Владыки Сновидений, стратегии жизни.



 

И первым пунктом этой темы будет напоминание о том, что социальность нелюдей все же не слишком похожа на человеческую социальность.

Представления об эффективности у нелюдей формируются прежде всего исходя из их представлений о безопасности. Для людей это этап проходной. А у нелюдей умение достигать своих целей, умение получить результат и уж тем более его авторизовать (то есть, присвоить его), умение получать удовольствие от деятельности и от жизни, умение удовлетворять свои потребности, наконец – это все идет вторым и следующим номерами, а первым номером идет всегда и у всех безопасность.

И представления о ней в пределах каждого типа более или менее общие у большинства представителей этого типа. То есть, понятие «безопасность» представители каждого типа наполняют сходным образом и именно для представителей типа это понятие безопасности актуально. Хотя безопасность Гэльвина (рискнуть, чтобы с гарантией обрести, если выживу) и безопасность Стального Стража (обеспечить выживание, а потом оценивать риски), безопасность Волка (быть в стае или быть значимым для других, если речь идет об одинце) и безопасность Барсука (соответствовать представлениям о себе самом), безопасность Единорога (гармония взаимоотношений фигуры и фона) и безопасность Василиска (понимание и возможность контроля и – по необходимости – управления происходящим) – это очень, очень разные безопасности.

Уникальность понимания безопасности Владыками Сновидений состоит в том, что этих наполнений у них даже не два, а аж четыре.

Это:

-понимание Правила и следование ему.

-защищенность Территории, и обеспечение ее закрытости/недоступности для всех, кроме избранных посетителей

-забота о Своем Круге и сохранение его

-поиск Смысла и осознание его ценности в сравнении с внутренней Бездной (смысл помещается туда весь или он больше Бездны)

Владыка Сновидений может пойти любым путем из четырех, оставшись при этом вполне представителем типа. Или даже совместить два пути. Наверное, и больше можно совмещать – но я этого не видела, предполагаю чисто теоретически.

О Своем Круге заботился Дуров. Дрессировщик Владимир Дуров. (Артист Лев Дуров тоже, и Ролан Быков еще. И путь развития один.) И вот только не надо юмора на эту тему. Владыка не различает, кто у него в Своем Круге - двуногое или четвероногое - там могут быть и животные, и дети, и сотрудники на равных... У Дурова, кстати, так и было

Территорией может быть Убежище в виде отдельной квартиры, но не обязательно. Размеры зависят от уровня тревожности - чем выше, тем больше. Геббельс пытался сделать Убежищем всю страну (Правило + Территория).љ Точнее, он попытался расширить территорию Убежища с теми способами взаимодействия, которые Убежище складывают, до размеров госграниц. Чтобы в масштабах государства его личные правила взаимодействия с чужими правилами не сталкивались.

Каким бы путем Владыка ни пошел, важно, чтобы дорога не стала перекрестком - это конец Пути. Когда у Васильева (художника) в возрасте 36, что ли, лет, поиск Смысла вошел в противоречие с понимаемым Правилом, то случился классический инфаркт эмоционального переутомления - противоречие Правила и Смысла так и сработало. Причем он почти даже вырулил - его последние работы (северный цикл) уже были приняты идеологией позднего Совсоюза (почему такие посмертные выставки и были роскошные) и при этом вполне предлагали смысл и некую вполне внятную парадигму. А вот ресурс - кончился. И в 40 лет его не стало.

Вне зависимости от выбранного Пути Владыка Сновидений - существо, которое чувствует себя в безопасности только тогда, когда видит перед собой опасность и имеет вполне четкий мотив от нее защищаться. То есть, они на Бездне стоят, и вполне уверенно. А на опоре стоять - не умеют.

 

 


Интерлюдия. Самоощущение и самооценка.

 

А теперь еще одна интерлюдия, без которой

будет сложнее понимать представителей нового типа, о котором мы сейчас уже вот со следующего поста начнем говорить, только не завтра, наверное, а на каких-то близких днях. Да-да. Следующий пост - уже про Гарпий.

 

Самоощущение. Оно складывается из самонаблюдения (наблюдение, объектом которого становится сам наблюдающий, его психические состояния, мысли и чувства), самосознания (осознания человеком себя как индивидуальности, понятие предельно близко к Я-концепции, про которую мы уже говорили, но не тождественно ей, Я-концепция более дискретна, самосознание более непрерывно и подвижно) и самочувствия (комплекса ощущений, отражающих степень физиологической и психической комфортности наличной ситуации человека). Сложный такой комплекс.

Можно, конечно, прогуглить и потом мучительно складывать паззл из определений, пытаясь совместить их острые углы.

Вообще, если слегка подняться над определениями и попытаться понять, что же это – самоощущение, то это то, насколько ты сам себя ощущаешь как реальный объект. Движущийся. Чувствующий. Желающий. Мыслящий... Вся раскладка по Афанасьеву.

Где это в литературе искать? Все хокку про это и половина танка. Лев Толстой еще пытался тоже.

 

«Я хочу» - это самоощущение.

«Я хочу как раз в меру для меня» - это самооценка ( а дальше раскладка самооценки по шкалам: адекватна – неадекватна, завышена – занижена).

 

Если самоощущение ясное, то

-связь с собой позволяет планировать время и силы, исходя из собственных интересов, а не из внешних пинков, поступающих от людей и обстоятельств.

-интересы реализуются хотя бы как список целей, а не лежат мертвым грузом в сознании и подсознании, блокируя жизненную активность. Они еще могут реализовываться как результаты, давай платформу для развития и личностного роста.

-цели ясны и достижимы, как бы сложны они ни были.

-результат действий принадлежит действующему, а не тому, кто заявляет на него права (здесь нужен пост в цикл «зависимое поведение», но не сейчас, если можно)

А когда самоощущение в тумане, результат становится невозможно авторизовать. Не я это делал. А это я не сделаю. Потому что как только результат авторизован, он становится тобой, а что такое "ты" - ??? и результат уходит в эту зону ??? и становится не виден

 

Самоощущение «ставится», как любой другой навык. Оно формируется, когда слушают, и по большому счету, неважно, себя или мир. Или разглядывают, вникая в происходящие вокруг события и в свои чувства и переживания по их поводу. Блики на воде еще можно разглядывать, внутренние процессы при этом примерно такие же. В общем, другого способа любоваться рекой Жизни я не знаю.

 

Самооценка - это монетка о двух сторонах. На аверсе - ценность и значимость, которой индивид наделяет себя, свои действия, свое поведение. Именно аверс этой монетки включен в структуру я-концепции, именно он выполняет ту самую защитную и регулирующую поведение функции, именно от него строиться поведение с другими людьми, и деятельность, именно он влияет на развитие личности.Все, что не попало на аверс, найдется на реверсе. Там будут все суждения человека о себе, своий внешности и достижениях, возможностях и результатах - короче, все, что можно оценить. И там будут все внешние оценки,с которыми в отношении себя человек согласен - неважно, хороши они или плохи. Элементы могут ползать с аверса на реверс, они там не навсегда прочеканены - но в целом внешний вид любой из сторон монеты самооценки относительно устойчив.

 

К оценке себя крепится оценка близких, запрос на качество результата, уровень целей и ценностей, предел допустимого в отношении тебя.

Оценка близких – близкий равен подобный мне. Если я себя ценю дешевле своего выходного костюма (а то и домашнего трико), то и жизнь близкого я ценю не выше, и свое представление о том, как он проводит время и куда прикладывает силы, я формирую, исходя из СВОЕЙ оценки СЕБЯ.

-Качество результата - это то, что ПРАВИЛЬНО хотеть для себя человеку. Если образно, "а ты не князь Голицын, чтобы с солью есть" (Пикуль). Короче, будь проще, нечего тут привередничать.

-Уровень целей и ценностей. Есть миф, что человек с низкой самооценкой согласен на запорожец, в то время, как реальные пацаны ездят на мерсах. На самом деле высокая самооценка это когда человек не смотрит на то, на чем ездят ВИПы. Для человека с высокой самооценкой значимо не статусное, а желаемое, то есть не "как у всех", а "как МНЕ надо". Надо - это все, что я ХОЧУ. А не наоборот.

-Предел допустимого в отношении тебя – что позволено Юпитеру, не позволено быку. И наоборот, что можно с быком, недопустимо с Юпитером. Предполагается, что есть что-то, что ДЛЯ МЕНЯ (типа, этого можно и правильно хотеть) а есть что-то, что НЕ ДЛЯ МЕНЯ (хотеть этого смешно или стыдно - лично мне, потому что я такая). Например, водку можно всем, а хотеть любви с моей-то рожей..

Желания и оценка себя связаны, через поговорку про суконное рыло и калашный ряд. И зачастую «не могу» означает «это слишком хорошо для меня».

 

 

Если самооценка совпадает с самоощущением, то человек спокойно принимает существующую реальность, просто потому что в этом случае на его внутренний мир внешние бури и штормы не действуют. А вот если между самооценкой и самоощущением образуется разрыв, то самооценка вместо инструмента (проверять, где ты во внешнем мире и как мир на это реагирует) становится способом ощутить себя. Так из "Я написал рассказ, который не приняла редакция" вырастает "Я плохой, я бездарность" или другие вариации на тему как из в общем-то калькулятора сделать себе пьедестал, отчего и техника портится, и устоять на 5 сантиметрах квадратных, отведенных по внешним условиям, невозможно.

В литературе это фирменная фраза от Достоевского "Тварь ли я дрожащая или право имею".

Блок – это подход к вопросу с другой стороны. "Самоощущение никуда не деть, поэтому я плохой". ("К музе" особенно показательно, да и другие его стихи, местами... мнда)

 

 


Гарпии

 

Итак, мы говорим о Гарпиях.

 

Мы говорим о существах, самоощущение каждого из которых состоит для них самих только из одного компонента из трех, а два остальных доступны им только через самооценку, а напрямую до этих компонентов сознанием никак не дотянуться. Получается примерно следующее: "я всегда себя осознаю, а когда я хороший, то я себя еще и чувствую, и еще могу понимать свои эмоции и переживания". От перемены мест слагаемых сумма меняется, и сильно. Описанный в примере вариант я условно назвала "рациональный тип", есть еще эмоциональный - эти связаны со своими эмоциями, могут их наблюдать, а самосознание и самочувствие им доступны на условии хорошего к себе отношения; и заботливый - они способны чувствовать свой физический и эмоциональный комфорт, и когда им хорошо - имеют возможность самонаблюдения и самосознания.

 

Мы говорим о существах, у которых гендерный маркер никак не связан с сексуальным, и для которых их гендерная принадлежность определяется через социальную функцию в малой группе/паре (они распространяют модель от взаимоотношений с собой на партнера и детей, когда есть дети), а секс - через возможность интимного взаимодействия, вне зависимости от формы разъема. То есть, бывает, что оно совпадает по предпочтениям - существо с разъемом F(female) предпочитает иметь дело с существами с разъемом типа M(male) - но это важно не для всех из них. Да, Гарпии и правда тип-чемпион по количеству представителей нестандарных предпочтений - и если бы только в предпочтениях было дело! - но это не самое в них интересное.

 

Мы говорим о существах, которых двадцатый век производил, как и гэльвинов, пачками и тачками, поэтому недостатка в примерах не будет. Я их только постараюсь по подтипам сгруппировать.

 

Мы говорим о существах, в адрес каждого из которых постоянно несется "да будь ты взрослее" - до поры, до времени. Когда это время наступает - оно наступает на горло всем, кто желал Гарпии встать на крыло. Если они вовремя не убрались с дороги.

 

Мы говорим о типе, представителей которого можно встретить практически в любой социальной нише - и любой из представителей которого реально физически дохнет, будучи в социальном плане впихнут не на своем место.

 

Мы о них УЖЕ говорим :)

 

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 464; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!