Высокое общественное значение монашества
Монашество в христианской Церкви имело громадное общественное значение. Подвижники монастырей явились светильниками веры и благочестия. Слава о жизни и подвигах св. пустынников привлекала к ним многих людей, искавших наставления и утешения. Посетители монастырей не только учились сами у них благочестию, но рассказывали о них и другим, записывали их слова и деяния и старались подражать их примерам в жизни. При монастырях устраивались больницы, приюты. Из монастырей направлялась милостыня в места, где жителей постигло какое-нибудь бедствие.
Громадную услугу Церкви оказало монашество и в ее борьбе с остатками язычества и с разного рода ересями. Поселяясь в глухих местах, на границах с языческими странами, св. подвижники изумляли своими подвигами язычников, убеждая их в силе христианского Бога. В борьбе Церкви с ересями монашество часто выступало в защиту Православия как несокрушимая сила. Так, в борьбе с несторианством монахи воздействовали на колебавшегося императора Феодосия, чтобы он решительно стал на сторону православного населения. В борьбе за иконопочитание они мужественно отстояли почитание икон от натиска иконоборцев.
Наконец, монастыри были центрами духовного просвещения и церковно-богослужебного творчества. Богословская литература, богослужебные чинопоследования, церковные молитвы и песнопения, главным образом, обязаны своим происхождением христианским монахам.
|
|
Раздел III. БОГОСЛУЖЕНИЕ.
Священные времена, праздники и посты
В эпоху Вселенских соборов с большей полнотой и точностью определился круг богослужебных времен, а вместе с тем, при постоянном общении Церквей в нем было установлено и большее однообразие.
Воскресение Константин Великий выделил в особо чтимый день, когда прекращают работу государственные учреждения, суды. Феодосий Великий ввел в этот день отмену зрелищ и развлечений, чтобы полностью посвящать его Богу.
Постными днями издревле были среда и пятница. Многодневные посты формируются не сразу. Позже всего сформировался Успенский пост. В Западной же Церкви, вместо среды, окончательно вошел в общее употребление пост в субботу – время пребывания Христа во гробе. Кроме того, суббота - праздник иудеев, распявших Христа, поэтому, в противовес им вводится день аскезы. Этот обычай документально известен со времени папы Иннокентия I, но на самом деле это очень древний обычай. Против этого обычая возражал Трулльский собор, говоря, что это отступление от апостольских традиций. Запад сейчас уже не практикует пост в субботы. Более того, сейчас Запад вовсе отменил посты. Постятся лишь монахи. Остальным предписывается пост в Великую Пятницу - воздержание от мяса, и можно есть один раз. Великие посты на Западе сейчас практически не обязательны.
|
|
В эту эпоху увеличился круг годичных праздников. К праздничным дням, установленным в первые три века, в IV веке присоединились праздники: Обрезания Господня, Воздвижения Креста Господня, в VI веке - Преображения Господня.
О времени празднования Пасхи однозначно высказывался еще I-й Вселенский собор. Связано это с государственной политикой Константина Великого: империи нужно единство даже во времени праздников, т.к. празднование Пасхи сочетается с делами милосердия, например, амнистией заключенных.
Второй по значению праздник после Пасхи - Рождество Христово. Этот праздник появляется не сразу. Вообще, происхождение его – западное. Там Богоявление – это явление воплотившегося Бога миру. На Востоке же под Богоявлением понимали Крещение Господне, когда происходит явление Бога-Троицы. Впервые Рождество Христово на Востоке празднуется при Златоусте. На Западе же это празднество зародилось как противовес языческим мистериям, приходящимся на этот период (зимнего солнцестояния). На Востоке постепенно праздник Богоявления разделяется на Рождество и Крещение. Праздники Сретения, Вход в Иерусалим, Преображение и др. Господские в IV в. получают свою единую дату празднования. Праздник Воздвижения Креста Господня установился в IV в. в связи с обретением креста царицей Еленой.
|
|
Чествование Богоматери особенно усилилось после победы Церкви над несторианской ересью, унижавшей достоинство Богоматери. В честь Ее установлены были праздники: Благовещения, Рождества Богородицы (V в.), Успения (VI в.), Введения во храм (VШ в.).
Много праздников установлено в память святых мучеников и исповедников. К их памяти христиане относились с особенным благоговением. В них они чтили страстотерпцев, засвидетельствовавших истину Евангелия своей кровью. На гробах мучеников воздвигались алтари и храмы, их мощи переносились в храмы. Новые храмы посвящались их именам. Дни кончины мучеников стали праздничными днями, в которые на местах их погребения отправлялось всенощное бдение; устраивались вечери любви и совершалась Евхаристия. Церковные проповедники восхваляли их в одушевленных речах, поэты - в восторженных гимнах. С необычайной ревностью отыскивали их реликвии. Каждый город, каждая провинция имели своего особенного святого заступника.
|
|
Храмы и их устройство.
Богослужебные здания христиан в эту эпоху получили вполне благоустроенный вид и сложились в один определенный архитектурный тип. В первые три века места богослужебных собраний христиан отличались разнообразием своего вешнего вида. Ими были и простые жилые помещения, и катакомбы, и специально устроенные здания. Но последних было мало: строить их было небезопасно, потому что во время гонений они или конфисковывались или разрушались. Теперь эта опасность миновала, и религиозное чувство христиан выразилось в церковном строительстве. Везде, где были христианские общины возникли здания с специальным назначением для богослужебных собраний. Императоры и епископы, отдельные лица из мирян, располагавшие средствами, и целые приходские общины состязались друг с другом в возведении христианских храмов. Особенной красотой и благолепием отличались храмы, построенные христианскими государями. Таковы были храмы, построенные императором Константином и матерью его Еленой в Палестине на месте гроба Господня, на горе Елеонской, в Вифлееме и Хевроне, церкви во имя апостолов Петра и Павла, в Константинополе, церкви Латеранская и Ватиканская в Риме.
До наших дней в Палестине сохранился храм Рождества Христова в Вифлееме. Не смотря на неоднократные пожары эта базилика сохраняет свой первоначальный вид. В языческие времена это здание было общественно-административным строением. Здесь располагался суд, иногда торговля (что-то вроде биржи). Сам храм состоит из 2-х поперечных нефов и представляет собой форму креста. До нас дошли остатки первоначального убранства: пол из мрамора и мозаики. Строительство этого храма курировала лично царица Елена, в тот момент, когда она отправилась во Св. Землю, чтобы отыскать все, что связано с земной жизнью, смертью и воскресением Спасителя. В ходе раскопок были обретены: гроб, орудия смерти. Над этим местом был поставлен еще один храм Воскресения Христова. Этот храм несколько иной: он купольный, в византийском стиле. Этот храм сохранился значительно хуже. Со времен св. Елены он неоднократно перестраивался.
В Риме не сохранилась первоначальная базилика св. Петра. На ее месте сейчас стоит храм, построенный Микеланджело. Предание говорит, что это действительно место погребения св. ап. Петра. Первоначальная базилика стояла на кладбище, где погребались христиане-мученики. Там по преданию находилась могила ап. Петра. Кстати этот факт неточности сведений о захоронении апостола любят использовать протестанты в спорах с католиками. Нам нехорошо следовать за этим аргументом. Преданию должно доверять. Храм построен по желанию имп. Константина Великого на Ватиканском холме. Также в Риме сохранилась знаменитая Латеранская церковь. Это что-то вроде домовой церкви римских понтификов.
Но чудом архитектурного искусства той эпохи была Софийская церковь в Константинополе, построенная Юстинианом. Громадный купол со множеством окон, ок. 36 саж. в окружности, создавал ощущение огромности, небесности пространства храма. При освящении этого храма Юстиниан воскликнул с гордостью: "Я победил тебя, Соломон!"
Об устройстве храмов. Первоначально в храмах - один престол, что подчеркивает единственность и уникальность Голгофской жертвы. Однако со временем появляются и дополнительные престолы в одном и том же храме. Эти нововведения распространяются с Запада со времен папы Григория Двоеслова (VI в.). Сами престолы на западе (до II Ватиканского собора 1963-65 гг.) пристраивались непосредственно к стене храма. Прямоугольный престол из камня - это отголосок древней практики служения на гробницах мучеников в катакомбах.
Без престола не позволялось совершать литургии. Однако для миссионерских и военных целей стали употребляться переносные престолы, но в виду неудобства их они стали заменяться священными напрестольными пеленами, получившими название антиминсов. У латинян же для этого стали употребляться священные каменные плиты. Антиминс считали существенно необходимым, и удалять его с престола не допускалось. Над престолом устраивался на четырех колоннах балдахин, называвшийся киворием. К колоннам, посредством золотых цепочек, привешивался сосуд в форме голубя с освященными дарами. Впоследствии место его заменил ковчег в виде башенки. Все эти принадлежности христианских храмов, где позволяли средства, изготавливались из ценных материалов: золота, серебра и украшались драгоценными камнями.
Место для алтаря было уже на несколько ступеней выше сравнительно со средней частью храма. Часть этого возвышения пред алтарем, назначавшаяся для клира, чтецов и певцов, называлась солеей. Алтарные преграды невысокие. До сих пор на Западе нет правила делать высокие преграды. Они лишь чуть обозначены. К преграде подходят миряне для причащения. За преградой - места для клира во время богослужений. На Востоке же с VIII в., благодаря развитию иконописного искусства, иконами стала заменяться та решетка, которой отделялся алтарь от средней части храма: появляется иконостас. Сначала он также невелик. В дальнейшем иконостас развился в многоярусное строение.
В своем внутреннем устройство храмы сохраняли прежний вид. Они делились на притвор, помещение верующих и алтарь. Существенная перемена коснулась притвора: с уменьшением числа кающихся и оглашенных, он уменьшался в размерах.
Внешний вид христианских храмов определился благодаря тому, что в собственность Церкви передано было, много общественных зданий – базилик. Базилики представляли из себя продолговатые прямоугольные здания, вытянутые с Запада на Восток. Они то и были приспособлены к христианским храмам. Плоская кровля базилик сменилась куполами. Такая форма построек, получившая название византийского стиля, особенно распространилась со времени Юстиниана I (VI век). Сохраняя форму креста, храмы строились как круглые, так и продолговатые, последние в свою очередь стали строить в стиле "корабля".
Появление колоколов. На востоке первоначально созывали на богослужения с помощью била. На Западе - маленькими колокольчиками. Появление колоколов на западе связано с легендой: Павлину Ноланскому было видение ангелов, которые бьют в большие колокольчики (цветы).
С введенном колоколов при храмах стали устраиваться особые здания – колокольни (звонницы). Впервые об употреблении колоколов упоминается на Западе в VII в. При Карле Великом (VШ в.) колокольный звон сопровождал богослужения повсеместно. На Востоке впервые колокола появились в половине IX в., когда по просьбе Василия Македонянина (867-886 гг.) венецианский дож Орсо прислал в Константинополь 12 колоколов для вновь сооруженной церкви. Но это нововведение не сразу привилось на Востоке. И только в эпоху крестовых походов колокола стали входить там в общее употребление. Название колоколов (кампанами) произошло от кампанской руды (Кампания – провинция в Италии), из которой они отливались.
К главному зданию храма примыкало часто еще несколько построек, соединенных с ним и обнесенных оградой. Таковы были крестильни. Они имели круглую форму, с бассейном в середине, окруженным рядами колонн. Пред входом в крестильню часто находилась особая большая комната для поучения оглашенных.
Для хранения церковных драгоценностей: сосудов, одежд, книг, архива при больших церквам строились особые здания. Кроме того, при храмах строились благотворительные заведения: дома для кормления бедных, приюты для сирот и престарелых, воспитательные дома, лечебницы и т.п. Кладбища также большей частью находились в церковной ограде.
Развитие богослужения.
Христианские богослужение во втором периоде (313-1054гг.) достигло полного своего расцвета. Оно развило в себе необыкновеннее богатство формы и содержания.
Первым богослужебным актом, с которого начиналась христианская жизнь верующего, было, как и прежде, таинство Крещения. В его совершении произошли некоторые изменения, но они касались не сущности таинства, а порядка оглашения. С V-го века, когда в общую практику вошло крещение детей, институт оглашенных прекратил свое существование.
Затем, больше однообразия введено было в основной богослужебный чин литургии. До IV в. на Востоке совершались свои литургии: в Иерусалимской Церкви - апостола Иакова, в Александрийской - Марка, в Римской - мужа апостольского Климента. В IV в. Василий Великий и Иоанн Златоуст пересмотрели чин литургии. Их литургийные чины, одобренные Церковью, вошли в практику на Востоке с именем этих святителей.
На Западе для совершенствования богослужения много сделали Амвросий Медиоланский и папа Григорий Великий Двоеслов, с именем которого существует литургия Преждеосвященных Даров. С прекращением института оглашенных последовало исключение из литургии обряда удаления оглашенных из храма.
К богослужебным часам в течение дня - третьему, шестому и девятому (которые были унаследованы от ветхозаветной традиции) – присоединились теперь (под влиянием монашеского богослужения) полунощница, первый час и повечерие. Но для удобства все эти, отдельные прежде, части богослужения сведались к трем моментам - утреннему времени после полуночи, дневному перед полуднем, и вечернему. В противовес еретикам, которые для совершения богослужения собирались ночью, были установлены всенощные бдения (IV в.). Это службы под особо чтимые праздники.
Евхаристия с IV в. совершается в первой половине дня, в отличие от обычая первых христиан совершать литургию ночью.
Как существенную особенность в богослужении этого времени нужно отметить увеличение церковных чинопоследований. Оно стоит в тесной связи, с одной стороны, с развитием догматического учения Церкви, с другой - с введением новых праздников Господних, Богородичных и в честь святых. Догматические идеи находили свое выражение не только в отвлеченных определениях, но и в религиозной лирике - гимнах, молитвах и славословиях, отвечавших потребностям сердца. Установление новых праздников потребовало составления новых богослужебных чинопоследований.
Расцвет богослужебного творчества в эту эпоху связан с именами ряда замечательных церковных поэтов, обогативших богослужение своими высокохудожествеными по форме, глубокими по содержанию и силе религиозного чувства песнопениями и молитвами. Знаменитые богословы IV в. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Ефрем Сирин на Востоке, Амвросий Медиоланский на Западе были в то же время замечательными церковными поэтами. В V-м в. замечательными церковными песнописцами были Анатолий, патриарх Константинопольский (†458 г.); Роман Сладкопевец (к. 510 г.); Никита Ремезианский (†510г.) в VII веке - Софроний, патриарх Иерусалимский († 641 г.) и Андрей, архиепископ Критский (†ок. 712 г.); в VIII веке - Герман, патриарх Константинопольский, Иоанн Дамаскин и современник его Косьма Маиумский, в IX веке - Иосиф Песнописец, Феодор Студит, инокиня Кассия и другие. Первое место среди церковных поэтов, несомненно, принадлежит Иоанну Дамаскину. По силе поэтического вдохновения среди церковных поэтов ему нет равного. Наиболее выдающимися произведениями церковной литургики этой эпохи можно считать "Покаянные каноны" Романа Сладкопевца, и каноны Иоанна Дамаскина на Пасху, Рождество, Богоявление и догматики.
На поприще богослужебного творчества подвизались не одни духовные лица. Император Юстиниан составил и ввел в церковное употребление гимн "Единородный Сыне и Слове Божий". Императору Феофилу - иконоборцу, принадлежат песнопения: "Благословите стропы" 4-го гласа, "Слыши дщи Сионя" 8-го гласа и стихиры в неделю Ваий "Приидите языцы".
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 282; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!