Содержание разделов дисциплины



  Наименование раздела Содержание раздела
1 Печатная журналистика  
1.1. Возникновение и основные этапы развития печатной периодики в России Печатные издания - исторически первая отрасль медиаиндустрии. Социально-экономические причины и технические предпосылки возникновения печатных изданий. Предназначение печатных изданий. Журналистика и печать. Газета и журнал как основные каналы распространения продукции журналистики на бумажных носителях. Периодичность газет и журналов. Основные этапы развития печатной периодики в России
1.2. Система российских печатных СМИ ХХ1 века: основные характеристики Место печатных периодических изданий в жизни современного общества. Функции печатной прессы, её коммуникационные каналы, аудитория. Важнейшие основания дифференциации печатных изданий. Многообразие типов и профилей современной печатной периодики
1.3. Газета в структуре печатных СМИ Газеты разных типов. Влияние типа газеты на её контент. Особенности тематики и жанров. Принципы формирования контента. Влияние аудитории на контент. Качественные и массовые газеты. Наиболее известные газетные брэнды
1.4. Журнал в структуре печатных СМИ Функциональное своеобразие журнала как средства массовой информации. Типы и профили журналов. Влияние типа и профиля журнала на его контент. Особенности производства журналов. Наиболее известные журнальные бренды
1.5. Современное состояние газетно-журнального производства Организация производства и распространения печатных изданий. Владельцы и учредители изданий; издательские дома и редакции. Виды редакционной деятельности и основные редакционные службы. Профессиональные обязанности журналистов, их основные специализации
1.6. Новые технологические платформы и печатная периодика Конкуренция бумажных и электронных носителей информации в условиях цифровой революции. Новые тенденции в развитии газетно-журнального производства. Газета и журнал в Интернете. Перспективы печатной журналистики в контексте процесса развития цифровых технологий
1.7. Конвергентные редакции: итоги опыта работы Создание конвергентных редакций: первые итоги деятельности. Экономика конвергентных редакций. Психологические проблемы, сопровождающие переход журналиста к работе на разных технологических платформах
1.8. Профессиональный долг и профессиональная ответственность журналиста печатной прессы. Профессиональный долг журналиста. Самоопределение и самовозложение профессионального долга. Профессиональная ответственность как гарант выполнения профессионального долга. Этические стандарты журналистского поведения в разных ситуациях действительности, закреплённые в документах журналистских организаций
2. Радиовещание  
  Техника и технология современного радиовещания (от Попова до motion mixes) История изобретения радио. Попов vs Маркони. История радиоприемника. Современное приемное и предающее оборудование. Диапазоны вещания. Проводное радио. История звукозаписи (от пластинок до цифровых диктофонов). Техническое оснащение радиостудии. Микрофоны. Программное обеспечение современного радиовещания (программы генераторы плей-листов, траффик-программы, монтажные программы,motion mixes). История радио с точки зрения технической предопределенности. Мультимедийные редакции
  История радиовещания XX век Краткая история мирового радиовещания. Этапы. Тенденции. Теория вещательных систем: государственное, коммерческое, общественное радио. История советского радио. Ленин и радио. История советского радио (до 1941). Радио в период ВОВ. Радио в эпоху Хрущевской оттепели. Радио в Брежневскую эпоху. Радио в период перестройки. Голоса истории
  История радиовещания XXI век Предпосылки появления коммерческой вещательной модели в СССР (1986-1991гг). Этапы формирования коммерческого радио в России (1991-2012). Государственное радио в постсоветский период (1991-2012). Общественное радио в России. Мировой кризис 2008 года и его влияние на радиоиндустрию. Радиостанции-маркеры: Наше радио. Ультра. Русское радио. Серебряный дождь. Эхо Москвы. Бизнес ФМ. Шансон. Маркетинговые войны за аудиторию
  Жанры и форматы Теория жанров.Информационные жанры радио. Аналитические жанры радио. Документально-художественные жанры радио. Выразительные средства радио. Теория форматов. Музыкальные форматы. Разговорные форматы. Информационные форматы. Гибридные формы. Движение форматов в России и мире. Фрик-форматы. Принципы программирования современного радио
  Аудитория радио Социология в системе современного радио. От «радио для всех» к радио целевых групп. Целевые группы. Социально-демографические характеристики аудитории. Характеристики стиля жизни. Поколенческие характеристики. Психотипические характеристики. Формы и методы коммуникации с аудиторией
  Радио и новые медиа Радио в Интернете: формы и технологии коммуникации. Подкастинг. Радио и социальные сети. Радио и мобильная телефония. Новые формы звука в Интернете. Soundmaps, и пр.
  Организационные модели, структура отрасли Радиовещание в системе современных каналов СМК. Государственные, коммерческие радиостанции. НКО. Государственная политика в сфере радио. Экономика современного радио. Реклама на радио. Рекламные агентства. Record labels. Фирмы-синдикаторы. Индустриальные объединения. Радиохолдинги/единичные радиостанции. Сетевое/локальное радио. Организационная структура радиостанций разных форматов. Редакции и отделы государственных и коммерческих радиостанций. Москва vs Регионы
  Профессии радио Генеральный директор, программный директор, музыкальный редактор, директор службы информации, ведущий новостей, корреспондент, ди-джей, звукорежиссер, саунд-продюсер, маркетолог, пр-директор, менеджер по продажам
3. Телевидение  
  История телевидения. Модели телевидения   Идеальная модель и реальная практика. Телевидение и политика. Телевидение и культура. Телевидение и искусство. Телевидение за рубежом. История возникновения и развития государственного (на примере Германии 30-40-х гг., Франции 50-60-х — РТФ), общественного (Великобритания — Би-би-си, Германия — АРД), коммерческого (США) телевидения. Русское участие (В. Зворыкин, Д. Сарнов) в создании телевидения в Северной Америке. Характеристика современного состояния (конец XX – начало ХХI столетия) телевидения на пяти континентах. Глобализация и специализация; формирование смешанных моделей (сосуществование государственного, общественного и коммерческого ТВ в одном программном пространстве). Перспективы развития ТВ в XXI столетии
  Функции в обществе. Характеристика системы российского телевидения. Телевизионные профессии и специализации   Особенности участия ТВ в политической и социокультурной жизни общества. Каналы универсальные, специализированные и нишевые. Телевидение и проблема социальной интеграции. Каналы и сети. Иновещание, участие России в международных телевизионных проектах. Телевизионные специализации: редактор — организатор творческого процесса; редактор и продюсер; редактор и автор; редактор и режиссер. Репортер, комментатор, обозреватель, корреспондент; ведущий новостных программ, интервьюер, шоумен
  Природа телевидения   Аудиовизуальный язык экрана, его элементы — ракурс, кадр, план, монтаж, звучащее слово. Виды монтажа, его цели (технический, конструктивный, художественный). Монтаж как средство отражения и выражения (внутрикадровый и междукадровый, параллельный и перекрестный, ассоциативный и дистанционный). Работы С. Эйзенштейна и В. Пудовкина о монтаже. Работы Д. Вертова и Э. Шуб, их значение для телевидения. Профессия оператора — между техникой и искусством. Режиссура телевизионного эфира. Проблема соотношения слова и изображения в телевидении
  Жанры и форматы телевизионной журналистики   Информационные жанры: заметка, отчет, выступление, репортаж, интервью, пресс-конференция. Аналитические жанры: корреспонденция, комментарий, обозрение, беседа, дискуссия. Особое место ток-шоу в структуре ТВ-программ. Художественно-публицистические жанры: зарисовка, очерк, эссе, фельетон. Документальный телефильм. Проблема адаптации зарубежных форматов
  Сценарий как основа журналистского творчества Сценарий — итог сложной творческой деятельности авторов (журналиста и режиссера). Сочетание различных процессов: изучение журналистом действительности и ее творческая обработка, поиск средств воплощения жизни в произведении экранного искусства с максимальной глубиной и яркостью; двойственная природа документальной драматургии, определяющей своеобразие работы над сценарием; литературная основа публицистического произведения
  Этика и психология телевидения Нравственные принципы и практика современного телевидения. Отечественные профессионально-этические кодексы. Зарубежные кодексы. Доктрина беспристрастности. Принцип равенства. Запрет на вторжение в частную жизнь. Право на ответ. Закон о диффамации. Этические принципы новостей. Скрытая съемка. Факты и мнения – разделение функций. ТВ – создатель национальных кумиров. Роль экранной публикации в жизни героя. Документалистика и вторжение в частную жизнь (границы допустимого). Телевидение и выборы. Права кандидата и права телезрителя. Психологические аспекты восприятия аудиторией телевизионных передач. Дисфункциональные проявления. Информационные войны. Политика компромата. Апология катастрофизма. Проблема насилия на экране. Ангажированность. Этика интервьюера, модератора, репортера, телекинодокументалиста. Этика монтажа. Этика как культура самоограничения. Понятие о достоинстве и репутации.
  ТВ на новых технологических платформах Новые среды вещания, история возникновения, основные особенности интернет- и мобильного телевидения. Проблемы адаптации контента традиционного телевидения для новых сред вещания. Разновидности интернет-телевидения (потоковое вещание и ролики для скачивания); особенности контента и его восприятия аудиторией; наиболее интересные и успешные проекты. Мобильное телевидение:разновидности мобильного телевидения; специфика просмотра и особенности контента мобильного телевидения. Специфика работы тележурналиста в интерактивной мультимедийной среде. Перспективы развития новых аудиовизуальных медиа. Факторы, сдерживающие распространение интернет-телевидения в России. Проблемы развития мобильного телевидения в России
4. Конвергентная журналистика и новые медиа  
  Основные этапы медиаконвергенции в России и в мире (от Маршалла Маклюэна до web 4.0) Истоки понятия. Теории Макклюэна "The medium is the message" и "The global village". Социологи. Технические и технологические возможности. Дигитализация. Миниатюризация. Развитие Интернета. Web 1.0 и 2.0. Бум доткомов. The Long Tail. Theoryю Типы конвергенции. Приход в Интернет газет, журналов, радио и ТВ, их трансформация. «Firstprint» или «firstweb». Судьба газет. Основные моменты развития медиаконвергенции в мире и России
  Специфика конвергентной журналистики Трансформация контента. Текстовый пакет. Трансформация аудио-визуального содержания. Изменение способов подачи, мультиплатформенность. Охота за «eyeballs». Изменение природы аудиторного восприятия. Увеличение скорости получения информации аудиторией. Поиск новых решений и освоение возможностей
  Универсальный журналист - трансформация методов работы Гаджет: плюсы и минусы, попытки совмещения, вызовы времени. Умение журналиста подавать информацию в различных пакетах-текст, фото, видео, аудио. Технологические, технические и профессиональные навыки, необходимость понимания специфики различных видов информации. Оперативность. Удачные примеры и ошибки – РИА-новости, Комсомольская правда, Коммерсант
  Гражданская журналистика, UGC и социальные сети ЖЖ. Твиттер. Facebook. vk.com. YouTube. Платформа – как СМИ. Перепост. Вирусные ролики. Вирусный редактор. Аудитория как автор медийных текстов и их распространитель. Проект "Ты -репортер". Блоговолны. Ответственность гражданской журналистики. Сообщества. Таргетированная аудитория. Интернет-среда как источник информации, поиск героев и тем. Интерактивность

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!