Восточные славяне в 6-9 веках.

Теории происхождения славян Для понимания процессов, которые привели к формированию единой древнерусской государственности, необходимо представлять территориальное расположение и динамику расселения славянских племен в догосударственный период, то есть выяснить вопросы территориально - географического порядка: где обитали «первославяне», с кем соседствовали, с какими природно-географическими условиями сталкивались, каковы пути последующих перемещений славянских племен. И здесь сразу встает важный вопрос о происхождении славян - времени и месте их формирования в древней индоевропейской среде. По этой проблеме имелось и имеется немало гипотез. Исконные области древних этнических общностей славян, получившие наименование «прародины» славянских племен, определяются учеными до сих пор неоднозначно. Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне на исторической территории, был древнейший летописец Нестор - автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет о их миграции. Следовательно, киевский летописец явился -родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов ХШ- XIV вв. Это мнение долгое время разделяли историки XVIII - нач. XX вв. Дунайскую «прародину» славян признавали, в частности, такие историки, как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др. По мнению В. О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII-VIП вв. Так, В.О.Ключевский видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле. К эпохе средневековья восходит зарождение и распространение еще одной миграционной теории происхождения славян, получившей наименование «скифо-сарматской». Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XIV - ХVШ вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад. В начале XX в. вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А. И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно - балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились. Иной вариант миграционной теории дал другой крупный историк и языковед академик А. А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II - III вв.). Слдовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А. А. Шахматова, была втоорая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства. Существовал и существует ряд других теорий миграционного характера происхождения славян и их «прародины»- это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», это и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, и ряд других теорий. Очевидно одно, что, согласно миграционной теории, славяне изображались по летописным данным сравнительно поздним пришлым населением на занимаемой ими территории (VI - VIII вв.), т. е. авторы этих теорий не считали их постоянными обитателями тех земель, где славяне были известны с древности. В противоположность теориям миграционного характера в советской историографии признается автохтонность происхождения славян. Интересными на этот счет являются взгляды историков не только нашей страны, но и наших соседей. В частности, близкими к воззрениям наших ученых 50-х - 70-х годов XX в. были и чешские исследователи, последователи крупного славянского ученого Л. Нидерле. Они считали, что славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии. По этой точке зрения - восточные славяне явились автохтонами (местными жителями) на своей земле. Подобные взгляды были высказаны болгарскими и польскими учеными. Отечественные историки в отражении данного вопроса отмечают сложность самого процесса происхождения славян. По их глубокому убеждению, первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации. Таков общий путь этнического, культурного и языкового развития народов и наций. Следовательно, народы образовались в ходе истории не от единого исконного «пранарода» с его «праязыком» путем последующего его распадения и расселения из какого-то первоначального центра («прародины»), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племен к последующему постепенному их объединению и взаимному скрещиванию. При этом мог, конечно, идти в отдельных случаях и вторичный процесс - процесс дифференциации уже сложившихся ранее крупных этнических общностей. Сегодня, когда мы рассматриваем проблемы, связанные с происхождением того или иного народа, следует обратить внимание и на современное видение этого вопроса и его терминологии. Так, Л. Н. Гумилев обращает внимание на следующее: «Антропосфера делится на сообщества, которые мы называем попросту народами, либо нациями, либо этносами... «Народ» - термин неудобный, он слишком, полисемантичен. Термин «нация» принято применять только к условиям капиталистической и социалистической формации, а до этого считается, что наций не было. Термин «этнос» очень пригоден для того, чтобы им обозначать сообщества, на которые распадается человечество». Так вот, в ходе процесса формирования этноса славян племена постепенно и последовательно проходили определенные стадии своего культурного и языкового развития, определявшего их этнические особенности. Роль переселений (миграций) в этом развитии оказывается, по мнению отечественных .историков, второстепенной. 2. Восточные славяне в древности: расселение, хозяйство, религиозные верования. Первые свидетельства о славянах: обособились из индоевропейской общности в сер 2 тыс до н. э. Прародина – территория от Одера до Карпат. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к 1 тыс н.э., о них сообщают греческие, римские, арабские источники. В эпоху Великого переселения народов (4-6 в.в.) славяне освоили Европу. Они жили в лесной и лесостепной зоне, вели оседлый образ жизни, земледельческое хозяйство. Славянский мир взаимодействовал с готами, с кочевыми народами степи.

Восточные славяне в 6-9 веках.

Расселение:  занимали территорию от Карпатских гор до средней Оки. Осваивали Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с финно-угорскими и балтийскими племенами. В этот время славяне объединяются в племенные союзы, каждое племя состояло из родов. Поляне жили по среднему течению Днепра,на северо- восток от них расположились северяне, в районе верхней Волги жили кривичи, у озера Ильмень –ильменские словене, по реке Припять дреговичи, древляне. К югу от реки Буг –бужане и волыняне. Между Днепром и Южным Бугом тиверцы. По реке Сожь –радимичи.

Хозяйство: основным занятием восточных славян было земледелие (подсечно-огневое, перелог). Основными орудиями труда были соха, деревянный плуг, топор, мотыга. Серпами собирали урожай, молотили цепами, размалывали зерно каменными зернотерками. С земледелием тесно связано скотоводство. Разводили коров, свиней, мелкий рогатый скот. Тягловая сила – волы, лошади. Промыслы: рыболовство, охота, собирательство, бортничество (сбор меда диких пчел).

Жили славяне общинами, сначала родовой, потом соседской. Это определяло уклад и характерные черты жизни. Хозяйства имели натуральный характер (производили все для собственного потребления). С появлением излишков развивается обмен ( продукты земледелия на ремесленные товары). Появляются города как центры ремесла, торговли, обмена, опорные пункты власти, обороны. Города строились на торговых путях. Историки считают, что в 9 веке на Руси было не менее 24 крупных городов ( Киев, Новгород, Суздаль, Смоленск, Муром …) Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья. Важнейшие вопросы решались на народных собраниях – вечевых сходках (вече). Существовало ополчение, дружина. Собирали полюдье (сбор дани с подвластных племен). Верования – древние славяне были язычниками.Славянские боги олицетворяли силы природы и отражали общественные отношения. Перун –бог грома, войны. Сварог –бог огня.Велес – покровитель скота. Мокошь –оберегала женскую часть хозяйства. Верили в духов –леший, русалки, домовой. Обряды и праздники связаны с земледелием. Отмечали рождение, свадьбы. Почитали предков. Поклонялись явлениям природы.

3. Теории происхождения Древнерусского государства: классовая – возникновение в период распада родовых отношений (появление неравенства, социальной дифференциации, собственности на орудия труда и землю и т.д.). /договорная – возникновение вследствие договора между людьми.Норманнская теория Государственность на Русь была привнесена извне, варягами (так считают сторонники «норманнской теории»). Аргументы: развитие промыслов, ремесел, торговли /переход от родовой общины к соседской (территориальной) /складывание межплеменных союзов /складывание племенных княжений и их центров /необходимость объединения для отражения набегов хазар, норманнов. Центристская теория Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов; к образованию Древнерусского государства привела необходимость регулирования отношений между людьми, проживающими на одной территории, а также защиты своей земли от внешних врагов. Аргументы: восточные славяне не могли создать государство вследствие своей отсталости /варяги (норманны) были более развитым народом, имели свое княжение, поэтому и были приглашены восточными славянами на княжение в Новгороде.

Теория Суть теории Сторонники теории
Норманнская Создание государства норманнами (варягами) с добровольного согласия славян. Г.З.Байер, А.Л.Шлецер, Г.Ф.Миллер, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев.
Славянская (антинорманнская) Отрицание роли варягов в образовании древнерусского государства и призвания их на княжение. М.В.Ломоносов, Б.А.Рыбаков
Центристская Возникновение государства как результата внутреннего общественного развития славян, но при участии варягов. А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва и многие современные историки.

4. КРЕЩЕНИЕ РУСИ Большое значение для укрепления княжеской власти имело крещение Руси. Созрели необходимые предпосылки: налаживались торговые пути с востоком, протесты против жертвоприношения, развитие государства движется к феодализму. После тщательного знакомства с крупнейшими монотеистическими религиями Владимир решил остановить свой выбор на православии. Вероятно, главной причиной такого решения была политическая ориентация на Византию – одно из наиболее могущественных государств Европы и Азии того времени, где православие было господствующей религией. Крещение Руси началось в 988 г., после того как крестился сам Владимир и его дружинники. Несмотря на то, что этот процесс проходил сложно и драматично (так как значительная часть населения Руси не желала расставаться с верой в языческих богов), принятие Русью христианства во многом способствовало дальнейшему укреплению и развитию Руси. Усилилась власть киевского князя, поскольку она приобрела божественный характер. Значительно возрос международный авторитет Руси. Христианизация Руси способствовала ее просвещению, развитию культуры. Расцвет Руси приходится на время правления Ярослава Мудрого, пришедшего к власти в 1019 г. после ожесточенной междоусобной борьбы за власть со своими братьями Святославом и Мстиславом. При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы. Это выразилось не только в военных успехах, но и в переменах внутри государства. Был принят первый письменный свод законов – Русская Правда, которая имела очень большое значение для развития правовых институтов в зарождающимся русском обществе. Происходит дальнейшее развитие экономики. Серьезные изменения произошли в церковной организации. Церковь стала феодальной организацией, в ее пользу собирали налог - «Десятина» – десятая часть назначаемых князьям оброков и дани отдавалось на нужды церкви. Главой церкви был митрополит, назначаемый из Византии патриархом. Первый христианский храм, построенный в Киеве, получил название Десятиной церкви. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. В этот период на Руси возникают первые монастыри, наиболее значимым из которых был Киево-Печерский. Монастыри являлись центрами культуры и просвещения, в которых создавались первые русские летописи. Отличительной чертой времени Ярослава Мудрого было распространение книжности, которая стала выходить и за пределы монастырей. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Оно содействовало завершению объединения восточных славян, укрепило международный престиж Руси, экономические, культурные связи с другими христианскими государствами, повлияло на развитие политических и правовых отношений в Древней Руси. Русь признали цивилизованным государством. Религия является цементирующим центром для образования государства.

5. ДРЕВНЯЯ РУСЬ И КОЧЕВНИКИ. Одним из существенных факторов исторического развития южнорусских княжеств XI — начала XIII в. являлось их пограничное положение. К югу и юго - востоку от них раскинулась половецкая степь. Здесь на протяжении почти двух веков обитали кочевые тюркоязычные племена половцев, вступавшие в различные отношения с Русью. Иногда они были мирными, сопровождавшимися браками и военными союзами, но чаще, о чем шла речь выше, враждебными. Не случайно перед Русью так остро стояла задача укрепления южных и юго-восточных границ. Знаменитый призыв автора “Слова о полку Игореве” — “Загородите полю ворота”, обращенный к русским князьям в 1185 г., был злободневным на протяжении всей истории русско-половецких отношений. Чтобы читатель мог себе яснее представить, с каким врагом “лицом к лицу” стояла Южная Русь в XI — начале XIII в., целесообразно дать хотя бы краткий очерк истории половцев. Впервые русичи столкнулись с половцами в 1055 г., когда орда хана Балуша подошла к южным рубежам Руси. К этому времени половцы заняли все пространство степей, вытеснив оттуда печенегов, торков, берендеев. Стабильных границ Половецкая земля не имела. Кочевой уклад хозяйства вынуждал половцев занимать все удобные для кочевий земли, вторгаться в пределы соседних государств и захватывать (пусть временно) их окраинные территории. В большей мере от половцев терпело южно - русское порубежье, но грабительские их походы достигали и северных границ Византийской империи. Как и их предшественники, половцы делились на отдельные ханства или объединения, каждое из которых занимало “свою” территорию. С. А. Плетнева на основании картографирования ранних типов половецких каменных изваяний установила, что в XI в. наиболее устойчивыми половецкими землями были берега среднего и нижнего течения Северского Донца. Для конца XI — начала XII в. известна локализация двух половецких орд. Одна из них, возглавляемая Тугорканом, кочевала в днепровском Левобережье, владения другой, ханом которой был “шелудивый” Боняк, располагались на правом и левом берегах Днепра. Исследователи полагают, что эти орды представляли собой части единого, хотя и неустойчивого, объединения половцев, кочевавшего в Поднепровье и являвшегося непосредственным соседом Киевской и Переяславской земель. В Приазовье, в начале XII в., находился центр еще одного объединения половцев во главе с ханом Урусобой. Оно было слабым и развалилось под ударом войск Мономаха в 1103 г. Известен также половецкий союз в Предкавказье, ядром которого были орды донецких половцев во главе с ханом Отроком.

6.РУСЬ И ВИЗАНТИЯ. Киевская Русь имела морскую границу с Византией через Чёрное море. Поэтому нашим предкам приходилось нередко контактировать с богатым южным соседом. На первых порах русские князья нередко воевали с Византией (Олег, Игорь, Святослав). Русы нередко делали набеги на Византию, которой иногда даже приходилось откупаться от них, когда они воевали против нескольких народов. По настоящему греки стали считаться с русами, когда те уничтожили Хазарский Каганат, который был врагом Константинополя. Русы и греки не только воевали между собой, но и торговали тоже. Византия оказывала культурное и религиозное влияние на Русь, отправляла туда своих миссионеров. В результате чего, когда Русь ещё была языческая её жители принимали православие, например княгиня Ольга. В 988 г. Киевский князь Владимир принял решение сделать Русь полностью православной. Поначалу крещение шло тяжело, много язычников, не желавших принимать христианство, было убито. Но принятие православия имело большое значение для Руси. Русь возвысилась в культурном плане, улучшились отношения с Византией, сами Русы со временем перестали вести себя как разбойники, совершавшие набеги на другие земли, что им в свою очередь разрешали делать их языческие боги. Византия помогала Руси стать православным государством. Константинополь отправлял своих священников на Русь, назначал митрополита для русской церкви, отправлял туда иконы. Часть жителей Византийской империи переехало жить на Русь. Русские строили храмы по греческому образцу. Наши предки получали от Византии православные иконы. Благодаря чему Русь очень возвысилась в культурном и религиозном отношении. Византийское искусство сыграло в этом плане большую роль.
После захвата османами Константинополя в 1453 г. пала Византия. Часть произведений византийского искусства было вывезено в Московию. Весьма символичной стала женитьба московского великого князя Ивана III на греческой принцессе Софье Палеолог - дочери последнего императора Восточной Римской империи. Много греков перебралось жить на Русь. В связи с чем правоприемницей Византии, как главы православной веры стала Россия. И по сей день наша страна исполняет эту функцию. Нередко русские цари вступали в войну с турками для освобождения Царьграда. К сожалению у них это не получилось, но они смогли избавить от османского ига православные страны, которые когда-то входили в состав Византийской империи, такие как Греция, Сербия, Болгария, Босния, Румыния и др. В России много замечательных храмов, соборов, церквей и монастырей, в которых висят очень красивые иконы. Вклад Византии в русскую и в мировую культуру сложно переоценить.

7.КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ. Почему не поднять голос против злодеев прошлого, знаменитых основоположников суеверия и фанатизма, тех, кто впервые схватил на алтаре нож, чтобы отдать на заклание строптивых, не желающих принять их воззрения? Русское искусство в средневековье определялось христианским мировоззрением. Еще в языческое время на Руси была развита архитектура, в основном древесная: долгое время славились наши «древодели». Древняя Русь . Летописцы оставили нам свидетельство, того что до каменной новогородской Софии на месте Новгородского кремля располагался "тринадцатиглавый деревянный Софийский собор", возведённый новгородцами в конце Х в. Культура древней Руси кратко У восточных славян, вполне возможно, были свои деревянные храмы и что они были многоголовыми. Многоглавие, таким образом, было исконно русской чертой зодчества, переняты вдальнейшем искусствоведами Киевской Руси. С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храмов, типичная для православных греко-восточных стран. Крестово-купольный формы храмы, прямоугольные в плане, с 4 или более столбами, интерьер делится на продольные (по оси запад-восток) части - нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба объединяются арками, которые поддерживают через паруса барабан купола. Пространство под куполом, благодаря окнам барабана, залито светом. Это центр храма. Алтарные помещения - апсиды располагаются на восточной стороне интерьера, обычно какими-то округлыми частями выступающие на внешней стороне; площадь в западной части обычно называют "притвором", "нартексом". В этой же части на втором ярусе размещены хоры, где были князь и его приближенные во время богослужения. Ячейки, которые примыкают к пространству под куполом, перекрыты сводами цилиндрической формы. Культура древней Руси кратко. Все пространство в центре храма в плане образует крест, откуда и пошло название системы подобного храма крестово-купольный. В домонгольском храме отличительной чертой было разделение фасада вертикальными плоскими пиастрами (по-древнерусски - лопатками) на "прясла". Овальное завершение прясла называется "закомарой" (их форма определяется посводным покрытием). История искусства древней Руси. В интерьере Древней Руси использовалась роспись стен насыщенных ярких цветов (синего, зелёного, красного... - "расписной терем"), болдахины на кроватях, витражи на окнах, своды на потолках, израсцовые печи... Искусство Киевской Руси имело огромное значение для дальнейшего развития художественной культуры русского народа и братских народов - белорусского и украинского. Как мало бы уцелело дружб, если бы каждый вдруг узнал, что говорят друзья за его спиной, хотя как раз тогда они искренны и беспристрастны.

 

 

8. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ. В конце X в. начинается период расцвета в развитии Древнерусского государства. Княжение Владимира Святославича (980 – 1015 гг.) было временем политической стабильности Киевской Руси, когда сложилась структура единого раннефеодального государства, был нейтрализован натиск печенегов на южные границы. Владимир сумел сделать борьбу с печенегами делом всей Руси, почти всех входивших в ее состав народов. Ведь гарнизоны для южных крепостей набирались в Новгороде, в Эстонии, в Смоленске и в бассейне Москва-реки, в землях, куда печенеги никогда не доходили. Заслуга Владимира в том и состояла, что он весь лесной север заставил служить интересам обороны южной границы, шедшей по землям полян, уличей и северян. Владимир изгнал из Киева варягов-наемников, поэтому испытывал большую нужду в крупных военных силах и охотно брал в свою дружину выходцев из народа.  После смерти Владимира в 1015 г. в Киеве стал княжить его сын Ярослав (1019-1054). Ярослав был храбрым воином и мудрым правителем. Он предпринял ряд военных экспедиций против соседских земель и народов. В 1030 г. Ярослав совершил успешный поход в землю прибалтийской «чуди» и построил к западу от Чудского озера город Юрьев. В 1036 г. под Киевом разгромил печенегов. Продолжая дело своего отца, Ярослав стремился создать прочную защиту Руси от кочевников – стоил укрепления и колонизировал степные окраины. Ярослав был создателем новой христианской культуры. При нем, как говорит летописец, вера христианская начала плодиться и расширяться. Вызывая мастеров из Византии, он строил храмы, основывал монастыри, укреплял и украшал Киев, который стал за годы его правления одним из самых богатых и красивых городов Европы. При Ярославе переписывались многие книги, многое переводилось с греческого языка на русский. Впоследствии Ярослава стали называть Мудрым. При нем Киевская Русь находилась в оживленных торговых и дипломатических отношениях с Византией и другими европейскими странами. Члены русского княжеского жома вступали в родственные связи с представителями многих королевских домов Европы. Саам Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Индигерде (Ирине), три его дочери вышли замуж за королей французского, венгерского и норвежского. Внучка Ярослава Евпраксия вышла замуж за германского императора Генриха IV. Эти факты подтверждают высокий авторитет Древнерусского государства и князя Ярослава Мудрого в средневековой Европе. В процессе формирования Древнерусского государства крепла дружинная организация вооруженных сил и постепенно сложилась система государственного управления. Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты первобытнообщинной и феодальной формаций. Действовали три главных фактора власти: князь, дружина, вече. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Авторитет своей власти киевские князья поддерживали при помощи дружины. Стоит обратить внимание и на внутреннюю структуру дружины. На первом месте стояла «старшая дружина», в которую входили богатые торговцы и влиятельные земледельцы. Они играли главную роль в государственном управлении и в войске, были управляющими областей, составляли постоянный совет – «думу» князя, а позднее стали именоваться боярами. При дворе князя жили «младшие» дружинники, которые в мирное время были мелкими управителями и слугами, а в военное время – воинами. Отношения князя и дружинников были далеки от отношений подданства. Князь во многом зависел от дружины, поэтому часто советовался с ней. Кроме того, власть князя была ограничена элементами сохранившегося «вече» – народного собрания, которое действовало в IX – XI вв. и позднее. Княжеская администрация состояла из чиновников, их было две группы: посадники и тысяцкие – чиновники собственно органов государственного управления; личные слуги князя, исполнявшие дворцовые обязанности, но в то же время имевшие поручения по управлению княжеством: тиуны, т.е. дворецкие; стольники (служившие за княжеским столом, затем стали использоваться для дипломатических и административных поручений); ловчие (ведали княжеской охотой, потом сделались финансовыми чиновниками); окольничие (заведовали приготовлением помещений для князя, затем сидели в княжеской думе); Так слуги постепенно, вследствие близости к князю, сделались видными чиновниками. Княжеская администрация была немногочисленна и не отличалась стройной системой. Однако все зависело от личности князя, его качеств. Князь лично правил, а служащие лишь помогали ему. На первом этапе развития Древнерусского государства наряду с созданием аппарата власти и военной организации складывалась древнерусская народность, объединенная в единое национальное государство (этнос) с центром в Киеве. Объединительный процесс в основном завершился во второй половине X в. Древнерусская народность явилась источником материальной и духовной культуры сложившихся позднее трех этносов: великороссов (русских), белорусов и малороссов (украинцев).

9.ИТОГИ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ В результате нашествия погибло около половины населения. Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, Чернигов, и многие другие города были разрушены. Исключение составили Великий Новгород, Псков, Смоленск, а также города Полоцкого[20] и Турово-Пинского княжеств. Развитая городская культура Древней Руси была уничтожена. На несколько десятков лет в русских городах практически прекратилось строительство из камня. Исчезли сложные ремёсла, такие как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя». Южные русские земли потеряли почти всё осёдлое население. Уцелевшее население уходило на лесной северо-восток, концентрируясь в междуречье Северной Волги и Оки. Здесь были более бедные почвы и более холодный климат, чем в южных полностью разорённых регионах Руси, а торговые пути находились под контролем монголов. В своём социально-экономическом развитии Русь была значительно отброшена назад. «Историки военного дела к тому же отмечают тот факт, что процесс дифференциации функций между формированиями стрелков и отрядами тяжёлой кавалерии, специализировавшейся на прямом ударе холодным оружием, на Руси сразу же после нашествия оборвался: произошла унификация этих функций в лице одного и того же воина-феодала, вынужденного и стрелять из лука, и биться копьём и мечом. Таким образом, русское войско, даже в своей отборной, чисто феодальной по составу части (княжеские дружины), было отброшено назад на пару веков: прогресс в военном деле всегда сопровождался расчленением функций и закреплением их за последовательно возникавшими родами войск, их унификация (вернее, реунификация) — явный признак регресса. Как бы то ни было, русские летописи XIV века не содержат и намёка на отдельные отряды стрелков, подобные генуэзским арбалетчикам, английским лучникам эпохи Столетней войны. Это и понятно: такие отряды из „даточных людей“ не сформировать, требовались стрелки-профессионалы, то есть оторвавшиеся от производства люди, продававшие своё искусство и кровь за звонкую монету; Руси же, отброшенной назад и экономически, наёмничество было просто не по карману» /// ИСТОРИЯ В 1237 - 1241 гг. Русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи - центральноазиатского государства, завоевавшего в первой половине XIII в. огромную территорию Евразийского континента от Тихого океана до Центральной Европы. В Европе монголов стали называть татарами. Так именовалось одно из монголоязычных племен, кочевавшее близ границы с Китаем. Китайцы перенесли его название на все монгольские племена, и имя "татары" как обозначение монголов распространилось на другие страны, хотя собственно татары были почти полностью истреблены при создании Монгольской империи. Распространенный в исторической литературе термин Lмонголо-татары¦ представляет собой соединение самоназвания народа с термином, которым этот народ обозначался у соседей. В 1206 г. на курултае - съезде монгольской знати - великим ханом всех монголов был признан Темуджин (Темучин), принявший имя Чингисхана. В последующие пять лет монгольские отряды, объединенные Чингисханом, покорили земли соседей, а к 1215 г. завоевали Северный Китай. В 1221 г. орды Чингисхана разгромили основные силы Хорезма и покорили Среднюю Азию.

 

10. ОРДЫНСКОЕ ИГО НА РУСИ. Почти 250 лет просуществовало ордынское иго на Руси. Понятно, что событие такого масштаба и такой продолжительности не могло остаться бесследным. Поэтому вопрос о характере воздействия ордынского ига на последующую историю приобретает важное значение.Вопрос этот довольно сложен. Еще русский историк Н. М. Карамзин писал о положительном влиянии власти хана на политическое развитие Руси, поскольку междоусобные войны пошли на спад и верховная власть сосредоточилась в одних руках. Действительно, ордынские правители иногда стремились не допустить возникновения войн между удельными князьями. Однако при этом они руководствовались не интересами русских земель, а своими собственными. Важной заботой ордынцев было своевременное и полное получение дани — выхода. Большие усилия прилагались для упрочения власти хана. Любая — реальная или призрачная — угроза вызывала ответные действия, диапазон которых простирался от организации карательных экспедиций до физического устранения авторитетных, а потому и опасных князей. Ордынская политика — это политика террора. Отсюда разорительные ордынские рати, еще более губительные по своим последствиям, чем прежние междоусобные войны. В последней четверти XIII в. ордынцы не менее 15 раз совершали крупные военные вторжения на Русь. Ордынская политика включала в себя систематическое натравливание, противопоставление князей. В 1246 г. в далеком Каракоруме был отравлен отец Александра Невского, великий князь Ярослав Всеволодович. В последующем ордынские правители всячески пытались столкнуть Александра и Андрея Ярославичей, используя для этого великокняжеский титул. Последний был получен Александром Невским в 1251г., но уже через 10 лет князь стал неугоден в Сарае. Александр Ярославич скончался, возвращаясь из ханской ставки, где, по-видимому, был отравлен. Наследники Александра Невского повели отчаянную борьбу за владимирский престол. При этом нормой политической жизни стало использование ордынских отрядов в борьбе со своими соперниками. Таким образом, прекращение усобиц, наступившее с утверждением власти ханов, выглядит достаточно призрачным: одно зло сменилось другим, еще более пагубным. Да и сами усобицы продолжались. Последствия ордынского ига ощутимы во всех областях жизни — в экономике и политике, в социальных отношениях и культуре. Существенно замедлилось хозяйственное развитие городов и деревень. Были нарушены традиционные связи как между различными землями, некогда входившими в состав Древнерусского государства, так и с Византией и Западом. Резко отрицательно на экономической жизни сказывались периодические набеги татар и уплата выхода. Значительная часть прибавочного продукта изымалась у различных слоев населения и направлялась в Орду, не участвуя, таким образом, в дальнейшем развитии хозяйства. Формы эксплуатации приобрели более примитивный характер, притом что налоговая эксплуатация сельского населения оказалась усилена ордынскими поборами. В итоге не только замедлились темпы развития феодализма, но создались условия для консервации наиболее архаичных его форм. В политическом отношении русские княжества с утратой независимости оказались еще более обособлены и изолированы от Запада. Древняя Русь, некогда бывшая восточной границей Европы, надолго превратилась в западную границу Золотой Орды, уходящей своими истоками в Азию. Иго законсервировало существующие политические отношения — отношения удельной старины. Первые признаки начала преодоления феодальной раздробленности были растоптаны ордынской конщщей. В результате нашествия и ордынского ига изменялись отношения между различными группами населения и внутри их. Прежние взаимоотношения между князьями и их вассалами — боярами и дружинниками ушли в прошлое, преемственность оказалась нарушенной. Появилось поколение послушных подданных, безропотных княжеских слуг, даже не помышлявших о «встречном слове» — высказанном вслух несогласии с волей князя. Сами русские князья, низведенные до положения бесправных слуг хана, постепенно переносили эту тираническую модель взаимоотношений на своих подданных. Самодержавная власть, утвердившаяся позднее в едином Русском государстве, унаследует, таким образом, многие тиранические, восточные черты. Ордынское иго придаст новое направление духовным исканиям общества. Тема патриотизма и тема скорби о погибших защитниках земли Русской отчетливо зазвучит в летописях и других произведениях тех лет. Но уже в конце XIII в. Книжники станут мечтать о сильной княжеской власти, способной освободить страну от ига иноверцев. Это растущее самосознание станет одним из истоков самодержавной власти. Иго мало чем обогатило Русь. Как заметил А. С. Пушкин, «татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля». Их влияние в культурном отношении было весьма незначительным и ограничилось заимствованием небольшого количества восточных слов, мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды и быта. Ордынское иго, несомненно, отрицательно сказалось на историческом развитии Руси. Оно не просто затормозило ее развитие, но и отбросило назад. В темпах развития русские земли стали все более отставать от западноевропейских стран. Постепенно формировался фактор, надолго определивший ход отечественной истории, — стремление любой ценой, в короткие сроки преодолеть отставание и сравняться с передовыми европейскими странами.

11.ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Иная ситуация была в Северо-Восточной Руси, где по-прежнему правили Рюриковичи, потомки Мономаха: там существовало несколько крупных княжеств, которые боролись друг с другом за контроль над Владимирским великокняжеским столом. С начала XIV века великие князья владимирские стали носить титул с приставкой «всея Руси», но их реальная власть ограничивалась только территорией Владимирской земли и Новгородом. В борьбе за обладание Владимиром перевес постепенно оказался на стороне Московского княжества, во многом благодаря тесной связи последнего с Ордой. Северо-Западная Русь (Новгород и Псков) продолжала оставаться автономной единицей, маневрируя между двумя центрами, хотя со времени Ярослава Всеволодовича Новгород за редким исключением подчинялся именно владимирским князьям (в 1333 году на новгородский стол впервые был приглашен литовский князь — Наримунт Гедиминович[1]). Дальнейшее развитие двух русских государств шло разными историческими путями. Между землями, вошедшими в их состав, прогрессировало нарастание различий. В Московском княжестве под влиянием Орды складывалась централизованная система управления с авторитарной княжеской властью, знать находилась на положении княжеских слуг. Литовское княжество, частично сохраняя традиции княжеств Киевской Руси, действовал принцип «старины», развивалась по центрально-европейским образцам, с сохранением вассальных отношений между знатью и князем, автономией городов и некоторыми демократическими институтами (сеймы, отсутствие крепостничества, Литовский статут). Объединительная роль Литвы уменьшилась после того, как литовский князь Ягайло стал проводить политику объединения с католической Польшей. В 1386 году он заключил Кревскую унию и стал польским королём. По Люблинской унии 1569 Литва и Польша слились в одно государство — Речь Посполитую, и впоследствии там возникли неразрешимые конфессиональные противоречия. Объединение Северо-восточной Руси завершилось в правление Ивана III (присоединение Новгорода 1478, Твери (1485)) и Василия III (ликвидация формальной автономии Пскова (1510) и Рязани (1521)). Иван III стал также первым суверенным правителем России, отказавшись подчиняться ордынскому хану. Он принял титул государя всея Руси, претендуя этим на все русские земли. Конец XV — начало XVI веков стал своеобразным рубежом, до которого присоединяемые к России земли составляли с ней единое целое. Процесс присоединения остального наследства Древней Руси растянулся ещё на два столетия; к этому времени там набрали силу собственные этнические процессы. В 1654 к России присоединилась Левобережная Украина. В 1686 восстановлено единство церкви. Земли Правобережной Украины и Белоруссии вошли в состав Российской империи в результате второго раздела Польши в 1793.

 

12.КУЛЬТУРА МОСКОВСКОЙ РУСИ В XII-XIII вв. постоянные междоусобицы подточили могущество Ки-евской Руси. Единое государство превратилось в конфедерацию по-лунезависимых княжеств, а единое культурное пространство распалось на локальные культурные центры, в которых начался процесс формирования местных художественных школ (Новгородской, Влади- миро-Суздальской). Последовавшее затем монголо-татарское наше-ствие (XIII - XV вв.) существенно затормозило процесс развития русской культуры. Исчезли многие ремесла, надолго прекратилось каменное строительство, в огне пожаров погибли тысячи рукописных книг, оставшиеся в живых мастера были уведены в рабство. Однако полностью остановить культурный процесс было невозможно. С началом объединения русских земель вокруг Москвы период культурного упадка и стагнации сменился подъемом. В конце XIV в. Москва становится новым культурным центром, вобравшим в себя и продолжившим развивать традиции искусства русских княжеств.
Новгородская школа. Именно в Новгороде, чье географическое положение помогло ему избежать монголо-татарского разорения и сохранить независимость, древнерусские культурные традиции никогда не прерывались. Однако после преобразования Новгорода в 1136 г. в феодальную республику, его культура стала более демократичной. Иногда ее называют еще культурой средних слоев, отличая от княжеской по характеру владимиро-суздальской и поздней московской. Архитектура. В Новгороде раньше, чем в других землях возоб-новилось строительство из камня. Среди построек доминировали не-большие одноглавые храмы, так как они возводились на средства от-дельных бояр, духовных лиц или «уличан» - объединившихся жителей одной улицы. Их отличительной особенностью стал внешний декор, в котором новгородцы до этого были очень сдержанны. Теперь же вокруг барабанов куполов появились нарядные ленты орнамента, стены начали украшаться каменными крестами, декоративными ниш- ками, бровками над окнами и др. (церковь Федора Стратилата, Спаса Преображения на Ильине).

13.ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ - восточноевропейское государство, существовавшее с середины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии и Литвы, а также частично Украины, России, Латвии, Польши и Эстонии. С 1385 года находилось с личной унии с Польшей, а с 1569 года — в сеймовой Люблинской унии в составе Речи Посполитой. В XIV—XVI веках Великое княжество Литовское — соперник Московского государства в борьбе за господство в Восточной Европе. Прекратило своё существование после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году. К 1815 году вся территория бывшего княжества вошла в состав Российской империи. Правовая структура Великого княжества Литовского была построена по нормам древнерусского права, на которые в свою очередь оказали существенное влияние нормы византийского гражданского и уголовного права. Со второй половины XIV века, вследствие унии с Польской Короной, происходит постепенное заимствование римского права. Правовая структура была изложена в трёх Статутах — своде законов: в Статуте Великого княжества Литовского 1529, в Статуте 1566 и Статуте 1588 года. Развитие социальной и правовой структуры Великого княжества Литовского связано с развитием феодальных отношений, развитием городов и становлением шляхетского сословия (боярства), а со второй половины XVI века, постепенным закрепощением крестьян по польскому образцу.

14.ИВАН ГРОЗНЫЙ, РЕФОРМЫ И ОПРИЧНИНА. Цели: ликвидация центробежных стремлений крупных феодалов, создание и укрепление госаппарата => ограничение местничества, создание стрелецкого войска, реформа налогообложения, создание приказов, отмена кормлений – губная реформа, принят судебник 1550г. => Усиление центральной государственной власти и её социальной опоры – дворянства. ОПРИЧНИНА – политика Ивана Грозного, которая привела к разделу земель Русского государства на земские под управлением Боярской думы и опричные с «государевым двором» и особым войском. Сопровождались террором и репрессиями как средствами достижения политических целей. ЦЕЛИ: установление неограниченной власти царя, борьба с феодальной аристократией, ликвидация остатков феодальной раздробленности.

15.СМУТНОЕ ВРЕМЯ — обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. После смерти Ивана Грозного (1584) его наследник Фёдор Иоаннович был не способен к делам правления, а младший сын, царевич Дмитрий, пребывал в младенчестве. Со смертью Дмитрия (1591) и Фёдора (1598) правящая династия пресеклась, на сцену выдвинулись второстепенные боярские роды — Юрьевы, Годуновы. Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег. По некоторым предположениям, причиной этого было извержение вулкана Уайнапутина в Перу 19 февраля 1600 года и последовавшая за этим вулканическая зима. Разразился страшный голод, жертвами которого стало до полумиллиона человек. Массы народа стекались в Москву, где правительство раздавало деньги и хлеб нуждающимся. Однако эти меры лишь усилили хозяйственную дезорганизацию. Помещики не могли прокормить своих холопов и слуг и выгоняли их из усадеб. Оставшиеся без средств к существованию люди обращались к грабежу и разбою, усиливая общий хаос. Отдельные банды разрастались до нескольких сотен человек. Отряд атамана Хлопкова насчитывал до 500 человек Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия; западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий ушло практически всё православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей. Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8 %. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были «все до основания разорены и крестьянишки с жёнами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены… а крестьянишков десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те ещё с разорения и хлебца себе не умеют завесть». В ряде районов, и к 20-40 годам XVII века населённость была всё ещё ниже уровня XVI века. И в середине XVII века «живущая пашня» в Замосковном крае составляла не более половины всех земель, учтённых писцовыми книгами.

Бунташный Век 17 век, выдался трудным для России. Трудно подобрать нужные слова, что бы описать все страдания, обрушившиеся на русский народ в это тяжелое время. Смута закончилась, а жить все равно было не просто, недаром современники нарекли век 17-ый, веком бунташным. Главные события, давшие 17 веку такое название, произошло при «тишайшем» правители. Алексей Михайлович действительно был тишайшим, а вот время, в которое он правил не спокойным, бунташным. Повезло России, что в бунташный век, страной правил спокойный, незлобный и уравновешенный правитель. Не всегда, правда, удавалось проявить Алексею Михайловичу доброту и с нисхождение, но все, же последствия при другом правителе могли быть куда более кровавыми и тяжкими. Да, и откуда у Алексея Михайловича должна взяться доброта? Летопись повествует о различных восстания как о бунтах черни, людей коварных, недобрых и злых. Но бунтовали то, они от нужды, унижения и бесправия. Все социальные движения 17 века отличались размахом, длительностью и напряженностью. Это были массовые выступления в масштабах страны. Борьба с обеих сторон была ожесточенной, порой принимая характер гражданской войны. Соляной бунт, Медный бунт, Чумной бунт, Разинщина и другие городские волнения, были вызванные вполне определенными непродуманными действиями власти. Эти действия приводили народ к возмущению и соответственно к попыткам поиска правды. Вот такой вот был Бунташный век, 17-ый.

17.ПЁТР I И ЕГО РЕФОРМЫ. Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников. При Петре Первом Россия сделала большой шаг вперед. Было построено множество мануфактур – промышленных предприятий того времени. Возникли школы, училища и Академия наук. Был создан могучий военный флот. Во главе армии встали образованные офицеры. В Полтавской битве Россия разбила шведскую армию и вернула себе побережье Балтийского моря. Теперь у страны появился выход к морю, и она могла свободно торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье была построена новая столица – Петербург. В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.БИОГРАФИЯ Пётр I Великий (1672 – 1725) - выдающийся государственный деятель, московский царь, всероссийский император. После смерти царя Федора власть перешла к царевне Софье Алексеевне. В это время в биографии Петра 1 возникает интерес к военной деятельности, он создает «потешные» полки. Увлекается огнестрельным делом, кораблестроением, много времени проводит в немецкой слободе. После того, как Петру была передана власть, он продолжил войну с Крымом, взял крепость Азова. Дальнейшие действия Петра 1 были направлены на создание мощного флота. Внешняя политика Петра 1 того времени была сосредоточена на поиске союзников в войне с Османской империей. С такой целью Петр отправился в Европу. В это время деятельность Петра 1 заключалась только в создании политических союзов. Он изучает кораблестроение, устройство, культуру других стран. Вернулся в Россию после известия о стрелецком мятеже. В результате путешествия захотел изменить Россию, для чего было сделано несколько нововведений. Например, введено летоисчисление юлианскому календарю. Для развития торговли требовался выход к Балтийскому морю. Так что следующим этапом правления Петра 1 стала война со Швецией. Заключив мир с Турцией, захватил крепость Нотебург, Ниеншанц. В мае 1703 года было начато строительство Санкт-Петербурга. В следующем – взяты Нарва, Дерпт. В июне 1709 года в Полтавской битве Швеция была разгромлена. Вскоре после смерти Карла XII был заключен мир между Россией и Швецией. К России присоединились новые земли, был получен выход в Балтийское море. В октябре 1721 года в биографии Петра Первого был принят титул императора. Также за время его правления была присоединена Камчатка, завоеван берег Каспийского моря. Петр 1 военную реформу проводил несколько раз. В основном она касалась сбора денег для содержания армии, флота, проводилась насильственно. Дальнейшие же реформы Петра 1 ускорили технико-экономическое развитие России. Он провел церковную реформу, финансовую, преобразования в промышленности, культуре, торговле, образовании. Сильная личность Петра 1, который стремился изменить не только государство, но и людей, сыграла важнейшую роль в истории России. Памятники Петру 1 возведены не только в России, а также во многих европейских странах.

18.СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. Северная война (Великая Северная война, 1700—1721) — война между коалицией северных государств и Швецией за прибалтийские земли, продолжавшаяся более 20 лет и закончившаяся поражением Швеции. Основную роль в победе над Швецией равно как и основные территориальные завоевания принадлежат Московскому государству, входившему в коалицию. Победа в Северной войне обеспечила Московскому государству ведущую военную роль в Европе и положила начало территориальной экспансии Московского государства и его трансформации в Российскую Империю. Первоначально войну Швеции объявил Северный союз, созданный по инициативе курфюрста Саксонии и короля польского Августа II. В Северный союз вошли также Датско-норвежское королевство, возглавляемое королём Кристианом V и Московское государство, возглавляемое Петром I, причём Август II и Кристиан V в начале войны считали Московское государство своим младшим компаньоном. В 1700 году после ряда быстрых шведских побед Северный союз распался, Дания вышла из войны в 1700 году, а Саксония в 1706. После этого до 1709 года, когда Северный союз был восстановлен, Московское государство воевало со шведами в основном самостоятельно. На разных этапах в войне также принимали участие: на стороне Московского государства — Англия (c 1707 года — Великобритания), Ганновер, Голландия, Пруссия; на стороне Швеции — Османская империя, Гольштейн. Украинское казачество, включая Запорожских казаков, разделилось и частично поддерживало шведов и турков, а частично московские войска. Война закончилась поражением Швеции в 1721 году с подписанием Ништадтского мирного договора.

20.ЗОЛОТОЙ ВЕК ЕКАТЕРИНЫ II. Екатерина II была довольно сложной и безусловно незаурядной личностью. С одной стороны она приятная и любвеобильная женщина, с другой крупнейший государственный деятель. С раннего детства ею был усвоен житейский урок - хитрить и притворяться. В 1745 году Екатерина II приняла православную веру и была выдана замуж за наследника российского престола, будущего Петра III. Попав в Россию пятнадцатилетней девушкой, она задала себе еще два урока - овладеть русским языком, обычаями и научиться нравиться. Но при всех способностях приспосабливаться великой княгине приходилось тяжело: имели место нападки со стороны императрицы (Елизаветы Петровны) и пренебрежение со стороны мужа (Петра Федоровича). Самолюбие ее страдало. Тогда Екатерина обратилась к литературе. Обладая недюжинными способностями, волей и трудолюбием, изучила русский язык, много читала, приобрела обширные познания. Она прочитала массу книг: французских просветителей, античных авторов, специальные труды по истории и философии, сочинения русских писателей. В итоге Е. усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе. В 1754 году у Екатерины родился сын (Павел Петрович), будущий наследник русского престола. Но ребенка взяли от матери в апартаменты императрицы. Историческое значение деятельности Екатерины II определяется довольно легко на основании того, что было сказано нами об отдельных сторонах екатерининской политики.  Мы видели, что Екатерина по вступлении на престол мечтала о широких внутренних преобразованиях, а в политике внешней отказалась следовать за своими предшественниками, Елизаветой и Петром III. Она сознательно отступала от традиций, сложившихся при Петербургском дворе, а между тем результаты ее деятельности по своему существу были таковы, что завершили собой именно традиционные стремления русского народа и правительства.  В делах внутренних законодательство Екатерины II завершило собой тот исторический процесс, который начался при временщиках. Равновесие в положении главных сословий, во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало разрушаться именно в эпоху временщиков (1725—1741), когда дворянство, облегчая свои государственные повинности, стало достигать некоторых имущественных привилегий и большей власти над крестьянами — по закону. Наращение дворянских прав наблюдали мы во время и Елизаветы, и Петра III. При Екатерине же дворянство становится не только привилегированным классом, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и классом, господствующим в уезде (в качестве землевладельческого класса) и в общем управлении (как бюрократия). Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в XVIII в. необходимо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время Екатерины II было тем историческим моментом, когда крепостное право достигло полного и наибольшего своего развития. Таким образом деятельность Екатерины II в отношении сословий (не забудем, что административные меры Екатерины II носили характер сословных мер) была прямым продолжением и завершением тех уклонений от старорусского строя, какие развивались в XVIII в. Екатерина в своей внутренней политике действовала по традициям, завещанным ей от ряда ближайших ее предшественников, и довела до конца то, что они начали.

 

19.ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ. После смерти Петра I часть придворных и гвардия совершили дворцовый переворот в пользу его вдовы Екатерины I. При ней фактически правил А.Д. Меншиков. Был создан Верховный тайный совет, чтобы разгрузить от лишних дел сенат. После Екатерины царём стал внук Петра Пётр II. А. Д. Меншикова сослали. В 1730 г. Пётр II умер, Верховный тайный совет предложил трон племяннице Петра I Анне Ивановне, но с ограничениями в пользу совета. Дворянский съезд в Москве высказался за неограниченную монархию. Совет был распущен, многие его члены арестованы. При Анне Ивановне (1730-1740) увеличилось число иностранцев в верхах, за нее правили ее фаворит Э. Бирон («бироновщина»), канцлер А. Остерман, фельдмаршал Б. Миних. Недовольные русские дворяне подвергались репрессиям (казнь А. Волынского). Но это была борьба за теплые места, а не идеи. Однако управление было компетентным, а дворяне получали послабления в службе. В 1740 г. Анна умерла, ее сменил годовалый внучатый племянник Иван VI Антонович при регентше матери Анне Леопольдовне. В 1741 г., опираясь на гвардию, их свергла дочь Петра I Елизавета 1(1741-1761). Она удалила иностранцев из высших эшелонов власти. Почти прекратились репрессии. Усилилась власть дворян над крестьянами, были снижены налоги. В 1761 г. Елизавета умерла, на престол вступил внук Петра I по женской линии Пётр III. Он издал в 1762 г. Манифест о вольности дворянской, освобождавший дворян от обязательной службы. Пётр, преклоняясь перед Пруссией, вернул ей все, что захватила Россия в Семилетнюю войну, пытался ограничить влияние гвардии. В 1762 г. он был свергнут заговорщиками во главе с его женой Екатериной и вскоре убит. В результате дворцовых переворотов выросла роль дворянства.

21.ПУГАЧЁВЩИНА - восстание крепостных и заводских крестьян, уральских казаков, а также башкир, калмыков и киргизов, развернувшееся на юго-востоке России в 1773 - 1775 г.г. под предводительством Емельяна Пугачева. Восстание вспыхнуло и быстро распространилось благодаря тому, что возмущение среди яицких (уральских) казаков нашло могучий отклик среди горнозаводских крестьян Урала, насчитывавших до 100 тысяч человек, а также среди жестоко угнетаемых малых народностей окраин России. Разложение казацкой общины под влиянием денежного капитала шло быстрым темпом, порождая ненависть эксплоатируемых казаков к правительству и своим старшинам. Интенсификация труда номинально свободных заводских крестьян достигла небывалого до тех пор напряжения. Все это, как нельзя лучше, подготовляло взрыв. Уже до пугачевского восстания вспыхивали частичные бунты среди яицких казаков, башкир и крепостных крестьян, но все они жестоко подавлялись. В сентябре 1773 г. вспыхнуло восстание среди яицких казаков, быстро перебросившееся на горнозаводские предприятия Урала. Восстанием руководил Пугачев, объявивший себя императором Петром III, претендентом на российский престол. 17 сентября 1773 г. Пугачев двинулся к яицкому городку, но затем повернул к Оренбургу. Посланные правительством войска были разбиты. Пугачев со своей армией начал систематическую осаду Оренбурга, продолжавшуюся до 23 марта 1774 г. Во время осады влияние Пугачева росло с каждым днем. В первый период борьбы на стороне Пугачева был не только моральный перевес, но и численный и даже технический, поскольку горнозаводские рабочие сами изготовляли оружие и умели с ним обращаться. Огромную роль в восстании сыграли башкиры, сумевшие оказать Пугачеву большую помощь своей превосходной конницей. После осады Оренбурга Пугачев двинулся на Казань, которая и была им взята 11 июля 1774 г. Беспокойство правительства возрастало с каждым днем, ибо к Пугачеву присоединялись все элементы, недовольные существующим порядком, а посылаемые войска тоже были не очень надежны. Крестьяне толпами присоединялись к Пугачеву, помещичьи усадьбы сжигались, и уже начинало чувствоваться влияние пугачевского восстания в центральных губерниях. Однако против хорошо вооруженной и организованной правительственной армии войска Пугачева долго держаться не могли; в августе 1774 г. его главные силы были разбиты и сам он взят в плен. Восстание быстро пошло на убыль. 10 января 1775 г. Пугачев был казнен.

22.ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812. Отечественная Война 1812 года важная страница в истории не только нашей страны, но и всей Европы. Вступив в череду «наполеоновских войн» Россия выступила заступницей монархической Европы. Благодаря русским победам над французами глобальную революцию в Европе удалось отсрочить на некоторое время. Война Франции и России была неизбежна, и 12 июня 1812 года собрав 600 тысячную армию, Наполеон форсировал Неман и вторгся в пределы России. У русской армии был план противостояния Наполеону. План был разработан прусским военным теоретиком Фулем, и одобрен императором Александром I. Фуль разделил русские армии на три группы: 1-ой командовал Барклай – де – Толли; 2-ой Багратион; 3-ей Тормасов. Фуль предполагал, что армии будут планомерно отступать, на укрепленные позиции, соединяться, и сдержат натиск Наполеона. На практике же вышла катастрофа. Русские войска отступали, и вскоре французы оказались недалеко от Москвы. План Фуля полностью провалился, несмотря на отчаянное сопротивление русского народа. Сложившаяся ситуация требовала решительных действий. Так, 20 августа пост главнокомандующего занял Михаил Кутузов, который был одним из лучших учеников Великого Александра Васильевича Суворова. Во время войны с Франции Кутузовпроизнесет интересную фразу: «Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву». Русские войска дадут генеральное сражение французам у деревни Бородино. Была Великая сеча, получившая названиеБородинской Битвы. Победителем из неё не вышел ни кто. Бой был жестоким, с обилием потерь с обеих сторон. Через несколько дней, на военном совете в Филях, Кутузов примет решение отступить. 2 сентября в Москву вошли французы. Наполеон рассчитывал, что москвичи принесут ему ключ от города. Как бы не так…Опустевшая Москва встретила Наполеона совсем не торжественно. Город погорел, сгорели амбары с провиантом и амуницией. Занятие Москвы стало роковым для Наполеона. Он толком и не знал, что делать дальше. Французскую армию каждый день, каждую ночь, донимали партизаны. Война 1812 года поистине была Отечественной. В Армии Наполеона начались разброд и шатания, нарушилась дисциплина, солдаты пьянствовали. Наполеон пробыл в Москве до 7 октября 1812 года. Французская армия решила отступать на юг, в хлебные, не разоренные войной области. Русская армия дала бой французам у Малоярославца. Город погряз в ожесточенных боях, но французы дрогнули. Наполеон был вынужден отступать по Старой Смоленской дороге, той самой, по которой он пришел. Бои под Вязьмой, Красным и у переправы через Березину, положили конец Наполеоновской интервенции. Русская армия погнала неприятеля со своей земли. 23 декабря 1812 года Александром I был издан манифест об окончаниеОтечественной Войны. Отечественная Война 1812 года закончилась, а вот кампания Наполеоновских войн была только в самом разгаре. Бои продолжались до 1814 года. Отечественная Война 1812 года – важное событие в Российской Истории. Война 1812 года вызвала небывалый всплеск национального самосознания у русского народа. Защищали свое Отечество все: от мала до велика. Победой в этой войне, русский народ подтвердил своё мужество и свой героизм, показал пример самопожертвования во благо Родины. Война подарила нам много людей, имена которых будут навечно вписаны в русскую историю Михаил Кутузов, Милорадович, Дохтуров, Раевский, Тормасов, Багратион, Сеславин, Горчаков, Барклай – Де – Толли, Ермолов. А сколько еще неизвестных героев Отечественной Войны 1812, сколько забытых имен. Отечественная война 1812 года – это Великое событие, уроки которого не стоит забывать и сегодня.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 1152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!