Защита прав авторов и правообладателей. Разрешение споров в области интеллектуальной собственности

Иванова, Д.В. Основы управления интеллектуальной собственностью. Практикум / Д.В. Иванова, Ю.А. Федорова. – Минск : Изд-во Гревцова, 2010. – 192 с.

Желтым помечена информация, которая уже устарела, поскольку принят Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. «Об авторском праве и смежных правах», его можно найти на сайте www.belgospatent.by

Практическое занятие 1

Тема 2

Авторское право

Вопросы:

1. Понятие и принципы авторского права.

2. Объекты авторского права, их виды. Охраняемые и неохраняемые элементы произведения. Служебные объекты авторского права.

Объекты, не охраняемые авторским правом.

3. Субъекты авторского права. Соавторство.

4. Содержание авторского права. Личные неимущественные и имущественные авторские права. Ограничение имущественных прав авторов.

5. Возникновение авторского права. Срок действия авторского права. Переход произведения в общественное достояние.

6. Авторский договор (понятие, стороны, предмет, содержание, форма).

Классификация авторских договоров. Заключение, исполнение и прекращение авторского договора.

 

Введение в тему занятия:

1. Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы (науки, искусства), представляющих собой результат творческой деятельности и выраженных в объективной форме. В субъективном смысле авторское право – это совокупность имущественных и личных неимущественных прав на произведения литературы (науки, искусства), указанные выше. Также следует помнить, что авторское право распространяется не только на произведения литературы (науки, искусства), но и компьютерные программы и базы данных.

Принципами авторского права являются: принцип свободы творчества, принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества; принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав; принцип свободы авторского договора и др.

2. Объектами авторского права являются произведения литературы (науки, искусства), представляющие собой результат творческой деятельности, независимо от их назначения и достоинства, а также способа их выражения, как обнародованные, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме.

Объектами авторского права, в том числе являются: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; произведения хореографии и пантомимы; музыкальные произведения с текстом и без текста; аудиовизуальные произведения; произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; компьютерные программы; иные произведения.

К объектам авторского права также относятся производные произведения, а также сборники и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

К охраняемым элементам произведения (на примере произведения художественной литературы) относятся образы и язык произведения. К неохраняемым элементам произведения могут быть отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание.

Служебным объектом авторского права является произведение, созданное автором в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей.

К объектам, не охраняемым авторским правом, относятся:

официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки);

произведения народного творчества, авторы которых не известны.

Авторское право не распространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении.

3. Субъектами авторского права являются авторы (соавторы), а также иные лица, которым имущественные авторские права уступлены, перешли в порядке правопреемства либо принадлежат в силу закона.

4. Содержание авторского права составляют личные неимущественные права (в том числе, право авторства, право на имя, право на защиту репутации), а также имущественные права (исключительное право на произведение литературы (науки, искусства) и иные имущественные права, например, право следования).

Ограничения имущественных прав авторов установлены статьями 18 – 21 Закона Республики Беларусь от 16 мая 1996 года «Об авторском праве и смежных правах».

5. Авторское право возникает в силу факта создания произведения литературы (науки, искусства). Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Имущественные права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 16 мая 1996 года «Об авторском праве и смежных правах».

Истечение срока действия имущественных прав на объекты авторского права означает переход этих объектов в общественное достояние.

Объекты авторского права, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения. При этом должны соблюдаться личные неимущественные права их авторов.

6. Авторский договор представляет собой соглашение, по которому автор разрешает другому лицу использование своего произведения определенным способом и в установленных договором пределах.

Сторонами авторского договора являются автор и лицо, которому автор передает право использования произведения (пользователь).

Авторский договор должен предусматривать:

способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

срок, на который передаются права;

территорию, на которую распространяется действие переданных прав;

размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты;

другие условия, которые стороны сочтут необходимыми.

При отсутствии в авторском договоре условия о сроке передачи прав договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую распространяется действие переданных прав, действие прав ограничивается территорией Республики Беларусь.

Авторский договор заключается в письменной форме. Авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме.

При продаже экземпляров компьютерных программ и баз данных договор считается заключенным в письменной форме, если его условия (условия использования программы и базы данных) изложены соответствующим образом на экземплярах программы или базы данных.

Выделяют следующие виды авторских договоров:

постановочный договор, издательский договор, сценарный договор, договор об использовании произведения декоративно-прикладного искусства в промышленности;

договор об использовании обнародованных произведений и договор об использовании необнародованных произведений;

договор о передаче исключительных имущественных прав и договор о передаче неисключительных имущественных прав.

 

Тема 2

Cмежные права

Вопросы:

1. Понятие и сфера действия смежных прав. Объекты и субъекты смежных прав.

2. Смежные права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания.

Возникновение смежных прав. Срок действия смежных прав.

3. Ограничения смежных прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания.

4. Передача смежных прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания по договору.

5. Переход имущественных авторских и смежных прав по наследству.

6. Управление имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе. Назначение и основные принципы коллективного управления.

 

Введение в тему занятия:

1. Смежные права по своей природе не однородны. В объективном смысле они представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием достаточно разных объектов: исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания. В субъективном смысле смежные права – это совокупность имущественных, а в отношении исполнений и личных неимущественных прав на указанные выше объекты.

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания, а также лица, которым имущественные права на исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания уступлены или перешли в порядке правопреемства.

2. Исполнителям в отношении созданных ими объектов принадлежат имущественные и личные неимущественные права. Производителям фонограмм и организациям эфирного и кабельного вещания в отношении фонограмм и передач соответственно принадлежит исключительное право использовать и разрешать использовать указанные объекты способами, указанными в Законе Республики Беларусь от 16 мая 1996 года «Об авторском праве и смежных правах».

Личные неимущественные права исполнителя охраняются бессрочно. Имущественные права исполнителя действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнения.

Имущественные права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.

Имущественные права организации эфирного или кабельного вещания действуют в течение 50 лет с момента осуществления передачи в эфир или по кабелю соответственно.

3. Ограничения смежных прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания установлены статьями 36, 37 Закона Республики Беларусь от 16 мая 1996 года «Об авторском праве и смежных правах».

4. Имущественные права исполнителей, производителей фонограммы, организаций эфирного или кабельного вещания могут быть уступлены полностью или в части и могут быть переданы для использования по договору с применением по аналогии положений, касающихся уступки (передачи) прав авторов произведений литературы (науки, искусства).

5. Исключительное авторское право, а также право разрешать использование исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания и право на получение вознаграждения в случае смерти правообладателей – физических лиц – в пределах оставшейся части сроков охраны переходят по наследству.

Не переходят по наследству право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора (исполнителя). Наследники автора (исполнителя) и исполнители завещания вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников и исполнителей завещания сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный на то государственный орган Республики Беларусь.

6. В случае, когда имущественные права авторов и иных правообладателей трудно реализовать в индивидуальном порядке, они могут осуществляться на коллективной основе специально созданной для этого организацией. К принципам коллективного управления имущественными правами авторов и иных правообладателей относятся:

некоммерческий характер деятельности по коллективному управлению;

доминирование интересов авторов и иных правообладателей, а также пользователей при осуществлении такой деятельности организацией по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей;

контроль над деятельностью организации по коллективному управлению со стороны авторов и иных правообладателей, а также пользователей и государства в лице его уполномоченных органов;

гарантирование справедливого вознаграждения авторам и иным правообладателям за использование принадлежащих им объектов авторского права и смежных прав.

 

Тема 8

Защита прав авторов и правообладателей. Разрешение споров в области интеллектуальной собственности

Вопросы:

1. Досудебное урегулирование споров по вопросам охраноспособности объектов права промышленной собственности в патентном органе.

2. Судебный порядок рассмотрения споров в сфере интеллектуальной собственности.

3. Гражданско-правовые способы защиты прав интеллектуальной собственности.

4. Административная и уголовная ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности.

 

Введение в тему занятия:

1. Защита прав интеллектуальной собственности может осуществляться в юрисдикционной и неюрисдикционной формах. Первая характеризуется тем, что за защитой своих нарушенных или оспоренных прав заявитель обращается в судебные или иные, уполномоченные законодательством, органы, реализуя соответственно судебный и внесудебный (специальный, административный) порядок их защиты.

Прибегнуть к административному порядку урегулирования споров можно только в том случае, если спор касается охраноспособности объектов права промышленной собственности. Разрешается такой спор Апелляционным советом при Национальном центре интеллектуальной собственности. Решение Апелляционного совета может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные законодательством, в судебный орган.

2. Судебный порядок рассмотрения споров в сфере интеллектуальной собственности реализуется посредством обращения с исковым заявлением в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь. Рассмотрение споров осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Беларусь.

3. Гражданско-правовые способы защиты нарушенных или оспоренных прав интеллектуальной собственности закреплены в Гражданском кодексе Республики Беларусь и специальных законодательных актах, регулирующих общественные отношения по поводу отдельных результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним объектов. К гражданско-правовым способам защиты прав интеллектуальной собственности, в том числе относятся: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; самозащита права; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда. К гражданско-правовым способам защиты нарушенных прав интеллектуальной собственности также относятся изъятие материальных объектов, с помощью которых нарушено исключительное право, и материальных объектов, созданных в результате такого нарушения, и обязательная публикация о допущенном нарушении с включением в нее сведений о том, кому принадлежит нарушенное право.

Применение того или иного способа защиты нарушенных или оспоренных прав интеллектуальной собственности зависит от содержания нарушенного права и предопределяется характером нарушения, целью, которую преследует лицо, защищающее свое право, а также указаниями закона.

4. Административная и уголовная ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и статьей 201 Уголовного кодекса Республики Беларусь соответственно.

 

Задачи:

1.Театрально-зрелищная организация заключила договор о создании оригинальной музыки к одному из спектаклей. После предоставления партитуры стало очевидным, что созданное произведение содержит отрывки музыкальных произведений иных авторов. Композитор настаивает на оригинальности своей музыки. Театрально-зрелищная организация оспаривает это заявление.

Какие произведения относятся к оригинальным? Чем оригинальные произведения отличаются от производных? Кто прав в рассматриваемой ситуации?

2.Газета регулярно печатает еженедельные программы телепередач известных телеканалов. Один из каналов предъявил иск в суд с требованием прекратить перепечатку его еженедельных программ и взыскать с газеты компенсацию за нарушение авторских прав.

Какие требования предъявляются законодательством к объектам авторского права? Является ли еженедельная программа телепередач произведением? Нарушены ли в рассматриваемой ситуации авторские права, о которых заявил телеканал?

3.В качестве музыкального оформления спектакля используется сборная музыка, т.е. музыка, составленная из отрывков различных музыкальных произведений. Минимальная ставка вознаграждения за публичное исполнение такой музыки, как результата деятельности ее составителя, Правительством Республики Беларусь не предусмотрена.

Является ли описанная сборная музыка произведением? Если да, то к какому виду произведений она относится? Обязана ли театрально-зрелищная организация выплачивать вознаграждение составителю сборной музыки за ее публичное исполнение во время показа спектакля?

4.Свидетель сфотографировал произошедшее дорожно-транспортное происшествие и поместил фотографию с его изображением в сети Интернет. Позже эта фотография появилась на рекламном щите ресторана, возле которого произошло дорожно-транспортное происшествие, с надписью, рекламирующей данный ресторан. С автором фотографии это согласовано не было.

Будут ли в рассматриваемой ситуации нарушены права автора фотографии? Если да, то какие?

5.Программист в организации использует для написания нового программного продукта нелицензионную версию другой программы. Новая программа будет использована в деятельности организации.

Будут ли в рассматриваемой ситуации нарушены имущественные права на перерабатываемую компьютерную программу? Какие именно? Является ли описанная переработка компьютерной программы ее адаптацией для обеспечения ее совместной работы с другими программами?

6.К изданию планируется альбом фотографий с изображениями старинных икон. Сами иконы находятся в коллекциях различных музеев.

Будет ли составитель альбома (он же автор фотографий) нести ответственность за нарушение авторских прав музеев, если не испросит у них разрешения на опубликование изображений икон?

7.Издательство опубликовало книгу, заключив авторский договор с автором произведения литературы на день позже дня выхода тиража книги в свет. Посчитав свои права нарушенными, автор подал в суд исковое заявление с требованием взыскать компенсацию за нарушение исключительного авторского права.

Кто прав в рассматриваемой ситуации?

8.В соответствии с авторским договором, заключенным между издательством и автором литературного произведения, автор передал издательству исключительное право использования указанного произведения путем его воспроизведения, распространения и переработки. Авторский договор заключен как авторский договор о передаче исключительных имущественных прав.

Полгода спустя в пределах срока действия упомянутого договора другое издательство издало это же произведение под измененным названием; одна глава произведения при этом была увеличена на одну треть. Общий объем произведения увеличился не более чем на пять процентов, структура, содержание, сюжет, герои и др. – все осталось прежним.

Первое издательство обратилось ко второму издательству с требованием изъять из продажи контрафактный тираж произведения. Второе издательство отказалось совершить указанные действия, мотивировав отказ тем, что издало произведение в измененном виде, что, по его мнению, не нарушает права первого издательства.

Кто прав в рассматриваемой ситуации?

9.На сцене одного из театров регулярно осуществляется показ спектакля по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» на белорусском языке. Для создания исторического образа спектакля сцена оформлена декорациями, артисты одеты в соответствующие костюмы, а все действие сопровождается аранжированной музыкой, написанной специально для спектакля и исполняемой при помощи технических средств.

Назовите объекты авторского права и смежных прав, используемые во время показа спектакля. Назовите оригинальные и производные произведения, используемые во время показа спектакля. Назовите условия, при которых использование объектов авторского права и смежных прав при показе спектакля будет являться правомерным.

10.Организация телевизионного вещания обратилась к театрально-зрелищной организации с просьбой осуществить съемку спектаклей, включенных в ее репертуар. Цель съемки – последующий показ этих спектаклей в полном объеме в телевизионном эфире.

Какие объекты права интеллектуальной собственности планирует использовать организация телевизионного вещания? Каким способом?

Является ли организация телевизионного вещания субъектом права интеллектуальной собственности? Какие права, в отношении какого объекта ей принадлежат?

Будет ли правомерным показ спектаклей в телевизионном эфире, при условии, что он осуществляется без заключения договоров с авторами и режиссерами-постановщиками спектаклей?

11.Певец передал записи своих исполнений, созданных по заказу и за счет средств его продюсера, на радиостанцию. Записи исполнений были переданы в эфир. Согласие продюсера при этом получено не было.

Продюсер подал исковое заявление, в котором просил суд взыскать с радиостанции компенсацию за нарушение имущественных прав, принадлежащих ему в отношении записи исполнений певца.

Прав ли в рассмотренной ситуации продюсер? Какие права в отношении записи исполнения музыкального произведения ему принадлежат? В каком порядке они передаются третьим лицам?

Были ли в рассмотренной ситуации нарушены права исполнителя в отношении его исполнения?

12.Театрально-зрелищная организация – резидент Республики Беларусь – осуществила постановку пьесы, автором которой является гражданин Финляндии. В целях постановки пьесу необходимо было перевести на русский язык. Для этого ее текст был взят из периодического издания. Договор с автором пьесы, разрешающий ее перевод, постановку и последующее публичное исполнение, театрально-зрелищная организация не заключила.

О каком объекте права интеллектуальной собственности идет речь в задаче? Кто является обладателем прав на описанный объект? Какие права ему принадлежат? Являются ли данные права нарушенными? Если да, то в какой части?

В какой форме может осуществляться защита прав, нарушенных действиями, описанными в задаче? В каком порядке они могут защищаться? Какие способы защиты могут быть применены в описанной ситуации?

13.На одном из образовательных Интернет-сайтов, зарегистрированных в домене «.by», размещены ссылки на научные статьи белорусских авторов, опубликованные ранее в различных периодических изданиях. Данные статьи предлагаются посетителям сайта, зарегистрированным на нем, на возмездной основе. При этом в описании статей указано, что все права на них защищены.

О каких объектах права интеллектуальной собственности идет речь в задаче? Кто является обладателем прав на описанные объекты? Какие права им принадлежат? Являются ли данные права нарушенными? Если да, то в какой части? Возможно ли в описанной ситуации признать предложение статей к продаже и их продажу законной?

В какой форме может осуществляться защита прав, нарушенных действиями, описанными в задаче? В каком порядке они могут защищаться? Какие способы защиты могут быть применены в описанной ситуации? Имеют ли авторы статей возможность запретить их продажу через указанный сайт?

14.Театрально-зрелищная организация поставила пьесу для ее показа на сценической площадке на белорусском языке. Во всех материалах, содержащих информацию о спектакле, указан автор пьесы. При этом отмечено, что она является оригинальной пьесой, написанной на белорусском языке. В действительности пьеса написана на русском языке и в дальнейшем переведена на белорусский язык. Об авторе перевода в информационных материалах не упомянуто, авторский договор с ним театрально-зрелищной организацией не заключен, авторское вознаграждение за использование перевода пьесы не выплачивается.

Каким образом автор перевода пьесы может защитить свои права на созданное им произведение?

15.Автор передал в редакцию профессионального журнала статью для ее последующего опубликования. Через некоторое время статья вышла из печати. При этом, как выяснилось, редакцией в нее были внесены изменения, которые существенным образом исказили ее смысл, тем самым заставили коллег автора усомниться в уровне его профессионализма. С автором изменения согласованы не были. Авторский договор был заключен в устной форме.

Были ли нарушены права автора в описанной ситуации? Какие меры может принять автор для защиты своих прав?


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 5464; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!