того, что на него попали несколько капель раскаленного масла. Увидев любимую с ножом, он улетел от нее. Афродита залечила его раны, а девушку отправила в Нижний мир за шкатулкой Персефоны. Психея добыла шкатулку и открыла ее в надежде вернуть себе эроса, но вместо этого погрузилась в сон, подобный смерти.

Эрос, залечивший свои раны, затосковал по своей возлюбленной и начал искать ее повсюду. Найдя Психею, он уколол ее своей золотой стрелой и тут же полетел к Зевсу, чтобы просить о помощи в разрешении конфликта с разбушевавшейся Афродитой. В конце концов,Афродиту смогли утихомирить, а Зевс превратил Психею в богиню, подарив ей бессмертие.

Вот почему Душа (Психея) и Любовь (Эрос) неразлучны и бессмертны. Именно поэтому люди влюбляются, не расстаются и соединяются воедино.

Помимо известного нам Эроса в Древней Греции был еще один бог любви – Гименей. Он вел беззаботную и полную удовольствий жизнь. Гименей был невероятно красив и благодаря своей красоте получал все, что его душе было угодно. Однажды он влюбился в одну девушку, чье имя, к сожалению, не раскрывается, – но любовь была безответна. Он проявлял ей знаки внимания, ухаживал, однако все безрезультатно. Его возлюбленную и еще нескольких девушек похитили пираты. Гименей оказался тоже похищенным. Из-за его красоты пираты приняли его за женщину.

Гименей убил пиратов, спас девушек и уговорил свою возлюбленную выйти за него замуж. Их брак был настолько креп и благополучен, что их пару стали считать идеалом, к которому стремились все пары в Греции. Имя этого бога стали упоминать в свадебных песнях.

Мифы Древней Греции о любви – это еще одно доказательство существования этого чувства в античное время.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1450; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!