ГЛАВА 7 Природа научного знания



Профессор Николай Иванович Вавилов был полным теской великого русского ученого Вавилова. Это совпадение фамилии имени и отчества, профессор не любил подчеркивать, но, когда, кто-либо задавал вопрос и возможном их родстве, Николай Иванович отсылал своих собеседников изучать биографию выдающегося селекционера Вавилова, скромно добавляя, что ему простому профессору до достижений великого тески очень далеко. Ученый Вавилов, был для профессора ориентиром, примером самоотверженного научного труда, и человеком великого духа!

Николая Ивановича очень любили студенты, за его открытость, острый ум, и готовность, как говорили сами, к честному диспуту.

Педагогическое кредо профессора – «знание должно царапнуть!».

Николай Иванович был профессионалом, как в психологии, так и в педагогике. Его лекции и семинары меняли людей; студенты вдохновлялись на обучение с энтузиазмом, находили для себя новые смыслы своего образования. Его лекции никто никогда не пропускал, и не ради оценок, зачетов и экзаменов, а потому, что вопросы, то, как умел их поставить Николай Иванович, откликались в молодых душах. Бывало, что уже на первом курсе студенты, благодаря профессору меняли отношение к обучению с формального, на отношение искреннего интереса. Профессор умел пробудить настоящий дух исследователя в слушателях.

Заразить, заинтересовать предметом, — вот, что он считал своей основной задачей!

Он знал, что если ученик с интересом, с азартом подходит к обучению, то он способен «горы сдвинуть», учится искренне, не оценок ради, а понимает свои цели в обучении, и проявляет инициативу.

Лучшими друзьями профессора всегда были «студенты-мыслители», экспериментаторы, способные на нестандартные поступки, а не студенты отличники.

Да и сам профессор был тем еще бунтарем. Он часто любил повторять на педагогических форумах, что концепция образования в нашей стране ни разу не менялась со времен реформаторши императрицы Екатерины Второй. Как тогда, во времена Екатерины, так и сегодня, задачей образования было «воспитание верноподданных» с ориентацией на массы, на середнячков. Профессор приводил факты и доказательства, что и сегодня в системе образования кардинально ничего не изменилось. А высказывание нынешнего министра образования о том, что целью образования является «взращивание высококвалифицированных потребителей», профессор откровенно высмеивал при любой возможности.

Свои лекции профессор обычно начинал с «неудобных» или «сложных» вопросов, которые, как иногда, казалось новичкам, не имели прямого отношения к теме или предмету. Его задания, его манера подачи материала действительно «царапали» и не оставляли равнодушными никого.

Особой популярностью пользовались открытые семинары, на которые могли приходить студенты с разных курсов и факультетов, а также аспиранты. Эти семинары были настолько популярны, что мест обычно не хватало, даже в самой большой аудитории.

Вот и сегодня все места были заняты. Сессия была уже позади, все экзамены были сданы, но без посещения этого семинара студенты психологического и философского факультетов не хотели уезжать на каникулы. И каждый пришедший на семинар ожидал чего-то особенного, чего-то своего, ответов на свои важные и значимые вопросы.

Начал профессор с простого теста. Многие слушатели уже были знакомы с этим экспериментом, их профессор попросил быть молчаливыми наблюдателями.

Николай Иванович подошел к доске и красным маркером поставил, точнее сказать, нарисовал красную точку, а затем задал вопрос в аудиторию:

- Что вы видите?

Первый ряд первокурсников повторяли один за другим, что видят они точку.

- Хорошо, - резюмировал профессор, - что видит второй ряд?

Все чувствовали, что не всё так просто, где-то есть подвох. Ребята уже не спешили с ответами, думали.

Профессор повторил вопрос:

- Что вы видите?

Зал пристально всматривался в красную точку. Вот проснулись самые «креативные»: «Вселенная, шар, Космос, туннель, красный цвет», - последовали ответы.

- Отлично! Особенно мне нравится вариант «туннель», запомним это! Задам еще один вопрос: «На какой вопрос вы сейчас отвечаете?»

- «Что мы видим на доске?» - ответил кто-то из студентов.

- Точно? – ожидая ответа более точного, спрашивал профессор, - так ли я ставил свой вопрос?

- Вопрос был: «Что вы видите?»

- Правильно! Так, и как вы ответите на этот вопрос?

- Я вас вижу, доску, аудиторию, - отвечал студент.

- Очень хорошо, а почему сразу не было такого ответа?

К размышлению подключились и другие студенты:

- Потому что вы спрашивали вначале про красную точку.

- Я спрашивал про красную точку?! Это с чего вы сделали такое заключение, что я спрашивал про красную точку?

- Ну, вы сначала поставили красную точку, а потом задали свой вопрос, из этого мы поняли, что вы спрашивали про красную точку, - уже с сомнением в голосе отвечал студент.

- То есть, вы сделали предположение, что я спрашиваю именно про красную точку?!

- Да.

- Обращаю ваше внимание, это вы сделали предположение, которое повлияло на ваш ответ! А мой вопрос был..?

Профессор выдержал паузу, а из аудитории раздались ответы, которых он ожидал, - «что вы видите?», был вопрос. Верно. И что произошло?

Аудитория молчала. Профессор начал объяснять свой эксперимент.

- Я продемонстрировал вам простейшую модель манипулирования сознанием. Я произвел некое «театральное» действие, захватил тем самым ваше внимание, нарисовал точку, а затем задал вопрос! Но действие и вопрос вы связали сами, предположив, что действие и есть контекст моего вопроса. Но замете, я этого не говорил, даже не намекал. Как бы вы отвечали на этот вопрос, если бы я не поставил точку, если бы не было этого «театрального» действия? Что вы видите?

Последовали ответы:

- Аудиторию, вас, студентов, столы, доску, - студенты с азартом перечисляли все, что видели вокруг.

- Вот так смена контекста, или расширения контекста могут изменить, как сам смысл вопроса, так и ответы на него! Понимаете? Почему вы не видели всё это, когда я поставил точку?

- Мы видели, но вопрос поняли иначе, он был про другое…

- Про что?

- Про точку.

- Друзья мои, так и в жизни, нам показывают «точку», и кроме точки мы ничего не видим! Для кого-то такой «точкой», или, как кто-то из вас сказал «туннель», очень хороший образ…

У большинства из нас, у нашего окружения, туннельное зрение, мы видим только то, что нам показывают, понимаете?

Телевидение, - один туннель, Интернет – другой, реклама – третий. У каждого своя «точка якорения» внимания. Расширяйте контекст! Всегда смотрите шире, того, что вам предлагают!

Смысл вопроса меняется в зависимости от контекста, а отсюда и жизненные установки, как ответы на вопросы, которые диктует контекст. Но смотрите шире, всегда помните, есть другой, более широкий контекст, или, как еще говорят, парадигма!

Андрей уже не первый раз наблюдал этот эксперимент, и каждый раз история повторялась. Андрей и сам проводил этот трюк со своими студентами.

Далее профессор начал рассказывать то, о чем они недавно говорили с Андреем; об объективности и субъективности, об ограниченности нашего восприятия. Приводя примеры с «круглой землей» и страусом.

В какой-то момент Андрей отвлекся на происходящее за окном. А за окном лето было в самом разгаре; деревья радовали свежей зеленью, небо было прозрачным и голубым.

«Что я вижу?» - Андрей мысленно повторил вопрос профессора. Андрей подумал, что сейчас он так бы ответил на этот вопрос: «Я вижу синий глубокий океан полный таинственной жизни». Затем, Андрей развил этот образ мыслями о том, что хорошо было бы упасть в этот океан, чтобы, как аквалангист исследовать все его потаенные глубины.

Отведя взор от окна, и от неба, Андрей увидел, как рядом сидящий студент делает записи. Это был совсем необычный конспект. Письмо этого студента напоминало, что-то средние между стенографией и пиктографическими знаками.

Начался перерыв, и Андрей не замедлил подойти к парню с ярко выраженной азиатской внешностью, и поинтересовался о его манере вести конспекты.

- Привет. Слушай, интересно ты пишешь, - указывая на конспект азиата, обратился Андрей, - а что это за язык?

- Это не язык, это письмо.

- Ну, хорошо, что за письмо? У вас так все пишут?

- Это моё письмо.

- Что значит «моё письмо»? Ты его сам выдумал?

- Я его не выдумывал, я всегда так пишу. Это же понятней чем буквы и азбука!

- Понятней?! – удивился Андрей, - да это еще расшифровать надо! А на русском ты можешь писать? Ну, в смысле, как все?

- Могу. Я так курсовую пишу, но это для преподавателей, а для себя пишу вот так, - студент показал страницу своего конспекта.

- Красиво, - продолжал удивляться Андрей, но ты сам-то понимаешь, что написал?

- Конечно!

- Ну, ка прочитай, - Андрей указал на разворот его тетради и попросил «перевести».

- Здесь профессор говорил о том, что для нового, нетрадиционного знания характерна строго логическая направленность: во главу угла ставится разум и истинным признается лишь то, что рационально доказуемо, - парень водил пальцем по строчкам своих «иероглифов», продолжая их читать, как учебник, - В мистических концепциях истина не доказуема, она может быть лишь постигнута. Рассудок уступает место мудрости, логическое обоснование – интуиции.

Можно сказать, что в нетрадиционном знании делается акцент на разуме, в традиционном – на переживании.

И хотя методы созерцания Высшего и в том и в другом случае, близки по своей сущности, между ними нельзя не отметить различий. Если на Западе эффект достигается путем подъема, экзальтации духа, то на Востоке, напротив, - путем погружения в глубины «я», ухода в бессознательное, которое там рассматривается как наиболее сознательное, с точки зрения западного человека, состояние субъекта.

Так приверженность той или иной научной парадигме сплошь и рядом определяется не превосходством одной над другой в научном плане, а вкусами и пристрастиями конкретного ученого. При этом обе стороны пытаются дать рациональное обоснование своим предпочтениям, корни которых лежать не в убедительности различных научных доводов, а в чем-то более глубоком, носящим иррациональный характер, близкий вере.

- Лихо! Я прям, слышал сейчас голос професора, – Андрей был в восторге, хотелось познакомиться с этим уникумом поближе, - а ты откуда? Казах?

- Нет, я бурят. Из Улан-Уде.

- И как же тебя в Москву занесло?

- Лама сказал ехать в Москву учиться.

- Кто сказал?

- Лама, наш духовный учитель.

- А понял. Ты буддист? Как зовут?

- Да, я буддист. Меня Сурун зовут.

- Я Андрей, аспирант. Слушай, Сурун, а ты когда в Москву поступать ехал, не боялся, что экзамен не сдашь, по конкурсу не пройдешь?

- Лама сказал, что я поступлю, и я поступил.

- У вас там, что лама всё решает?

- Не всё, только самые значимые, самые судьбоносные вопросы; на ком жениться, где учиться, работать, как детей назвать.

- А не слишком ли большую ответственность ваш лама на себя берет?

- Лама для блага советует, а принимать или не принимать совет это моя карма. А лама этой дорожкой уже ходил, лама видит и знает, что благо.

- Какой дорожкой?

- У нас это называется Сансара, «колесо» перерождений.

- Интересный ты человек, Сурун.

- Спасибо. Вы тоже хороший человек.

Андрей пожал руку студенту. К молодым людям подошел профессор.

- А, уже познакомились! Андрей, видел его конспекты? – профессор указал пальцем на бурята, - ты видел этот феномен?! Это как же у него должно быть развито правое полушарие?!

Профессор похлопал по плечу первокурсника.

- То, что сегодня на Западе осваивают, как отдельную дисциплину, в этом парне заложено с детства. Я имею в виду графический рекодинг, конспектирование рассказа клиента визуальными образами, этим сегодня увлечены многие психотерапевты и коучи.

Перемена закончилась. Студенты вернулись на места. Андрей сел на у окна рядом с новым знакомым бурятом. Лекция продолжилась.

- Итак, дамы и господа, - обратился к собравшимся профессор, - продолжим. На чем мы остановились?

Стоя за кафедрой, профессор просматривал свой конспект, по которому он вел семинар.

-Так, «Объявив рационализм высшей ценностью и единственным основанием подлинного познания, приверженцы этого типа знания лишили человека цельности мироощущения», - зачитал чью-то цитату профессор, - об этом мы поговорили. Вот, давайте подытожим, все, что узнали о научном знании и его природе, и перейдем к архетипам Юнга.

Первое:

Аристотель говорил о наличии Первоначал. Первоначала – это всегда предмет веры (принять или не принять), а не знания в собственном смысле слова. Так возникает противоречие между знанием и верой.

Факт не представляет собой некую вещь или событие, существующее независимо от познающего субъекта. Что это означает для нас сегодня?

А это значит, что у любого знания есть отправная точка. У инсайта или озарения всегда ест своя причина, предпосылка. Таблица Менделеева не могла присниться Пушкину.

Второе:

Мы имеем два вектора познания «традиционный» и «нетрадиционный». Для первого характерна ориентация на уникальный, целостный, не только интеллектуальный, но и эмоциональный опыт, когда субъект в мистическом экстазе возвышается, или путем медитации погружается до Высшей Истины, Абсолюта, Единого, Бога, и постигает Её. Второй – ориентирован на «идеал» классической рациональности безличного, логически выверенного знания.

- Позвольте вопрос, - раздался голос из аудитории.

- Конечно, прошу вас, - ответил профессор.

- Мы говорим о знании в контексте гуманитарных наук, таких, как психология и философия, и тогда справедливо, что многое зависит от наблюдателя и его предпочтений, но есть же науки «точные», математика, физика, а значит есть законы и явления, на которые наблюдатель не влияет, как вы это прокомментируете?

- Спасибо, очень кстати ваш вопрос. Но вот вам встречный вопрос: почему вы решили, что мы говорим о знании строго в контексте гуманитарных наук? Я такого нигде не обозначал! Опять же, как и в случае с «точкой», вы это додумали сами. Обращайте внимание на такие нюансы. А по существу, я как раз тут заготовил примеры из математики. В математике есть свои «Первоначала», которые называются аксиомами. Вот как об этом писал Пуанкаре:

«Даже математик вынужден делать выбор из различных возможностей, лежащих в самом основании математического знания»

А вот по каким критериям он делает этот выбор, спрошу я вас!

«Этот выбор не подчиняется законам логики, но диктуется неким инстинктом, или «смутным сознанием», что не может быть вербально выражено. Исследование этого инстинкта – «вот прекрасная задача для философов, которые не допускают, что логикой исчерпывается всё», - писал ученый» - утверждает великий математик

То есть, все наши базовые установки, верования и аксиомы находятся в зависимости от субъективного суждения или взгляда. Понимаете? Всё это аргументы, основанные на выводе из положения, которое само требует доказательств.

Сурун повернулся к Андрею и прокомментировал:

- Нельзя найти первопричину, это тайна. Сансара непознаваема.

Андрей думал о своем, а профессор продолжал:

- И вот доказательство.

Спор между двумя корифеями физики двадцатого века, Эйнштейном и Бором, длился не один год, но так и не привел их к взаимному согласию, так как уходил корнями в различие мировоззренческих установок. О том, что приверженность той или иной научной теории является вопросом веры, а не знания мы можем почитать, например, у Лосева в «Диалектике мифа».

Делаем выводы.

Полюс объективности в естественнонаучном знании является ведущим, это однозначно. А гуманитарное знание, напротив, в большей степени имеет дело с уникальностью событий и собственно с субъективным полюсом знаний, и это отличие вы должны четко понимать!

И в точных науках не всё так однозначно. История науки знает немало примеров, когда на одни и те же эмпирические данные смотрели по-иному естествоиспытатели не только разных эпох, но и современники, придерживавшиеся различных исходных теоретических посылок.

Андрей смотрел, как Батр ловко записывает свои «иероглифы» и тоже попытался придумать несколько своих пиктограмм, на листе появились человечки, лампочки, можно было узнать в некоторых прямоугольниках раскрытые или закрытые книги, стрелочки, молнии и другие символы, которые были понятны только Андрею. Сложнее всего было не придумать эти значки, а связать их в смысловые цепочки. Здесь у Андрея был полный провал, одно дело придумать знак, другое дело записать предложение. Получалось медленно, а при попытке прочитать, Андрей заметил, что сам едва понимает, что он нарисовал.

Профессор переходил к той части лекции, которая представляла для Андрея непосредственный интерес его исследования. Андрей вернулся к обычному записыванию. Он едва успевал записывать важные для себя моменты:

«Для Фрейда психика человека, так же, как и мир материальных объектов, должна была подчиняться принципу причинности.

Притязания психоанализа на научность оказались уязвимыми с различных сторон.

Всякое болезненное переживание предполагает другое, более раннее переживание, которое, не будучи само патогенным, придает это свойство позднейшему.

Работа психоаналитика представляет собой как бы зеркальное отображение работы. Это эксперимент наоборот. Естествоиспытатель запускает опыт, и наблюдает за развитием. Психотерапевт же наблюдает последствия, и пытается воссоздать факт, первопричину.

Причем проверить подлинность факта не представляется возможным. «Свидетелем истины» является сам пациент, который, к тому же, находится, как в интеллектуальной, так и в эмоциональной зависимости от своего аналитика.

Леви-Стросс проводит параллели между психоанализом и магическим знанием народов «примитивных культур».

Андрей прошелся взглядом по своему конспекту, и погрузился в размышления, рисуя на полях какие-то геометрические фигуры.

«Работа психоаналитика это что-то среднее между естествоиспытателем и шаманом. Получается, что рационализм и «шаманизм» этокрайности одного явления» - смотря в окно, думал Андрей.

Отвлекшись от содержания лекции, Андрей немного потерял логическую нить повествования, а профессор продолжал:

- В момент вдохновения писатель, поэт обладает энергией, которая вырывается в форме произведения. И в этот момент он обменивает свою душу на универсальную душу. Пруст так пишет об этом: «…обменивая свою душу на универсальную душу… он находится в той части самого себя, откуда может устанавливаться коммуникация с красотой всего мира», сущностью всего мира. Это и есть точка выхода к своему истинному «Я»: то есть, точка обмена индивидуального, психологического «я» на универсальную душу.

Стоит заметить, что знание мертво, пока не столкнется с субъективностью индивидуального «я» и не вступит с ним в диалог.

Знание это не что-то отдельное от нас, оно существует лишь, как откровение, переживание, рождение новых смыслов.

Пруст всё время повторяет: истина не лежит в конверте или уголке какого-то пространства, куда мы могли бы прийти и взять ее. Наша оценка ситуации или факта создает контекст и наделяет явление смыслом, так и рождается истина.

Литературный текст, в случае работы с историческими документами, или историческое событие должны постигаться не только в их уникальности и неповторимости, но и как общечеловеческий феномен духа, смысл которого переинтерпретируется в свете современности. Это справедливо, кстати говоря, не только для гуманитарного знания, но относится и к естественной науке. Так всякий научный факт по мимо своего «объективного» содержания обладает исторической составляющей его осмысления в свете того «научного мифа», который характерен для современной эпохи.

Так, что опять мы приходим к тому, что всё относительно.

Вы уже слышали, что в квантовой физике результаты процесса познания определяются не только объектом познания, но и его субъектом.

Теперь Андрей слушал профессора, как музыку, слова и смыслы без каких-либо фильтров, казалось, сами оседали в подсознании. Андрей посмотрел на то, что его рука выводила на полях конспекта, это был треугольник, похожий на сосульку.

Андрей опять смотрел в окно. Солнце перекатилось на западную сторону и светило прям в окно. Андрей смотрел прямо на солнце, как будто принимал вызов. Андрей закрыл глаза и вслушивался в происходящее вокруг. За окном было слышно пение птиц, голоса людей и звуки проезжающих автомобилей, и на фоне всего этого голос профессора:

- Бессознательное в понимании Фрейда имеет индивидуальную природу, то есть, это – личное бессознательное.

Что касается Юнга, то он разработал концепцию коллективного бессознательного – существования особого слоя объективной психики. Юнг был, с одной стороны, практикующим клиницистом, имеющим дело с разнообразнейшими проявлениями человеческой психики, с другой – обладал широкими познаниями в таких областях как антропология, археология, мифология, культурология и других. Осмысление этого материала – переживания бессознательного своих клиентов: сновидений, фантазий – столкнуло его с необходимостью обратиться к изучению восточной философии, алхимии, астрологии, достижений современной физики.

Швейцарский психолог обратил внимание на то, что сновидения пациентов характеризуются определенным набором типичных «мотивов». В отличии от Фрейда, который акцентировал своё внимание на личном, биографическом, моменте переживания бессознательного, Юнг выделял в сновидениях и фантазиях общечеловеческое содержание. Оно зачастую имеет мифологическую основу: борьба героя с драконом или другим чудовищем, поиски утраченной возлюбленной и борьба за нее, попытки найти утерянную драгоценность или спрятанное сокровище и другие мотивы, такие знакомые нам по сказкам, древним мифам, средневековому эпосу. И дело тут совсем не в том, что эти мифы имели возможность кочевать с материка на материк, проникая в совершенно разные культуры, но при том сохраняют схожесть, как братья близнецы.

Юнг был убежден в том, что это и есть проявление коллективного бессознательного. Помните ранее мы говорили об универсальной душе?

А как быть с теми случаями, когда пациент, без специального гуманитарного образования, воспроизводит сюжет древней мистерии, или же символ ушедшей и забытой религии?

Профессор продолжал:

- Продукты культурного развития – мифы, религии, искусство, наука, и другие – есть, согласно концепции Юнга проекции психических сил на внешний мир. Воздействие этих психических факторов намного сильнее для человека, чем воздействие природных стихий.

Вы только задумайтесь над этим! То, что внутри нас, хотя и находится в поле бессознательного, сильнее того, что снаружи, сильнее стихий, явлений и событий!

 Юнг выдвинул оригинальную концепцию Бога: появление различных божеств – это не обожествление природных факторов: солнца, молнии, плодородия и тому подобное, но проекции бессознательных сил самого человека на внешний мир.

Вступая во взаимодействие с архетипами, человек может получить доступ к величайшему источнику силы. Этим, кстати, можно объяснить многие чудеса встречающиеся в религиозной среде.

Таким образом, по Юнгу, человек проецирует собственные бессознательные факторы вовне, а затем встречается с этими проекциями как с внешними силами, как с богами.

Андрей открыл глаза, и июньское солнце снова ударило по глазам, Андрей продолжал смотреть в окно, а профессор, как раз начал говорить про архетип Солнца и образ Света:

- Видение света – переживание, испытанное многими мистиками и неординарными личностями. Приведу цитату из письма ХильдегардыБингенской монаху Виберту: «С самого детства я вижу в своей душе свет, но не внешними очами и не помыслами сердца… Свет, который я ощущаю, не от пространства, но много светлее облака…

Андрей смотрел на небо. Заметил, что оно безоблачно, а солнце слепило глаза. Профессор продолжал цитату:

- …я не могу различить ни высоты, ни ширины, ни длинны… Я не могу распознать в этом свете какого-либо образа, но всё же иногда замечаю в нем другой свет, который у меня называется живым светом, когда я радуюсь созерцанию этого света, из моей памяти исчезают печаль и боль…» Вот такое свидетельство.

Андрей посмотрел на профессора, но ничего не смог увидеть кроме света, заполняющего аудиторию. Андрей закрыл глаза, но свет был внутри и снаружи. Требовалось какое-то время, чтобы глаза привыкли. Такое бывает, когда смотришь на искры электросварки. Андрей продолжил слушать профессора с закрытыми глазами, рука сама что-то рисовала на полях конспекта.

- Архетипы не доступны чисто интеллектуальному пониманию, это «куски самой жизни», постижение которой требует вовлеченности всей личности.

Ослепление светом прошло. Андрей посмотрел на свой конспект, и удивился, что тот треугольник, который он ранее нарисовал на полях своего конспекта, после легкой штриховки стал объемным и совсем похож, на тот синий камень, который Андрей использовал как маятник. Андрей подрисовал к треугольнику петельку, свозь петельку «продел» ниточку. Свой маятник Андрей утопил в реке, а теперь он всплыл из его подсознания. Казалось, что профессор подходит к самой сути, а Андрей уже думал о чем-то своем.

- Стоит заметить, что архетипы Юнга представляют собой лишь возможность, диапазон реализации которой располагается между двумя полюсами. Именно в силу того, что мир явлен человеку через призму архетипов, психика, в понимании Юнга, является первичным Началом. Он не отрицает реальность внешнего мира, но делает акцент на том, что его видение человеком обусловлено психическими проекциями.

Коллективное бессознательное – это первоначальное состояние психики. Можно сказать, что любой человек, как псюхе-душа, изначально целостен со Вселенной и вмещает в себе весь опыт космической истории.

Андрей достал свой смартфон, и в поисковике браузера набрал слово «биолокация». Открыв первую ссылку, предложенную поисковой системой, он встретил знакомое лицо мастера биоэнерготерапевта Петрова Олега Егоровича, здесь же были и его контакты: номер телефона, электронная почта.

4. Андрей ощущал, как будто-то профессор убедил его в том, чтобы продолжить свой эксперимент с маятником. По окончании семинара, Андрей позвонил мастеру биолокации и назначил встречу, на которой, как он полагал, сможет расставить точки над i. 

Глава. Развеянные сомнения

Сразу после семинара, Андрей приехал мастеру биолокации. Олег Егорович оказался человеком очень простым и располагающим к себе.

Андрей стразу поделился своими экспериментами с маятником и разочарованием от теста с картами.

- Маятник лишь отображает состояние твоего сознания. Ты усомнился, маятник выдал ошибку. Да и твой друг, просто не серьезно отнесся к эксперименту.

- Критически…

- Не просто критически, а с насмешкой, с иронией, а это серьезные помехи при работе с мятниками.

- Можно ли, вообще проверить, точность работы маятника?

- Конечно, можно. Я уже много раз проверял и много раз убеждался.

- А на картах можно проверить?

- Почему это для тебя важно?

- Критическое мышление основа научного подхода, я хотя бы для себя должен убедиться в эффективности метода, а пока это больше похоже на гадание.

- Понимаю. Есть карты?

Андрей достал из кармана новенькую запечатанную колоду игральных карт.

- Клади карту, - сказал мастер.

Андрей перетасовал колоду, снял верхнюю карту и положил на стол рубашкой вверх. Мастер достал свой маятник. Сел ровно, поставил локоть на поверхность стола, большим и указательным пальцами он сжимал кончик нити, которая под тяжестью медного конуса внизу, вытянулась, как струна.

- Могул ли я начать работать? – задал вопрос мастер.

Андрей пристально, как в микроскоп всматривался в руку профессионала, пальцы и кисть оставались неподвижными, а медный конус слегка качнулся по вертикальной оси.

- Продолжим, - вероятно, для Андрея, Олег Егорович дал знать, что можно работать.

Рядом лежала карта, которую требовалось определить. Но и следующий вопрос мастера был тоже не про карту.

- Будет ли полезным этот эксперимент для Андрея?

Маятник ответил «да».

— Вот, теперь можно приступить к самому эксперименту, - резюмировал биоэнерготерапевт.

Из ответов маятника на вопросы про цвет, масть и значение карты, выходило, что это красная бубновая девятка.

Андрей пристально смотрел на еще не вскрытую карту. Перевернуть карту в этот момент для него было более волнительно, чем вскрытие конвертов с именами номинантов на премию «Оскар».

- Перевернешь?! – спросил его мастер.

- А, - очнулся от задумчивости Андрей, - да.

Андрей перевернул карту, это была бубновая девятка. Молодой человек едва сдерживал эмоции:

— Вот это, да! Фантастика!

Это было похоже на фокус, но точно, не было похоже на случайность.

- Можно еще раз, - попросил Андрей.

Мастер поставил локоть на стол, нить замерла. Как и в первый раз, Олег Егорович, задал «дозволительный» вопрос.

Андрей перетасовал колоду, вытащил карту и, как и в предыдущий раз положил ее рубашкой вверх. Андрей уже знал язык маятника и сам фиксировал ответы в блокноте.

- Красная? – нет.

- Черная? – да.

Мастер задал проверочный вопрос:

- Это красная девятка?

Последовал отрицательный ответ.

- Это карта картинка?

Маятник выдал положительный ответ.

- Эта карта имеет числовое значение?

Маятник качнулся, дав отрицательный ответ.

- Черная картинка, - резюмировал Андрей, - валет, дама или король.

- Валет? – последовал вопрос мастера.

Отрицательный ответ.

«Нет» - сделал пометку в свой блокнот Андрей.

- Дама?

Маятник выдал положительный ответ. Оставалось определить масть и задать пару уточняющих вопросов. В итоге маятник указывал на то, что это была пиковая дама.

- О, как! Это уже, прям, мистика, какая-то! Пиковая дама!- удивлялся Андрей.

- Или указание на архетипический образ, - сказал Олег Егорович, чем сильно удивил Андрея. В этих словах, слышалось, что-то из лекций юнгинианской психологии, он явно неготов был услышать это от биоэнерготерапевта.

- Карту переворачивать будешь? – спросил мастер.

Андрей перевернул карту и как ужаленный вскочил со своего стула. Это была пиковая дама!

Теперь биоэнерготерапевт, не выглядел, как шарлатан. Доказательства были убедительны, хотя и не было понятно, как это работает, откуда именно берутся ответы, кто отвечает? Андрей даже произнес это вопрос вслух:

- Кто отвечает, как это работает?! Удивительно!

- Сверхсознание дает нам ответы, когда мы настраиваемся и готовы воспринимать посылаемые ответы. То, что, люди называют Богом, святыми, вы как психолог должны знать, что всё это архетипы, которые содержаться, в общем для всех Сознании. А что за Даму вы собираетесь искать?

- Даму?

- Да, я думаю, эта карта выпала не случайно, вы же не праздности ради проводили этот тест?!

-Да, вспомнил. Я хочу выяснить, кем я был в прошлой жизни, но не только выяснить, но и найти, что-то, что принадлежало мне в прошлой жизни, эдакий, артефакт, материальное доказательство. Я выяснил, что я был женщиной и жил на Кавказе. Маятник сказал, что такой артефакт есть, и я смогу его найти.

Глаза Андрей горели, когда он поделился с мастером своей идеей.

- А вы как считаете, возможно, найти с помощью маятника такой артефакт?

- Если вещь существует в приделах досягаемости, то можно. Как говориться: «ищите и найдете». А женщина нерусская и не славянка?

- Да. А вы как это определили?

- Дама пик – черная масть. Пики, оружие, острие, жало – это, как характеристика. И еще она не христианского вероисповедания, а если предположить, что на Кавказе, кроме христианства и ислама других вероисповеданий нет, ну исторически, то значит, ее надо искать среди мусульманских народностей!

Андрей был поражен логичностью интерпретации, выпавшей карты.

- Если бы только знать город, село или место, где искать! Существует же, скорее всего надгробие?!

- Всё может быть. А город или село ты сможешь найти с помощью географической карты. Карта любой местности — это же система координат, а системой координат маятник работает легко.

- Знаю, я так и вычислил что это Кавказ, по направлению сторон света относительно Москвы.

- Вот, по той же логике пройдись и по Кавказу, определи границы, выбери населенный пункт, лучше в центре системы координат, и уточняй точку на карте.

Сомнений не оставалось. Было решено, что когда он выяснит детали, а главное теперь — это уточнить место поиска артефакта, то при первой же возможности отправится в путь, на встречу с собой. В руках был инструмент, с помощью которого Андрей мог не только установить, кем он бы в прошлой жизни, но найти предметы, которые были свидетелями его прошлой жизни.

Андрей знал, что маятники продаются в магазине «Синие Небеса», куда он поспешил сразу после встречи с мастером биолокации. Сегодняшний день был полон случайных не случайностей. На витрине в магазине Андрей встретил точь-в-точь такой же тёмно-синий агат, как тот, который он выбросил в реку. Весь день был наполнен знаками Вселенной.

Ночью Андрей снова приступил к работе с маятником.

После очередного сеанса Андрей выяснил, что искать надо в окрестностях города Шатой, в Чечне, искать надо кладбище, возможно надгробие могло дать информацию для поиска и других следов своего прошлого воплощения.

Не всегда маятник однозначно отвечал на вопросы, часто ответом были вращения по часовой стрелке. Андрей заметил, что сеанс нельзя затягивать больше часа, маятник, как будто уставал и переставал адекватно реагировать. Это становилось понятно по проверочным вопросам, когда маятник противоречил сам себе.

Сложным оказалось выяснить вероисповедание женщины, маятник то, крутился как волчок, то качался в разные сторону. Потом Андрей вспомнил, что жила она, точнее он в своем прошлом воплощении в Советском Союзе, где религия была под запретом. Пытаясь выяснить имя, Андрей потратил много времени, но всё на что указывал маятник с определенной точностью, это первая буква имени «А».

5. Глава. Заявление на отпуск.

После общения с мастером Андрей окончательно утвердился в намерении отправиться на поиски артефакта своего прошлого воплощения. Город был известен, детали можно было прояснить с помощью маятника уже на месте. Но сделать это в ближайшее время было крайне затруднительно. У Андрея еще не закончился испытательный срок работы в центре Глафиры Графф. И еще существовало негласное правило, что летом никаких отпусков. Собственно работа летом для психологов центра сама по себе была «курортом», постоянные выездные мероприятия, тренинги, загранкомандировки с проживанием в дорогих отелях. Вот и на это лето уже существовало расписание, в котором Андрею отводилась роль администратора и помощника на многих мероприятиях.

Когда Андрей поделился с Романом своим намерением, выпросить отпуск у Глафиры, Роман предложил пари, и сделал ставку, как настоящий гусар, ящик французского шампанского «Вдова Клико», в случае если Глафира отпуск даст.

- Ну а не даст, что будешь делать? – спрашивал Роман.

- Даст, или не даст, я всё равно поеду! Для меня это важнее денег! – отвечал Андрей.

Собственно работа у Глафиры это была «любовь по расчету», а в университете, «по любви», но лекции в университете, не приносили хорошего дохода. Зарплата в университете скорее напоминала компенсацию за потраченные часы. Но именно там, в общении со студентами Андрей видел свои смыслы, а в центре «ЭлитПсюхе» зарабатывал деньги. В планах была свадьба, покупка квартиры в ипотеку, и без Глафиры Графф заработать деньги на всё это было бы крайне трудно.

Как только закончились лекции в университете, Андрей поспешил в кабинет начальницы.

- Алёна, Глафира Арнольдовна у себя? – спросил Андрей девушку за стойкой ресепшн.

- Да.

- В каком настроении?

Это был важный вопрос. Если что либо, надо было получить или согласовать, то важно было не только застать «королеву мать» на месте, но и попасть в нужное настроение. Если «королева» была не в духе, лучше даже на глаза не попадать, но те, кто попадали под благорасположение, бывало, что и премию получали, просто за то, что поддержали разговор. Это напоминало рулетку.

- В нормальном, - ответила девушка.

— Значит можно и зайти, - произнес Андрей, - Кстати, как твоя арт-терапия? Алёна, а ты же веришь в прошлые жизни?

- Верю. Я в прошлой жизни была фрейлиной императрицы! – с уверенностью сказала девушка.

- Это ты как определила?

- Я на тренинг специальный ходила, рекомендую!

- А где похоронена эта фрейлина, знаешь? Хотела бы ее вещи найти или могилу?

Алёна посмотрела на Андрея, как на сумасшедшего.

- Ты думаешь, такое возможно? – с любопытством спросила девушка.

- Очень хочу это проверить! Вот представь, если бы ты могла найти, взять в руки и читать письма, той фрейлины, которой ты была в прошлой жизни!

Девушка задумалась. Андрей пошел к кабинету начальницы.

- Глафира Арнольдовна, можно?

- Да, Андрей заходи! Как раз хотела тебе объявить, что ты успешно прошел испытательный срок, и у меня для тебя еще две новых клиентки есть.

- Очень признателен! Я к вам по очень важному для себя вопросу!

- Ну, давай выкладывай, что там у тебя?

- Я знаю, что в отпуск летом мы не ходим, но я хотел бы попросить две недели за свой счет.

- За свой счет или не за свой счет это не важно! А важно, что летом у нас полная загрузка по выездным мероприятиям! Через две недели едим в Турцию, в июле на Бали, едет вся наша команда. Если ты в команде, то какие еще важные дела у вас могут быть еще?! Помню, что говорил про свадьбу, но это же в сентябре!

- У меня возникла острая необходимость посетить родственников в Пятигорске, мне две недели за свой счет в ближайшее время или как только получится…

- Как только получится это сентябрь, не раньше!

- Сентябрь это поздно! Я бы отработал, на ваших условиях, мне очень важно!

- Андрей, это невозможно!

Андрей стоял и как будто ожидал какого-то чуда.

- На моих условиях, - женщина полистала ежедневник, лежащий на столе, и не отрываясь от ежедневника, продолжала, как бы размышлять вслух, - есть у меня клиентки с особым запросом, надо с ними поработать…

- С особым запросом?

- Да, надо будет к ним ездить, а живут они в области. А они мне очень, очень важны. Хочу их на Бали взять! Сумеете уговорить, а я почему-то в вас верю, получите отпуск и даже оплачиваемый, а в Турцию можете не ехать!

- Глафира Арнольдовна, весьма вам признателен, значит через месяц я смогу взять отпуск на две недели?

- На десять дней!

- Да, хорошо!

Андрей окрыленный выскочил из кабинета Глафиры. В фойе перед стойкой ресепшн Андрей набрал номер Романа:

- Дружище, с тебя ящик шампанского!

- С чего это? Глафира согласовала тебе отпуск?

- Да!

В трубке смартфона на несколько секунд наступила тишина.

- Стоп, стоп! У тебя есть подписанное Глафирой заявление?

- Нет, но мы договорилась. Она мне каких-то клиенток поручила, и освободила от поездки в Турцию, так что через месяц я в отпуск!

- Э, брат. Не говори «гоп», пока не перепрыгнул. Даже если бы она тебе подписала заявление, это еще не было бы гарантией, того, что тебя отпустят в отпуск, а устная договоренность с Глафирой, это вообще, ничего не значит. Так, что с шампанским мы повременим. А что там за клиентки-то?

- Я еще не знаю, сказала «с особым запросом», к ним в область надо ездить.

- «С особым запросом» это, вообще, моя тема!

- Это почему ты так решил?

- Мой опыт мне подсказывает, что придется тебе выйти за границы, чисто психотерапевтической практики.

- Вот вечно ты всё к одной теме сводишь…

- Ха, ха, Фрейдом клянусь! Ладно, расскажешь потом, что за особые запросы у этих клиенток.

10. Глава. Особое поручение.

Глафира обещала компенсировать расходы на такси, а ехать пришлось в подмосковную Барвиху. На сеанс в один час уходило три часа с учетом дороги. Но с такими клиентками Глафира готова была нянчиться, выполняя любые их капризы, так как именно такие клиентки не только хорошо пополняли бюджет ее центра, но и имели нужные для Глафиры связи, и обеспечивали позитивный резонанс в своем окружении.

Проехав по улочкам коттеджного поселка, водитель остановился там, куда привел его навигатор. Высокий металлический забор с камерами наблюдения, массивные ворота, дверь с кнопкой для видео-вызова. Андрей сверил адрес, рассчитался с водителем, вышел из машины, подошел к двери и нажал кнопку вызова.

- Кто? – раздался мужской голос.

Андрей представился:

- Андрей, психолог, центр «ЭлитПсюхе».

Дверь открылась. Андрей вошел во двор, на крыльцо вышел пожилой мужчина в строгом деловом костюме.

- Здравствуйте, - поприветствовал он Андрея, - проходите, хозяйка вас ждет. Я дворецкий, Степан.

- Очень приятно, я Андрей.

- Следуйте за мной, - дворецкий поднялся по лестнице на второй этаж, Андрей шел следом.

- Вам сюда, - дворецкий указал на дверь одной из комнат, сам постучал, приоткрыл дверь и доложил:

- Анфиса Карловна, к вам пришли. Психолог.

- Пусть проходит, - раздался женский голос из комнаты.

И вот Андрей оказался в комнате, которая чем-то напоминала ему фойе центра «ЭлитПсихе»; аквариум, массажный стол, мягкая мебель, мягкий приглушенный свет.

Дама сидела в массажном кресле, такие иногда ставят в торговых центрах, только это было сильно навороченным; можно было менять угол спинки, до совсем горизонтального положения, и регулировать высоту самого кресла.

Женщина открыла глаза и выключила режим вибрации своего кресла. Одета было хозяйка в домашний шелковый халат с ярко красными розами.

- Здравствуйте, меня зовут Андрей, я психолог…

- Знаю, жду. Располагайтесь, - дама указала на диван.

- Спасибо.

- Я Анфиса. (Анфисе было где-то за пятьдесят)

- Я могу обращаться к вам по имени? - уточнил Андрей.

- Конечно! Хотите шампанское?

На столе перед зеркалом, за которым, женщины обычно наводят красоту стоял кулер, ведерко со льдом, из которого торчала открытая бутылка шампанского. Женщина подошла к зеркалу и сделала глоток из бокала, который стоял рядом с кулером.

Сидя на диване, Андрей наблюдал, как хозяйка вытащила бутылку шампанского из кулера, вода от растаявшего льда стекала по тёмно-зелёному стеклу бутылки. Женщина подошла к бару и взяла бокал.

Прочитав намерение хозяйки, Андрей предупредил:

- Спасибо, но я на работе, я не могу пить шампанское, можно мне стаканчик воды?

Анфиса проигнорировала просьбу Андрей, наполнила бокал, долила в свой, и с двумя бокалами подошла к дивану, где сидел Андрей.

- Я не могу, - начал было протестовать Андрей, но Анфиса властно вручила ему бокал с шампанским.

- Вы приехали ко мне домой, а здесь мои правила. И не о чем не переживайте. Андрюша, я напишу Глафире благодарственное письмо, если мы с вами хорошо поработаем, если вы не будете слишком упрямы.

- Я психолог, - Андрей хотел обозначить свои границы, на что Анфиса ответила:

- Я знаю, - слегка ударив своим бокалом о бокал Андрей, произнесла тост:

- Давайте выпьем за психологию! И пожалуйста, не расстраивайте меня, пейте!

Нехотя Андрей сделал несколько глотков.

Андрей и хозяйка сидели на диване. Андрей поставил бокал с шампанским на журнальный столик, посмотрел на клиентку. Она взглядом поедала своего гостя. Андрей невольно остановил взгляд на ее оголившийся ноге.

- Вообще-то, психотерапия не совместима с алкоголем, - заметил Андрей.

- Оставьте свои формальности. Скажите, я вам нравлюсь?

Андрей явно не ожидал такой лобовой атаки.

Ситуация тупиковая, ответить «да», будет означать принять игру хозяйки, что будет означать потерю инициативы и роли психотерапевта, сказать «нет» - обидеть женщину. И как психолог и как мужчина был хорошо знаком с подобными уловками.

- Давайте начнем сеанс психотерапии, - Андрей сделал вид, что не слышал последнего вопроса.

- Давайте начнем, - женщина сделала очередной глоток шампанского.

- У нас час, о чем бы вы хотели поговорить за этот час? – начал Андрей.

- Андрюша, я оплачиваю вашу работу, и если я решу будет и два часа и три, и знаете, я всё оплачу, понимаете?

- Понимаю.

- Я плачу хорошо. Могу лично вам заплатить. Сколько вы хотели бы получить дополнительно? Десять? Двадцать?

Андрей молчал. Он хорошо понимал, что его сейчас покупают, и даже догадывался, что точно, не как психотерапевта. Сказать, что Андрей был смущен, это ничего не сказать.

- Я попрошу вас о маленьком одолжении, это, конечно, не входит в ваши профессиональные обязанности, но я умею быть благодарной.

Андрей вопросительно смотрел на свою клиентку.

- Вам не сложно будет сделать мне шейно-плечевой массаж?

Внутри Андрея назревала целая буря противоречивых чувств и мыслей. Он не был уверен, как правильно поступить в этой ситуации, Андрей чувствовал, что он заблудился в своих правах, желаниях и обязанностях.

Он молча встал и зашел со спины к женщине. Анфиса слегка скинула с плеч свой халатик. Андрей начал массировать ее плечи.

- У вас очень нежные руки, вашей жене повезло, - сделала комплимент Анфиса.

- У меня еще нет жены.

- Тем лучше, - заметила женщина, - у меня есть прекрасный массажер, японский, очень его люблю, но самой спину массировать неудобно, могу я вас попросить?

Андрей уже представил, что теперь не придется работать руками, так как есть массажер.

Мысленно Андрей уже себя оправдывал за то, что за массаж он уже внутренне согласился взять десять или двадцать, как ему показалось, тысяч рублей.

- Вот там, - женщина указала на будуар с зеркалом.

Андрей подошел к зеркалу.

- Откройте выдвижной ящик, верхний, - уточнила Анфиса.

Андрей открыл ящик и сразу покраснел. В ящичке лежали фаллоимитаторы разных цветов размеров и конфигураций, вагинальные шарики и еще несколько предметов непонятные для Андрея.

Переведя дыхание, Андрей сказал:

- Здесь нет для спины.

- Ладно, бери любой!

- Простите, - Андрей обернулся к дивану и увидел, что Анфиса скинула халат и, оставшись в одном белье, уже лежала на диване.

- Извините, я не могу продолжать работу, мне надо уйти! – как будто оправдываясь, сказал Андрей и направился к двери.

- Андрюша, куда же вы? – растеряно произнесла хозяйка, затем сменив тон на властный продолжала:

- Андрей, стойте! Если вы уйдете, я гарантирую вам неприятности!

Андрей, как ошпаренный пролетел по лестнице, прямо к двери на выход.

Накинув халат, Анфиса вышла на лестницу и крикнула вслед психологу:

- Андрюша, последний раз прошу вас остаться или…

Но Андрей уже был во дворе.

Понимая, что на компенсацию такси теперь рассчитывать не придется, Андрей шел по улочкам коттеджного поселка на остановку к Рублево-Успенскому шоссе.

Внутри всё клокотало и хотелось с кем-то поделиться тем, в какую ситуацию он попал. Андрей позвонил Роману.

- Ало, привет. Можешь говорить?

- Да, что у тебя?

- Кажется ты был прав, по поводу доп нагрузки. Я сейчас в Барвихе, меня клиентка, чуть не изнасиловала.

- Ого, и что? Ты не поддался? Кремень?! – шутил Роман.

- Я серьезно, мне как проститутке деньги предлагали!

- И что? Мало предлагали?

- Много. Но не в этом дело, я всё-таки психолог…

- Или она совсем уродина? - продолжал Роман.

- Дело не в этом, я не знаю, как-то…, - Андрей не мог подобрать нужные слова, - Рома, я психолог, а не проститутка, и не дамский угодник!

- Мне кажется, ты сгущаешь краски, ты излишне принципиален. Надо проще…

Андрей увидел подъезжающий к остановке автобус и ускорил шаг.

- Ладно, потом договорим, у меня автобус.

Андрей побежал, чтобы успеть войти в автобус. Отдышавшись, он рассчитался с водителем и занял место у окна.

Уже подъезжая к городу, в кармане завибрировал смартфон. Андрей посмотрел на экран. Входящий вызов был от абонента, отмеченного, как «Глафира Босс». Андрей нехотя принял вызов:

- Алло, я сейчас не могу говорить, я сейчас в автобусе, - сразу обозначил Андрей.

- А и не надо ничего говорить, я тебя уже предупреждала, ты уволен! – из трубки раздался строгий женский голос.

- Но,- Андрей хотел что-то объяснить, но в трубке уже звучали гудки.

- Вот, черт!

Андрей встал со своего места и попросил водителя остановиться. На ближайшей остановке Андрей вышел и перезвонил Глафире.

- Чего еще ты хочешь мне сказать? – ответил всё тот же строгий женский голос.

- Глафира Арнольдовна, я всё объясню. Меня соблазняли.

- И что же ты не соблазнился?

- Это было настоящее сексуальное домогательство, это нарушение моих прав…

- Хватит нести пургу! Сексуальное домогательство, это когда мужик домогается юную девицу! Ты что девица?

- Нет.

- Вот, а если взрослая женщина просит мужчину оказать моральную и психологическую поддержку, то настоящий мужчина не должен задумываться о формах и способах этой поддержке! Или ты не мужчина?

- Я мужчина, но…

- Я в этом сомневаюсь! Но это уже не важно, у меня в центре ты больше не работаешь!

Глафира бросила трубку.

Когда вас увольняют, всегда есть плюс и минус. Плюс в том, что у вас появляется время на то, на что раньше времени не было, а минус — это отсутствие дохода. И чем больше и значимее был доход, тем больше и минус при увольнении.

Андрей вспомнил психологическое упражнение, которое он очень любил в студенческие годы. Суть упражнения заключалась в том, чтобы из самой плохой ситуации извлекать максимум позитивных моментов.

Андрей сосредоточился на главном – теперь он беспрепятственно мог отправиться в путешествие за своим артефактом. Поэтому подходя к дому, он уже был абсолютно спокоен, и даже обдумывал свой маршрут.

У подъезда своего дома он увидел припаркованный свой Рено Логан, это означало, что Лена была дома. Андрею предстояло, как-то объяснить текущую ситуацию невесте.

Когда Андрей вошел в квартиру, Лена прихорашивалась перед зеркалом, вероятно куда-то собиралась.

- Ты не отразима! – Андрей начал с комплимента.

- Я знаю, и это тоже труд, - ответила девушка.

Андрей смотрел на отражение своей невесты в зеркале.

- «И это тоже труд» - повторил он за Леной, - а меня уволили!

- Из университета? – равнодушно спросила девушка, продолжая наводить красоту.

- Нет, Глафира уволила!

Лена отложила кисточку с тушью и посмотрела на Андрея.

- Как это? За что? На что же мы теперь будем жить?

Андрей молчал.

- Где ты теперь найдешь работу с такой зарплатой?!

- Не знаю, надо будет поискать.

- За что тебя эта грымза уволила?

- Клиентка, домогалась, соблазняла меня, а я ей отказал, получается… А по мнению Глафиры «клиент всегда прав», и мы должны выполнять любые прихоти…

- Ты мой верный, - Лена встала и поцеловала Андрея в щечку, и, вытирая след от помады, продолжала:

- Ты же скоро найдешь хорошую работу, у нас будет свадьба, своя квартира…

- Ты про ипотеку?

- Мне все равно, главное, чтобы у меня была своя комната, и кабинет для моего «Фрейда».

- Не знаю. Я думаю, что пока надо продать автомобиль.

- Как продать? А на чем же я буду ездить?

- На метро, как другие, как я.

- Ты с ума сошел?! Я не могу, как все! Я не смогу на метро!

- Почему?

- Потому! Ты совсем, что ли дебил! Зачем продавать мой автомобиль?!

- Ну, вообще то, он мой.

- Ой, всё! Давай всё считать и делить имущество…

- Просто, пока я не найду работу, я не смогу выплачивать кредит за нашу машину.

- Так ты найди работу, и выплачивай!

- Я найду, но мне надо кое-куда съездить, на неделю, через неделю, - думая, как бы объяснить цель своей поездки, Андрей сказал первое, что пришло в голову, - мне для исследования надо в университете.

- Тебе за это заплатят?

- Нет, но мне это важно!

- Ты машину собрался продать, потому что у тебя нет денег, а сам уезжаешь на две недели вместо того, чтобы искать работу. А если ты потом не найдешь работу? От твоих лекций в универе мы не сможем оплатить даже эту…, - девушка перешла на повышенный тон.

- Найдем, что-то другое, попроще, - Андрей пытался сохранять спокойствие.

Лена закипела:

- Попроще?! Что может быть попроще, мы и так в однушке живем?

- Ну, можно снять комнату, или переехать в область.

- Ты как себе это, вообще, представляешь?! Ты меня совсем не уважаешь и ни во что ставишь!

- Но…

- Молчи! Я больше так не могу! – девушка готова была расплакаться, - зачем ты отказал этой клиентке? Разве ты не должен был..? Ты же психолог!

Теперь уже кричал Андрей:

- Именно, я психолог, а не проститутка!

- То есть ты меня хочешь отправить на панель, чтобы я насасала и на квартиру, и на машину?!

- Я такого не говорил.

- А тут и так все понятно, ты, видите ли, не проститутка, значит, это я должна ей стать!

- Ничего не значит, не передергивай!

- Всё, с меня хватит! Я больше не могу терпеть таких условий, мы живем, как… Просто в жопе! Я поняла, сейчас поняла, что с тобой я никогда не выберусь из этого… Поищи себе другую дуру!

С этими словами девушка направилась к двери.

Андрей не спешил останавливать невесту. Конфликта он не хотел, но бессознательная потребность в переменах назрела и проявила себя в виде такого стечения обстоятельств.

Увольнение, невеста ушла, и всё это в один день. «Чего еще ждать?!» - думал Андрей.

Смартфон подал сигнал о пришедшем сообщении. Андрей открыл мессенджер и прочитал:

«Ключи от квартиры и машины верну, когда заберу свои вещи. Прощай, лузер!»

- Прощай, - вслух произнес Андрей.

В любой другой ситуации это могло стать поводом для депрессии или запоя, но не сейчас, но не для Андрея. У него была идея фикс, и теперь ничто не препятствовало ему отправится в своё путешествие. 

 

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!