Карточка объекта: Государственный музей- заповедник Петергоф.



День второй. 07. 07. 12. Санкт-Петербург – Петергоф – Санкт-Петербург.

Посещаемые объекты:

2.1. Государственный музей – заповедник «Петергоф».

     2.2 Большой дворец.

2.3Дворец «Монплезир».

2.4 Музей «Банный корпус».

2.5 Фонтаны Петергофа.

Государственный музей – заповедник «Петергоф».

Основанный императором Петром I неподалеку от новой северной столицы – Санкт- Петербурга, Петергоф должен был стать самой роскошной летней царской резиденцией. Работы по созданию новой резиденции велись с ошеломляющей быстротой.

Уже в августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, причем к этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также построены дворцы "Монплезир" и "Марли".

По замыслу Петра, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой - стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то и другое удалось блистательно осуществить.

К середине 20-х годов XVIII века были разбиты регулярные Верхний сад (15 га) и Нижний парк (102,5 га), построен Большой дворец, создана крупнейшая в мире система фонтанов и водных каскадов и выполнена большая часть скульптурного убранства: множество свинцовых, позолоченных статуй, барельефов, маскаронов, ваз. В 1799—1806 свинцовые статуи были заменены золочёными бронзовыми. В Петергофе работали скульпторы И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ж. Д. Рашетт, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин.

В планировочной структуре ансамбля Петергофа регулярность и симметрия общей композиции сочетаются с искусным использованием естественного рельефа местности и с разнообразием художественных решений отдельных участков парка, павильонов и фонтанов.

Большой дворец.

Центром Петергофского ансамбля является Большой дворец («коронная» резиденция русских императоров). Великолепное трехэтажное здание с галереями и сверкающими позолотой куполов Церковного и корпуса под Гербом – протянулось вдоль террасы почти на триста метров. На протяжении XVIII и XIX столетий такие выдающиеся русские и западноевропейские мастера, как И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н. Микетти, М.Земцов, Ф.-Б. Растрелли, А.И.Штакеншнейдер работали над созданием архитектурного облика дворца и над оформлением его многочисленных покоев.Как в прошлые века, так и теперь, гости Петергофа не перестают восхищаться великолепием интерьеров Большого дворца.

В Петровской части дворца сохранился Дубовый кабинет первого русского императора. Главным элементом убранства этого небольшого, но уютного покоя служат дубовые резные панно, созданные еще при жизни Петра, талантливым французским скульптором Николя Пино. Здесь представлены и личные вещи Петра I, среди которых его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.

В середине XVIII столетия, в годы царствования дочери Петра I Елизаветы Петровны, в Петергофе творил знаменитый зодчий Франческо Бартоломео Растрелли, непревзойденный мастер барочного стиля. Для интерьеров, созданных гением Растрелли характерно обилие деревянной золоченой резьбы, наборные паркеты из разных пород ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках. Все западное крыло дворца занимает Танцевальный зал или, как он именовался в XVIII веке, Купеческий зал.

Существует предание, что Елизавета Петровна специально потребовала Растрелли убрать зал побогаче: «как можно более вызолотить…». Дело в том, что этот зал предназначался для приема именитого купечества, любившего, по словам императрицы, золото.

Во второй половине XVIII века происходят очередные изменения и переделки интерьеров Большого дворца в модном тогда стиле классицизма. Архитекторы Ю.М.Фельтен, Ж..Б. Валлен-Деламот оформляют в 1760-1770-х гг. такие интерьеры, как Чесменский зал, Тронный зал, Китайские кабинеты.
Итогом двухсотлетнего строительства стал дворец, в котором рядом с покоями петровской эпохи блистали барочные залы середины XVIII века, а с ними соседствовали торжественные и строгие апартаменты периода классицизма, сменявшиеся покоями середины XIX века, возрождавшими основные художественные принципы рококо. Большой Петергофский дворец являлся летним центром официальной жизни Российской империи: здесь происходили многие важнейшие для страны события, устраивались праздники и приемы, балы и маскарады.

На сегодняшний день Большой дворец является уникальным историко-художественным музеем, коллекция которого насчитывает около трех с половиной тысячи экспонатов. Это предметы мебели, живопись, ткани, осветительные приборы, фарфор, отвечавшие вкусам венценосных владельцев Дворца.

Дворец «Монплезир».

Если душой Петергофа являются его великолепные фонтаны, то сердцем Петергофа по праву можно назвать дворец «Монплезир». Во многих воспоминаниях посетителей Петергофа сохранились восторженные отзывы о маленьком дворце, столь оправдывающем свое название «мое удовольствие»!
Монплезир – любимый дворец царя-преобразователя Петра I. Именно Петр I определил местоположение дворца, он располагается в нескольких шагах от беспокойных волн Финского залива, а также внутреннюю планировку и некоторые элементы декоративной отделки.

Здание строили с 1714 по 1723 годы крупные архитекторы А. Шлютер, И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти и лучшие строители, мастера, живописцы, скульпторы, лепщики, резчики того времени.

Дворец соответствовал представлениям императора о совершенном жилище просвещенного человека. Внутренняя планировка здания отличается рациональностью. С парадными помещениями соседствуют жилые комнаты и хозяйственно-бытовые помещения. В Монплезире, как ни в одном другом архитектурном сооружении, отразилось все то новое, что определило особенности культуры и искусства петровского времени.

Художественные достоинства Монплезира обеспечили ему видное место в русском искусстве: здесь представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII-XVIII веков (картины приобретены самим Петром I); живописные работы во дворце выполнялись французским художником Ф. Пильманом; кроме того, Монплезир хранит коллекцию китайского фарфора, голландского фаянса, русского стекла и кухонную утварь петровского времени. В оформлении интерьеров использованы голландские изразцы, «китайские» лаковые панно, ткани, дубовые резные панели, паркеты, мрамор. Орнаментально-скульптурное оформление интерьеров – это шедевр декоративной лепки XVIII века.

Исторические события, свидетелем которых явился Монплезир, позволяют относить его к особо почитаемым реликвиям отечественной истории. Здесь встречались сподвижники Петра: русские купцы, иностранные послы, шкиперы кораблей; проходили ассамблеи – съезды императорского двора, парадные приемы. Последний раз Петр I посетил Монплезир в октябре 1724 года.

В 1725 году императрица Екатерина I торжественно принимала в Монплезире первых членов Академии Наук. Екатерина II в Парадном зале Монплезира устраивала ужины в узком кругу приближенных.

С середины XVIII века к Монплезиру стали относиться как к мемориалу, связанному с именем Петра Великого. До сих пор здесь сохраняются личные вещи и дипломатические подарки Петра I.

Музей «Банный корпус».

Этот музей, состоящий из нескольких построенных в разное время одноэтажных зданий, дает редкую возможность познакомиться с бытовой стороной жизни императорского двора. Самая ранняя по времени постройка – «покои для гостей» Петра I, где можно прочитать правила поведения для гостей Монплезира, сочиненные самим императором. К покоям примыкает «баня для кавалеров» с восьмигранным бассейном, в котором устроена водяная забава – шар-брызгало.

Каменное здание самого «банного корпуса» построено в 1866 г. по проекту архитектора Э. Гана для императрицы Марии Александровны, жены Александра II и приспособлено для принятия различных процедур по модной тогда европейской системе водолечения. Кроме традиционной парной с печкой-каменкой здесь имелось интересное устройство для водных процедур – люстра-душ. Возле «банного корпуса» на берегу Финского залива для императрицы был разбит Китайский садик, где она любила прогуливаться и дышать морским воздухом, наполненным ароматами цветов. К «банному корпусу» примыкают «ассамблейный зал», созданный Ф.-Б. Растрелли в 1747 - 1748 гг. по приказу Елизаветы Петровны и предназначавшийся для торжественных обедов орденских кавалеров. Зал украшают уникальные русские шпалеры первой половины XVIII века.

Здесь можно полюбоваться царским столом с сервизом Екатерины II. Изысканные блюда для него готовились в соседней поварне, где сооружены плиты, русская печь, представлена разнообразная кухонная утварь. Далее находятся специальное помещение для хранения посуды и столового белья – «тафельдекерская» и «кофишенская», где готовили чай, кофе и горячий шоколад к императорскому столу.

Фонтаны Петергофа.

Петергоф неизменно ассоциируется с фонтанами. Загородная резиденция русских императоров снискала себе всемирную известность как "столица фонтанов" неслучайно. По роскоши и размаху Петергоф не уступает знаменитой резиденции французских королей – Версалю, а масштабы фонтанной системы превосходят.

В Петергофе никогда не работали насосы, хотя идея подавать таким образом воду из Финского залива или прудов болотистой местности была. Сама природа подсказала решение. Многочисленные родники Ропшинских высот оказались в силах обеспечить водой фонтаны и к тому же местность к Финскому заливу понижается. Перепад высот использовались выгодные природные условия.

Петр I самую важную роль в оформлении комплекса отводил фонтанам. Для осуществления своих замыслов царь привлек лучших архитекторов, мастеров фонтанного дела, инженеров и других специалистов из России и других европейских стран. Петр I сам руководил проектированием и сооружением водометов. В своих многочисленных указах, связанных со строительством Петергофа, Петр I постоянно подробно разъяснял, как соорудить тот или иной фонтан, где лучше разместить каскад, и какую следует устроить "водяную забаву". Многие из этих фонтанов действуют уже около трехсот лет, и слава их не померкла, хотя в мире с тех пор появились сложнейшие и грандиозные фонтанные системы.

Петр I лично выбрал именно это место для строительства Петергофа: ландшафт местности позволял создание самотечной водопроводящей системы фонтанов, которые, в отличие от версальских, могли бить постоянно в течение дня. Найденные Петром I принципы водоснабжения действуют и поныне, свидетельствуя о таланте основателя Петергофа. Пробный пуск фонтанов состоялся, не дожидаясь подхода воды по основному водоводу, 8 июля 1721 г., а 13 июля Петр I "смотрел, как пускали воду в кашкаду". Торжественное открытие Петергофа состоялось 15 августа 1723 года.

Петр сам показывал все достопримечательности новой летней резиденции иностранным послам и другим гостям.

Строительство фонтанов и совершенствование фонтанной системы велись до середины XIX века. В результате в Нижнем парке сложился комплекс, насчитывающий более 150 фонтанов и 4 каскада, в Верхнем саду - 5 фонтанов и один каскад.

Тяжелый урон нанесли фонтанной системе Петергофа годы оккупации нацистами в период Второй мировой войны. Взорванные, засыпанные землей водоводы, похищенная скульптура… Восстановительные работы начались вскоре после освобождения Петергофа, и уже 17 июня 1945 года состоялось торжественное открытие Нижнего парка. А в следующем году забили первые фонтаны. Но точка в окончании работ по возрождению фонтанного комплекса была поставлена только в августе 2000 года с пуском Львиного каскада в западной части.

Главное фонтанное сооружение Нижнего парка - Большой каскад с фонтаном "Самсон" перед ним. С двух сторон партер перед каскадом украшают парные фонтаны "Чаши", фонтаны "Мраморные скамьи" и "Воронихинские колоннады". Морской канал с Аллеей фонтанов от Большого дворца к Финскому заливу делит Нижний парк на западную часть и восточную. Фонтаны восточной части: фонтан "Оранжерейный", каскад "Шахматная гора", Римские фонтаны, фонтан "Пирамида", фонтан "Солнце", фонтаны-шутихи, фонтан "Сноп" и фонтаны "Колокола", фонтан "Адам". Фонтаны западной части: фонтан "Ева", каскады "Львиный" и "Золотая гора", фонтан "Фаворитный", фонтан "Китовый", "Менажерные" фонтаны, фонтаны "Клоши".

А настоящей гордостью этого места являются фонтаны – шутихи. Они до сих пор самая любимая «забава» посетителей Нижнего парка Петергофа. Самые ранние из них - две скромные белые скамьи с золотыми маскаронами тритонов на спинках находятся в Монплезирском саду. Они были сооружены по рисункам Петра I и опробованные уже в 1723 году.

Когда-то разгоряченные ассамблейным весельем дамы и кавалеры выходили в садик освежиться, но стоило им приблизиться к скамьям, как тонкие струи воды настигали незадачливых гостей Императора.

В прошлом практически ни один регулярный парк не обходился без подобных шутих. Но такого их количества, как в Петергофе, не сохранилось нигде. Например, "Дубок" с пятью тюльпанами возле него и двумя скамейками. Гуляющий в разгар лета по парку гость, желая рассмотреть столь поздно цветущий тюльпан, наклонялся, и тут же его обдавала струя воды. В растерянности человек отступал под дерево, но "Дубок", сделанный из полых трубок, мгновенно оживал. Ошеломленный посетитель устремлялся к спасительным скамейкам, но из них тоже поднимались фонтанные струи и накрывали беглеца. Подобные сценки можно наблюдать и сегодня. В 1735 году "Дубок" был установлен в одном из бассейнов Верхнего сада, а затем в 1802 году перенесен в Нижний парк. Рядом стоят еще три искусственных деревца-елочки, из веточек которых постоянно бьют серебристые струйки. Созданы они были в 1784 году.

Почти напротив "Дубка" на противоположной стороне Монплезирской аллеи стоит круглая скамейка. Столб, возвышающийся над ней, увенчан сложной крышей, напоминающей зонт. Стоит только присесть на скамью, как фонтан начинает работать. Выйти отсюда сухим невозможно. Фонтан "Зонтик", или как его называли - "Китайский зонтик", установлен в парке в 1796 году.

 

 

Карточка объекта: Государственный музей- заповедник Петергоф.

1. Петергоф.

2. Основанный в самом начале XVIII столетия императором Петром I Петергоф должен был стать самой роскошной летней царской резиденцией. В планировочной структуре ансамбля Петергофа регулярность и симметрия общей композиции сочетаются с искусным использованием естественного рельефа местности и с разнообразием художественных решений отдельных участков парка.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 345; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!