Правовые проблемы ЭКО и их решение

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

кафедра патологической анатомии, судебной медицины и права

Реферат на тему: «Правовые проблемы искусственного оплодотворения»

Выполнила студентка 2 курса5 группы педиатрического  факультета : Мамишова ГюльнарАтабалакызы

 


                                                                                                           

Преподаватель: доцент,к.ю.н. Плотников Андрей Анатольевич

 

Архангельск, 2018

Оглавление

Введение. 3

1. История ЭКО.. 4

2. Юридические и правовые аспекты ЭКО.. 5

3. Правовые проблемы ЭКО и их решение. 7

Заключение. 13

Список литературы.. 14

 


Введение

Современной репродуктивной технологией является оплодотворение "в пробирке"
(IVF - invitrofertilisation), иначе называемое "экстракорпоральным оплодотворением и
переносом эмбриона
"(ЭКО и ПЭ). Суть процедуры сводится к получению из яичников женщины созревших яйцеклеток, оплодотворению их сперматозоидами мужа или донора, выращиванию их в инкубаторе и переносу эмбрионов в матку женщины. В Российской Федерации проблема репродуктивного здоровья и репродуктивных прав в настоящее время оказалась в центре общественного внимания. К числу наиболее остро обсуждаемых тем современной медицины относятся вопросы, связанные с рождением человека. Применение новых репродуктивных технологийсопряжено со многими философскими, религиозными, правовыми и, конечно, моральнымипроблемами, большая часть которых не имеет однозначного решения.Среди такихтехнологий выделяют:

· искусственную инсеминацию спермой донора или мужа;

· оплодотворение вне организма (экстракорпоральное, invitro) с последующей
имплантацией эмбриона в матку женщины;

· "суррогатное материнство" - когда яйцеклетка одной женщины оплодотворяется in
vitro, а затем эмбрион имплантируется в матку другой женщины.[1]

ИсторияЭКО

Идея оплодотворения вне тела женщины возникла еще впрошлом веке, а практически к ее осуществлению приступили в 40-х годах XX в., когда американские ученые осуществили "зачатие в пробирке". Однако сохранить зародившуюсяжизнь удалось лишь в течение нескольких часов. Честь создания метода IVF принадлежитанглийским ученым - эмбриологу Р. Эдвардсу и акушеру-гинекологу П. Стептоу. Сложныефилософские, моральные и иные вопросы, сопровождающие применение этой новейшейтехнологии размножения человека, бурно обсуждались уже на стадии экспериментальнойразработки метода. В 1971 г. Британский комитет по медицинским исследованиям отказалсяфинансировать программу Р. Эдвардса и П. Стептоу, сочтя их исследованияпротиворечащими этическим нормам. После отмены в 1975 г. моратория на разработку методаЭКО 10-летние исследования Р. Эдвардса и П. Стептоу завершились внедрением данногометода в практику, и в июле 1978 г. в клинике Кембриджского университета родился первый"ребенок из пробирки" - Луиза Браун.

Отечественные ученые начали осваивать метод ЭКО и ПЭ с 70-х годов, особенно активно в Лаборатории клинической эмбриологии Научного центра акушерства и перинатологииРАМЫ. Именно здесь в 1986 г. и родился первый в нашей стране "ребенок из пробирки".Показанием к применению ЭКО и ПЭ является прежде всего абсолютное бесплодиеженщины (например, при отсутствии у нее труб или яичников).[1]

Юридические и правовые аспекты ЭКО

Правовые аспекты репродуктивных технологий регламентированы в определенной степени в двух федеральных законах. В Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан РФ», принятая 22.07.1993г. ( редакцияот 07.12.2011года раздел VII, статья 35) сказано буквально следующее:

"Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбрионов осуществляется в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины). Сведения о проведении искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну. Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство. Незаконное применение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации."[2]

В другом законе - «Семейном Кодексе Российской Федерации» от 8.12.1995 года - имеются две статьи, посвященные суррогатному материнству. В разделе IV главы 10, в статьях 51 и 52 сказано следующее:

 

· "Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери).

· Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства."[2]

Еще один закон, который полезно знать. Семейный Кодекс Российской Федерации в разделе IV, главы 10 статья 48 п.3 определяет:

"Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка. При наличии обстоятельств, дающих основания предполагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства может оказаться после рождения ребенка невозможной или затруднительной, родители будущего ребенка, не состоящие между собой в браке, вправе подать такое заявление в орган записи актов гражданского состояния во время беременности матери. Запись о родителях ребенка производится после рождения ребенка."[2]

Экстракорпоральное (искусственное) оплодотворение – дорогостоящая процедура. Большинству пациентов приходится испытать достаточно тяжелую психологическую травму в связи с отсутствием желаемого результата. Негативные эмоции, связанные с крушением надежд, естественно, порождают неудовлетворенность.

Самый частый из задаваемых вопросов: «Доктор, Вы гарантируете наступление беременности в результате лечения?». Ответ всегда один: «Нет». Человеческий организм продолжает оставаться системой слишком сложной, чтобы можно было учесть все возможные обстоятельства, связанные с его «починкой» - лечением.

В медицине может обсуждаться и быть гарантировано только качество выполнения самой процедуры. В ходе оказания любой медицинской услуги, даже выполненной на самом высоком профессиональном уровне, может получиться один из следующих результатов: полный, неполный или отсутствие результата вообще. Возможен и наиболее «плохой» вариант – причинение вреда.[1]

 

 

Правовые проблемы ЭКО и их решение

По сути дела, все фазы применения метода ЭКО и ПЭ сопряжены с трудными
моральными и правовыми вопросами. В "Положении об оплодотворении invitro и трансплантацииэмбрионов", принятом в 1987 г. Всемирной медицинской ассоциацией (ВМА), говорится, чтоприменение метода ЭКО и ПЭ оправдано, когда другие методы лечения бесплодия(медикаментозные, хирургические) оказались неэффективными. Здесь мы видим вполнепонятное стремление ограничить клиническую практику, связанную с трудноразрешимымиморально-этическими вопросами.

Сила инстинкта материнства, упорство многих женщин, годами стойко выносящих
страдания и лишения, связанные с лечением бесплодия, хорошо известны. Тем более
неукоснительной этической обязанностью врача является полное и адекватное
информирование пациентки о серьезности риска, сопровождающего применение метода ЭКО. Только при этом условии полученное от женщины (или от супругов) информированноесогласие на применение метода будет морально значимым.

В процессе проведения ЭКО и ПЭ приходится осуществлять целую серию манипуляций сяйцеклетками и сперматозоидами до момента их слияния. Допустимо ли вообще подобноеманипулирование с гаметами человека? Уже в "Положении" ВМА отмечается, что метод ЭКОи ПЭ в целом оправдан, так как "может быть полезен как для отдельных пациентов, так и дляобщества в целом, не только регулируя бесплодие, но и способствуя исчезновениюгенетических заболеваний и стимулированию фундаментальных исследований в областичеловеческой репродукции и контрацепции". В собственно этическом плане использованиеданной методики борьбы с бесплодием необходимо также интерпретировать какнеотъемлемое право женщины (супругов) пользоваться благами научного прогресса (ст.27"Всеобщей декларации прав человека" и ст. 15 "Пакта об экономических, социальных икультурных правах").

Через сутки с небольшим после оплодотворения (образования зиготы) происходит первоев жизни нового биологического образования деление на 2 бластомера, а к концу третьих сутокуже образуется 8 бластомеров (клеток). В соответствии с рекомендациями отечественнойИнструкции по применению метода ЭКО и ПЭ, стадии 2,4,8 бластомеров считаютсяоптимальными для переноса в матку. На этой стадии от манипуляций с гаметами медики переходят к манипуляциям сэмбрионами. При этом приходится сталкиваться с теми же самыми философскими иморальными вопросами, которые имеют давнюю традицию обсуждения в связи сискусственным прерыванием беременности:

Допустимо ли искусственное оплодотворение незамужней женщины? В разных странахэтот вопрос решается по-разному. В одних за одинокими женщинами не признается право наискусственное оплодотворение; в других такой нормы нет. В связи сэтим Швецию, например,называют страной "репродуктивного туризма", в которую с целью пройти ИОД приезжаютженщины из стран с более строгими законами.
В "Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан" (ст.35) такое право
предоставляется каждой совершеннолетней женщине (то есть и незамужней). В "Инструкциипо применению искусственной инсеминации женщины спермой донора по медицинскимпоказаниям" МЗ РФ (1993) говорится: "Разрешается также проведение ИОД женщинамфертильного возраста, не состоящим в браке, при этом заявление оформляется однойженщиной".Из этого можно сделать такие выводы:
1. Названия подзаконных актов, предписывающие проведение искусственного
оплодотворения только по медицинским показаниям, противоречат самому Закону,
наделяющему правом на искусственное оплодотворение каждуюсовершеннолетнюю женщину.
2. ИОД незамужней женщины в нашей стране допустимо, но при этом не ясно -
должна ли такая женщина обладать обозначенными медицинскими показаниямиили онаможет быть и здоровой.
3. Вопрос о праве одинокой женщины на использование метода ЭКО и ПЭ вообще остается в нашей стране открытым.

"Каков онтологический и моральный статусэмбриона?", "С какой стадии развития зародыша он должен считаться человеческимсуществом?", "В каком объеме он обладает правами человека?"Современная наука считает, что человек как биологический индивидуум формируется с момента слияния родительских половых клеток. Разнообразие критериев свидетельствует о том, что вопрос об онтологическом и моральномстатусе эмбриона не может сегодня решаться без учета современных данных эмбриогенезачеловека. Нам представляется обоснованной позиция, согласно которой зародыш (начиная сзиготы) обладает особым онтологическим и моральным статусом. Это означает, что эмбриончеловека, как уже отмечалось ранее, в определенном смысле является носителемчеловеческого достоинства.

Во-первых, эмбрион не есть просто часть внутренностей женщины. Такой устаревшийвзгляд на его природу до сих пор исповедуют те медики, которые, например, оправдываютиспользование абортивных тканей в любых нужных им целях тем, что эти ткани "все равнопропадают" и что в медицине принято использовать для научных или учебных целей любойудаленный орган пациента.

Во-вторых, особый онтологический статус эмбриона, о котором у нас идет речь,заключается в том, что само его существование есть звено применения метода лечениябесплодия (клинического метода как синтеза научных знаний и технологии).

Искусственныйпуть происхождения эмбриона становится органическим моментом его бытия (так же каксостояние "смерть мозга" имеет ятрогенное происхождение, т.е. является следствиемпредпринимаемых врачом реанимационных действий). Тогда особый моральный статусэмбриона определен этическими и правовыми нормами применения данного терапевтическогометода. Например, согласно современным этическим и правовым нормам, манипуляции счеловеческим зародышем invitro допустимы лишь до момента прикрепления его к стенкематки, пока он в определенном смысле еще не представляет собой биологическойцелостности.

С целью избежать негативных последствий многоплодной беременности, которые могутбыть особенно опасными при применении процедур ЭКО, иногда осуществляют операцию,называемую "редукцией эмбрионов". Иными словами, если после переноса в маткуодновременно приживается более трех эмбрионов, часть из них абортируется. Такая практика,однако, в ряде стран считается юридически или этически неприемлемой. В самом деле,оказывается, что лечение, смысл которого - преодолеть бесплодие, обеспечить развитие новойжизни, ведет к искусственному прерыванию самих же этих новых жизней. Поэтому согласно,например, немецкому законодательству, "всякий, кто осуществляет перенос женщине болеетрех эмбрионов в течение одного цикла", подвергается заключению сроком до трех лет илиштрафу. Существующий во Франции Национальный консультативный комитет по этике в1991 г. отметил, что редукция эмбрионов не должна служить легализации безответственностиврача, применяющего метод искусственного оплодотворения.

Много споров ведется относительно будущего оставшихся, так называемых "избыточных "оплодотворенных яйцеклеток (они могут сохраняться очень долго). Если беременность ненаступает сразу, то они могут быть использованы в последующих циклах. Если жебеременность наступает, то "избыточные" оплодотворенные яйцеклетки оказываютсябуквально "лишними". Будущее этих "лишних" эмбрионов может сложиться трояко:

1. Они могут быть разморожены и погибнуть.

2. "Лишние" эмбрионы могут стать предметом донорства.

3. "Лишние" эмбрионы могут быть объектом научных исследований.

Вопрос о судьбе "избыточных" эмбрионов в программе ЭКО и ПЭ неоднократно находилотражение как в международных, так и во многих национальных этических и правовыхнормативных документах. Специальные Резолюции Европейского Парламента, принятые в1988 г., в частности, предписывают, чтобы "при оплодотворении invitro количествооплодотворенных яйцеклеток не превышало возможности матки и чтобы к сохранениюжизнеспособных эмбрионов в криогене обращались только в том случае, когда в силу тех илииных обстоятельств, возникших при оплодотворении, невозможно ввести эмбрион в маткунемедленно". Российская "Инструкция по применению метода ЭКО и ПЭ в полость матки длялечения женского бесплодия" (1993) вопрос о судьбе "избыточных" эмбрионов, к сожалению,оставляет без внимания.
Серьезные моральные проблемы применения новейших технологий репродукции
человека связаны с состоянием здоровья, показателями физического и психического развитиядетей, родившихся с помощью искусственного оплодотворения. Наконец, существует ли рисквозникновения аномалийу потомков "искусственных" детей?

По некоторым зарубежным литературным данным, сравнение применения метода ЭКО иПЭ и естественного зачатия обнаружило возрастание риска. Количество выкидышейвозрастает в 2-3 раза, внематочных беременностей - в 2-5 раз, многоплодных беременностей -в 20-27 раз. Более чем в половине случаев дети, зачатые invitro, появляются на свет спомощью кесарева сечения, риск недоношенности у них увеличен в 3 раза, врожденныхдефектов - в 2 раза.Практика искусственного размножения человека ставит непростые вопросы и осоциальном и правовом положении ребенка, появившегося на свет с помощью искусственнойинсеминации или ЭКО и ПЭ. Наиболее простой ситуацией, конечно, является гомологическоеоплодотворение, когда биологические и социальные родители ребенка совпадают и вообще невозникает вопрос о законнорожденности ребенка. Однако и в таких случаях существуетопасность дискриминации детей, которые появились на свет с помощью искусственного
зачатия. В "Положении" ВМА (1987) в связи с этим подчеркивается: "Врач должен
действовать прежде всего в интересах ребенка, который родится в результате процедуры".
Здесь необходимо еще раз подчеркнуть важность правила конфиденциальности в отношениилюбых медицинских вмешательств в репродуктивные процессы, но вособенности – методовискусственного оплодотворения.Что же касается гетерологичногооплодотворения, когда один или оба "социальныхродителя" ребенка не совпадают с его "биологическими родителями", то здесь вопрос обанонимности доноров оказывается сопряженным с еще одной сложностью. Не является лианонимность донора нарушением прав еще не родившегося ребенка?Словацкие юристы Я. Дргонец и П. Холлендер справедливо отмечали: "Медицина началасовершать искусственное оплодотворение раньше, чем появилось специальное правовоерегулирование". До конца 80-х годов ребенок, появившийся на свет в результатеискусственной инсеминации спермой донора, в некоторых странах (Швейцария, Италия и др.)считался незаконнорожденным. В настоящее время во многих странах принята юридическая
норма, согласно которой мужчина, давший добровольное осознанное согласие на проведениеискусственного оплодотворения жены, не вправе оспаривать отцовство в отношении зачатоготаким образом ребенка. В 1990 г. аналогичная норма введена в российское законодательство.Согласие супругов на применение методов искусственного оплодотворения в некоторыхстранах оформляется их отдельными заявлениями. В России каждый из супругов ставит своюподпись под общим заявлением. В медицинской практике известны случаи, когда в центрискусственного оплодотворения обращалась женщина с просьбой осуществить ейискусственное оплодотворение спермой донора, но тайно от мужа. В практике французскихврачей был случай, когда к ним обратился мужчина африканского происхождения с просьбойосуществить искусственную инсеминацию двух его жен спермой донора, которые бы, однако, считали, что было произведено гомологическое искусственное оплодотворение. Как бы нибыли убедительны моральные аргументы в пользу "святого обмана" в подобных случаях, ипрофессиональная этика, и буква Закона (а для многих также требования религиозной морали)не допускают применения методов искусственного оплодотворения без согласия обеих сторонбрачного союза.

Один из трудных вопросов, возникающих при донорстве яйцеклетки, связан с тем, ктоименно должен считаться матерью родившегося ребенка. В литературе представлены тривозможных ответа на этот вопрос: матерью всегда является женщина, которая родиларебенка; родительница признается матерью лишь в том случае, если использованнаяяйцеклетка принадлежит ей; женщина-донор яйцеклетки признается матерью наряду сженщиной, которая родила ребенка. Согласно имеющимся на этот счет законам в ряде стран(Болгария, некоторые штаты Австралии и др.) матерью признается женщина, родившаяребенка. По российскому законодательству, напротив, матерью ребенка считается неженщина-донор яйцеклетки, а женщина, давшая письменное согласие на имплантацию ейэмбриона ( ст. 51, ч. 4 "Семейного кодекса РФ").[1,2,3]

Заключение

Проблема бесплодия возникла отнюдь не сегодня, она сопровождает человечествоеще с древних времен. Современная медицина достаточно глубоко изучила причинывозникновения женского и мужского бес­плодия. Разработаны как лекарственные,т.е. консер­вативные, методы терапии бесплодия, так и оператив­ные.Однако неудовлетворенность достигнутыми резуль­татами привела к разработкенового метода лечения бесплодия - ЭКО и ПЭ, который быстро завоевал по­зициюлидирующего в этом направлении.В данной работе представлены основные проблемы программы ЭКО и ПЭ и возможныеосложнения, возникающие на различных ее этапах.Хотя применение метода ЭКО и ПЭ не позволяет в целом решить возникшую встране критическую де­мографическую ситуацию, тем не менее широкое внедрениеего в практику здравоохранения поможет избавиться от бесплодия сотням тысячсупружеских пар, а следовательно, осуществить также их психоло­гическуюреабилитацию.

В заключение необходимо отметить, что благодаря успехам программы ЭКОдостигнуты положительные ре­зультаты в фундаментальных исследованияхчелове­ческих гамет и эмбрионов.

 

Список литературы

1. Экстракорпоральное оплодотворение и его новые направления в лечении женского и мужского бесплодия / Кулаков В.И., Леонов Б.В. — М.: Медицинское информационное агентство, 2000. — 782 с. — 2000 экз. — ISBN 5-89-481-088-4.

2. ФЗ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 07.12.2011)

3. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 4490; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!