Теория индустриального общества.



Возникновение теории единого индустриального общества связано с именем французского социолога Раймона Арона, который утверждал, что в ходе индустриализации разных стран образуется единое для них индустриальное общество, а советская и западная системы – это лишь его разновидности. Технический прогресс, по мнению другого автора теорий единого индустриального общества – француза Эллюля, модифицирует не только применение экономических законов, но и сущность самих законов ликвидируется, ведущая роль собственности, экономическая власть переходит к крупным корпорациям, с помощью государства ликвидируются полюса богатства и нищеты.

Таким образом, идея о потере капиталистическими собственниками власти над воспроизводственным процессом, получившая развитие ранее в теории «революции управляющих», характерна и для теоретиков нового индустриального общества, утверждающих, что разрешение проблем индустриальной цивилизации перешло в руки управляющих менеджеров. Согласно Арону и другим сторонникам нового индустриального общества структура современных корпораций не носит монополистического характера, ибо она ориентированна не только на извлечение прибыли, но и на выполнение целого ряда жизненно важных социальных функций. В качестве доказательства приводится ссылка на то, что растущие корпоративные доходы направляются на лучшее удовлетворение запросов потребителя, реконструкцию городов, защиту окружающей среды, развитие научных исследований и иные подобные цели.

Теория нового индустриального общества описана американским экономистом Джоном Гэлбрейтом в ряде его работ, но, прежде всего в книге «Новое индустриальное общество» (1957). Еще в 1957 г. в работе «Общество изобилия» Гэлбрейт стремился доказать, что применение ложной и все более совершенной техники ведет к внутреннему перерождению капитализма, насыщению рынка потребительскими товарами, хорошо организованной системе услуг и, как следствие этого, к стиранию прежних социальных контрастов. Вся экономическая система современного капитализма представлена им как совокупность двух разнородных секторов – «планирующей системы» и «рыночной системы». К первой относится мир крупных корпораций, технологией, но и над обществом и государством; ко второй – мелкие фирмы, исчезающее ремесло, сфера услуг и т.п., которые лишены власти, хотя и выступают средоточием непреходящих экономических, культурных, духовных и социальных ценностей. «Планирующая система» осуждается за стремление к безграничной экспансии и пренебрежению общественными интересами как источник неустойчивости и обострения противоречий. Какие выводы можно сделать из теории Арона и особенно Гэлбрейта для мировой экономики? Предлагается серия частных реформ для вывода государства из-под власти «планирующей системы», которые бы поставили его на службу немонополизированному сектору, обеспечили конкурентоспособность и рост покупательской способности «рыночной системы».

Теория постиндустриального общества.

Первой можно обозначить концепцию постиндустриального общества американского социолога Даниела Белла, в которой ставится вопрос о экономических особенностях общества после завершения индустриализации. Постиндустриальное общество характеризуется, по мнению Белла, пятью признаками:

1) переходом экономики от производства товаров к производству услуг;

2) преобладанием среди занятых работников профессиональных специалистов и техников;

3) ведущей ролью теоретического знания;

4) ориентацией технико-экономической среды на контроль над технологией;

5) обеспечением процесса принятия решений новой «интеллектуальной технологией».

Выход из кризиса «индустриализма» Белл видит как в развитии «постиндустриальных тенденций», так и в преодолении разрыва культуры с религией.

Другой вариант идей о постиндустриальном обществе – теория супериндустриализма, выдвинутая американским социологом и футурологом Алвином Тоффлером в книге «Третья волна» (1980). Автор стремится объяснить все сложные и разнородные процессы перемен, переживаемые современным обществом, крушением индустриализма и нарождением «новой цивилизации». Подобный переход он объясняет теорией последовательной смены «волн перемен», накатывающихся в процессе исторического развития. Около десяти тысяч лет назад началось «аграрная волна цивилизации», затем с конца XVII в. в Европе разразилась промышленная революция, а с начала 60-х гг. XX в. началось приближение «третьей волны».

В области социальной психологии и образа жизни общество «третьей волны» означает переход от «индустриального индивида, ориентированного на производство и потребление», к «новой личности, ориентированной на духовные ценности и творчество». Вместо культа денег, отношения господства и подчинения – отношения взаимопонимания и взаимопомощи; вместо жесткой дисциплины труда в рамках огромных организаций – добровольный труд в малых организациях и на дому, по скользящему графику; вместо разрушения природы, расточительства невосполнимых ресурсов – ориентации на сотрудничество с природой, на возобновляемые источники энергии; вместо роста ради самого роста – ограниченный сбалансированный рост.

Кейнсианство и либерализм.

Кейнсианство (автор – английский экономист Дж. М. Кейнс, основная работа – «Общая теория занятости, процента и денег», 1936) – одно из ведущих направлений теорий мировой экономики (экономической теории). 

Главная  идея Кейнса состоит в том, что система рыночных отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой (из-за отсутствия в условиях стихийного рынка равновесия между спросом и предложением) и что экономический рост может обеспечить только активное государственное регулирование экономических процессов.

Государство должно формировать «эффективный спрос», создавая рабочие места, поддерживая равновесие между потреблением и производством, доходом и занятостью. Главный регулятор – денежная и бюджетная политика.

Кейнсианство методологически связано с концепцией меркантилизма в:

– стремлении увеличить массу денег в стране (как средство их удешевления и соответственно снижения ставок ссудного процента и поощрения инвестиций в производство);

– одобрение роста цен (как способ, стимулирующий расширение торговли и производства);

– признание, что недостаток денег служит причиной безработицы;

– понимании национального (государственного) характера экономической политики.

Кейнс подчеркивал также важную роль государства в регулировании международного инвестирования. В объединении капиталов он видел выход из экономической дестабилизации.

Теория Дж. М. Кейнса оказала существенное влияние на экономическую политику западных стран и легла в основу принципов Бреттон-Вудской системы и устава МВФ.

Она оказала также большое влияние на внешнеторговую политику стран Запада.

Однако «перенасыщение» государства экономическими функциями, что обнаружилось в середине 1970-х годов, привело к некоторому (временному) упадку кейнсианства и возрождению либерализма (неолиберальных концепций).

Либерализм – экономическая теория (подход), согласно которой лучшей (или наименее плохой) экономической системой является та, которая гарантирует свободу личной инициативы хозяйствующих субъектов. Она исходит из того, что в области экономики существует естественный порядок, соблюдаемый в результате свободной инициативы отдельной личности – «человека экономического». Поэтому правилом экономической жизни должна быть свободная конкуренция, которая препятствует как созданию частнопредпринимательских групп, так и вмешательству со стороны государства, а интересы отдельной личности и общества в целом совпадают.

Либерализм провозглашает три принципа: значение частной собственности как юридической основы экономической жизни; значение свободного предпринимательства как генератора технических нововведений и экономического прогресса; значение свободной конкуренции как регулирующего механизма экономических отношений. Роль государства и тех средств, которыми оно располагает , важна. Но эта роль должна быть четко ограничена: контроль и обеспечение общего равновесия экономики; издание соответствующих изложенным выше принципам законов; контроль за их соблюдением и, в крайнем случае, финансирование тех видов деятельности, которые в силу своей природы или из-за нерентабельности входят в сферу комплектации государственного аппарата. Государство должно быть не орудием структурных преобразований, а фактором регулирования и развития личной инициативы.

Под влиянием либерализма и в его рамках в США были приняты антитрестовские законы; английское консервативное правительство в 1951 г. осуществило денационализацию металлургической промышленности; германское демохристианское правительство максимально ограничило роль государства в восстановлении экономики ФРГ (отсутствие национализации, поддержка частных инвестиций); французские правительства на протяжении 25 лет проводили политику внебюджетных капиталовложений и оживления финансового рынка.

С 1970-х годов неолиберальные концепции получили развитие прежде всего в рамках монетаризма. Представители: В.Репке (1899-1967), В.Ойкен, М. Фридмен и др. (схема 1).

МОНЕТАРИЗМ - теория социально регулируемой рыночной экономики (с 1970-х годов)
КЕЙНСИАНСТВО – теория государственного регулирования рыночной экономики (с 1930-х годов)
НЕОКЛАССИКА – теория саморегулируемой рыночной экономики (с конца XIX века)


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 796; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!