А.Пушкин. «На холмах Грузии...»

План анализа стихотворения 1. Тема стихотворения. 2. Сюжет и композиция (образы событий, образы чувств). 3. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: тропы, рифма, ритм, стилистические фигуры. 4. Образ лирического героя, авторское "Я". 5. Литературное направление. 6. Жанр. 7. Настроение. 8. Идея. 9. Впечатление. Порядок может быть изменен.     2. ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Внимательно прочтите стихотворение. Ощущается ли стихотворение монолитным или можно выделить отдельные части. Какие из выделенных частей вам кажутся связанными между собой теснее. 2. Как развивается основной образ (как, в какой последовательности сменяются образы, если их несколько). 3. Обратите внимание на название стихотворения (если оно есть). Как связано оно с тоном, образностью стихотворения. 4. Жанр стихотворения. 5. Тема и идея: а) о каких явлениях жизни говорит поэт. б) как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом описываемым явлениям жизни. 6. Структура стихотворения: а) метрика; определите размер стихотворения; подумайте, связан ли размер с жанром, темой, образностью; выделяются ли метрически какие-либо слова, строки (спондей, пиррихий, цезура). б) фоника (аллитерация, ассонанс). в) рифмика (точная, неточная, мужская, женская, диалектическая). г) строфика (двустишие, терцет, катрен, пятистишие… октава… сонет… Онегинская строфа). д) способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая). 7. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафора…). 8. Интонационно-синтаксические фигуры (инверсия, анафора, эпифора, риторическое обращение…). 9. Лексико-морфологических средства языка (славянизмы, архаизмы, неологизмы). Как все эти приемы усугубляют образ, способствуют созданию у читателя определенного настроения? Можно ли сказать, что стихотворение изысканно, вычурно, изукрашено, или оно намеренно простое? С чем это связано? Представьте стихотворение в цвете. Какие цвета названы прямо или могут быть связаны с образом. Почему цветовая гамма именно такая? Нет ли в стихотворении чего-либо, требующего специального комментария — непонятных, устаревших слов, мифологических образов и т. п.?     3. Есть много способов анализа поэтического текста в зависимости от того, что Вы хотите проанализировать. Вот один: А. СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 1. Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и борьба которых в произведении создают его динамику, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в подтексте. Попытаться сформулировать своё восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления. 2. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов и тем самым - 3. Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных. 4. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла. 5. Дать интерпретацию, вытекающую из первого этапа анализа. Б. АНАЛИЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ 1. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры и т.д. 2. Выявить "вспомогательные" художественные средства и приёмы: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации, средства речевой выразительности и т.д. 3. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и своё к ней отношение. В. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ 1. В контексте творчества самого автора. 2. В контексте национального литературного процесса. 3. В контексте мирового литературного процесса.   Вариант 4   1. Внимательно прочитайте стихотворение. 2. Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения: 2.1 сколько предложений входит в него; 2.2 каковы их микротемы, как они соотносятся между собой; 2.3 каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)? 3. Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты). 4. Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую). 5. Обратите внимание на повторы: – синтаксический параллелизм; – лексические и корневые повторы; – повторы союзов; – анафорические и эпифорические повторы. Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую? 6. Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении: 6.1. в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.); 6.2. к какому разряду лексики они принадлежат: - по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.); – по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.); – по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова); 6.3. какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении? 7. Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте: 7.1. выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и словообразовательный анализ и т.д.), определите их роль в данном тексте; 7.2. найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая роль этих тропов; 7.3. какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова; 7.4. определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему; 7.5. найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль. 8. Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их роль в стихотворении. 9. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность. 10. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.  

Часть 2

Анализ поэтических текстов.

А.Пушкин. «На холмах Грузии...»

Стихотворение «На холмах Грузии...» написано в 1829 году, во время путешествия в Арзрум (15 мая), когда поэт оказался в местах, напомнивших ему дни его южной ссылки, поездку по побережью Черного моря вместе с Раевским. Произведение посвящено Марии Раевской, в которую Пушкин был влюблен тогда, в годы юности. Позже она вышла замуж за декабриста С.Волконского, а в 1829 году находилась вместе с мужем в Сибири, на каторге.

 

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

 

В этом стихотворении 3 предложения:

– первое – это описание места, где находится поэт;

– второе – нахлынувшие воспоминания о возлюбленной;

– третье – поэт вновь переживает чувство любви.

Можно сказать, что созерцание мест, в которых оказался поэт, вызывает в нем воспоминания о возлюбленной, и он вновь переживает любовь.

Первое бессоюзное сложное предложение простой и ясной структуры в самом начале стихотворения точно передает общие приметы, как бы опознавательные знаки пейзажа. Это даже не описание природы в полном смысле слова, а именно предельно обобщенное обозначение мест, которые наблюдает поэт, а также указание на время суток: холмы Грузии, Арагва, ночная мгла. Присутствие самого поэта кратко обозначено словами: Шумит Арагва предо мною.

Второе бессоюзное сложное предложение состоит из трех частей: две первые почти не распространены, потому что в них грамматические основы передают настроение поэта, уточняют характер его состояния, а второстепенные члены (дополнение мне и определение моя) лишь указывают на того, кто испытывает это состояние. Последняя часть распространена дополнением, которое трижды повторяется: ...тобою, тобой, одной тобой...

Бессоюзные сложные предложения позволяют кратко и очень четко и выразительно передать возникновение и развитие чувств автора: от внешних впечатлений к настроению и к воспоминаниям.

Последнее предложение (сложносочиненное с подчинением) передает и характер чувства поэта, и его попытку разобраться в этом чувстве, осознать и проанализировать его, поэтому краткость, отрывистость конструкций сменяется более плавной, раздумчивой интонацией.

Точки с запятой в начале стихотворения подчеркивают отдельность, фрагментарность впечатлений и настроений поэта. Каждая часть бессоюзных предложений здесь произносится на одном дыхании, благодаря этому создаются интонация и ритм, которые будто передают дыхание самого автора.

Затем эти знаки сменяются запятыми при повторе (тобою, тобой, одной тобой), что создает замедление интонации, передавая сосредоточенность поэта на образе возлюбленной. Особенно выразительно здесь многоточие, которое показывает, что на поэта нахлынули воспоминания, но он о них умалчивает. Эту паузу тайных воспоминаний и выражает многоточие. Тире в конце третьего предложения отделяет описание чувств от той части, где осмысливается их причина, осмысливается как бы внезапно, по какому-то вдохновению.

Синтаксически параллельные части первого предложения (инверсия: сказуемое – подлежащее) создают определенную ритмичность, напевность, ощущение спокойствия. Синтаксический параллелизм во втором предложении усиливается еще и лексическим повтором: печаль моя светла; печаль моя полна тобою. Это заостряет внимание на внутреннем состоянии поэта: его печаль – это определяющее чувство в тот момент, но это печаль легкая и светлая, так как она связана с прекрасными воспоминаниями о возлюбленной.

Лексический повтор тобою, тобой, одной тобой является эмоциональным и смысловым центром стихотворения, недаром этот повтор соединяет первое и второе четверостишия.

В конце чувство автора обретает конкретность, также выраженную лексическим повтором любит – любить.

Рифмы мгла – светла построены на отношениях антонимии: природа погружается в состояние покоя и сна, во мрак, в темноту – в душе поэта пробуждаются воспоминания, светлая грусть.

Рифмы мною – тобою представляют как бы смысловой стержень стихотворения, связывая автора и незримую возлюбленную.

Здесь при помощи оксюморона передается особенность чувства грусти и печали – светлая, легкая грусть и печаль.

Синонимы:

– грустно – печаль – унынье – это лексические синонимы, которые передают основное настроение поэта;

– легко – не мучит – не тревожит – контекстуальные и лексические синонимы, которые уточняют характер грусти и печали, подчеркивают, что это настроение спокойное, светлое;

– горит – любит – контекстуальные синонимы, которые выражают пробудившиеся чувства поэта.

Слово горит употреблено в переносном значении: сердце вновь горит – это метафора, передающая пылкость чувств автора.

Двойное отрицание не любить... не может означает, что сердце обязательно должно любить, без любви нет жизни, нет смысла существования. Двойное отрицание усиливает эмоциональность стихотворения.

Таким образом, это стихотворение о любви. Поэт, оказавшись в Грузии, вспоминает о своей давней возлюбленной, с которой встретился на Кавказе в годы южной ссылки. Глядя теперь на холмы в ночной мгле, поэт постепенно погружается в воспоминания. Они пробуждают в его душе грусть и печаль о безвозвратно ушедшем чувстве, но одновременно заставляют снова испытать любовь. Поэтому его печаль... светла и сердце вновь горит. Для Пушкина без любви нет жизни, и поэтому он всегда благодарен возлюбленной за пережитые минуты счастья и хранит воспоминания о них.

 

А.Фет. «Как богат я в безумных стихах!..»

В.А. Жуковский. «Невыразимое» (1819);
Ф.И. Тютчев. «Silentium!» (1830);
А.А. Фет. «Кому венец: богине ль красоты...» (1865);
А.А. Фет. «Как богат я в безумных стихах!..» (1887).

Все эти произведения написаны в русле романтизма и посвящены одной главной теме, которую можно сформулировать строкой Жуковского: Невыразимое подвластно ль выраженью? То есть в этих стихотворениях решается вопрос о том, можно ли в поэтическом слове достаточно адекватно выразить жизнь и ее красоту – как внешнюю (красоту природы, человека), так и внутреннюю (красоту человеческих чувств и переживаний).

 

Как богат я в безумных стихах!

Этот блеск мне отраден и нужен:

Все алмазы мои в небесах,

Все росинки под ними жемчужин.

Выходи, красота, не робей!

Звуки есть, дорогие есть краски:

Это все я, поэт-чародей,

Расточу за мгновение ласки.

Но когда ты приколешь цветок,

Шаловливо иль с думой лукавой,

И, как в дымке, твой кроткий зрачок

Загорится сердечной отравой,

И налет молодого стыда

Чуть ланиты овеет зарею, –

О, как беден, как жалок тогда,

Как беспомощен я пред тобою!

 

В стихотворении всего 5 предложений: первая строфа состоит из двух предложений, вторая – также из двух предложений, а третья и четвертая строфы представляют собой одно предложение.

В первых двух строфах пунктуация образует интонационную параллель: первая строка в каждой из этих строф заканчивается восклицанием, а вторая – двоеточием и паузой перед пояснением.

Последнее предложение занимает 3-ю и 4-ю строфы.

В первых двух строфах интонация бодрая, динамичная (отсутствие союзов), уверенная, даже торжествующая. В последних двух строфах она замедляется, становится более плавной, неторопливой, потому что появляется перечисление однородных придаточных с повторяющимся союзом и.

Можно сказать, что интонационно стихотворение делится на 2 части: первые две строфы, интонационно параллельные друг другу, бодрые, яркие, динамичные, – и последние две строфы – плавные, напевные, интонационно стремящиеся к двум последним строкам, заканчивающимся восклицанием, но уже не с торжествующими нотами, а с горечью бессилия.

По смыслу это стихотворение также можно разделить на две части, противопоставленные друг другу. Уверенное я в первой части, ощущение своей силы как поэта-чародея, которому подвластны красота природы и красота стиха, торжество поэта – создателя красоты противопоставляется беспомощному «я» второй части. Сильнее поэта оказывается живая, неуловимая красота его возлюбленной, когда на ее лице играют и сменяются оттенки любовного чувства. Антонимы богат – беден, как бы обрамляющие это стихотворение, довершают противопоставление.

Вторая часть стихотворения недаром начинается с сочинительного противительного союза но. Этим союзом автор сразу определяет, подчеркивает отношения противопоставления между первой и второй частями стихотворения.

Ряд контекстуальных синонимов в первой части:

блеск – алмазы – жемчужины – звуки – краски– красота.

Эти контекстуальные синонимы создают впечатление богатства, которое есть у поэта. Поэт творит новую, поэтическую действительность, которая не только вбирает в себя внешнюю красоту природы и ее блеск, но и сама полна красоты и блеска слова. Именно поэтому автор чувствует себя волшебником-чародеем, которому есть чем заплатить за мгновение ласки. Слова блеск, алмазы, жемчужины употреблены здесь в переносном, метафорическом значении.

Слова сердечная отрава здесь являются метафорой любовного чувства.

В двух последних строфах поэт стремится передать красоту изменчивого, живого, текучего чувства. Здесь нет определенных и ярких красок. Слова как в дымке, налет, чуть показывают неуловимость нюансов красоты возлюбленной, невозможность сколько-нибудь точно передать отражение ее переживаний в поэтическом слове. Она прекрасна, потому что в ее душе разгорается любовь, но поэт бессилен запечатлеть невыразимое.

Поэт ощущает себя творцом, когда в стихах создает новую красоту – красоту поэтического слова. Ему подвластен внешний блеск, будь то блеск ярких черт красоты природы или облика человека. Тут он ощущает себя богачом, всесильным чародеем.

Однако перед лицом тонкой внутренней красоты чувства, живой красоты изменчивой человеческой души, бросающей свой отсвет на черты внешности, поэт бессилен и жалок и сознает себя бедняком.

 

Ф.И. Тютчев

В стихотворениях Ф. Тютчева филология и философия помогают понять друг друга.

В центре тютчевской философии – первозданный Хаос. Хаос – изначальная стихия бытия, бездна, которая обнажается ночью. Ему противостоит Космос – упорядоченный благоустроенный мир. Хаос – первоматерия, грубая здоровая сила, от которой человек отделился, создал цивилизацию. Но цивилизация – это только покров над бездной. Она не изолирует эти силы. Поэзия Тютчева – это диалог борьбы Хаоса и космоса.

Тютчевская природа – это не пейзаж, населенный растениями, животными и людьми, а космос, в котором живут и действуют стихии воды, грозы, ночи, представляющие собой самостоятельные силы мироздания. Ночь для поэта не только одна из сторон бытия, но и выражение его сути. День – исцеление души после мучительной ночи, время, когда человеческая душа чувствует себя освобожденной от мучений и страданий. Это благодатный покров рокового мира. Поэт одинаково чуток к обеим сторонам действительности. Он понимает, что светлый златотканый покров – это всего лишь вершина, а не основа мироздания. Хаос – отрицательная беспредельность, зияющая бездна всякого безумия и безобразия, демонические порывы, восстающие против всего положительного и должного – вот глубочайшая сущность мировой души.

Таким образом, за каждой пейзажной зарисовкой, созданной в стихотворениях, стоит философская картина мира.

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

 

Это стихотворение написано Тютчевым в 1830 году во время одного из кратковременных приездов в Россию. Возможно, поэтому оно проникнуто таким тонким, как натянутая струна, чувством, сравнимым с чувством, возникающим в момент прощания с дорогим человеком, причем, прощания неизбежного. Что создает такое чувство?

Рассмотрим цветовую гамму стихотворения. Она, с одной стороны, достаточно пестрая: блеск и пестрота, багряные листья, лазурь; но, в то же время, поэт слегка приглушает эту пестроту, делает её осторожной. С помощью чего? С помощью эпитетов: умильная, таинственная, томный, лёгкий, туманная, тихая, грустно-сиротеющая, стыдливая, кроткая. Вообще стихотворение насыщено эпитетами. Эпитет – это яркое, образное, художественное определение, функция которого – создание красочных образов, эмоциональной атмосферы, передача авторской позиции.

В этом стихотворении эпитеты многообразны по структуре, значению. Составной эпитет грустно-сиротеющая передает и отношение поэта к изображаемому, и состояние природы: грусть, сиротство, одиночество, именно этот эпитет акцентирует тему прощания, расставанья. Но это расставанье, причиной которого является смерть.

Эпитеты контрастируют друг с другом. Вслед за «умильная, таинственная прелесть» появляется «зловещий блеск». Затем чередуется «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр». Контрастные состояния поэт не противопоставляет, а соединяет, так как стремится изобразить переходный момент в жизни природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.

Все стихотворение – это одно предложение. Предложение сложноподчиненное, в первой части – однородные члены с обобщающим словом. Местоимение с предлогом на всём вбирает в себя и шелест, и пестроту, и лазурь, и «ветр». Как бы по-разному не были охарактеризованы эти детали, составляющие картину природы, объединяет и завершает этот образ кроткая улыбка увяданья. Текст произносится на одном дыхании, как прощальный выдох.

Осенняя красота умирает. За образом природы возникает человеческий образ. Созданию этой параллели способствует, в том числе, и уже обозначенный эпитет грустно-сиротеющая. Еще более усиливается это олицетворение в строках: Ущерб, изнеможенье - и на всем// Та кроткая улыбка увяданья,// Что в существе разумном мы зовем// Божественной стыдливостью страданья.

Кроткая – незлобивая, покорная, смирная. Возникает образ девушки, смиренно ждущей неизбежности конца.

Н. А. Некрасов сказал по поводу стихотворения Ф. Тютчева «Осенний вечер»: «Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно только сравнить с чувством, какое овладевает человеком у постели молодой, умирающей женщины, в которую он был влюблен».

Стихотворение Ф. Тютчева перекликается со стихотворением А.С. Пушкина «Осень» написанным позже.

… … … Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Пушкинский образ, так же как и тютчевский, хранит отголоски былой красоты и смущен уже явными признаками увяданья. Оба стихотворения объединяет и предчувствие еще далеких, но приближающихся потрясений.

Стремление уловить переходное состояние как в жизни человека, так и в жизни природы характерно для творчества Ф. Тютчева. Тютчева интересуют наблюдения над стихиями природы и ее закономерностями. С помощью таких наблюдений поэт стремится познать сущность бытия, всеобщие законы вселенной.

 

****************************************************************

И гроб опущен уж в могилу,

И все столпилося вокруг…

Толкутся, дышат через силу,

Спирает грудь тлетворный дух…

 

И над могилою раскрытой,

В возглавии, где гроб стоит,

Ученый пастор, сановитый,

Речь погребальную гласит…

 

Вещает бренность человечью,

Грехопаденье, кровь Христа…

И умною, пристойной речью

Толпа различно занята…

 

А небо так нетленно-чисто,

Так беспредельно над землей…

И птицы реют голосисто

В воздушной бездне голубой…

 

В 1830-1836 г.г. Тютчев переживает внутренний конфликт «поэзии» и «истории». Это происходит в связи с событиями 1830 года - года июльской революции, ставшего для Европы эпохальным. Перелом в мировоззрении поэта приводит к тому, что вместо гармонии двух начал появляются в его поэзии образы двух непримиримых, несоединимых стихий. Оборотной стороной глубоко пережитой Тютчевым драмы стала ирония его по отношению к себе, проявляющаяся и в поэтическом творчестве.

Стихотворение «И гроб опущен уж в могилу» написано в 1835 году.

Основная интонация этого стихотворения – мрачно-ироническая, характерная для поэта в данный период, в период предощущения мировой катастрофы.

В стихотворении явно прослеживается три уровня: могила - над могилою - небо. Причем мрачно-ироническим настроением пронизаны первые три строфы, создающие картину первых двух уровней, а в четвёртой строфе формируется иное настроение, которое можно охарактеризовать как чистую, звенящую тоску.

Первая строка звучит как продолжение какого-то действия, какого-то события, оставшегося за рамками произведения. Какое это событие? Очевидно, человеческая жизнь, которая закончилась тем, что… «и гроб опущен уж в могилу». Авторское отношение к человеческой жизни обозначено прямо, откровенно: бренная, грешная. Мало того, могилу окружает толпа, безликая масса: «всё столпилося», «толкутся». Среди этой толпы выделяется одна фигура – пастор. Но эта фигура еще более подчеркивает авторскую иронию, чему способствует использование возвышенной лексики: «вещает», «гласит». Соответственно, люди должны «внимать» словам пастора, но… «и умною, пристойной речью толпа различно занята». Контраст между «вещает», «гласит» и «толпа» подчеркивает несуразность, нелепость человеческую.

Последняя строфа начинается с противительного союза «а», противопоставляющего небо всему, что под ним. Образы, созданные в четвертой строфе, противопоставлены от начала до конца тем, что обрисованы в первых трех строфах. Птицы «реют голосисто», они свободны, а жизнь людей омрачена тем, что они находятся на краю мрачной бездны («и над могилою раскрытой»). Противопоставлены нетленная чистота неба и тлетворный дух могилы, беспредельность неба и ограниченность человеческой жизни. Тему ограниченности создает семантическая цепочка: гроб, толкутся, спирает грудь, пристойная речь. Взору поэта открываются две бездны: одна – мрачная – внизу, другая – воздушная, голубая – вверху. Человеческая жизнь проходит между ними и заканчивается мраком, к сожалению, человеку недоступна чистота бездонная неба.

 

С. Есенин.

«Сорокоуст» (отрывок)

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

 

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

 

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну, куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает,

Что живых коней

Победила стальная конница?

Неужель он не знает, что в полях бессиянных

Той поры не вернет его бег,

Когда пару красивых степных россиянок

Отдавал за коня печенег?

По иному судьба на торгах перекрасила

Наш разбуженный скрежетом плёс,

И за тысчи пудов конской кожи и мяса

Покупают теперь паровоз.

 

………………………….

Сорокоуст – сорокадневная уставная церковная служба. Поминание по усопшем. В первой части произведения автор сразу заявляет свою роль, свою задачу:

Только мне, как псаломщику, петь

Над родимой страной аллилуйя.

Что же произошло? Почему аллилуйя звучит над родимой страной?

1917 - поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: «Уж смыла, стерла деготь/ Воспрянувшая Русь». Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении С.Есенина «Сорокоуст». В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.

В 1920 году рухнули утопические мечты поэта о социализме как "мужицком рае". Это свое мироощущение с особой лирической взволнованностью и драматизмом Есенин выразил в поэме «Сорокоуст». Поэма была написана Есениным во время его поездки на юг России в августе 1920 года.

Все мучительнее встает перед поэтом вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Особенно тяжело, временами трагически, в 1919—1921 годах переживает поэтреволюционную ломку старых, патриархальных устоев русской деревни. Глубокий внутренний смысл имеет в "Сорокоусте" рассказ о том, как паровоз обогнал тонконогого жеребенка. Именно в этой сцене поэма достигает своего кульминационного звучания:

Пронзительно-тревожным «чувством родины», потерь озарена вся поэма. Образы «Сороокуста» - дерзкие, впечатляющие.

Есенин вводит образ коня, как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни. Образом этого «прошлого», которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуацию «соревнования» между «чугунным конем» - поездом и «красногривым жеребенком».

Стихотворение построено на противопоставлениях:

Бежит – скачет

Поезд – жеребенок

Лапы (у поезда) – ноги (у жеребенка)

Поезд движется «в туманах…кроясь» – жеребенок скачет как на празднике

Железный – красногривый

Таким образом, в первой строфе образы поезда и жеребенка противопоставлены на всех уровнях.

Это противопоставление усиливается во второй строфе, где возникает антитеза двух временных пластов: современности и древности, «Когда пару красивых степных россиянок //Отдавал за коня печенег?»

Во второй же строфе ярко выражена авторская позиция: милый дуралей. Слово с ярко выраженной экспрессивной окраской, обращение к кому-то очень близкому. Это впечатление усиливается употреблением местоимения наш (Наш разбуженный скрежетом плёс). Образ лирического героя слит с образом деревни, таким образом, поэт свою судьбу разделяет с судьбой деревни, т.к. позиция лирического героя отражает позицию автора.

Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.

Стихотворение наполнено любовью к красногривому жеребенку, и вместе с тем пронизано болью, отчаянием и ужасом перед роковым вторжением в жизнь бездушного и жестокого врага – стальной конницы. В нем слиты нежность, трогательность и трагичность. Красногривый жеребенок олицетворяет собой все прекрасное. Это стихотворение о душе и бездушии. Душа поэта переполнена болью и отчаянием. Жеребенок – как ребенок. Как природа в изображении Есенина по-детски наивна и потому задавлена наступающей стальной конницей. С приходом в нашу жизнь стальной конницы «большая трава» превратилась в «поля бессиянные», серое и тусклое: увядает все живое. Они потеряли волшебное сияние нетронутости.

Н. Некрасов. «Утро»

Ты грустна, ты страдаешь душою:

Верю – здесь не страдать мудрено,

С окружающей нас нищетою

Здесь природа сама заодно.

 

Бесконечно унылы и жалки

Эти пастбища, нивы, луга,

Эти мокрые сонные галки,

Что сидят на вершине стога,

 

Эта кляча с крестьянином пьяным,

Через силу бегущая вскачь

В даль, сокрытую синим туманом,

Это мутное небо…Хоть плачь!

 

Но не краше и город богатый:

Те же тучи по небу бегут;

Жутко нервам – железной лопатой

Там теперь мостовую скребут.

 

Начинается всюду работа;

Возвестили пожар с каланчи;

На позорную площадь кого-то

Провезли – там уж ждут палачи.

 

Проститутка домой на рассвете

Поспешает, покинув постель;

Офицеры в наемной карете

Скачут за город: будет дуэль.

 

Торгаши просыпаются дружно

И спешат за прилавки засесть:

Целый день им обмеривать нужно,

Чтобы вечером сытно поесть.

 

Чу! Из крепости грянули пушки!

Наводненье столице грозит…

Кто-то умер: на красной подушке

Первой степени Анна лежит.

 

Дворник вора колотит – попался!

Гонят стадо гусей на убой;

Где-то в верхнем этаже раздался

Выстрел – кто-то покончил собой…

 

В стихотворении две части. По количеству строк они далеко не равны: первая часть, где идет описание сельской природы, занимает гораздо меньший объем, чем вторая часть, где возникает образ города. Таким образом, получается, что сельский пейзаж создает только общий фон. Что же это за фон?

Серая, унылая картина, навевающая скуку, тоску. Обычная российская картинка, далеко не праздничная и не нарядная: мелкий дождь, взъерошенные галки, грязь, кляча. Хотелось бы что-то изменить. Изменить, прежде всего, настроение, но поэт не дает читателю даже надежды, он знает, что нигде не найти глазу отрадной картины. Некрасов начинает вторую часть (4 строфа) как бы с противопоставления: союз НО тут же отрицается частицей НЕ:

Но не краше и город богатый.

Бедная деревня и богатый город похожи друг на друга: некрасивы!

Звуковая гамма стихотворения представляет собой какофонию грубых, режущих ухо, неприятных звуков: железной лопатой… мостовую скребут, гонят стадо гусей, возвестили пожар с каланчи, грянули пушки.

Эти звуки тем более резки, что в первой части звучала тишина. В этой тишине даже не слышен шелест дождя, не слышно и шлепанье копыт по мокрой дороге – все покрыто туманом.

Город занят, казалось бы, деятельной жизнью: начинается всюду работа.

Что это за работа? Офицеры скачут на дуэль, кого-то хоронят, гусей гонят на убой, кто-то покончил с собой. Не работа – убийство.

Но не только жизнь людей в городе представляет собой путь в могилу. Как и в деревне, «с окружающей нас нищетою здесь природа сама за одно». Две противоположные стихии захлестнули город: пожар и наводнение.

Образ лирического героя отчетливее наблюдается в первой части. Именно в 1 – 3 строфах читатель слышит его голос. Лирический герой обращается к своей любимой или к своей Музе. В этих строфах более ярко выражена авторская позиция: грустно, жалко, хоть плачь. Во второй части нет ключевых слов, которые прямо выражали бы чувства лирического героя. Герой выступает как наблюдатель, констатирует факты. Некрасов строит предложения по принципу параллелизма:

Проститутка домой на рассвете

Поспешает, покинув постель;

Офицеры в наемной карете

Скачут за город: будет дуэль...

…Торгаши просыпаются дружно…

…Дворник вора колотит – попался!...

Вторая часть - жесткая констатация фактов, без чувств, без эмоций, обыденная, бытовая. От того, что обыденным тоном герой нам описывает трагические события: смерть человека, наводнение, пожар, - становится страшно. В этом городе разрушены человеческие жизни, разрушены моральные ценности. Единственное чувство, которое возникает у лирического героя городским утром – жутко нервам.

Название стихотворения контрастирует с его содержанием. Слово утро вызывает ассоциации с чем-то чистым, зарёй, свежестью, росой, началом дня, началом жизни. Но образы стихотворения абсолютно противоположны данным ассоциациям.

Все в этом городе губительно для человека. Гибнет, прежде всего, душа, потому что в описании жизни города нет ни одного высокого, нравственного мотива. Обман, мошенничество, растление: проститутка возвращается с работы, торгаши готовы обмеривать и общитывать.

В целом возникает образ города-монстра.

 

И.Ф. Анненский.

Смычок и струны.

Какой тяжелый, темный бред!

Как эти выси мутно-лунны!

Касаться скрипки столько лет

И не узнать при свете струны!

 

Кому ж нас надо? Кто зажег

Два желтых лика, два унылых…

И вдруг почувствовал смычок,

Что кто-то взял и кто-то слил их.

 

«О, как давно! Сквозь эту тьму

Скажи одно: ты та ли, та ли?»

И струны ластились к нему,

Звеня, но, ластясь, трепетали.

 

«Не правда ль, больше никогда

Мы не расстанемся? Довольно?...»

И скрипка отвечала да,

Но сердцу скрипки было больно.

 

Смычок все понял, он затих,

Но в скрипке эхо все держалось…

И было мукою для них,

Что людям музыкой казалось.

 

Но человек не погасил

До утра свеч…И струны пели…

Лишь солнце их нашло без сил

На черном бархате постели.

 

И. Анненский — поэт большой психологической силы и тонкости.

В своей поэзии Анненский по-разному воплощает соотношение динамики вещей и динамики отраженных в этих вещах душевных процессов. В стихотворении «Смычок и струны» эта связь имеет символический характер, здесь вещь замещает человека и поэтому наделяется человеческими качествами.

Внешне стихотворение сочетает в себе признаки рассказа в стихах и драматического диалога. «Повествовательный» план этой лирической пьесы намечен пунктиром глаголов совершенного вида: «зажег…взял… слил…нашло».

Восприятию читателя или слушателя предлагается лишь событийная рамка, как бы минимальная сюжетная мотивировка звучащего в «пьесе» диалога. В качестве вещных знаков психологических отношений в нем использована вынесенная в заголовок пара «Смычок и струны». Конкретность, вещественность этих предметов контрастирует с крайней зыбкостью человеческого присутствия. Во второй строфе используются неопределенные местоимения: кто-то; вопросительные: кому, кто. Расстановка действующих лиц драмы проясняется только в конце стихотворения: человек, который всю ночь играл на скрипке, всю ночь горели свечи, и звучала музыка.

Стихотворение наполнено музыкой и страданием, сладкой мукой.

Стихотворение очень музыкально. Вопрос: ты та ли, та ли? – звучит уже не как вопрос, а как музыкальный такт». Словарное значение слов «нас надо» и «ты та ли, та ли» будто растворяется в самой звуковой имитации игры на скрипке.

Большую роль в создании музыкальности в этом стихотворении играет ассонанс. В 1, 2 и 5 строфах – ассонанс на [о,у], он создает томное, мучительное чувство. В 3 и 4 строфах звук становится более открытым, используется ассонанс на [а, э], в 6 строфе – сбалансированное сочетание [о,у], [а, э]. В 3 и 4 строфах мы находим лексические повторы: ластились, ластясь. Здесь же – внутренняя рифма: одно, давно. Стихи льются, как песня, точнее как романс, романсовую атмосферу подчеркивает и черный бархат, и желтые лики свечей.

Сначала голоса пробиваются как будто сквозь туман, звучат смутно. Но в 3 и 4 строфах голоса обретают силу, герои обретают друг друга. 4 строфа - кульминационная. В ней ярко звучит тема слияния любви и музыки, человека и музыки, муки и творчества.

Стихотворение написано 4-хстопным ямбом, что придает лёгкость звучанию. Во второй и третьей строфах заметно преобладание одно – и двусложных слов: прерывистость слов противодействует ритмической инерции четырехстопного ямба, насыщает строку сверхсхемными ударениями.

Синтаксическая структура многих предложений подчеркивает силу переживаний героев. В предложениях – недосказанность, взволнованность.

Миг переживаемого счастья неотделим от импульса боли, рождаемого сознанием того, что счастье мимолетно. Мгновение гармонии – будто кратковременный мираж на фоне «темного бреда» повседневности. Но стремление к гармонии неустранимо, даже если оно чревато гибелью, как неустранима роковая связь музыки и муки – таковы смысловые ассоциации, рождаемые движением стиха. В стихотворении звучит музыка любви и поэзия музыки.

 

Литература

1. Выготский Л. С. Психология искусства. – Ростов н/Д: Феникс, 1998, 480 с.

2. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. - М.: Олимп, 1991, 298 с.

3. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972, 356 с.

4. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для вузов. /Под ред. Рез З.Я. – М.: Просвещение., 1977, 384 с.

5. Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей./ Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. в 2-х ч. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994, 228 с.

6. Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. – М.: Олимп, 1996, 688 с.

7. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/Российская АН.; Российский фонд культуры. – М.: АЗЪ, 1995, 928 с.

8. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1985, 736 с.

9. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературы. – М.: 1963.

10.Серебряный век. Поэзия. – М.: АСТ, Олимп, 1996,672 с.

11.Толстой Л. Н. Что такое искусство? – М.: Современник, 1985, 592 с.

12.Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.: Просвещение, 1977, 320 с.

13.Фет А.А. Стихотворения. Проза. Письма. – М.: Советская Россия, 1988, 464 с.

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 1400; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!