Требования к оформлению чертежа и написанию шрифтов.

Модуль 1. «Методы архитектурной графики»

Лекция № 1. Введение в дисциплину. Виды архитектурной графики.

 

Введение в дисциплину.

Архитектурная графика, как и ряд других дисциплин, служит основой при проектировании ландшафтных объектов. Специалистам садово-паркового строительства необходимо овладеть определенными навыками художественного выполнения графических работ.
Архитектурная графика опирается на начертательную геометрию – дисциплину, являющуюся теорией графического изображения любого объемно-пространственного объекта на плоскости. С другой стороны, в архитектурной графике используются приемы рисунка, придающие архитектурным изображениям большую наглядность и выразительность. Все изображения разделяются на изображения в ортогональных проекциях, в перспективе и в аксонометрии. Преимущественно в практике архитектурных чертежей используются первые два. Кроме того, будущий ландшафтный архитектор должен свободно владеть специальной графикой для проектирования.
В настоящее время в проектной практике архитекторов широко используется компьютерная графика. Но традиционное обучение служит необходимой базой для ее творческого применения.

Понятие «архитектурная графика».

Архитектурная графика направление изобразительного искусства, охватывающее творческий процесс представления идей и образов в области проектирования и архитектурного дизайна. Это детальная разработка плана будущего здания в чертеже с масштабом (или сада для ландшафтного архитектора) с использованием условных обозначений будущих фундаментов, стен, пилонов или колонн, с пометкой будущих окон, дверей.

На сегодняшний день актуальным является разделение архитектурной графики на классическую и цифровую.

Классическая архитектурная графика использует в качестве инструментария материальные предметы маркирования — карандаши, краски, бумагу и пр.

Цифроваяархитектурная графика использует для достижения того же результата вычислительные системы.

История архитектурной графики (изображения в зодчестве Древнего Египта, Древней Греции, эпох Средневековья и Возрождения, теория ортогонального проецирования Густава Монжа).


До настоящего времени среди специалистов нет единой точки зрения на то, с какого времени зодчий стал пользоваться чертежом. Большая часть специалистов утверждает, что зодчие Древнего Египта, Ассирии, античной Греции обходились без чертежа и, возможно, пользовались только объемными моделями. Но, на самом деле первые чертежи были созданы ещё в древнем Египте, где сложилась сильная школа математиков и геометров. Примером может служить¸ детальный план сада возле бассейна, который сохранился на стенописи в гробнице Рехмира (18династия Фивы). Сад на чертеже представлен в виде сверху. Три ряда деревьев нарисованы как радиусы круга от центра в стороны. Условность чертежа художника Древнего Египта не мешает современному архитектору перевести древний план на современные чертежи с сохранением всех качеств оригинала.

Др. Египет - одна из росписей в гробнице Рехмира (18 династия)

 

В связи с этим можно предположить, что чертежи исполнялись острыми палочками и резцами на глиняных табличках, кистями или смоченными в краске палочками на полосках папируса. Модели вероятнее всего исполнялись из глины и дерева. Возможно, что крупные чертежи и шаблоны в натуральную величину вычерчивались и затем вырезались на специальных оштукатуренных поверхностях (полах, стенах и т.д.). В храмовом комплексе в Дидимах американские исследователи в 1979 году обнаружили колоссальные «шаблоны», вырезанные на каменных оштукатуренных стенах, где в натуральную величину были высечены линейные чертежи всех сложнейших обломов и деталей храма.

Можно выдвинуть вполне убедительное предположение, что на всех этапах своей деятельности зодчий пользовался «чертежом», подготовкой к которому служили обобщенные графические схемы, называемые в наше время «эскизом». В этом процессе большую роль играли рисунки зданий, ландшафта, орнаментальных фрагментов, деталей окружающей нас природной и предметной среды, которые обозначаются в наше время термином «архитектурный рисунок». Эти три разновидности изобразительной документации архитектора сейчас именуются видами изображения архитектурной

графики.

Зодчие античной Греции уже были знакомы с циркулем, который не имел жесткого соединительного шарнира. Ширина раствора циркуля фиксировалась бечевкой, соединяющей обе его ножки. Широкое распространение получили линейки с делениями (деревянные и медные), угольники и отвесы. Возможно, существовали уже самые примитивные карандаши специальные держатели для угольных, а позднее серебряных и свинцовых стержней.
В литературе есть уже упоминание о проектах, которые представлялись заказчику для утверждения идеи крупных общественных сооружений (например, таких как пропилеи Афинского Акрополя).

Многие крупные зодчие, будучи людьми широкой образованности, соединяющими в себе таланты инженеров, литераторов, художников и математиков, занялись теоретическим обоснованием методики проекционного черчения в ортогональных и перспективных проекциях. Известны отдельные изыскания в этой области, принадлежащие перу Леона Батиста Альберти, Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера и др. В результате этих изысканий чертеж стал более лаконичным и грамотным. В его состав стали входить обязательные ортогональные изображения плана и разрезов здания, архитектурных деталей, генерального плана и т. д. Необходимо заметить, что в отдельных случаях такие чертежные изображения ранее встречались в творчестве авторов сооружений романской и готической архитектуры, но широкое применение ортогональных изображений проекций здания характерно лишь для архитектурного чертежа XV – XVI вв.
И все же эти чертежи были с нашей точки зрения далеки от совершенства. На листах изображались в произвольных масштабах планы здания, размерность которых определялась в цифровых показателях. С планами соседствовали перспективные изображения здания и его деталей, цифровые и шрифтовые пояснения и т. д. Архитектурный и инженерный чертеж совершенствовался до начала XIX в., когда известный математик и военный инженер Густав Монж (один из видных военных консультантов Наполеона Бонапарта) обосновал теорию ортогональных проекций.

Монж предложил использовать две взаимно перпендикулярные плоскости – горизонтальную и фронтальную. Любая точка пространства проецируется сразу на обе плоскости проекции. Таким образом, получаем две проекции точки. Затем плоскости совмещаем путем поворота горизонтальной плоскости проекции на 90°.

На рис. 1 показаны проекции точки А - А/ (горизонтальная проекция точки), А// (фронтальная проекция точки).

С этого времени характер проектного чертежа изменялся только под влиянием техники чертежного исполнения и в соответствии с требованиями архитектурной практики.

Рис. 1. Получение проекций точки А.

 

Наименование изображений в архитектурной графике - планы и фасады. Основные виды изображения в архитектурной графике: эскиз, рисунок, чертеж.

 

Итак, с начала XIX в. основой изображения архитектурных объектов, как и всякого черчения, стал метод ортогональных проекций. Но, в отличие от технического черчения, изображения в архитектурной графике называются планами – аналог горизонтальной проекции, фасадами – фронтальная проекция и боковыми фасадами – профильная проекция.

Основные виды архитектурной графики в настоящее время отражают задачи проектного процесса и носят название эскиз, чертеж и архитектурный рисунок. Каждый из названных видов архитектурной графики имеет свою изобразительную специфику, отвечает определенным требованиям. Характер процесса проектирования построен таким образом, что поиск архитектурной идеи осуществляется с помощью эскиза, а оформление архитектурного чертежа, с помощью архитектурного рисунка.

Архитектурная графика является языком, выражающим замысел архитектора. Полнота и информативность этого языка зависят от его специфических свойств:


-стиля,

‑условности отображения самого главного, существенного и одновременно отбраковки второстепенных, несущественных черт объекта,
‑лаконизма, определяемого простотой изобразительных приемов.

 

Виды архитектурной графики: линейная, тональная, цветная. Средства выразительности, особенности видов графики, характерные черты и область их применения. Читаемость изображений, выполненных в разных видах графики. Материалы, применяемые в архитектурной графике. Компьютерное моделирование. Основные свойства языка архитектурной графики.

 

В процессе изучения дисциплины «Архитектурная графика» студенты познакомятся и овладеют всеми видами архитектурной графики: линейной, тональной и цветной.

Линейная графика

Линия является самым распространенным средством изображения. Значение линии как изобразительного средства состоит в особой природе человеческого зрения. Любой объект наблюдения воспринимается посредством движения глаз, прослеживающих контур объекта (его наружную линию), границы поверхностей объекта (в виде их линейных очертаний). Опыт человеческого восприятия позволяет воспринимать контур не как самостоятельную линию, а как линейное образование, характеризующее структурные качества предмета. Человеческое сознание воспринимает контур как часть конструкции любого объекта с учетом поправок на перспективное искажение форм, индивидуальные особенности конструктивной структуры предмета, условия его освещенности и положения в пространстве. Линейное (контурное) восприятие предмета передает содержательную информацию о размере, массе, форме и ракурсе объекта. Основой построения любого изображения, в том числе тонового и цветного, также является линия. Линия – изобразительное средство самого распространенного вида графической техники – линейной графики.

Линейная графика – основная техника исполнения чертежа, эскиза, рисунка, технической схемы. Главное средство ее выразительности – контрастное соотношение линий с поверхностью бумаги. На контрастном соотношении поверхности изображения и линии определенной толщины, наклона, кривизны и протяженности базируется плоскостное или пространственное восприятие изображения, его статичность или динамичность. Различная фактура линий, зависящая от материала бумаги, инструментов и приемов исполнения, создает различное впечатление материальности изображаемой предметной формы, отражает активность или сдержанность в беспредметной композиции. Линейная графика – самый распространенный, наипростейший способ изображения архитектурной формы, деталей предметной среды, и потому для архитектора очень важно овладеет этой           техникой.

Линейная изобразительная форма выражения замыслов архитектора известна со времен Древнего Египта. Мастерство линейного изображения с помощью чертежных инструментов получило широкое распространение с начала XV в. Известны чертежи зданий, кораблей, орудий, выполненные в этот период архитекторами и инженерами с помощью линейки, циркуля, рейсфедера. Показательно, что эти чертежи столь же лаконичны и информативны, как и современная архитектурная и инженерная документация. Различие в стиле, характере оформления чертежа начала XV в. и современного архитектурного и инженерного чертежа, конечно, есть, но суть их изобразительного языка та же. Язык линейной графики настолько скуп и условен, что для работы в этой технике, для ее полноценного восприятия, как в былые времена, так и сейчас, необходима высокая профессиональная культура. В линейной графике возможна тональная, цветная разработка формы, выявление ее освещенности, массы, фактуры. В этом случае применяется цветная линия, заливка, линейная имитация тона – штриховка. В современной архитектурной школе освоение подавляющего большинства предметов    основывается на линейной графике.

Тональная графика

Тон есть понятие соотношения темного и светлого, контрастного и нюансного. Основное свойство тона – его ахроматичность, т. е. отсутствие ярко - выраженных цветовых характеристик. Понятие «тон» всегда неотделимо от понятия «поверхность». Тон может отражать темноту или светлоту, как поверхности изображения, так и поверхности предмета. Тон так же, как и линия, может выражать разнообразные свойства формы. В отличие от линии тон имеет контраст не линейный, а поверхностный. Изображение в тоне светотеневых контрастов, фактуры, текстуры приемы выявления свойств поверхности предметной формы. Техника с использованием тона носит название «тональная графика».

Тональная графика – приемы наиболее убедительного изображения сложной пластики. Эффективный способ выявления воздушной перспективы, освещенности. В процессе освоения приемов тональной графики формируются такие качества, как пространственное мышление, умение моделировать форму, пластику, образ здания с помощью тональных, светотеневых контрастов, умение пользоваться кистью, ретушью, мягким грифелем, углем, аэрографом. Освоение таких технических приемов архитектурной графики, как тушевка, лессировка, акварельная покраска, ретушировка карандашом, углем, фломастером, требует длительного освоения ряда навыков. Изображение формы в тоне позволяет передать такие ее качества, как величина, вес, фактура, текстура, что имеет большое значение для передачи многочисленных характеристик архитектурного объекта. Техника тональной графики существует очень давно – с момента изобретения китайской туши и акварельных красок. В архитектурной графике техника тушевой лессировки и акварельной покраски получила широкое распространение к началу XVIII в., хотя случаи использования тона в архитектурных и инженерных чертежах и рисунках характерны для многих мастеров времен европейского средневековья. Язык тональной графики легче воспринимается неподготовленным зрителем, так как изображение с использованием тона передает наиболее достоверную информацию о свойствах предмета.

В архитектурной школе освоение тональной графики имеет большое значение, так как с ее помощью развиваются как практические навыки учащегося, так и его фантазия, пространственное мышление, воображение. Свобода владения тоном в очень большой степени помогает зодчему моделировать ситуации, где освещение, положение в пространстве наиболее выгодно выявляют форму проектированного объекта.

Цветная графика

Цвет в архитектурной графике имеет иное значение, чем в живописи, в прикладной графике. Применение цвета целесообразно, если он является активным компонентом архитектурного образа, средством выявления пластики и архитектурной формы. Цветная графика эффективна в случаях, когда цвет отражает объективные характеристики архитектурной композиции, окружающей среды, освещенности, предметного окружения и т. д. Широкое использование цветной архитектурной графики характерно для работ зодчих – представителей европейского классицизма, мастеров европейского модерна. Мастера новаторской архитектуры 20-х годов в СССР, многие современные зарубежные и советские архитекторы широко используют цвет как активное средство выражения архитектурной идеи на всех стадиях проектирования.

Цветная графика – способ передачи цвета архитектурной формы, прием изображения в цвете среды, окружающей архитектурный объект. Цветная техника покраски гуашью, темперой, цветная аппликация, разработанная европейскими архитекторами в 20-е годы XX в., широко применяется и совершенствуется многими современными мастерами. Как правило, цветная графика применяется в проектировании ограниченно – в виде цветных схем и графиков. Основными ее видами на практике является черно-белая линейная и тональная графика, в сочетании с которыми фрагментарно используется и цвет. На завершающей стадии проектного поиска в исполнении демонстрационных чертежей цветная графика применяется чаще, ибо информативность, полнота и достоверность впечатления от изображения объекта, окружающей среды в цвете оказывают на неподготовленного зрителя большее воздействие, чем исполнение того же объекта в монохромной графике. Для многих современных архитекторов характерно активное сочетание приемов цветной графики с графикой черно-белой. Для этих целей используется широкая гамма изобразительных приемов, где сочетается мокрая и сухая графическая техника, коллаж.
Огромные возможности в области архитектурной графики предоставляет компьютер. Современная архитектурная практика немыслима без машинной графики. На вооружении у архитекторов множество графических программ, таких как Corel Draw, AutoCAD и др.

Требования к оформлению чертежа и написанию шрифтов.

На машинострои­тельных чертежах надписи должны быть выполнены стандартным шриф­том по ГОСТ 3454-46.

Изучение шрифтов рекомендуется начинать с крупных размеров шрифта, например с 14-го, и постепенно переходить к более мелким размерам, не стремясь при этом придерживаться алфавитного порядка, а принимая лишь во внимание возрастающую степень трудности начер­тания букв и цифр.

При изучении чертёжного шрифта необходимо построить тонкими линиями, карандашом HB или H графическую сетку с соблюдением основных соотношений по высоте выбранного шрифта, а затем нанести от руки на эту сетку буквы и цифры.

        Начертание римских цифр для любого размера шрифта допускается по типу I, II, VII т. е. с чёрточками сверху и снизу.

1. Размером шрифта называется высота h прописных (заглавных) букв в миллиметрах.

Рекомендуются следующие размеры шрифтов: 14; 10; 7; 5; 3,5; 2,5.

В случае применения иных размеров, начертание букв и цифр должно сохраняться подобным указанному в настоящем стандарте.

2. Высота строчных букв составляет 1/3 высоты прописных. Округ­лённо это соответствует следующему меньшему размеру шрифта.

3. Наклон шрифта к строке должен быть равен 75°. Допускается применять шрифт без наклона для обозначения номеров чертежей с сохранением указанных в стандарте типов и размеров цифр и букв.

4. Толщина обводки букв и цифр должна быть равна приблизительно 1/7 - 1/8 высоты.

5. Расстояние между строками не менее 1,4 размера шрифта.

 

Соотношение размеров шрифта в мм

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!