Объясните символическое значение традиции «ханталапай».



По сложившейся в казахском обществе традиции, в ХVI веке ханская власть не всегда передавалась по наследству, а хан избирался султанами из числа их самих. На выборы хана приглашались знатные представители всех родов. Главы родов (рубасы) сажали избранного ханом на белую кошму. Затем кошму, на которой султан был возведен в ханский титул, разрезали на мелкие части и раздавали присутствующим как знак их участия в выборах хана. Собравшиеся делили между обой и весь скот хана, только после этого они разъезжались по домам. Такая традиция называлась «ханталапай» («ханская дележка»).

Хан, у которого весь скот подвергся дележке, отныне имел право жить за счет народа. В этом состояло символическое значение традиции. Немного времени спустя главы родов пригоняли к хану скот, изъятый у населения, больше, чем он роздал при избрании его ханом.

Сопоставьте материальную культуру казахского народа с традициями современности.

Основным видом переносного жилища казахов была юрта. Она имела три основные части: стену, из сборно-раздвижной решетки - кереге, купольные жерди - уыки, сверху устанавливался шанырак, снаружи на решетки прикреплялись кошмы или циновки из тростника - чия. Строили также деревянные дома с надворными хозяйственными постройками – зимовки. Сегодня юрта также используется кочевниками, изготавливаются из шерсти традиционные ковры, текеметы, которые используются в повседневной жизни.

Казахи летом носили бешпент, камзол или чапан. Зимой одевали шерстяной плащ (шидем чекпен), шубу из овчины (тон), а также полушубок из шкуры молодых жеребят (жаргак). Из головных уборов мужчины носили тымак из мерлушки и шкур диких зверей, летом - калпак из тонкой белой кошмы. Мужчины ходили в шокайма - сапогах с высокими каблуками и длинными голенищами. На охоту одевали сапоги с загнутым кверху носком, а для верховой езды - легкие сапоги. Мягкая обувь из козьей кожи называлась ичиги. Кожаные галоши - кебис. Молодые женщины в первый год замужества ходили в свадебном головном уборе - саукеле. Затем носили шелковое покрывало - желек. 30-40-летние женщины – кимешек (одевался после рождения детей), пожилые - кундик.

Основную пищу казахов-скотоводов составляли продукты животноводства. Из конины готовились казы, карта, жал, жая и чужук. Из кобыльего молока готовили кумыс, из коровьего и овечьего - айран, катык, курт, брынзу, а из верблюжьего - шубат. Одним из изысканных лакомств считался жент из проса с сахаром и маслом. Мясо и внутренности, жаренные в масле – куырдак. Эти традиционные блюда казахов-кочевников готовят и сегодня в семьях казахстанцев, причем не только казахов. А кумыс стал международным брендом.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1340; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!