Особенности романо-германской правовой системы.
Особенности романо-германской правовой системы:
1) Романо-германская норма права - общее правило поведения, сформулированное законодателем либо уполномоченными им органами. Норма носит обобщенный, абстрактный характер (чем более общей является норма, тем труднее ее применять на практике и поэтому судами вырабатывается множество вторичных норм конкретизирующих положения законов).
2) Романо-германские нормы имеют системно-иерархический характер, образуют взаимосвязанные комплексы соподчиненных по юридической силы и социальной значимости положений.
3) Др. структурной особенностью романо-германского права является последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и правовым институтам.
Источники романо-германского права:
1) Важнейшим источником является закон. Закон имеет приоритет по отношению ко всем остальным источникам права. Он может запретить или легализовать обычай, отдельные" положения судебной практики, внутригосударственные договоры. Согласно романо-германской доктрине законы подразделяются на конституционные и обычные. Предметом регулирования законов являются наиболее важные вопросы общественного устройства, права и свободы граждан, структура, организация государственной власти. Важное место среди текущих законов занимают кодифицированные акты (кодексы). Романо-германское право в отличие от права анг-ого стремится не к внешнему объединению, систематизации нормативного материала (инкорпорации), а к объединению содержательному, внутреннему. Так же принимаются подзаконные акты: декреты, регламенты, инструкции, и др документы, издаваемые исполнительной властью.
|
|
2) Второй источник обычай. Как самостоятельный источник выполняет второстепенную роль, выступая в качестве дополнения к закону. Обычай также осуществляет функцию сглаживателя противоречий, несправедливости законодательных решений.
3) Судебная практика.
Структура романо-германского права: делится на публичное и частное:
1) Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений.
2) Частное право - отношения "горизонтального" типа, отношения между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками.
Характерные черты мусульманского и индусского (????) права.
|
|
Особенности норм мусульманского права: Под нормой права исламские правоведы понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах, а на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, "поправить", оно бесспорно и абсолютно, должно безусловно исполняться.
По содержанию нормы мусульманского права как правило, не являются управомочивающими или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой.
Источники мусульманского права:
1) Самый значимый источ.Коран — священная книга мусульман. Лишь незначительная его часть затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман, а также других верующих, большинство же стихов посвящено вопросам религии и исламской нравственности. Многоплановость содержания и незначительный объем правовых положений обусловили тот факт, что Коран не стал для мусульманского права системным юр-им документом подобно конституции или кодексу.
2) близок Корану и тесно связан с ним второй источник– Сунна.(?????) Как и Коран, сунна содержит мало норм собственно юридических, в ней доминируют нравственно-религиозные положения.
|
|
3) Иджма(????) — общее решение авторитетных исламских правоведов.
4) Кийяс — представляет собой обычное решение по аналогии. В исламских странах решение по, аналогии приобретает особые смысл и значение, так как объектом анализа здесь выступает не рациональная воля земного законодателя, а религиозная идея, имеющая абсолютный, вневременной и неоспоримый характер.
5) Вторичным источником явл. закон (НПА). Сегодня в большинстве мусульманских стран играет весьма важную роль в социальном регулировании. В нем могут содержаться нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положения первичных религиозно-правовых документов, но идущие вразрез с Кораном, сунной, иджмой (например, об ограничении брачного возраста совершеннолетием, о допущении спекуляции, ссудно-кредитных операций).
6) Малозначительную роль в правовом регулировании играет обычай, если, конечно, он не имеет религиозных оснований.
Структура мусульманского права: 1) Не подразделяется на общее и частное право. Можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками - суннитскими и несуннитскими. 2) По поступкам: в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные.
Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!