Видит, как может любить Бога, Которого не видит?



21И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.

Глава 5.

1Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.

2Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.

3Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.

4Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.

5Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?

6Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.

7Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.

8И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.

9Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.

10Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.

11Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.

12Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.

13Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

14И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.

15А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили,- знаем и то, что получаем просимое от Него.

16Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.

17Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.

18Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.

19Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.

20Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да позна'ем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.

21Дети! храните себя от идолов. Аминь.

Все три текста взяты из одного источника и говорят об одном – любви. Лишь одно стоит уточнить, ибо заповеди Господни легки для того, кто всю жизнь прожил, искореняя греховные влечения и воспитывая себя в добре, находящемуся же в начале этого пути придется потратить много сил, чтобы дойти до этого состояния, о котором пишет апостол.… Об остальном излишне даже писать – все и так написано и лучше, чем написано апостолом – не напишешь, не передашь мысль…

Евангелие на бдении (от Иоанна): 1В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

2Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

3Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.

4Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

5И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

8Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

10Итак ученики опять возвратились к себе.

11А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!

17Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

18Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа, и что Он это сказал ей.

как сообщил после службы о.Николай, в сам день праздника позднюю литургию будет совершать Владыка Феогност.

Литургия.

Перед совершением литургии.

И вот, наступает сам праздник. Погода, несмотря на прохладу, не совсем характерную для мая, вполне ему под стать. Так как в сам день обещано архиерейское богослужение, то я выхожу пораньше. Вот, и храм. У верхних ворот уже стоит много машин. Верхние ворота уже открыты настежь. В самом храме пока почти пусто. В центре уже поставлен архиерейский амвон, а на амвоне обычном уже ставятся аналои с иконами для чтения входных молитв и расстилаются орлецы. Через какое-то время орлец стелится и на архиерейском амвоне. Проходит пара минут, и вот, начинается чтение часов. Именно в этот момент начинается трезвон к началу службы (жиденький, без басового колокола). На 6 часе диакон кадит весь храм, громко приветствуя народ по-пасхальному. Наконец, чтение часов завершается и воцаряется ожидание. Через пару минут в храме включается весь свет, однако ничего не происходит. Еще спустя минуту в притвор выходят иподиаконы с архиерейским жезлом и мантией, а также подсвечником, а также духовенство – о.Евгений Кузнецов с подносом с напрестольным Крестом, а также о.Николай Ларионов и о.Антоний Новицкий. Воцаряется ожидание.

Проходит еще несколько минут, прежде чем в центр храма выходят диаконы – о.Евгений Габов и о.Сергий (Пугач) с дикирием и трикирием, а также кадилом. Через минуту начинается трезвон, снова без басового колокола. Архиерей уже здесь. Проходит еще пара минут, прежде чем Владыка, благословляя собравшийся народ, поднимается по паперти и входит в храм. «Премудрость!» - Возглашает диакон о.Сергий, после чего, протодиакон традиционно, кадя, произносит: «Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». Архиерей в это время произносит слова, аналогичные словам отпуста литургии. Хор, уже традиционно, начинает петь: «От восток до запад солнца хвально имя Господне. буди имя Господне благословенно от ныне и до века.» Архиерей в это время берет с подноса напрестольный Крест, целуя его, а затем все духовенство в притворе лобызает Крест из его рук (знак верности правящему архиерею). А затем архиерей, благословляя народ, по пение пасхального задостойника[221] входит в храм и приложившись к иконам праздника, идет к амвону для чтения входных молитв, в которых духовенсто испрашивает благословения Божия на совершение литургии (во время служения священство обязательно причащается Святых Таин, но чтение входных молитв не избавляет священника от чтения последования ко Святому причащению – священническое последование даже длиннее предназначенного для мирян). Наконец, чтение заканчивается и все духовенство просит прощения у народа (ведь без примирения с ближними никто – даже священник, не имеет право причащаться Святых Таин, а для священнослужителя это значит – не имеет права совершения литургии), а архиерей при этом благословляет народ на три стороны под пение хора: «Тон дэспотин архиереаимон кириэфилатэ. Исполла эти дэспота (3 раза)», а затем направляется на архиерейский амвон для облачения, а духовенство, берет у него благословение (все они, за исключением о.Антония, уже облачились и лишь он идет в алтарь для облачения). И снова верхний хор поет песнь, исполняемую при восходе архиерея на архиерейский амвон, вообще-то, предназначенную для патриарших служб: «На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.». Архиерей же, тем временем, начинает облачение. Хор поет: «Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя и яко на жениха возложи ти венец и яко невесту украси ты красотою.». В это время диаконы, испросив благословение, начинают кадить, произнося традиционные при облачении слова, обозначающие надевание каждого элемента богослужебного облачения. Это не молитвы, а как бы пожелания облачающемуся: «Руце… сотвористе и создасте тя» (на надевание поручей) и т.д. Владыка, тем временем, облачается. надевается подризник[222] поверх которого надевается пояс, а затем епитрахиль и поручи, после чего надевается палица, саккос[223] и большой омофор,[224] а также снова надевается панагия[225] и богослужебный наперсный Крест, а затем гребень, которым он, согласно нормам, причесывается, и наконец, митра. Поверх богослужебного облачения (не красного, как обычно – в пасхальное попразднество, а белое – для освящения храма) надеваются белые фартуки и нарукавники. «Господу помолимся!» - Пронзительно возглашает архидиакон о.Сергий, и и о.Евгений Габов громко возглашает традиционные слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца твоего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». После этого архиерей благословляет дикирием и трикирием народ на 4 стороны под пение «Тон дэспотин…». И вот, духовенство, поклонившись архиерею, выходит в центр, а иподиаконы с подсвечником и архиерейским жезлом становаятся у амвона. Духовенство выстраивается и читает предначинательные молитвы. Псаломщик читает конечную молитву 6 часа (который не читался). «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (в данном случае, его роль исполняет о.Евгений Кузнецов) направляется к престолу, а протодиакон идет на амвон. «Благослови Владыко!» - Произносит диакон, Царские врата открываются, а священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Царство Божие – это не только небесные обители, но и сей храм Господень, где совершается богослужение, ибо сказано: «Если где двое или трое (собрались) во имя Мое, там и Я посреди них….». Но это и всякая душа, живущая по заповедям Господним. Хотелось бы, чтобы и нашим душам быть таким же Царством! И духовенство несколько торопливо поет пасхальный тропарь. После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Отец Александр Лысенко, как и раньше, исполняет обязанности иподиакона, держа архиерейский чиновник, открывая его во время ектений, дабы архиерей читал положенные для чтения во время литургии священнические молитвы. Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа!»

Первый антифон пел верхний хор. Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. Отвечает на призывы диакона штатный боковой хор. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит.Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

Этот антифон пел боковой хор. Во время пения этого псалма архиерей сидит в принесенном в начале литургии кресле. После этого верхний хор поет традиционное песнопение: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!»  Архиерей в это время встает с кресла, которое на сей раз не убирается. И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона (поет боковой хор), включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, точнее похвалы тем, кто идет по пути Христовому, в отличие от заповедей Закона Синайского, имеющего больше запретов, чем повелений. Нишета духа – эта фраза дает повод неверующих злословить нас, но на деле это означает лишь видение своей нищеты пред Богом, что без Бога он не способен ни к чему доброму, что всякое добро его на поверку отравлено злом, а желая искоренить в себе грех, он видит, что…. не может это сделать. И он понимает, что он ничто пред Богом, что он может лишь просить о помощи и лишь с помощью Божией способен одолеть путь спасения. «Я есть червь, а не человек» - вопит он вместе с псалмопевцем, желая спастись о своей нищеты. Плачущие – это не плачущие, вообще, как злословят неверующие, но плачущие, видя мерзость своих грехов. Однако «плач мирская производит смерть, а плач по Богу – жизнь…». И здесь речь не об унынии, лишающем сил, но о плаче деятельном, подвигающем на борьбу со злом в себе. Такому человеку, занятому оплакиванием своих грехов, некогда судить других, а потому он стяжает кротость, незлобие и даже благодарит обличающих его, ведь 90% обличений и поношений, которым мы подвергаемся – справедливы, но наша гордость мешает нам видеть это. А такой человек ясно видит это и благодарит напоминающих ему об этом. Жаждущий правды – это жаждущий оправдания Божия, жаждущий исполнения воли Божией в себе, жаждущий того, чтобы на нем Бог исполнил все, что пожелал. Таким образом, человек такой жаждет спасения и особенно жаждет достижения праведности не мнимой, но подлинной. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и по слову апостола Иоанна Богослова, любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами достигается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, затем два диакона (кроме о.Александра, большую часть службы исполняющего роль старшего иподиакона) с кадилами и старший диакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Рипиды[226] держат над Евангелием. Все выстраиваются в центре. Во время пения антифона Владыка снова сидит, вставая в последний момент. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….» По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем – духовенство. Начинается пение тропарей и кондаков. Верхний хор поет тропарь воскресный, а затем сразу – тропарь апостолу Иоанну Богослову (тропарь и кондак храма был опущен), затем боковой хор пропел кондак Недели о слепом и кондак апостолу Иоанну. В конце духовенство в алтаре пропело кондак Пасхи. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно двумя хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение «Кресту Твоему, поклоняемся, Владыко…», как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом.

Возглашал прокимен и читал Апостольское послание о.Сергий (Пугач).

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из книги Деяний Апостольских: 1Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, 2и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии.

3Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин.

4Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме.

5И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.

6Пройдя через Фригию[227] и Галатийскую страну[228], они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии[229].

7Дойдя до Мисии[230], предпринимали идти в Вифинию[231]; но Дух не допустил их.

8Миновав же Мисию, сошли они в Троаду[232].

9И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам.

10После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там.

11Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь, 12оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней.

13В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами.

14И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел.

15Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас.

16Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.

17Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.

18Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.

19Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.

20И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город 21и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.

22Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками 23и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.

24Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

25Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.

26Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.

27Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.

28Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.

29Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, 30и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?

31Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.

32И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.

33И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.

34И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

35Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей.

36Темничный страж объявил о сем Павлу: воеводы прислали отпустить вас; итак выйдите теперь и идите с миром.

37Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас.

38Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане.

39И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города.

40Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились.

Проповедь апостолов начинает раздражать язычников. В данном случае, связано это с тем, что дух злобы, обитающий в некоей женщине, начинает через нее докучать апостолу Павлу, восхваляя его. Но такой ревностный в духовной жизни, как сей апостол, знает, что духам злобы нельзя доверять. Потому он, негодуя по поводу того, что сатана смущает народ криками, изгнал беса из женщины, сделав ей, несомненно, добро. Однако хозяева ее за счет «предсказаний», которые изрекал сидящий в женщине дух, изрядно обогащавшиеся, теперь увидев, что источник заработка исчез, ополчились против апостолов. Так сатана начинает восстанавливать против апостолов и язычников, которые до сих пор равнодушно смотрели на этих проповедников и скоро им придется терпеть еще большие гонения, чем просто нападки со стороны иудеев. Так сбываются слова Христа: «если Меня гнали, то и вас будут гнать».

И чтения праздника апостола Иоанна Богослова. Отрывок из первого Соборного послания апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: 1О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,- 2ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам,- 3о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.

4И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.

5И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

6Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; 7если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.

8Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас.

9Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

10Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и сло́ва Его нет в нас.

«Аллилуиа» - возглашает зычный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Иоанна): 1И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

4Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

5Доколе Я в мире, Я свет миру.

6Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, 7и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

8Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

9Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

10Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

11Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

12Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

14А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

16Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

17Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего 19и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

20Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, 21а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.

22Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.

24Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

26Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

27Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

28Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

30Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

32От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

33Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

39И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

40Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?

41Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.

И Евангельский текст об исцелении слепорожденного. Если во многих других случаях мы можем предполагать желание больного получить исцеление, то в данном случае глаза у этого человека, возможно, вообще, не развились. Потому неизвестно, мог ли он даже в самых диких мечтах желать иметь зрение. Однако Господь проявляет заботу о нем. В немалой степени это происходит и потому что ученики начали любопытствовать – кто виноват в то, что этот человек слеп от рождения. Понятно, что до рождения он согрешить не мог. Родители, несомненно, могли в чем-то согрешить, однако Господь четко дает понять, что причина не в грехе родителей, но в том, что на этом человеке должна явиться сила Божия. Несомненно, немощь телесная ограничивала волю этого человека ко греху и давала почву для молитвы, смиряла его, а потому приносила ему пользу. И теперь Господь видит, что будучи зрячим, этот человек уже также способен принести пользу. Увы, болеть нам полезней, чем выздоравливать, ибо часто болезни нам попускаются, дабы ограничить нашу греховную волю и оградить от какого-нибудь греха, а то и вразумить, чтобы человек пришел в себя, подумал о том, что он делает. А духовное состояние этого человека оказалось вполне подходящим для исцеления и даже для такого великого чуда, что не каждый может принять. Именно из-за этого Бог не творит таких чудес часто, ведь не все люди способны адекватно воспринимать их. Многими движет праздное любопытство, помешанное на магическом сознании, жаждущем эффектных фокусов, многие же (таковых большинство) могут впасть в гордость, так как они «удостоились» видетиь дела Божии. Но человек этот воспринимает это вполне адекватно – он видит, что ему дано зрение, которого он не имел НИКОГДА. Изнчально он видит во Христе лишь пророка, но когда Господь откроет ему себя, то он охотно примет Его, как Сына Божия, так как он уже ощутил на себе Его помощь. И тут выявляется духовная слепота окружающих этого человека иудеев и их вождей. Они снова оказались глухи и слепы, не увидев явное чудо, а лишь «нарушение субботы». Сам исцеленный вразумляет, говоря им то, что и сам Христос говорил им многократно – если человек не от Бога, то он не может творить такие дела, как дарование зрения слепому от рождения, у которого, возможно изначально, вообще, не было глаз. Чудеса, совершаемые бесами, эффектны, но совершенно бесполезны, они никому не дают здоровья, в лучшем случае, маскируют на время симптомы болезни. Если же перед нами – явное исцеление и не просто человека, на время потерявшего зрения, но слепорожденного (ибо сатана не имеет власти над естеством, над веществом). В итоге, один прозрел и телом и душой, а другие, будучи зрячими телесно, духовно остались слепы. Не оказаться бы и нам таковыми. Впрочем, наши духовные очи, если и не закрыты совсем, то замутнены грехом, а Богу увидят, по слову Христа, лишь чистые сердцем. Потому для полного духовного прозрения нужно очищение души, к чему нас призывает все последование службы Недели о слепом….

Евангелие (от Иоанна): 1Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его.

2Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими.

3Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием.

4Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?

5Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.

6И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю.

7Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея.

8Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, 9да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого.

10Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу

было Малх.

11Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?

12Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, 13и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником.

14Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ.

15За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический.

16А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра.

17Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет.

18Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся.

19Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его.

20Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.

21Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.

22Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?

23Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?

24Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе.

25Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет.

26Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду?

27Петр опять отрекся; и тотчас запел петух.

28От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.

29Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?

30Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.

31Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого,- 32да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

33Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?

34Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?

35Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?

36Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.

37Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

38Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.

39Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?

40Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.

Глава 19.

1Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.

2И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, 3и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.

4Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.

5Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!

6Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

7Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

8Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

9И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

12С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.

13Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон*, а по-еврейски Гаввафа.

14Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; 18там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

21Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский.

22Пилат отвечал: что я написал, то написал.

23Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.

24Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет,- да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины.

25При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой.

27Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

29Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.

30Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, 34но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

36Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.

37Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.

38После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев,- просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.

39Пришел также и Никодим,- приходивший прежде к Иисусу ночью,- и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.

40Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.

41На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен.

42Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

Глава 20.

1В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

2Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

3Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.

4Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

5И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

8Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

10Итак ученики опять возвратились к себе.

11А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни'! - что значит: Учитель!

17Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

18Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

19В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из

опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Глава 21.

1После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: 2были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.

3Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.

4А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

5Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.

6Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

7Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою,- ибо он был наг,- и бросился в море.

8А другие ученики приплыли в лодке,- ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот,- таща сеть с рыбою.

9Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

10Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

11Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

12Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь.

13Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.

14Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

15Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

16Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

17Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

18Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

19Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

20Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

21Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

22Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

23И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? - 24Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Как всегда, в праздник апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, читаются два отрывка из разных глав, совмещенные вместе, а потому лучшим выходом оказалось привести все повествование, в контексте которого они присутствуют. Таким образом, перед нами оказался весь текст, повествующий о страданиях смерти и Воскресении Христа. Все это – орудия, которыми нам дан путь ко спасению, а потому об этом нам полезно вспоминать почаще…

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. При этом была вознесена особая молитва об успешном окончании строительства кафедральных соборов в честь апостола Андрея Первозванного – в Геленджике, а также в честь святителя Николая чудотворца – в Новороссийске. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. На сей раз была и ектения с поминовением усопших, а затем сам архиерей произносил конечное славословие, на котором произносил большое количество имен, кои поминал сам. Начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной (но Символ веры с народом пели целых четыре диакона киевским распевом), архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя.… А затем верхний хор красивым и торжественным распевом поет пасхальный Задостойник. Выклички не было (хоть она и является неотъемлемой частью архиерейского богослужения), но сразу правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях), хор поет избранные строки из 67 псалма, часто используемого в пасхальном богослужении из-за его первых строк («Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящи Его…»).

Причастников на сей раз было не очень много, но все же причащение шло на две чаши. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.

После произнесения отпуста Владыка, не дожидаясь пения многолетия, произнес проповедь на тему нынешнего рядового Евангельского повествования, заметив, что в нем присутствует тема слепоты телесной и духовной. Затем он пересказал сам текст и отметил, что Господь явил чудо, которое, кажется, невозможно заметить. Однако иудеи снова остались к нему глухи, увидев лишь «нарушение субботы». Закоснев в обрядоверии, в пристрастии к одним внешним обрядам, а внутреннюю духовную работу оставив «за бортом», они всю свою праведность полагали во внешних делах и исполняя их неукоснительно (ведь исполнять внешние правила, даже самые строгие, куда проще, чем возделывать поле своей души), считали себя праведными. Это убеждение в своей праведности и полное невнимание к своей духовной жизни ослепляло их, не давало видеть то, какие они есть на самом деле. В таком состоянии они, зациклившись на себе, уже, кажется, и в Боге не нуждались. Да, что там! Они хорошо устроились на земле – народ почитал их, как праведников, да они и сами весьма заботились о сохранении этого образа, по гордости своей, весьма гневаясь на Христа, когда Он обличал их, особенно при народе. Им не нужен был Христос, как Спаситель от греха, а потому они противились Христу, разгоревшись ненавистью к Нему. И эта гордость и это обрядоверие их ослепляли их, мешая видетьсебя, какие они есть, а значит, видеть Бога, ведь только чистые сердцем увидят Бога. Чистых от греха на земле нет и Бог это знает, но всяк, видящий свои грехи и кающийся в них, полагает начало своему спасению, ведь и Бог желает очистить его от греха, но для этого важно раскаяние человека и желание искоренить грех. Иначе спасение невозможно. Но вожди иудеев воспротивились этому, даже при всех обличениях со стороны Христа, даже видя чудеса, которые Он делал. И даже когда бывший слепец, прозрев не только телесно, но и духовно, заметил им, что не может человек творить такие чудеса, если он грешник, как говорили фарисеи, а значит, Бог не будет слушать его, то они лишь озлобились, что «какой-то невежда» дерзает их учить. Народ, который они учили и наставляли, был для них лишь скотом, который обеспечивал их, содержал через пожертвования, да прославлял их. Но народ, чьим почитанием они дорожили и о сохранении которого заботились, был для них лишь скотом. «Этот народ, невежда в Законе, проклят он» - сказал некто из них, когда слуги, посланные ими, чтобы схватить Христа, вернулись ни с чем, так как через слово Его Благодать Божия коснулась их душ и у них не поднялась рука для зла. И ныне встречаются люди, подобные этим фарисеям, не видящие своих грехов, но зато отлично видящие пороки других людей и дерзающие учить их. Несведующие в богословии, они дерзают рассуждать на эту тему, поучая и критикуя всех и вся. Признак духовного зрение – это видение своих грехов и…. достоинств ближних, так что он почитает их лучшими себя. если же человек, почитая себя хорошим, в других видит только пороки, то это – признак духовной слепоты. Увы, грех слишком часто застилает духовные очи. Слепота телесная страшна, ибо мешает человеку нормально жить, но слепота духовная куда страшнее, ибо отлично ориентируясь в мире материальном, он не видит пути спасения, поскольку не видит в себе греха. Увы, по причине гордости, в той или иной степени духовное зрение повреждено у нас всех, о чем напоминает нам этот отрывок, а потому ради спасения нашего мы должны заботиться об очищении этих душевных очей, дабы не быть подобным этим евангельским фарисеям, но исцелиться, подобно этому слепцу и видя грех, очищать его и следовать по пути Христовому, подобно многим угодникам Божиим, таким, как чтимый ныне апостол и Евангелист Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, следовавший за Христом не только в дни, когда народ почитал Его, но и когда он отвернулся от Него и потребовал смерти Его. И он ныне, один из трех Учителей Церкви, наречсенный БОГОСЛОВОМ с большой буквы, ввиду особой возвышенности его мысли. К несчастью, сами мы очиститься от греха не можем, будучи склонны к нему, но лишь с помощью Божией можем преодолеть путь спасения. Посему да просим Бога, да молитвами апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и всех святых дарует и нам зрение духовное, да исцелит и наши духовные очи, как исцелил телесные очи сего слепца…

Закончив слова свои, он, под пение многолетия, ушел в алтарь. Вышедший о.Евгений Кузнецов напомнил всем расписание служб, особо обратив внимание, что завтра, в день памяти святителя и чудотворца Николая, будет не одна литургия, как написано в расписании, а две – ранняя и поздняя. Кроме того, в 11.30 на Малой Земли, возле строящегося кафедрального собора состоится молебен.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!