Проблемы научной рациональности. Исторические типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая.



Научные традиции и научные революции.

Проблемы традиций как основного фактора развития наукивпервые были рассмотрены в трудах Т. Куна. Под традицией (от лат. - передача) понимается передача от поколения к поколению и элементов социального и культурного опыта социальных групп и общностей. Традиция – это выражение всего относительно устойчивого в общественной жизни и культуре. Она включает в себя как содержание различных сфер общества, так и механизм их преемственного развития, форму закрепления и сохранения социокультурного опыта.

Традиции живут, постоянно обновляясь. Однако, несмотря на их способность адаптироваться к инновациям, обретая, тем самым вторую жизнь, существует вариант, когда традиции могут подавлять инновации, задерживая процесс развития. Неодолимость нового обусловлена неспособностью старого обеспечить потребности развития общественной системы. Однако возникновение нового всегда сопряжено с ломкой барьеров, выстроенных традициями. Сказанное в полной мере относится и к развитию науки.

Традиционная наука, как известно, работает «под крышей» определенной, уже устоявшейся парадигмы. Каким же образом новое утверждает себя в этих условиях? Т.Кун, в частности, отмечает, что, действуя по правилам господствующей парадигмы, ученый случайно и побочным образом наталкивается на такие факты и явления, которые необъяснимы в рамках этой парадигмы. В связи с этим возникает необходимость изменить правила научного исследования и объяснения. Под напором новых фактов, которые не укладывались в рамки старого понимания, произошло изменение существующей парадигмы, т.е. фактически произошла научная революция.

Научные революцииэто те этапы развития науки, на которых происходит смена исследовательских стратегий, за­даваемых ее основаниямиидеалами и мето­дами исследования,сложившейся научной карти­ной мира, философскими идеями и принципами, обосновываю­щими цели, методы, нормы и иде­алы научного исследования.

В истории науки можно выделить четыре научные революции. Первой была революция XVII в., ознаменовавшая собой становлениеклассической науки. Ее идеалом было получение абсолютно истинных знаний о при­роде. При этом метод познания сводился, по сути, к поиску жестких и однозначных причин, детерминирующих наблюдаемые явле­ния, в связи с чем науч­ная картина мира носила механистический характер. Философские основания классическая наука на­ходила в идеях и принципах материализма, рассматривавшего познание как отражение в разуме по­знающего субъекта свойств объек­тов, существующих вне и независимо от субъекта.

Вторая научная революция произошла в кон­це XVIII – первой половине XIX вв. и ее ре­зультатом был переход от классической науки, ориентированной в основ­ном на изучение механических и фи­зических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Эта революция была вызвана появлением принципи­ально новых, не имеющих места в классической науке, объектов исследования, что и повлекло изменения норм, идеалов, методов научного исследования. Рождение биологии, химии, геоло­гии и др. наук, вносящих в картину мира идею развития, способствовало тому, что механистическая картина мира перестает быть об­щенаучной и общемировоз­зренческой. Специфика объектов, изучаемых в этих науках, не могла быть выражена с помощью методов ис­следова­ния классической науки, поэтому нужны были новые идеалы объяс­нения, учитывающие идею развития. Центральными в философии в этот период становятся вопросы дифференциации и интеграции научного знания, полученного в разных дисципли­нах, соотноше­ния различных методов научного исследования, класси­фикация наук и поиск критериев научности знания.

Третья научная революция охватывает период с конца XIX в. до се­редины XX в. Революционные преобразования про­изош­ли сразу во многих науках: в физике были разработаны ре­лятивистская и квантовая теории, в биологии – генетика, в химии – квантовая химия и т.д. Возникают новые от­расли научного знания – кибернетика, теория систем и др. В результате сформировалось новая, неклассическая наука, основания которой ради­кально отличались от оснований классической науки.

Идеалы и нормы неклассической науки базировались на отрицании разумно-логического содержания онтологии, способности разума строить единственно верную идеаль­ную модель реальности, позволяющую получать един­ственно истинную теорию. Допускалась возможность при­знавать истинность сразу нескольких теорий. Изменяется и идеал объяснения и описания. Если вклас­сической науке объяснению приписывалась спо­собность давать характеристику объекта, как он существует «сам по себе», то в неклассической науке в качестве необхо­димого условия объективности объяснения и описания выдвигалось тре­бование учитывать и фиксировать факт взаимодействия объекта с приборами, с помощью которых он исследовал­ся. Наука признала, что мыш­лению объект не дан в его «природно-девственном», первозданном состоянии: оно изучает не объект, как он есть «сам по себе», а как он является в наблюдении его взаимодействия с прибором.

Четвертая научная революция началась в последней тре­ти XX вв. и сопровождалась появлением пост­неклассической науки. Объектами исследования на этом этапе разви­тия науки становятся сложные сис­темные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией (с такими объектами имела дело и неклассическая наука), но и саморазвитием. Научное исследование таких систем тре­бует принципи­ально новых стратегий, которые частично разработаны в синергетике, о которой речь пойдет в четвертом во­просе данной лекции.Описание и объяснение ис­следуемого объекта не может быть ценно­стно-нейтральным.

По-новому строятся и философские основания постне­классической науки. Философия фиксирует зави­симость научного познания от социальности и состояния культу­ры, с ее ценностными и мировоззренческими ориентациями, а также признает историческую изменчивость онто­логических допущений, идеалов и норм по­знания.

Проблемы научной рациональности. Исторические типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая.

Рост проблемы научной рациональности был вызван тем, что сильно изменилась структура науки. Наука превратилась в производительную силу общества. В результате в центре внимания оказалась проблема цели и методов научного поиска, т.е. проблема научной рациональности. Ядро проблемы вокруг, которой ведутся споры, состоит в характеристике и природе истинного знания.

В современной философии существуют 2 основные линии осмысления проблемы рациональности: сциентизм и антисциентизм.В сциентизме (Конт) акцент делается на науке и поиске строгих средств систематизации знания. Рациональность отождествляется с научной рациональностью в ее классической форме. Сциентизм представлен позитивизмом, неопозитивизмом и постпозитивизмом.

В антисциентизме (Шеллинг, Шопенгауер, Ницше, Гуссерль, Хайдеггер, Ясперс, Камю) интерпретация проблемы рациональности связана с философией жизни, экзистенциализмом[1], философской антропологией. В рамках антисциентизма акцент делается на вненаучные способы постижения действительности, на спонтанность человеческого поведения и вторичность рассудка. Наука отодвигается на второй план, ставится в один ряд с другими формами духовной культуры. Крайний антисциентизм полностью отрицает ценность науки.

Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема.

Научные революции сопровождаются сменой типов научной рациональности. Тип научной рационально­сти – это состо­яние научной деятельности, представленной как отношение «субъект – средства исследо­вания – объект» и направлен­ной на получение объективной истины. На разных этапах разви­тия науки, наступающих после научных революций, доминировал свой тип научной рационально­сти. В философии науки выделяют три таких типа: классический, неклассичес­кий, по­стнеклассический..

Классический тип рациональности в качестве главного компонен­та указанного выше отношения выделяет объект. Поэтому основные усилия ученого направлены здесь на то, чтобы как можно полнее исключить из тео­ретического описания и объяснения объекта все, что относится к субъекту и средствам познания. Это считается необходимым условием по­лучения истинного знания об объекте. При таком типе научной рациональности не учитывается активность субъекта и влияние позна­вательных средств на процесс познания, не осоз­нается социокультурная обусловленность всех оснований науки.

Неклассический тип рациональности, в отличие от классического, характеризуется уже осознанием влияния по­знавательных средств на объект. При этом вни­мание исследователя акцентируется как на объекте, так и на познавательных средствах, а так как эти средства исполь­зуются субъектом, то начинает прини­маться во внимание и его активность. Однако в достаточной степени еще не осознается то, что цели науки, определяющие стратегии исследования, и спо­собы выделения объектов обусловлены мировоззренческими установками, доми­нирующими в культуре.

Постнеклассический тип рациональности характеризуется осознанием того, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу приме­нения особых исследователь­ских средств и процедур, но и в силу своих мировоззренческих установок, напрямую связанных с социальными ценностями и целями. В таком типе рациональ­ности эти ценности и цели признаются компонента­ми (явными или неявными) научного зна­ния об объекте, что с неизбежностью перестраивает весь категориальный аппарат как философии науки, так и самой науки. Это связано во-многом с тем, что постнеклассическая наука имеет дело с системами особой сложности, требующими принципиально новых познавательных стра­тегий. Строящаяся здесь картина мира основывается на идеях целостного эво­люционного развития природы и исторического развития человека. Все специальные картины мира, кото­рые формируются в раз­личных науках, уже не могут претендовать на адекват­ность и становятся лишь от­носительно самостоятель­ными фрагментами общенаучной картины мира.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1664; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!