Тема 3. Философия Средних веков Востока и Запада.



Тема 1. Предмет, назначение и функции философии.

1.Философия выявляет смыслы человеческих поступков, формирует стратегические цели. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался откуда он пришел в этот мир и куда уйдет после смерти, задумывался о любви, смысле жизни, т.е. философствовал. Именно философия говорит нам о самом главном – как быть человеком. Будучи сознательным существом, человек философствует, он не может поступить иначе, так как это самый универсальный способ его существования на всем протяжении которого он развивал философию. Философия вплетена в человеческую деятельность. Природа философского знания, таким образом, состоит в стремлении человека найти для себя ответы на вечные вопросы, определить свой удел, обеспечить возможно лучшее бытие в мире. Философское знание зовет каждого человека к истине, благородству, добру, красоте. Философия есть рефлексия. Человек, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к арсеналу ее идей, стремясь выявить смысл собственного бытия.

Вечные философские вопросы, которые определяют характер научной мысли и смысл художественного воображения, предстают в сознании людей в виде новых (актуальных) проблем при формировании порой мистических гипотез, но чаще — строгих научных теорий. Это следующие вопросы: в чем сущность мира; насколько и как природный и общественный мир возможно познать; как можно преобразовать его; на какие ценности следует ориентироваться; какое будущее ожидает человечество; что представляет собой сам человек как Homosapiens и как личность. На собственно философском языке это вопросы онтологии, гносеологии, методологии, праксиологии, аксиологии, философской антропологии и футурологии. Они, будучи интеллектуальным условием философского осмысления тайн Мироздания и одновременно ключевым фактором формирования общественного сознания, в основном проявляются в повседневной жизни как некое конкретно-историческое (эпохальное) самосознание того или иного народа, человечества в целом.

 

Тема 2. Философия Древнего Мира. Предфилософия казахов. Философия Древнего Востока. Античная философия.

1.Кита́йская филосо́фия, является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама равнозначно влиянию древнегреческой философии на ЕвропуНовое время китайской философии (с 1000 г. н. э.)

Оно характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 — дарование роду Конфуция более высокого дворянского звания, 1503 — причисление Конфуция к лику святых, сооружение ему храмов, в которых, однако, не было изображений святых). С другой стороны, имеет место гонение на даосов (формальное запрещение даосизма — 1183). Христианство, проникнув к тому времени в Китай, смогло оказать влияние на китайскую философию. Видным мыслителем XI века был ЧжанЦзай, один из основоположников неоконфуцианской школы ли сюэ («учение о принципе»), также известный как ЧжанЦзыхоу, ЧжанХэнцзюй и Чжан-цзы (1020—1078).Его основные сочинения — «Си мин» («Западная надпись»), «Дун мин» («Восточная надпись»), «Чжэнмэн» («Наставление непросвещённым»), «Цзин сюэди ку» («Бездонность принципов изучения канонов»), «И шо» («Учение Канона перемен»). ЧжанЦзай в своем учении о человеке исходил из признания существования в человеке двух «природ» — небесной и «эфирной». Согласно ЧжанЦзаю, ци (эфир) является первоосновой как всех вещей, так и Вселенной в целом. Ци заполняет великую пустоту (тайсю). По мнению основателяюнцзяской школы философа Е Ши (1150—1223), вселенная образована из вещества, состоящего из пяти первоэлементов и восьми видов вещества, которые символически обозначаются восемью триграммами. Из значительных мыслителей более позднего времени следует упомянуть Ван Янмина (1472—1529), который являлся посредником между даосизмом и конфуцианством. Значительно позднее выступает педагог Янь Юань (XVIII век). Крупным мыслителем XVII века был философ-конфуцианец Ван Чуаньшань (1619—1692), в основе натурфилософских построений которого лежит учение о «Великой пустоте» (тай сюй) одного из основоположников неоконфуцианстваЧжанЦзая (1020—1078). В XVII веке протекает также деятельность ученого-энциклопедиста(филолог, историк, географ, экономист, астроном) ГуЯньу (1613—1682), основателя учения о естестве (пусюэ), своеобразного эмпирико-конкретного направления. Крупнейшим представителем этого направления являлся также философ и учёный XVIII века Дай Чжэнь (1723—1777).

Тема 3. Философия Средних веков Востока и Запада.

1.АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – традиция философской рефлексии, возникшая и развившаяся в эпоху господства исламского мировоззрения в условиях преимущественно арабоязычной цивилизации и претерпевшая в наши дни значительную трансформацию под влиянием западной цивилизации и философии. История арабо-мусульманской философии включает три основных этапа: классический, или средневековый (8–15 вв.); позднее средневековье (16–19 вв.); современность (2-я пол. 19–20 в.). В классический период возникают и получают развитие пять основных философских направлений и школ, для позднесредневекового этапа типичен эклектический подход, современность характеризуется поиском путей сохранения цивилизационных основ классического общества в новых условиях. Философия оказывала влияние на другие отрасли теоретического знания и в то же время разделяла с ними некоторые характерные подходы и мыслительные схемы. Наиболее близкими к ней в этом плане были фикх и филология. В сфере этих наук был выработан механизм описания соотношения между началом и следствием как между «основой» и «ветвью», позволивший осмыслить связь между первично-утвержденным и зависимым, между общим и частным, между предшествующим и последующим, изначальным и производным как единое отношение.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!