Определите важность связей казахской диаспоры с исторической Родиной.



Диаспора – это часть народа, живущая вне исторической родины. Изучение истории казахской диаспоры и обсуждение ее проблем на государственном уровне и в рамках Всемирных курултаев казахов способствует дальнейшему объединению казахского народа. В 1992 г. было создано Всемирное сообщество казахов, Председателем которого является Н.А. Назарабаев. Связи с Казахстаном позволяют казахам за пределами Казахстана противостоять проблеме ассимиляции и сохранить культуру и язык, этническое самосознание.


3. Почему царское правительство было заинтересовано в борьбе между Бухарой и Кокандом. Объясните, стратегию царского правительства.

В 50- начале 60-х гг. XIX в. Россия наращивает военные силы в южных районах Старшего и Среднего жузов. Начинается последний этап присоединения казахских земель к Российской империи. Противниками распространения власти России на земли Южного Казахстана были среднеазиатские государства Бухара, Коканд и Хива. Казахи южных районов Старшего и Среднего жузов в 50- начале 60-х гг. XIX в. рассматривали Россию, как союзника в борьбе с кокандцами.

В этих условиях Россия была заинтересована в противостоянии Бухары и Коканда друг с другом, так это ослабляло её противников и упрощало ей завоевание земель Южного Казахстана, а затем и Средней Азии.

Билет 14

Начало формирования рыночных отношений в Казахстане в конце

1980 гг.(так в тексте, скорее всего имеется в виду 1990 г.)

В условиях приобретения реального суверенитета правительство республики приняло ряд очень важных экономических законов, которые положили начало формированию рыночных отношений: «О собственности в Казахской ССР», «Об основных принципах внешнеэкономической деятельности Казахской ССР», «О свободных экономических зонах в Казахской ССР», «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР» и т. д. В республике было образовано Министерство внешнеэкономических связей, создан республиканский Внешэкономбанк. Все это положительно сказалось на росте встречной торговли, объем которой только за 1990 год увеличился в 1,5 раза. Рост деловой активности сопровождался созданием новых банковских структур: коммерческих, инновационных и т. д. Совместно с Саудовской Аравией в ноябре 1990 года был создан первый банк с иностранным участием «Аль-Барака-Банк Казахстан». Активно стали развиваться связи с Республикой Корея, в частности, с корпорациями «Самсунг», «Голд Стар» (ныне LG) и другими. В Алматы заработал ресторан, открытый бизнесменами из Южной Кореи. За первую половину 1991 года в Казахстане было зарегистрировано 35 совместных предприятий при участии 24 стран.

2. Охарактеризуйте военную тактику гуннов.

Секрет побед гуннов заключался в военном превосходстве. Основу войска составляла быстрая конница. Гунны применяли дальнобойный лук. Лук гуннов был коротким так как стрельба велась с лошади.Гунны имели стенобитные машины, камнеметную технику. Были также подвижные, хорошо защищенные крепостные сооружения, на которых стояли лучники, поражавшие противника.

Историки описали стенобитную машину. Этобыло большое сооружение на колесах, с подвешенным бревном. Такая движущаяся громада ставилась к стене. Передняя часть бревна имела заостренный железный наконечник. Раскачивая веревками такой снаряд, гунны пробивали любые стены.

3. Отметьте на карте государства, образовавшиеся после распада Монгольской империи

Билет № 15

1. Устное народное творчество казахов в XVIII века и шежире.

XVIII век занимает особое место в истории культуры казахского народа. В условиях кочевого быта особенно было развито устное народное творчество, сказительство и песенное искусство. Борьба казахов против джунгарских завоевателей, национально-освободительное движение жителей Степи против царской колонизации края стали основными темами творчества сказителей и жырау того времени.

Одним из известных казахских жырау (сказитель) был Актамберды-жырауСарыулы (1675–1768). Жырау активно участвовал во многих походах против джунгар и был известен как батыр. Все творчество Актамберды-жырау было посвящено призыву к героизму, воинской отваге и доблести.

В XVIII веке особой популярностью среди казахов пользовался жырау, би, прекрасный знаток казахского обычного права и шежире, опытный дипломат и государственный деятель БухарКалкаманулы (1693–1787). Его отец Калкаман батыр стал популярен в народе благодаря личной отваге и храбрости. Бухар-жырау создал много назидательных песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения независимости Казахского ханства. Народный трибун был одним из влиятельных биев при хане Абылае. Он был его ближайшим и верным советником, соратником. В своих стихах он воспевал хана Абылая как прогрессивного государственного деятеля. Бухар-жырау отличался от других современников тем, что всегда говорил правду в лицо. Он также обладал даром провидца. В частности, в своих произведениях предугадал далеко идущие колониальные устремления царского правительства. Основная тема сочинений Бухар-жырау – любовь к родной земле, патриотизм и воспевание героизма казахских батыров. Перед лицом внешней угрозы он призывал народ к единству и сплоченности. Он мечтал о том дне, когда Казахстан станет сильным, централизованным и полностью независимым государством.

 Одним из современников и близких по духу к Бухар-жырау был Умбетей-жырауТулеулы из рода канжыгалы. Он участвовал во всех антиджунгарских походах и воспевал подвиги казахских батыров в войне с агрессией захватчиков. В частности, им были созданы жоктау (плач) и естырту (извещение) о смерти выдающегося героя казахского народа батыра КанжыгалыБогенбая.

К концу XVIII–началу XIX веков относится и творчество таких популярных акынов, как Таттикара, Котеш и ТлеукеКулекеулы (Шал-акын). Таттикара-жырау родился в местности Сарыколь на территории современной Костанайской области. Участвовал в войне с Цинской империей. Входил в ближайшее окружение хана Абылая, участвуя во многих его военных походах. Своим личным примером и отвагой воодушевлял казахских воинов к совершению подвигов во имя родины. В своих произведениях призывал батыров к мужеству, верности отчизне, прославлял подвиги хана Абылая и его воинов.

Ввиду отсутствия у казахов широко распространенной письменной литературы получил развитие такой вид жанра устного народного творчества, как исторические рассказы. Рассказчиками, как правило, были мудрые люди – бии и шешены (мастера слова). Они глубоко почитались в традиционном казахском обществе. Исторические рассказы, так же, как и стихотворные произведения, передавались из поколения в поколение в устной форме. Каждый род имел своих опытных рассказчиков. На каждом крупном мероприятии (тои, асы) степные ораторы знакомили слушателей с историческими преданиями. Эти рассказы сопровождались мудрыми изречениями, афористическими высказываниями. Они оказывали огромное воспитательное влияние на молодежь, которая старалась запоминать и заучивать эти рассказы. В частности, до наших дней сохранились известные рассказы и изречения Казыбека, Толе и Айтекебиев. Основная тема исторических рассказов XVIII века была связана с борьбой казахского народа против джунгарского нашествия, войной с волжскими калмыками.

В XVIII веке и в последующее время в каждой казахской семье вели шежире. Это слово имеет тюрко-монгольское происхождение. У монголов слово «цэжере» означает «память». Шежире у казахов выполняло ряд специфических функций: во-первых, оно помогало правителям умело управлять кочевыми общинами. Во-вторых, шежире выполняло функцию исторической памяти. Каждый кочевник понимал историческое прошлое своего народа как развернутую историю своей семьи, рода и племени. Все события как бы вращались вокруг жизни и деятельности его предков. Сведения о тех или иных предках сопровождались подробной информацией. Черпая из шежире данные о своих легендарных предках, казахи воспитывали подрастающую молодежь на их положительных примерах и передавали ей исторические знания. В-третьих, шежире выполняло функцию социального регулятора. К примеру, оно упорядочивало семейнобрачные отношения, выполняло функции распределения пастбищных угодий, рассадки гостей во время трапезы, курултаев, порядка построения народного ополчения и т.д. Постепенно шежире стали записывать. В первую очередь этим занимались российские дипломаты, ученые, военные и гражданские администраторы края, а также грамотная часть казахского общества. Впоследствии собирателями шежире среди казахов были А. Бокейханов, М.-Ж. Копейулы, Ш. Кудайбердыулы и другие.

2. Объясните, почему кочевники древности хоронили покойных преимущественно головой на запад.

Древние кочевники Казахстана поклонялись огню и Солнцу. Поэтому покойных хоронил головой на Запад, чтобы лицом они были обращены к восходящему Солнцу.

3. Оцените вклад Е.Бекмаханова в развитие исторической науки Казахстана.

Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент АН Казахской ССР Е.Б. Бекмаханов (1915-1966 гг.) внес важный вклад в исследование вопросов социально-экономического и политического положения Казахстана в XIX и начале XX вв., присоединения Казахстана к России. Он является автором 6 учебников по истории Казахской ССР для средних школ и учебных пособий, хрестоматии по истории Казахской ССР, труда «Очерки истории Казахстана XIX века».

Талантливый историк Е.Б. Бекмаханов был членом коллектива видных советских ученых, работавших над подготовкой фундаментального труда «История Казахской ССР». Научные взгляды автора получили официальную оценку как политически вредные, развивающие концепцию буржуазных националистов. 4 декабря 1952 г. Е. Бекмахановприговорен Верховным судом Казахской ССР к расстрелу, замененному позже 25 годами лишения свободы. Только после смерти И. Сталина дело по обвинению Бекмаханова было пересмотрено и прекращено за отсутствием состава преступления. Весной 1954 г. он вернулся в Казахстан.

Научные работы, опубликованные после реабилитации: «Социальноэкономическое развитие Казахстана в период империализма», «Присоединение Казахстана к России».

Билет № 16


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2404; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!