Социально-экономическое развитие и политическое устройство России в XVII в.



Социально-экономическое развитие России в XVII в.

XVIIв. был важным этапом в развитии народного хозяйства России. К середине века разруха - последствие смуты - была в основном преодолена. Происходил дальнейший рост сельскохозяйственного производства, однако главным образом за счёт введения в оборот новых земель (экстенсивный способ увеличения сельскохозяйственной продукции), а не путём совершенствования орудий труда и приёмов обработки земли (интенсивный способ). Несмотря на усиление ориентации земледельческого хозяйства на рынок, большинство помещичьих и крестьянских хозяйств в основном сохраняли натуральный характер. И тем не менее, всероссийский рынок формировался. Во второй половине XVIIв. определились регионы, производившие товарный хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию, и районы, их потреблявшие; складываются и районы ремесленного производства.

Серьёзные сдвиги произошли в развитии промышленности - возникают первые мануфактуры (это крупное производство, где имеет место разделение труда). Мануфактурное производство начиналось в металлургии - медеплавильный завод на Урале (1637г.); к концу века насчитывалось около 30 мануфактур. Основывали их казна, крупные землевладельцы (вотчинная мануфактура) и купцы - владельцы торгового капитала, часто выходцы из зажиточного крестьянства. Среди работников мануфактур преобладали зависимые от помещика или государства крестьяне, приписанные к заводам и таким образом отбывавшие повинности.

Развитие товарно-денежных, рыночных отношений, рост числа мануфактур наблюдались в России в условиях поступательного движения феодальной экономики. Говорить о зарождении в стране капиталистических отношений, главный признак которых - увеличение в экономике доли свободного наёмного труда, оснований нет. Становление единого национального рынка происходило, таким образом, при отсутствии элементов капиталистического хозяйства на основе развития некапиталистического производства.

Русские города как торгово-промышленные центры и в XVIIв. оставались слабыми и значительно уступали по своему развитию западноевропейским. Сказывалось многое: разрушение городской экономики татарами, ослабление городских свобод при усилении княжеской власти в ходе объединения государства, расположение русских городов на значительном расстоянии от морских побережий, неисчерпаемые возможности внутренней колонизации, когда избыточное население из сельской местности уходило не в города, а в другие сельские районы.

Городское население состояло из привилегированной верхушки посада и основной массы тяглого населения - ремесленников и мелких торговцев. Купеческая верхушка имела своё деление - гости, гостиная сотня и суконная сотня. Наряду с привилегиями (освобождение от посадского тягла, беспрепятственный выезд для торговли за границу и др.) купцы имели массу обязанностей, обременительных и отвлекавших их от основных занятий (управлять казёнными промыслами, собирать налоги с посадов и т.д.). Что касается "тяглецов", то они были приписаны к посадским общинам, которые несли коллективную ответственность за исправный взнос податей. Управлялись города воеводами, которые назначались из числа бояр и служилых людей Разрядным приказом и утверждались царём и Боярской думой.

Политическое устройство государства.

В феврале 1613г. Земский собор избрал на престол Михаила Романова, кандидатура которого устраивала разные слои общества. Новое московское правительство, первостепенную роль в котором играл отец царя патриарх Филарет, восстанавливая государство после смуты, руководствовалось принципом: все должно быть по старине. Для успокоения общества, преодоления разрухи консервативная политика была необходима, однако смута внесла в общественную жизнь много таких перемен, что, по сути, правительственная политика оказалась реформаторской.

Существенным звеном государственного управления в первой половине XVII в. стал Земский собор. Роль и компетенция Земских соборов несомненно возросла (при царе Михаиле собор собирался не менее 10 раз). Активная работа Земских соборов была обусловлена временной потребностью нового правительства преодолеть последствия смуты.

Механизмы центрального управления восстанавливались по старым образцам - в форме приказов, число которых в царствование Михаила увеличилось. В местном же управлении произошли перемены, которые свидетельствовали об усилении централизаторского начала: земские выборные органы, появившиеся в середине XVI в., стали постепенно заменяться более жестким управлением из центра через воевод.

Чтобы повысить обороноспособность и урегулировать финансовые дела в разоренной смутой стране, нужно было укрепить поместную систему и окончательно решить вопрос о взаимных отношениях государства, служилого сословия и крестьян. Крепостническое законодательство начало оформляться в России в конце XVI в. Вследствие массового бегства и потерь среди населения в период опричнины и Ливонской войны центральные районы страны стали запустевать. Многие помещики разорились и нести государственную службу уже не могли. Основой же русского войска по-прежнему оставалось дворянское ополчение, что было обусловлено слабым развитием промышленности и товарно-денежных отношений, а значит и недостаточностью денежных поступлений в казну. Россия по своему финансовому положению в XVI - XVII вв. не смогла позволить себе создать армию на той же экономической основе, что и страны Западной Европы, сочетавшие регулярные войска (на основе воинской повинности) со свободной вербовкой. Государство заботилось о поддержании поместной системы не только потому, что она имела первостепенное значение для обороноспособности государства, но и потому, что хотело удержать на месте частновладельческих крестьян, которые платили подати в казну. Выход из военно-политических и хозяйственных затруднений правительство Михаила Федоровича также видело в усилении закрепостительной политики: срок давности для сыска крестьян был увеличен (в 1637 г.- до 9 лет, а в 1641-до 10-15 лет).

Обустраивая служилый класс, правительство постепенно убеждалось в несостоятельности дворянских ополчений. Военно-техническая отсталость московского войска, обнаружившаяся в начале XVII в. в столкновениях с западными соседями, побудила власти создавать, начиная с 30-х годов, т. н. полки "иноземного строя" - солдатские (пехота) и рейтарские (конница). Эти полки набирались из вольных людей и обучались наемными офицерами-иностранцами. В ряде случаев правительство прибегало и к принудительным наборам. Первые регулярные полки стали зародышем новой армии, созданной при Петре I.

В середине XVII в. все более ощутимой становилась потребность издать свод законов, свести воедино частное законодательство, разросшееся, но никак не упорядоченное. Результатом кодификационной работы, осуществленной специальной комиссией с участием выборных от сословий, стало составленное уже в царствование Алексея Михайловича (1645-1676) соборное уложение 1649 г., которое завершило юридическое оформление системы крепостного права: сыск беглых крестьян становился бессрочным, устанавливалась наследственность крепостного состояния, жители посадов были прикреплены к тяглым посадским общинам.

Ряд статей Уложения отразил тенденцию к дальнейшей централизации власти, укреплению самодержавия. Традиционная монархия с Боярской думой (вряд ли уместно называть ее сословно-представительной), постепенно уступала место абсолютной монархии, формирование основных элементов которой началось во второй половине XVII в. Абсолютизм - такая форма правления, когда законодательная, исполнительная и судебная власти полностью сосредоточены в руках монарха, а последний опирается на назначаемый и контролируемый исключительно им разветвленный чиновничье-бюрократический аппарат. Абсолютная монархия предполагает централизацию и регламентацию государственного и местного управления, наличие постоянных армии и службы безопасности, развитой и подконтрольной монарху финансовой системы. В царствование Алексея Михайловича все реже собирались Земские соборы, снижалась роль Боярской думы, с другой стороны - все более разветвленной становилась приказная система.

Как историческое явление абсолютизм имел место и в Западной Европе, и в России, однако в России он существенно отличался от западноевропейского, ибо иной была его социально-экономическая основа, а следовательно, и содержание. Российский абсолютизм не опирался на поддержку третьего сословия, буржуазии, не был вызван к жизни развитием по капиталистическому пути, когда возникло известное равновесие между дворянством и буржуазией, дающее возможность государственной власти почувствовать определенную самостоятельность по отношению к обществу. Социальной основой абсолютизма в России было дворянство и общинная организация крестьян. Возрастание роли государства и проявления его надклассового характера были обусловлены тем, что только оно в условиях замедленного развития гражданского общества, слабости третьего сословия могло быть инициатором реформ. Только с помощью сильного государства в условиях преобладания натурального хозяйства, слабого развития товарно-денежных отношений можно было мобилизовать материальные и людские ресурсы для проведения эффективной экономической и фискальной политики, необходимой прежде всего для обороны страны.

16.      Реформа русской православной церкви в XVII в. и ее последствия.

В середине ХVII в. началась реформа русской православной церкви, повлекшая за собой ряд серьезных изменений в политической и духовной жизни русского общества.

Причины реформы православной церкви коренились в глубоком социальном кризисе середины ХVII в. Тяжелое экономическое положение страны в той или иной форме затрагивало отношения между государством и церковью - крупным землевладельцем, имевшим судебные и налоговые привилегии, обладавшим огромным политическим весом и идеологическим влиянием. Попытка власти ограничить права церкви (например, с помощью Монастырского приказа) встретила с ее стороны решительный отпор и даже усилила ее политические притязания.

Кризисные явления поразили и саму церковь. Низкий уровень профессиональной подготовки духовенства, его пороки (пьянство, стяжательство, разврат и т.д.), разночтения в священных книгах и различия в обрядах, искажения некоторых церковных служб подрывали авторитет церкви. Для восстановления ее влияния в обществе требовалось навести порядок, унифицировать обряды и священные книги согласно единому образцу.

В конце 1640-х гг. в Москве возник кружок "ревнителей древнего благочестия", объединивший людей, обеспокоенных как положением дел в церкви, так и проникновением светских начал в духовную жизнь общества. Вскоре среди членов кружка начались расхождения по вопросу выбора образца. Одни - С. Вонифатьев , будущий патриарх Никон , Ф. Ртищев - считали, как и сам царь, что править русские церковные книги и обряды надо по греческим меркам. Другие - И. Неронов , протопоп Аввакум Петров - суть реформы видели в возвращении к неповрежденной русской старине, решениям Стоглавого собора и считали возможным исправлять церковные книги лишь по древним славянским рукописям.

Духовный кризис, переживавшийся русским обществом, обострял проблему соответствия церкви требованиям времени. Кризис выразился в обмирщении сознания. Происходила индивидуализация сознания посадских людей и части верхов общества. Так, именно в ХVII в. у ремесленников появились личные клейма, до этого они ощущали себя соучастниками коллективного творения и не "подписывали" свою продукцию. Не случайно, что именно в эту эпоху появилась поговорка: "На бога надейся, а сам не плошай". Началась рационализация сознания некоторых слоев русского общества.

Внешнеполитические интересы страны также требовали реформы. Россия пыталась объединить под своей эгидой все православные церкви и народы. Русский царь мечтал стать наследником византийских императоров как в делах веры, так и в их территориальных владениях. Он надеялся также достичь мощи и великолепия их государственной власти. Здесь сказалось влияние теории "Москва - третий Рим ".

Для этих целей необходимо было приведение обрядов в единство с греческими образцами, принятыми в украинской, а также сербской и других православных церквях на территориях, которые планировалось присоединить.

После избрания Никона патриархом реформа начала проводиться в жизнь. В 1653 г. он разослал по всем московским церквам "память" (циркуляр) о замене крестного знамения с двоеперстного на троеперстное. Против ослушников с благословения царя он развязал репрессии. Непримиримость Никона, поспешность и насильственные методы проведения реформы вызвали глубокий протест населения и стали одним из факторов раскола.

После отъезда в 1658 г Никона из Москвы и опалы, вызванной как чрезмерным властолюбием патриарха, питаемым его главной идеей "...священство царства преболее есть ", так и происками бояр, не желавших подчиняться "худородному", из мужиков патриарху, преобразования церкви продолжил сам царь. Собор 1666-1667 гг. окончательно низложил Никона. Одновременно "раскольников" объявили еретиками, узаконив репрессии против них.

Важнейшими элементами содержание реформ стало изменение церковных обрядов и исправление богослужебных книг в соответствии с новейшими греческими образцами. Эти образцы в течение веков претерпели изменения (изменилась даже форма крестного знамения ), в то время как русская церковь сохранила обряды в том виде, в каком получила их из Византии.

Креститься было велено не двумя пальцами, как раньше, а тремя; иным стало прочтение символа веры ; имя Христа стало писаться "Иисус", а не "Исус", как требовала традиция; предписывались иконы греческого образца; введен был четырехконечный крест, считавшийся ранее "латинским". Произошла реформа церковно-славянского языка, изменились лексика, грамматика, ударения.

Стремясь превратить Россию в землю обетованную, Никон начал на р. Истре строительство Воскресенского монастыря (по названию храма Воскресения в Иерусалиме) - Нового Иерусалима, который должен был стать духовным центром мирового православия.

Никон, считая, что "священство выше царства", стал в 1652-1658 гг. фактическим соправителем государя. По всем вопросам, обсуждавшимся Боярской думой, сначала докладывали патриарху. Эти меры оказались временными и после смещения Никона остались в прошлом, но некоторые уступки светская власть делала и позже. В 1667 г. был отменен светский суд в отношении духовных лиц, а в 1677 г. упразднен Монастырский приказ. Одновременно происходило быстрое экономическое укрепление церкви. Строились новые монастыри, к которым приписывались многие села. Осуществление реформы несомненно укрепило церковную иерархию и централизацию церкви. Победа реформаторов создала духовную атмосферу в обществе, способствующую критическому отношению к традиции, восприятию новаций, что стало психологической предпосылкой глобальных преобразований Петра I. В тоже время реформа и суд над Никоном стали прологом ликвидации патриаршества и полного подчинения церкви государству.

Одним из духовных последствий реформы и раскола стала деформация идеи "Москва - третий Рим". Долгое время символ Третьего Рима был двойственен и содержал в себе образ Иерусалима - центра святости и языческого Рима - политической и культурной столицы мира. В ХVI в. Москва одновременно притязала как на особую святость, так и на политическое могущество. В результате раскола идея Нового Иерусалима, являвшаяся одним из стержней русской истории и культуры, ушла в подсознание общества. Вторую часть идеи подхватил Петр I, созидавший "Великую Россию" с новым политическим центром - Санкт-Петербургом, возводимом по образу имперского Рима.

Одним из наиболее сложных и противоречивых последствий реформы, раскола общества и церкви стало старообрядчество. По некоторым данным больше трети православного населения осталось в старой вере.

"Раскол" представлял собой религиозно-психологическое явление, содержащее в себе в той или иной мере и социально-политические компоненты. Возникновение старообрядчества было вызвано не религиозным формализмом "темных масс", а тем, что, не отделяя обряд от догмата, народ увидел в реформе покушение на веру отцов. Старая вера отождествлялась народом с идеей Святой Руси , с надеждой обрести "Правду" - социальную справедливость, воплотить идею "Москва - третий Рим", а главное - спасти бессмертную душу и попасть в царствие небесное. В результате реформы, по словам русского философа Н.А. Бердяева, " в народе проснулось подозрение, что православное царство, Третий Рим, повредилось, произошла измена истинной вере. Государственной властью и высшей церковной иерархией овладел антихрист ".

В условиях общественного кризиса второй половины XVII в. обострились ожидания скорого конца света, что объясняло как поведение ранних старообрядцев, так и соединение в этом движении столь разных по своим интересам и мироощущению социальных групп.

Идейные вожди старообрядчества И. Неронов, протопоп Аввакум и др. призвали к отказу от новшеств Никона и церковных властей, "предавшихся дьяволу", к борьбе за православные традиции и "истинную веру". При этом религиозное содержание проявлялось и в социально-политических протестах. Ревнители "старой веры" шли к С. Разину, подняли восстание в Соловецком монастыре в 1668-1676 гг.

Многие бежали из мира, "захваченного антихристом". Бегство принимало разные формы - от уединения в лесных скитах и участия в освоении Сибири, массовую базу которого составили именно старообрядцы, до добровольных самосожжений целыми общинами (в гарях конца ХVII в., по официальным данным, погибло не менее 20 тыс. человек).

Но речь шла не только о сохранении старого. В преддверии Нового времени, в новых условиях духовного кризиса российского общества старообрядчество обрело некоторые социально-психологические черты, нехарактерные для традиционного православия. Поскольку царь и церковь оказались дискредитированными, произошла "потеря" внешнего авторитета, заступника перед Богом, повысилась роль нравственности каждого из верующих как носителя внутреннего идеала. Старообрядцы остро почувствовали личную ответственность не только за свое спасение, нои за судьбы Церкви и общества. Их вера стала более деятельной, духовная жизнь интенсифицировалась. Старообрядцы стали рассчитывать на себя, на свою внутреннюю веру, что положительно влияло на их моральный облик, способствовало умеренности в потребностях, трудолюбию, честности и пр. Эти тенденции были характерны не только для России, в ту эпоху они проявлялись и в европейской Реформации .

И не случайно, именно старообрядчество в конце XVIII- первой половине XIX вв. сделало исключительно много для развития русского предпринимательства. Основатели крупнейших династий русских промышленников и купцов - Морозовы, Рябушинские, Гучковы, Третьяковы, Щукины и пр. - принадлежали к старообрядцам.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 823; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!